Оставте заявку и мы свяжимся с вами.
Растение харитаки - Аюрведа Плюс. Магазин аюрведических товаров.
27.06.2011
В тибетской медицинской литературе считается, что самой важной и полезной с точки зрения целебных свойств разновидностью "Terminalia chebula" - миробалана хебула - является виджая, остальным приписывается лишь второстепенное значение. В аюрведической литературе подобная точка зрения, основанная на превосходстве виджаи над другими видами растения, встречается только в Раджа-нигханту.
Описание растения
Определению растения способствуют его многочисленные описания, встречающиеся как в Аюрведе, так и в тибетсткой медицинской литературе. Согласно Бхава-пракаша-нигханту, по форме виджая напоминает тыкву-горлянку, рохини - круглая, у плода путаны сравнительно большая косточка, амрита обладает мясистой структурой, у абхайи - пять гребешков, или складок, дживанти - золотистого цвета, а у четаки - три гребешка. В других аюрведических текстах можно найти много различных описаний этого растения. В тибетских медицинских текстах приводится описание, согласно которому виджая характеризуется замкнутыми краями и тонкой ножкой. Канака-варна - золотистая, похожа на круглую луковицу и обладает пятью или восемью гребешками. Мамсала - мясистая, плод виндхьи - чёрный и без косточки, а у сукшмы много складок.
Место обитания
В Тибете считается, что виджая, лучшая из разновидностей харитаки, растёт в божественном дворце Якша Вайшраваны, а также на горе Гандхамардана . Во многих тибетских текстах подчёркивается, что виджая растёт только на склонах этой горы. Также говорится, что поскольку многим людям гора Гандхамардана недоступна, то семена харитаки были посеяны и во многих других местах. При этом отмечается, что все виды харитаки растут на одном дереве, в центре располагается виджая, на востоке - абхайя, на юге - мамсала, на западе - рохини, на севере - шукша.
В Аюрведе на этот счёт существует несколько другое мнение. Хотя не все аюрведические тексты единодушны в своих взглядах, большинство из них придерживается мнения, что виджая растёт на горе Виндхья (Гандхамардана в тибетсткой литературе), четаки и путана - в Гималаях, рохини - в Синдхе, амрита и абхайя - в Камбе, а дживанти - в Саурастре. Из этого видно, что Аюрведа не придаёт решающего значения Гандхамардане, когда речь идет о месте обитания харитаки.
Ботанические характеристики
Согласно некоторым тибетским источникам, у дерева харитаки большой ствол, толстые листья, жёлтые цветы и черновато-жёлтые плоды. В других тибетских источниках также можно найти описания ботанических свойств харитаки. В дошедших до нас работах по Аюрведе подобные описания отсутствуют.
Сравнения
В тибетской медицине различные части растения сравниваются с другими вещами. Например, о цветах харитаки говорится, что они напоминают цветы фигового дерева. В Упамана-тантре утверждается, что харитаки сродни маленькому высушенному кусочку куркумы. В ней также говорится, что виджая напоминает хвостик тыквы, её золотисто-жёлтые цветы подобны золотому яйцу, а также надувшейся лягушке. Абхайя по форме сродни головастику и похожа на закруглённый горшочек. Подобного рода сравнения редко встречаются в текстах Аюрведы.
Вкус, остаточный вкус, действие и свойства
В аюрведической литературе говорится, что харитаки обладает пятью различными вкусами - сладким, кислым, острым, горьким и вяжущим. Особо подчёркивается то, что шестой вкус - солёный - в этом растении отсутствует. В тибетской литературе вкусовые свойства терминалии обсуждаются очень подробно, причём тибетские авторы часто ссылаются на различные индийские источники. Однако некоторые тибетские учёные не соглашаются с результатом наблюдений и исследований индийских коллег и считают, что в харитаки присутствуют все шесть вкусов, т. е. сладкий, кислый, солёный, острый, горький и вяжущий.
Согласно Аюрведе, лекарство обладает согревающим действием. В тибетской литературе считается, что оно обладает всеми восемью различными действиями - вирьей: утяжеляющим, умасливающим, сильно охлаждающим, отупляющим, облегчающим, сушащим, согревающим и обостряющим.
