Оставте заявку и мы свяжимся с вами.
В. Верещагин и Н. Сант: "Концентрация и воля" - Аюрведа Плюс. Магазин аюрведических товаров.
29.05.2012
"В нашей коре представлена вся соматика (имеются в виду области коры головного мозга, где сосредоточены центры, управляющие движениями человеческого тела — сомы, в отличив от висцеры — внутренних органов). Если у кого есть охота посвятить этому свою жизнь, то, вероятно, всякий, тренируясь, сумеет сделать массу непроизвольного произвольным"
И. П. Павлов
Слова, приведенные в эпиграфе, были произнесены великим физиологом на одной из его знаменитых сред. Едва ли тогда речь шла о йогах, но вряд ли можно сказать лучше, чтобы охарактеризовать ту основу, на которой зиждутся все феноменальные достижения йогов.
В наши задачи не входит подробное рассмотрение методов концентрации, применяемых йогами. Мы лишь кратко коснемся этого вопроса, поскольку элементы концентрации используются в некоторой степени при выполнении физических упражнений. Если способы концентрации и релаксации (расслабления), что в целом принято сейчас называть аутогенной тренировкой, вас заинтересуют, можете ознакомиться с ними по работам А. М. Свядоща и А. С. Ромена, а также по известной книге X. Клейнзорге и Г. Клюмбиеса «Техника релаксации» (см. список литературы).
Надо сказать, что эта часть практики йогов давно уже вызывала серьезный интерес и у нас в стране, и за ее пределами. Уже в 1959 году на III Всемирном психоневрологическом конгрессе в Монреале было признано, что аутогенная тренировка выдержала испытательную проверку и в эксперименте, и в клинике.
В процессе аутогенной тренировки (после достижения состояния расслабления) можно проводить самовнушение в целях произвольного управления различными функциями организма. С помощью AT можно обучиться устранять чувство тревоги и напряженности, вызванное психическими переживаниями, быстро засыпать и просыпаться в заданное время, произвольно влиять на тонус сосудов, особенно капилляров, влиять на ритм сердечной деятельности, а также снимать ощущение боли.
Так, интересные наблюдения проводились в одной из клиник Караганды. Была организована группа из 100 человек. Все это были практически здоровые люди. Им было предложено внушить себе чувство тепла в руке. Из 100 наблюдаемых, ранее не занимавшихся аутогенной тренировкой, 83 отметили ощущение тепла в руке, но когда измерили температуру кисти, то оказалось, что у 97 из 100 она сколько-нибудь заметно не изменилась.
Из тех, кто не мог произвольно менять температуру кожи, была создана группа из 50 человек. В результате 40 из 50 научились во время аутогенной тренировки произвольно в течение минуты повышать температуру кожи кисти на 0,3—4° и, внушая себе, что рука холодная, понижать температуру на 0,5—2 ° С.
Несколько человек из этой группы научились замедлять ритм сердечной деятельности с 68 до 46 ударов и усиливать его до 144 ударов в минуту, вызывать общую мышечную каталепсию (оцепенение) с восковой гибкостью или каталептическим мостом, вырабатывать способность воспринимать во сне речь, усиливать возможность зрительно видеть представляемый образ. Внушая себе: «Рука не моя, руке не больно», они научились вызывать у себя столь глубокую анестезию, что не испытывали боли, когда им прокалывали насквозь крупной иглой кожу и даже мышцу.
Чем же объясняется такая способность влиять на физиологические процессы в организме? Вероятно, здесь имеют значение два фактора. Первый: возникает гипнотическое фазовое состояние между сном и бодрствованием — состояние аутогипноза с саморапортом (в это время словесный раздражитель приобретает особенно большую силу воздействия). И второй: благодаря многократному повторению связь самовнушенных представлений и соответствующих физиологических функций закрепляется, что и дает возможность произвольно влиять на некоторые вегетативные процессы (деятельность внутренних органов, кровообращение, обмен веществ и т. п.).
Большинство упражнений по самовнушению родственны тем, которые содержатся в системе йогов, а иногда просто заимствованы у нее.
Для достижения более высоких степеней концентрации, переходящих в состояние транса, йоги применяют ряд приемов, важное место среди которых занимает освоение состояния «совершенного бездумья«.
