Оставте заявку и мы свяжимся с вами.
Ум (ментальное тело) - Аюрведа Плюс. Магазин аюрведических товаров.
19.02.2011
Индийский святой Шри Рамана Махарши говорил: "…Ум (манас), интеллект (буддхи), хранилище умственных тенденций (читта) и эго (ахамкара) - все они только один ум. Они как различные прозвища, даваемые человеку соответственно его многообразным функциям".
Манас оперирует логикой, выносит оценки и суждения. Буддхи - это свет ясности Атмана, преломленный через индивидуальное "я", он формирует высшие слои нашего сознания: веру, ценности, убеждения, абстрактное мышление. Ахамкара же - это нечто, объединяющее ум и буддхи в иллюзорное чувство "Я".
Манас - ум, разум; рассудок; низший ассоциативный, обусловленный ум, - проводник высшего разума (буддхи). Вовлечен в два типа деятельности: планирование и диалог.
Буддхи - высший разум, интеллект, духовный разум; интуиция; различающий, оценивающий, решающий принцип ума и воли; синтезирующая психическая способность принимать решения на основе познания, доставляемого умом, манасом. Благодаря буддхи приобретается способность к различению, способность видеть сущность вещей.
"В Бхагавад Гите говорится о том, что самое явственное проявление Бога в человеке - это буддхи".
Читта - ум в широком смысле слова, содержащий в себе манас, буддхи и Ахамкару. Это память, обусловленное сознание, рассматриваемое в целом как субстанция ума; главная субстанция ментального сознания; коллективное бессознательное, хранилище мыслей всех ограниченных форм интеллекта и эмоционального опыта человека - "Сердце и ум".
Ахамкара - эго, - буквально "создающая я", внутреннее личностное "я" человека; его осознание, ощущение самого себя как индивидуальности и обособленности (принцип индивидуальности и разделения); отождествление истинного "Я" (Атмана) с иллюзорным "я"; представление о себе как об отдельной и обособленной от мира сущности.
Свами Шивананда описывает так называемую фабрику ума:
Буддхи получает материал из ума и представляет их Пуруше, или Атману, который остается невидим за сценой. Буддхи - премьер - министр. Он ближе к Пуруше, чем ум, поскольку это он - премьер - министр. Ум - командир, в его распоряжении пять солдат, пять карма - индрий, которые исполняют его приказы. Он - адвокат, что выкладывает факты перед судьёй, буддхи. Ум - старший клерк на фабрике ума. У него в подчинении десять приказчиков: пять джнянаиндрий (органы чувств), которые доставляют новости и факты извне, и пять карма - индрий (органы действия), которые выполняют его приказы. Как только факты оказываются представлены интеллектом Пуруше, вспыхивает эгоизм, или ахамкара. Буддхи получает послание от Пуруши, делает выводы и принимает решения, после передаёт уму для исполнения. Пять карма - индрий: речь, руки, ступни, гениталии и анус - выполняют приказы ума, который является их хозяином.
Когда вы проходите мимо мангового сада, ваш ум совершает санкальпа - викальпу (хотение и сомнение). Он раздумывает, хорошее это манго или нет. Буддхи приходит уму на помощь. Он определяет и говорит: "Это вкусный манго, хорошего сорта кальми". Читта говорит: "Я придумаю способ, как заполучить этот манго. Разузнаю, кто хозяин сада, и куплю у него этот плод". Ахамкара только подливает масла в огонь: "Чего бы то ни стоило, но этот плод должен быть мой". Тогда ум даёт приказание карма - индриям - ступням. Ступни несут человека к садовнику. Ахамкара покупает манго и съедает. Впечатление от манго остаётся в уме, и в уме образуется васана.
Проходит какое-то время, и мысль об удовольствии от манго через память появляется в уме в виде тонкой васаны, создаёт санкальпу (мысль) и снова подталкивает человека получить удовольствие от манго. Подобное круговращение, т.е. желание, мысль и действие, продолжается из вечности в вечность и несёт закабаление человеку. Когда васана повторяется несколько раз, она становится сильным желанием, или страстью. Человеку оказывается не по силам сдерживать страсть, и он становится рабом страсти и индрий. Разница между желанием и васаной в том, что васана тонкая и спрятана в подсознательном уме, в то время как желание плотное. Удовольствие, получаемое от наслаждения объектом, приносит привязанности этому уму.