Конечный, остаточный вкус харитаки с точки зрения Аюрведы - сладкий. Однако в тибетской литературе утверждается, что лекарство обладает всеми тремя видами випака - сладким, кислым и острым.
Аюрведа приписывает харитаки два основных свойства - лёгкость и сухость. В тибетских текстах упоминаются семнадцать свойств этого лекарственного растения: мягкий, тяжелый, горячий, маслянистый, устойчивый, холодный, пресный, чрезвычайно холодный, гладкий, жидкий, сухой, плотный или твёрдый, горячий, лёгкий, острый или резкий, жесткий и текучий.
В тибетской литературе подробно описывается, как эти свойства соотносятся с нарушением равновесия дош и элементов тканей. В аюрведической литературе наиболее подробно рассматриваются пять вкусов харитаки.
Терапевтические свойства
Некоторые тибетские учёные утверждают, что целебные свойства виджаи и других разновидностей харитаки практически совпадают. Однако это положение оспаривается другими авторами тибетских медицинских книг, - "мудрецы смеются над подобными описаниями, сделанными глупцами". Как уже отмечалось ранее, в Аюрведе виджае не придаётся столь большого значения, хотя по мнению некоторых аюрведических врачей она способна вылечить все болезни. Другие разновидности растения обладают, согласно Аюрведе, самостоятельным терапевтическим действием. Так, в Раджаваллабха-нигханту говорится, что дживанти широко употребляется в терапии с применением масел, рохини помогает от туберкулёза, виджая применяется во всех видах лечения, путана - эффективно применяется для наружных методов лечения, амрита - это сильное слабительное средство, абхайя помогает при лечении глазных болезней, а калика способствует устранению гнилостного запаха нагноений и язв.
В тибетской литературе разным частям растения приписываются различные лечебные свойства. Согласно Дхармасвами, его корни устраняют заболевания костей, ствол - мускулов, кора - кожи, ветви - сосудов, листья - внутренних органов, а плоды - жизненно важных органов и сердца. В Аюрведе подобное описание не встречается.
Мифология происхождения харитаки
В аюрведических и тибетских медицинских текстах можно найти много мифов о том, откуда произошла харитаки. Вот некоторые из них.
Семь капель нектара упали на землю изо рта Вишну - в некоторых мифах Брахмы, - из этих капель и произошли семь видов харитаки (Бхава-пракаша).
Капли нектара пролились на землю, выпав изо рта Индры, и от них произошла харитаки (Бхава-пракаша нигханту.
В тибетсткой литературе эти две легенды описаны очень подробно. Кроме того, там говорится следующее: "Во благо всех живых существ божественная монахиня Матисанкари собрала пучок голубоватой виджаи (разновидность харитаки), похожий на голову лошади, и пожертвовала его Манохари Деви, которая являлась Сиддха Деви и телом воплощения - нирманакайей - Амриты, богини медицины. При этом она произнесла: "Манохари Деви, пожалуйста, выслушай меня! Этот пучок виджаи, лучшего из всех лекарств, обладающего замечательными целебными свойствами и совершенной формой, я жертвую тебе, о божественная Сиддха Деви, потому что ты так любишь меня. Прошу тебя, прими его во имя всех грядущих поколений живых существ. Пожалуйста, посей семя моей молитвы. И когда плод созреет, это, несомненно, принесёт великую пользу всем живым существам". Сиддха Деви взяла харитаки, пошла в Бхарату к Ваджрасане и совершила пожертвование аваханы, стути и пуджи Джина Парашаре десяти направлений. Она молила гуру и три-ратнас о сострадании и сказала так: "В основе моих поступков лежат чистота и непорочность, они не затронуты иллюзией хету и пхалы. Да будет здесь Сиддхи согласно моей молитве и благодаря силе истины". Так появилась харитаки".
Рассказ Дхармасвами о происхождении харитаки: "Как-то на пути в Гандхамардану, расположенную к востоку от Варанаси, бог земли и богиня воды предались любви и слились в объятьях. В результате вирья и артава смешались, и на земле вырос лес харитаки".