Чтобы научиться концентрировать внимание, рекомендуется около 30 минут созерцать, не моргая, предмет на расстоянии вытянутой руки (черную точку размером 1 см на желтом фоне, затем таких же размеров стеклянный шарик и позже — пламя свечи) до тех пор, пока не потекут слезы. После созерцания предмета начинайте на этом же фоне мысленный счет, например, до 108, 208, 508, 1008. Конечную цифру постепенно увеличивайте и все время помните о ней.
Для выработки способности формировать зрительное представление воображаемого предмета йоги сначала «видят» полную луну между бровями с закрытыми, а затем с открытыми глазами. Во время дыхательных упражнений при вдохе в области солнечного сплетения они представляют увеличивающуюся в размерах красную фигуру человека; при задержке дыхания — фигуру человека на фоне голубого неба, а при выдохе — белую человеческую фигуру, но уже в области переносицы. При этом важен не столько вид воображаемого предмета (человек, цветок, дерево и т. п.), сколько волевая заданность длительности видения (концентрация внимания).
После овладения подобными приемами йоги переходят к выработке состояния полного бездумья, представляющего собой полную противоположность концентрации. Сначала во время тренировок глаза и уши должны быть закрыты, позже вырабатывается способность с открытыми глазами и ушами не реагировать на внешние раздражители.
Однако необходимо помнить, что йоги отрабатывают умение концентрировать внимание и находиться в состоянии полного бездумья лишь усвоив курс Хатха-йоги и обязательно под руководством опытного инструктора. Перед тем как приступить к простейшим упражнениям, йог месяц постится, переходит сначала на молочно-овощную диету, а затем на одну воду, при этом ежедневно проводит «очищения».
Владение приемами концентрации позволяет йогам демонстрировать необыкновенные способности, находясь в состоянии искусственного сна (гипобиоза). В этом состоянии температура человеческого организма понижается до пределов, не совместимых с нормальными.
Эта проблема представляет огромный научный интерес. Для развития космонавтики, например, гипобиоз перспективен в качестве одной из форм защиты от повреждающего Действия космических излучений, экономии запасов кислорода и питания, как средство продления жизни в межзвездных перелетах.
КОНЦЕНТРАЦИЯ ВНИМАНИЯ НА ВОЛЕВЫХ УСИЛИЯХ
КОНЦЕНТРАЦИЯ
Люди, как правило, имеют слабую волю. Мало кто может похвастаться, что постоянно достигает поставленных целей. Уже после первых трудностей на пути к своей цели у большинства опускаются руки, пропадает былой энтузиазм, и как результат - всякий интерес к достижению своей цели. Воля и концентрация неразрывно связаны. Для достижения какой-нибудь цели мы должны приложить силу воли, пожелать (повелеть) ее достижение. После того, как мы приложим волю для достижения цели, мы должны постоянно концентрировать ее в данном направлении. Но у большинства, за неимением воли, нет и концентрации. Концентрация внимания есть волевой акт, поэтому усиление концентрации приводит к усилению воли, а усиление воли приводит к сильной концентрации.
Говорят, человек - хозяин природы. Но наша внутренняя природа - самая неизученная часть мироздания. А по большому счету, человечество всегда было и будет игрушкой в руках сил природы - как внутренней, так и внешней. Если уж говорить о человеке как о хозяине природы, то что он сделал, чтобы утверждать это. Мы даже не можем предсказать погоду на завтра, тем более изменить погодные условия или климат (в худшую сторону это, правда, уже удалось, но это называется бесхозяйственностью), или управлять своими эмоциями. Человек сам создает все новые трудности для своего существования, а затем сам же с ними и борется.
Концентрация силы воли поможет нам овладеть собственной природой, а затем и внешней природой, так как все в мире взаимосвязано.
Если вы практикуете ритмичное дыхание и пранаямы, то это является хорошим развитием концентрации и силы воли. Но нет большого подвига в том, что вы отводите своим занятиям час в день на протяжении целого месяца или более длительного времени. Сила воли начинает проявляться тогда, когда появляются внешние или внутренние трудности на протяжении длительного времени. Наверняка вы жаждете быстрых результатов от своих занятий, но после того, как они не появляются на протяжении длительного времени, или проявившись, опять исчезают, после того, как у вас начинают появляться внутренние противоречия и желание все бросить, после всего этого и проявляется сила воли и ваша целеустремленность. Неспособность концентрироваться на одном длительное время - естественное состояние любого человека, наш ум, наше сознание неупорядочены и постоянно находятся в хаотичном движении, поэтому усиление силы воли и концентрации будет первой победой на пути овладения силами природы.