Теги:
Ум (ментальное тело)
Что есть ум?Индийский святой Шри Рамана Махарши говорил: "…Ум (манас), интеллект (буддхи), хранилище умственных тенденций (читта) и эго (ахамкара) - все они только один ум. Они как различные прозвища, даваемые человеку соответственно его многообразным функциям".
Манас оперирует логикой, выносит оценки и суждения. Буддхи - это свет ясности Атмана, преломленный через индивидуальное "я", он формирует высшие слои нашего сознания: веру, ценности, убеждения, абстрактное мышление. Ахамкара же - это нечто, объединяющее ум и буддхи в иллюзорное чувство "Я".
Манас - ум, разум; рассудок; низший ассоциативный, обусловленный ум, - проводник высшего разума (буддхи). Вовлечен в два типа деятельности: планирование и диалог.
Буддхи - высший разум, интеллект, духовный разум; интуиция; различающий, оценивающий, решающий принцип ума и воли; синтезирующая психическая способность принимать решения на основе познания, доставляемого умом, манасом. Благодаря буддхи приобретается способность к различению, способность видеть сущность вещей.
"В Бхагавад Гите говорится о том, что самое явственное проявление Бога в человеке - это буддхи".
Читта - ум в широком смысле слова, содержащий в себе манас, буддхи и Ахамкару. Это память, обусловленное сознание, рассматриваемое в целом как субстанция ума; главная субстанция ментального сознания; коллективное бессознательное, хранилище мыслей всех ограниченных форм интеллекта и эмоционального опыта человека - "Сердце и ум".
Ахамкара - эго, - буквально "создающая я", внутреннее личностное "я" человека; его осознание, ощущение самого себя как индивидуальности и обособленности (принцип индивидуальности и разделения); отождествление истинного "Я" (Атмана) с иллюзорным "я"; представление о себе как об отдельной и обособленной от мира сущности.
Свами Шивананда описывает так называемую фабрику ума:
Буддхи получает материал из ума и представляет их Пуруше, или Атману, который остается невидим за сценой. Буддхи - премьер - министр. Он ближе к Пуруше, чем ум, поскольку это он - премьер - министр. Ум - командир, в его распоряжении пять солдат, пять карма - индрий, которые исполняют его приказы. Он - адвокат, что выкладывает факты перед судьёй, буддхи. Ум - старший клерк на фабрике ума. У него в подчинении десять приказчиков: пять джнянаиндрий (органы чувств), которые доставляют новости и факты извне, и пять карма - индрий (органы действия), которые выполняют его приказы. Как только факты оказываются представлены интеллектом Пуруше, вспыхивает эгоизм, или ахамкара. Буддхи получает послание от Пуруши, делает выводы и принимает решения, после передаёт уму для исполнения. Пять карма - индрий: речь, руки, ступни, гениталии и анус - выполняют приказы ума, который является их хозяином.
Когда вы проходите мимо мангового сада, ваш ум совершает санкальпа - викальпу (хотение и сомнение). Он раздумывает, хорошее это манго или нет. Буддхи приходит уму на помощь. Он определяет и говорит: "Это вкусный манго, хорошего сорта кальми". Читта говорит: "Я придумаю способ, как заполучить этот манго. Разузнаю, кто хозяин сада, и куплю у него этот плод". Ахамкара только подливает масла в огонь: "Чего бы то ни стоило, но этот плод должен быть мой". Тогда ум даёт приказание карма - индриям - ступням. Ступни несут человека к садовнику. Ахамкара покупает манго и съедает. Впечатление от манго остаётся в уме, и в уме образуется васана.
Проходит какое-то время, и мысль об удовольствии от манго через память появляется в уме в виде тонкой васаны, создаёт санкальпу (мысль) и снова подталкивает человека получить удовольствие от манго. Подобное круговращение, т.е. желание, мысль и действие, продолжается из вечности в вечность и несёт закабаление человеку. Когда васана повторяется несколько раз, она становится сильным желанием, или страстью. Человеку оказывается не по силам сдерживать страсть, и он становится рабом страсти и индрий. Разница между желанием и васаной в том, что васана тонкая и спрятана в подсознательном уме, в то время как желание плотное. Удовольствие, получаемое от наслаждения объектом, приносит привязанности этому уму.
Теги:
Новинки