Оставте заявку и мы свяжимся с вами.
Йога. Восьмеричный путь - Аюрведа Плюс. Магазин аюрведических товаров.

Йога. Восьмеричный путь
Как все в единстве сплетено,
Одно в другом воплощено.
Гете
Следуя классическому тексту Йога-сутры Патанджали, принято делить путь йоги на восемь ступеней.
Йама – самоограничения, обязанности, призванные устранить конфликты и противоречия между учеником и миром. Эта ступень гармонизирует человека, устраняет хаос ума и энергий, делает его свободным и независимым. Йама – это ненасилие, правдивость, нестяжание, независимость от оценок и даров других людей и управление сексуальной энергией.
Нийама – правила, соблюдение. Это не запреты, а практики, совершенствующие сознание практикующего и ведущие к управлению умом.
Асана – поза тела.
Пранаяма – управление энергией и дыханием.
Пратьяхара- отвлечение чувств и ума от внешнего.
Дхарана – удержание внимания, концентрации.
Дхьяна – созерцание.
Самадхи – обретение истинного «Я».
Подобное деление оправдано и, как всякая классификация, помогает лучше понять и запомнить, что представляют собой различные методы йоги. Однако деление йоги на части – это только упрощенная схема, взгляд с одной стороны. Поняв йогу глубже, мы увидим, что, хотя деление и существует, по сути йога – это единая практика и все ступени взаимно проникают одна в другую.
Возьмем для примера асаны. Они будут более эффективны при соблюдении Йамы, кроме того, если ум и чувства не облагорожены и не гармонизированы Йамой, энергия от асан быстро растратится на хаос пустых мыслей, эмоций и сует, подействовав подобно наркотическому допингу. И возможно, в дальнейшем человеку придется расхлебывать то, что он натворил во время такого прилива энергии, справиться с которым оказался не в состоянии.
К правильному выполнению асан применимы все предписания Нийамы:
* После очищения - Шауча – физического тела мы начинаем чувствовать тонкое энергетическое влияние асан, а их оздоравливающее действие усиливается. Очищение же ума способствует осознанности в асанах.
* Асаны практикуются в состоянии удовлетворенности – Сантоша, так как, занимаясь, мы оставляем все свои проблемы, тревоги, недовольство.
* Необходимо также вдохновение и усердие – Тапас (горение).
* Самонаблюдение и изучение себя – Свадххьяя.
* Посвящение себя Высшему – Ишвара пранидхана.
В асанах мы управляем дыханием и энергией (пранаяма), не отвлекаясь на внешние импульсы (пратьяхара), удерживаем ум на очищении тела, определенной точке или энергетическом центре (дхарана), пребываем в осознанном созерцании (дхьяна).
Кроме того, асаны – одно из средств достижения полно осознанности высшего «Я» - Самадхи, становления своей истинной сущности, которой мы и являемся на самом деле. И весь путь йоги – открытие в себе этой сущности, воспоминание, кто мы есть на самом деле.
Об этом есть прекрасная притча:
Как-то предводитель богов Индра, повелитель Грома и молнии, оглядывал свои владения и вдруг захотел узнать, как живут и что чувствуют земные существа. Он спустился с небес и воплотился в первое попавшееся тело – в свинью.
Светило солнце, было жарко. Индра залез в лужу и увидел там прекрасную девушку-свинью. Скоро у них родились поросята. Жизнь удалась, особое удовольствие доставляли ему помои, которые приносил хозяин. О прошлой жизни Индра забыл.
В это время боги на небесах вели войну с демонами за обладание Вселенной. Но предводитель божественного войска – Индра – пропал, и демоны стали одолевать. И тогда боги отправились на поиски своего владыки, они искали его везде, но никак не могли найти.
Наконец силой божественного прозрения Индра был обнаружен в теле свиньи. Тогда божественное воинство опустилось перед лужей, в которой лежал Индра. Боги простерлись перед владыкой просили его вернуться и править на небе. Но Индра ответил, что у него слишком много дел и забот на земле и нет возможности заниматься ерундой. Судьба вселенной была в опасности, боги посоветовались и решили нарушить закон ненасилия. Они убили свинью, тут же из нее появился всемогущий владыка богов, он возглавил божественное воинство, и демоны были побеждены.
Итак, какую бы из восьми ступеней мы ни взяли, каждая является медитацией, везде необходима концентрация, удаление внимания от посторонних объектов и помех, контроль над энергиями и телом, надлежащее состояние ума и позитивное отношение к миру. С самого начала мы пытаемся быть осознанными, пробудить высшее "Я", Свидетеля, постепенно в наших практиках появляются проблески озарений Духа - Самадхи.
В дальнейшем для удобства и лучшего понимания наше описание практик йоги будет придерживаться традиционной последовательности изложения, но лучше воспринимать все главы в единстве и понимать, что йога подобна написанию картины, когда краски наносятся на холст не одна за другой последовательно, а используется гамма цветов, с первых мазков намечая общий колорит картины.
Статья подготовлена А. Крестьяниновой по материалу книги С.Лейерман, "Йога. Путь к осознанности"
Теги:
Новинки