(Вайдья Дас)
Теги:
Растение харитаки
В книге "Принципы ламаистской фармакогнозии" приводятся мнения различных индийских и тибетских авторов касательно разновидностей лекарства. Согласно приведённым в ней мнениям, существует семь типов харитаки: 1) виджая; 2) калаша-кантха; 3) аюхвардхака; 4) амрита; 5) абхайя; 6) вриддхикари; 7) шушка.В тибетской медицинской литературе считается, что самой важной и полезной с точки зрения целебных свойств разновидностью "Terminalia chebula" - миробалана хебула - является виджая, остальным приписывается лишь второстепенное значение. В аюрведической литературе подобная точка зрения, основанная на превосходстве виджаи над другими видами растения, встречается только в Раджа-нигханту.
Описание растения
Определению растения способствуют его многочисленные описания, встречающиеся как в Аюрведе, так и в тибетсткой медицинской литературе. Согласно Бхава-пракаша-нигханту, по форме виджая напоминает тыкву-горлянку, рохини - круглая, у плода путаны сравнительно большая косточка, амрита обладает мясистой структурой, у абхайи - пять гребешков, или складок, дживанти - золотистого цвета, а у четаки - три гребешка. В других аюрведических текстах можно найти много различных описаний этого растения. В тибетских медицинских текстах приводится описание, согласно которому виджая характеризуется замкнутыми краями и тонкой ножкой. Канака-варна - золотистая, похожа на круглую луковицу и обладает пятью или восемью гребешками. Мамсала - мясистая, плод виндхьи - чёрный и без косточки, а у сукшмы много складок.
Место обитания
В Тибете считается, что виджая, лучшая из разновидностей харитаки, растёт в божественном дворце Якша Вайшраваны, а также на горе Гандхамардана . Во многих тибетских текстах подчёркивается, что виджая растёт только на склонах этой горы. Также говорится, что поскольку многим людям гора Гандхамардана недоступна, то семена харитаки были посеяны и во многих других местах. При этом отмечается, что все виды харитаки растут на одном дереве, в центре располагается виджая, на востоке - абхайя, на юге - мамсала, на западе - рохини, на севере - шукша.
В Аюрведе на этот счёт существует несколько другое мнение. Хотя не все аюрведические тексты единодушны в своих взглядах, большинство из них придерживается мнения, что виджая растёт на горе Виндхья (Гандхамардана в тибетсткой литературе), четаки и путана - в Гималаях, рохини - в Синдхе, амрита и абхайя - в Камбе, а дживанти - в Саурастре. Из этого видно, что Аюрведа не придаёт решающего значения Гандхамардане, когда речь идет о месте обитания харитаки.
Ботанические характеристики
Согласно некоторым тибетским источникам, у дерева харитаки большой ствол, толстые листья, жёлтые цветы и черновато-жёлтые плоды. В других тибетских источниках также можно найти описания ботанических свойств харитаки. В дошедших до нас работах по Аюрведе подобные описания отсутствуют.
Сравнения
В тибетской медицине различные части растения сравниваются с другими вещами. Например, о цветах харитаки говорится, что они напоминают цветы фигового дерева. В Упамана-тантре утверждается, что харитаки сродни маленькому высушенному кусочку куркумы. В ней также говорится, что виджая напоминает хвостик тыквы, её золотисто-жёлтые цветы подобны золотому яйцу, а также надувшейся лягушке. Абхайя по форме сродни головастику и похожа на закруглённый горшочек. Подобного рода сравнения редко встречаются в текстах Аюрведы.
Вкус, остаточный вкус, действие и свойства
В аюрведической литературе говорится, что харитаки обладает пятью различными вкусами - сладким, кислым, острым, горьким и вяжущим. Особо подчёркивается то, что шестой вкус - солёный - в этом растении отсутствует. В тибетской литературе вкусовые свойства терминалии обсуждаются очень подробно, причём тибетские авторы часто ссылаются на различные индийские источники. Однако некоторые тибетские учёные не соглашаются с результатом наблюдений и исследований индийских коллег и считают, что в харитаки присутствуют все шесть вкусов, т. е. сладкий, кислый, солёный, острый, горький и вяжущий.
Согласно Аюрведе, лекарство обладает согревающим действием. В тибетской литературе считается, что оно обладает всеми восемью различными действиями - вирьей: утяжеляющим, умасливающим, сильно охлаждающим, отупляющим, облегчающим, сушащим, согревающим и обостряющим.