ТРАТАКА
Это упражнение является самым простым и эффективным в упорядочении движений внутренней природы и усилении силы концентрации.
Оно заключается в непрерывном немигающем взгляде в одну точку. На этом описание данного упражнения можно и закончить, но для того и пишутся книги, чтобы вдохновить людей на выполнение каких либо действий, иначе мало кто приступил бы к йогической практике, прочитав книгу в духе знаменитой "Йога-сутры" Патанджали, умещающуюся на нескольких страницах. Вся идея книги, которую вы сейчас читаете, могла бы уместиться в несколько предложений: "Смерть неизбежна. Стоит ли тратить драгоценную жизнь на поиски призрачных удовольствий и целей, когда внутри нас заложены все богатства всех миров, когда мы являемся воплощением бесконечного и вечного. Единственная цель, к которой мы должны стремиться, - это слияние со своим вечным источником, к которому мы все в конце концов вернемся. Для этого надо отбросить все наслоения ложных "я", установить молчание разума, прекратить все утечки энергии, слиться с божественной силой и позволить ей действовать."
И все же вернемся к непрерывному взгляду. Глаза - зеркало души. Наши глаза - самая подвижная часть тела, они, как и наш ум, постоянно в движении. Пока наш ум, наша душа, не придут в спокойствие, взгляд невозможно будет остановить. Но в человеке все взаимосвязано, поэтому, останавливая взгляд, мы останавливаем и движения души. Следует заметить, что остановка взгляда требует концентрации внимания и волевого усилия. Как только наше внимание отвлекается и захватывается, - взгляд становится хаотичным и блуждающим или, в лучшем случае, мы начинаем моргать.
Итак, сядьте поудобней, чтобы вас ничто не отвлекало. Выберите точку на стене на расстоянии нескольких метров, или смотрите на свое отражение в зеркале (зеркало должно находиться минимум в двух метрах от ваших глаз). Если вы смотрите в зеркало, то смотрите на свой правый или левый глаз в отражении, или на межбровье. Расслабьтесь. Старайтесь не моргать.
Сначала вам будет трудно концентрироваться на одной точке, тем более не моргать. Для начала сосредоточьтесь на неподвижности взгляда, допуская редкие моргания. Взгляд будет постоянно убегать, но вы с упорством возвращайте его на место. За десять минут можно научиться фиксировать взгляд на одной точке в течение нескольких минут, все зависит от вашей целеустремленности. После этого начинайте вырабатывать неморгающий взгляд. Для этого потребуется несколько дней. Успех в этом упражнении зависит от регулярности занятий и их продолжительности. При получасовых занятиях в день, в течение недели можно довести немигающий взгляд до 10 минут. Это будет несложно.
Многие могут беспокоиться о высыхании глаз. Действительно, в самом начале это вызывает неприятные ощущения, глаза быстро высыхают, затем глаза наполняются слезами, или происходит моргание. Но постепенно эти ощущения проходят, и глаза постоянно остаются влажными; время от времени выделяется небольшое количество слез, которое прекрасно справляется с высыханием без моргания.
Но самое главное в тратаке - это зрительные и световые эффекты, а также медитативное состояние и неподвижная энергия, которая нисходит на вас. Если долго смотреть в одну точку, то пространство вокруг начинает светиться, можно наблюдать ауру предметов и животных, а позже увидеть и вибрацию вселенной. Если смотреть на свое отражение, то оно начинает изменяться, и можно даже увидеть свои прошлые воплощения. Сознание останавливается, вас окутывает энергия неподвижности, вы входите в медитативное состояние. Надо отметить, что после фиксации взгляда фокусировка может непроизвольно меняться, это не важно, главное - сконцентрировать взгляд в одном направлении и не моргать. Постепенно неподвижность вашего взгляда овладеет вашим сознанием и всем вашим телом, после этого и начнутся все вышеперечисленные мистические опыты.
Если правильно и с упорством практиковать тратаку, то вы сможете спонтанно приблизиться к главной медитации, которую вам предстоит практиковать. Наблюдение за движениями глаз соответствует овладению движениями ума в упрощенном варианте. После тратаки можно было бы переходить к медитации молчания ума, но мы рассмотрим еще некоторые аспекты духовной практики.