Конечный, остаточный вкус харитаки с точки зрения Аюрведы - сладкий. Однако в тибетской литературе утверждается, что лекарство обладает всеми тремя видами випака - сладким, кислым и острым.
Аюрведа приписывает харитаки два основных свойства - лёгкость и сухость. В тибетских текстах упоминаются семнадцать свойств этого лекарственного растения: мягкий, тяжелый, горячий, маслянистый, устойчивый, холодный, пресный, чрезвычайно холодный, гладкий, жидкий, сухой, плотный или твёрдый, горячий, лёгкий, острый или резкий, жесткий и текучий.
В тибетской литературе подробно описывается, как эти свойства соотносятся с нарушением равновесия дош и элементов тканей. В аюрведической литературе наиболее подробно рассматриваются пять вкусов харитаки.
Терапевтические свойства
Некоторые тибетские учёные утверждают, что целебные свойства виджаи и других разновидностей харитаки практически совпадают. Однако это положение оспаривается другими авторами тибетских медицинских книг, - "мудрецы смеются над подобными описаниями, сделанными глупцами". Как уже отмечалось ранее, в Аюрведе виджае не придаётся столь большого значения, хотя по мнению некоторых аюрведических врачей она способна вылечить все болезни. Другие разновидности растения обладают, согласно Аюрведе, самостоятельным терапевтическим действием. Так, в Раджаваллабха-нигханту говорится, что дживанти широко употребляется в терапии с применением масел, рохини помогает от туберкулёза, виджая применяется во всех видах лечения, путана - эффективно применяется для наружных методов лечения, амрита - это сильное слабительное средство, абхайя помогает при лечении глазных болезней, а калика способствует устранению гнилостного запаха нагноений и язв.
В тибетской литературе разным частям растения приписываются различные лечебные свойства. Согласно Дхармасвами, его корни устраняют заболевания костей, ствол - мускулов, кора - кожи, ветви - сосудов, листья - внутренних органов, а плоды - жизненно важных органов и сердца. В Аюрведе подобное описание не встречается.
Мифология происхождения харитаки
В аюрведических и тибетских медицинских текстах можно найти много мифов о том, откуда произошла харитаки. Вот некоторые из них.
Семь капель нектара упали на землю изо рта Вишну - в некоторых мифах Брахмы, - из этих капель и произошли семь видов харитаки (Бхава-пракаша).
Капли нектара пролились на землю, выпав изо рта Индры, и от них произошла харитаки (Бхава-пракаша нигханту.
В тибетсткой литературе эти две легенды описаны очень подробно. Кроме того, там говорится следующее: "Во благо всех живых существ божественная монахиня Матисанкари собрала пучок голубоватой виджаи (разновидность харитаки), похожий на голову лошади, и пожертвовала его Манохари Деви, которая являлась Сиддха Деви и телом воплощения - нирманакайей - Амриты, богини медицины. При этом она произнесла: "Манохари Деви, пожалуйста, выслушай меня! Этот пучок виджаи, лучшего из всех лекарств, обладающего замечательными целебными свойствами и совершенной формой, я жертвую тебе, о божественная Сиддха Деви, потому что ты так любишь меня. Прошу тебя, прими его во имя всех грядущих поколений живых существ. Пожалуйста, посей семя моей молитвы. И когда плод созреет, это, несомненно, принесёт великую пользу всем живым существам". Сиддха Деви взяла харитаки, пошла в Бхарату к Ваджрасане и совершила пожертвование аваханы, стути и пуджи Джина Парашаре десяти направлений. Она молила гуру и три-ратнас о сострадании и сказала так: "В основе моих поступков лежат чистота и непорочность, они не затронуты иллюзией хету и пхалы. Да будет здесь Сиддхи согласно моей молитве и благодаря силе истины". Так появилась харитаки".
Рассказ Дхармасвами о происхождении харитаки: "Как-то на пути в Гандхамардану, расположенную к востоку от Варанаси, бог земли и богиня воды предались любви и слились в объятьях. В результате вирья и артава смешались, и на земле вырос лес харитаки".
(Вайдья Дас)
Теги:
Новинки