Виктор Верещагин (книга "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ИНДИЙСКИХ ЙОГОВ") и Николай Сант (книга"ЗОВ ВЕЧНОСТИ")
Теги:
В. Верещагин и Н. Сант: "Концентрация и воля"
"В нашей коре представлена вся соматика (имеются в виду области коры головного мозга, где сосредоточены центры, управляющие движениями человеческого тела — сомы, в отличив от висцеры — внутренних органов). Если у кого есть охота посвятить этому свою жизнь, то, вероятно, всякий, тренируясь, сумеет сделать массу непроизвольного произвольным"
И. П. Павлов
Слова, приведенные в эпиграфе, были произнесены великим физиологом на одной из его знаменитых сред. Едва ли тогда речь шла о йогах, но вряд ли можно сказать лучше, чтобы охарактеризовать ту основу, на которой зиждутся все феноменальные достижения йогов.
В наши задачи не входит подробное рассмотрение методов концентрации, применяемых йогами. Мы лишь кратко коснемся этого вопроса, поскольку элементы концентрации используются в некоторой степени при выполнении физических упражнений. Если способы концентрации и релаксации (расслабления), что в целом принято сейчас называть аутогенной тренировкой, вас заинтересуют, можете ознакомиться с ними по работам А. М. Свядоща и А. С. Ромена, а также по известной книге X. Клейнзорге и Г. Клюмбиеса «Техника релаксации» (см. список литературы).
Надо сказать, что эта часть практики йогов давно уже вызывала серьезный интерес и у нас в стране, и за ее пределами. Уже в 1959 году на III Всемирном психоневрологическом конгрессе в Монреале было признано, что аутогенная тренировка выдержала испытательную проверку и в эксперименте, и в клинике.
В процессе аутогенной тренировки (после достижения состояния расслабления) можно проводить самовнушение в целях произвольного управления различными функциями организма. С помощью AT можно обучиться устранять чувство тревоги и напряженности, вызванное психическими переживаниями, быстро засыпать и просыпаться в заданное время, произвольно влиять на тонус сосудов, особенно капилляров, влиять на ритм сердечной деятельности, а также снимать ощущение боли.
Так, интересные наблюдения проводились в одной из клиник Караганды. Была организована группа из 100 человек. Все это были практически здоровые люди. Им было предложено внушить себе чувство тепла в руке. Из 100 наблюдаемых, ранее не занимавшихся аутогенной тренировкой, 83 отметили ощущение тепла в руке, но когда измерили температуру кисти, то оказалось, что у 97 из 100 она сколько-нибудь заметно не изменилась.
Из тех, кто не мог произвольно менять температуру кожи, была создана группа из 50 человек. В результате 40 из 50 научились во время аутогенной тренировки произвольно в течение минуты повышать температуру кожи кисти на 0,3—4° и, внушая себе, что рука холодная, понижать температуру на 0,5—2 ° С.
Несколько человек из этой группы научились замедлять ритм сердечной деятельности с 68 до 46 ударов и усиливать его до 144 ударов в минуту, вызывать общую мышечную каталепсию (оцепенение) с восковой гибкостью или каталептическим мостом, вырабатывать способность воспринимать во сне речь, усиливать возможность зрительно видеть представляемый образ. Внушая себе: «Рука не моя, руке не больно», они научились вызывать у себя столь глубокую анестезию, что не испытывали боли, когда им прокалывали насквозь крупной иглой кожу и даже мышцу.
Чем же объясняется такая способность влиять на физиологические процессы в организме? Вероятно, здесь имеют значение два фактора. Первый: возникает гипнотическое фазовое состояние между сном и бодрствованием — состояние аутогипноза с саморапортом (в это время словесный раздражитель приобретает особенно большую силу воздействия). И второй: благодаря многократному повторению связь самовнушенных представлений и соответствующих физиологических функций закрепляется, что и дает возможность произвольно влиять на некоторые вегетативные процессы (деятельность внутренних органов, кровообращение, обмен веществ и т. п.).
Большинство упражнений по самовнушению родственны тем, которые содержатся в системе йогов, а иногда просто заимствованы у нее.
Для достижения более высоких степеней концентрации, переходящих в состояние транса, йоги применяют ряд приемов, важное место среди которых занимает освоение состояния «совершенного бездумья«.
Чтобы научиться концентрировать внимание, рекомендуется около 30 минут созерцать, не моргая, предмет на расстоянии вытянутой руки (черную точку размером 1 см на желтом фоне, затем таких же размеров стеклянный шарик и позже — пламя свечи) до тех пор, пока не потекут слезы. После созерцания предмета начинайте на этом же фоне мысленный счет, например, до 108, 208, 508, 1008. Конечную цифру постепенно увеличивайте и все время помните о ней.
Для выработки способности формировать зрительное представление воображаемого предмета йоги сначала «видят» полную луну между бровями с закрытыми, а затем с открытыми глазами. Во время дыхательных упражнений при вдохе в области солнечного сплетения они представляют увеличивающуюся в размерах красную фигуру человека; при задержке дыхания — фигуру человека на фоне голубого неба, а при выдохе — белую человеческую фигуру, но уже в области переносицы. При этом важен не столько вид воображаемого предмета (человек, цветок, дерево и т. п.), сколько волевая заданность длительности видения (концентрация внимания).
После овладения подобными приемами йоги переходят к выработке состояния полного бездумья, представляющего собой полную противоположность концентрации. Сначала во время тренировок глаза и уши должны быть закрыты, позже вырабатывается способность с открытыми глазами и ушами не реагировать на внешние раздражители.
Однако необходимо помнить, что йоги отрабатывают умение концентрировать внимание и находиться в состоянии полного бездумья лишь усвоив курс Хатха-йоги и обязательно под руководством опытного инструктора. Перед тем как приступить к простейшим упражнениям, йог месяц постится, переходит сначала на молочно-овощную диету, а затем на одну воду, при этом ежедневно проводит «очищения».
Владение приемами концентрации позволяет йогам демонстрировать необыкновенные способности, находясь в состоянии искусственного сна (гипобиоза). В этом состоянии температура человеческого организма понижается до пределов, не совместимых с нормальными.
Эта проблема представляет огромный научный интерес. Для развития космонавтики, например, гипобиоз перспективен в качестве одной из форм защиты от повреждающего Действия космических излучений, экономии запасов кислорода и питания, как средство продления жизни в межзвездных перелетах.
КОНЦЕНТРАЦИЯ ВНИМАНИЯ НА ВОЛЕВЫХ УСИЛИЯХ
КОНЦЕНТРАЦИЯ
Люди, как правило, имеют слабую волю. Мало кто может похвастаться, что постоянно достигает поставленных целей. Уже после первых трудностей на пути к своей цели у большинства опускаются руки, пропадает былой энтузиазм, и как результат - всякий интерес к достижению своей цели. Воля и концентрация неразрывно связаны. Для достижения какой-нибудь цели мы должны приложить силу воли, пожелать (повелеть) ее достижение. После того, как мы приложим волю для достижения цели, мы должны постоянно концентрировать ее в данном направлении. Но у большинства, за неимением воли, нет и концентрации. Концентрация внимания есть волевой акт, поэтому усиление концентрации приводит к усилению воли, а усиление воли приводит к сильной концентрации.
Говорят, человек - хозяин природы. Но наша внутренняя природа - самая неизученная часть мироздания. А по большому счету, человечество всегда было и будет игрушкой в руках сил природы - как внутренней, так и внешней. Если уж говорить о человеке как о хозяине природы, то что он сделал, чтобы утверждать это. Мы даже не можем предсказать погоду на завтра, тем более изменить погодные условия или климат (в худшую сторону это, правда, уже удалось, но это называется бесхозяйственностью), или управлять своими эмоциями. Человек сам создает все новые трудности для своего существования, а затем сам же с ними и борется.
Концентрация силы воли поможет нам овладеть собственной природой, а затем и внешней природой, так как все в мире взаимосвязано.
Если вы практикуете ритмичное дыхание и пранаямы, то это является хорошим развитием концентрации и силы воли. Но нет большого подвига в том, что вы отводите своим занятиям час в день на протяжении целого месяца или более длительного времени. Сила воли начинает проявляться тогда, когда появляются внешние или внутренние трудности на протяжении длительного времени. Наверняка вы жаждете быстрых результатов от своих занятий, но после того, как они не появляются на протяжении длительного времени, или проявившись, опять исчезают, после того, как у вас начинают появляться внутренние противоречия и желание все бросить, после всего этого и проявляется сила воли и ваша целеустремленность. Неспособность концентрироваться на одном длительное время - естественное состояние любого человека, наш ум, наше сознание неупорядочены и постоянно находятся в хаотичном движении, поэтому усиление силы воли и концентрации будет первой победой на пути овладения силами природы.
ТРАТАКА
Это упражнение является самым простым и эффективным в упорядочении движений внутренней природы и усилении силы концентрации.
Оно заключается в непрерывном немигающем взгляде в одну точку. На этом описание данного упражнения можно и закончить, но для того и пишутся книги, чтобы вдохновить людей на выполнение каких либо действий, иначе мало кто приступил бы к йогической практике, прочитав книгу в духе знаменитой "Йога-сутры" Патанджали, умещающуюся на нескольких страницах. Вся идея книги, которую вы сейчас читаете, могла бы уместиться в несколько предложений: "Смерть неизбежна. Стоит ли тратить драгоценную жизнь на поиски призрачных удовольствий и целей, когда внутри нас заложены все богатства всех миров, когда мы являемся воплощением бесконечного и вечного. Единственная цель, к которой мы должны стремиться, - это слияние со своим вечным источником, к которому мы все в конце концов вернемся. Для этого надо отбросить все наслоения ложных "я", установить молчание разума, прекратить все утечки энергии, слиться с божественной силой и позволить ей действовать."
И все же вернемся к непрерывному взгляду. Глаза - зеркало души. Наши глаза - самая подвижная часть тела, они, как и наш ум, постоянно в движении. Пока наш ум, наша душа, не придут в спокойствие, взгляд невозможно будет остановить. Но в человеке все взаимосвязано, поэтому, останавливая взгляд, мы останавливаем и движения души. Следует заметить, что остановка взгляда требует концентрации внимания и волевого усилия. Как только наше внимание отвлекается и захватывается, - взгляд становится хаотичным и блуждающим или, в лучшем случае, мы начинаем моргать.
Итак, сядьте поудобней, чтобы вас ничто не отвлекало. Выберите точку на стене на расстоянии нескольких метров, или смотрите на свое отражение в зеркале (зеркало должно находиться минимум в двух метрах от ваших глаз). Если вы смотрите в зеркало, то смотрите на свой правый или левый глаз в отражении, или на межбровье. Расслабьтесь. Старайтесь не моргать.
Сначала вам будет трудно концентрироваться на одной точке, тем более не моргать. Для начала сосредоточьтесь на неподвижности взгляда, допуская редкие моргания. Взгляд будет постоянно убегать, но вы с упорством возвращайте его на место. За десять минут можно научиться фиксировать взгляд на одной точке в течение нескольких минут, все зависит от вашей целеустремленности. После этого начинайте вырабатывать неморгающий взгляд. Для этого потребуется несколько дней. Успех в этом упражнении зависит от регулярности занятий и их продолжительности. При получасовых занятиях в день, в течение недели можно довести немигающий взгляд до 10 минут. Это будет несложно.
Многие могут беспокоиться о высыхании глаз. Действительно, в самом начале это вызывает неприятные ощущения, глаза быстро высыхают, затем глаза наполняются слезами, или происходит моргание. Но постепенно эти ощущения проходят, и глаза постоянно остаются влажными; время от времени выделяется небольшое количество слез, которое прекрасно справляется с высыханием без моргания.
Но самое главное в тратаке - это зрительные и световые эффекты, а также медитативное состояние и неподвижная энергия, которая нисходит на вас. Если долго смотреть в одну точку, то пространство вокруг начинает светиться, можно наблюдать ауру предметов и животных, а позже увидеть и вибрацию вселенной. Если смотреть на свое отражение, то оно начинает изменяться, и можно даже увидеть свои прошлые воплощения. Сознание останавливается, вас окутывает энергия неподвижности, вы входите в медитативное состояние. Надо отметить, что после фиксации взгляда фокусировка может непроизвольно меняться, это не важно, главное - сконцентрировать взгляд в одном направлении и не моргать. Постепенно неподвижность вашего взгляда овладеет вашим сознанием и всем вашим телом, после этого и начнутся все вышеперечисленные мистические опыты.
Если правильно и с упорством практиковать тратаку, то вы сможете спонтанно приблизиться к главной медитации, которую вам предстоит практиковать. Наблюдение за движениями глаз соответствует овладению движениями ума в упрощенном варианте. После тратаки можно было бы переходить к медитации молчания ума, но мы рассмотрим еще некоторые аспекты духовной практики.
Виктор Верещагин (книга "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ИНДИЙСКИХ ЙОГОВ") и Николай Сант (книга"ЗОВ ВЕЧНОСТИ")
Теги:
Новинки