Оставте заявку и мы свяжимся с вами.
Летать не вредно - Аюрведа Плюс. Магазин аюрведических товаров.
04.01.2011
О потенциальном вреде полетов писали не раз, в том числе и наш журнал. Писали-писали, да и решили однажды разобраться: а так ли уж много опасностей подкарауливает ничего не подозревающих авиапассажиров? И картина получилась отнюдь не мрачной.
ОСТОРОЖНО, ВЕНЫ ЗАКРЫВАЮТСЯ
Итак, страшилка первая - тромбозы. Это состояние, при котором в глубокой вене (обычно в голени) образуется сгусток крови - тромб. Он может оторваться и, перемещаясь с током крови, вызвать закупорку мелкой или крупной вены - тромбоэмболию. Наиболее опасна тромбоэмболия легочной артерии.
Исследования рубежа XX-XXI веков показали, что у авиапассажиров риск развития тромбозов во много раз выше. Виной тому длительное неподвижное сидячее положение, сухой воздух в салоне, алкоголь и курение во время полета, приводящие к сгущению крови. Немедленно возникли термины «синдром путешественника» и «синдром эконом-класса». Появились длинные памятки «Что нужно делать в полете, дабы избежать тромбоза».
Если строго следовать всем советам, отдохнуть и расслабиться во время длительного перелета явно не получится. Но в июне этого года Всемирная организация здравоохранения опубликовала результаты первой фазы научно-исследовательского проекта в отношении глобальных рисков поездок (WRIGHT).
Стало ясно, что большинство страхов относительно синдрома эконом-класса напрасны.
Во-первых, риск удваивается только при длительном (более 4 часов) пребывании в неподвижном положении. Вид транспорта, кстати, роли не играет – тромбоз может с одинаковым успехом развиться и у стоящего в бесконечной пробке автомобилиста, и у пассажира автобуса.
Во-вторых, рискуют не все. По данным исследований, это люди с ожирением и очень высоким (выше 190 см) либо очень низким (ниже 160 см) ростом, а также страдающие наследственными болезнями с повышенной тенденцией крови к свертыванию. В группу риска зачисляют и женщин, использующих оральные контрацептивы. Но среди них, видимо, те, кто прежде чем начать принимать препарат, не посоветовался с врачом. Повышенная свертываемость крови – одно из противопоказаний к приему гормональных противозачаточных таблеток.
И, в-третьих, насколько велик риск тромбозов? Абсолютная его величина не превышает 1:6000. И только при длительных путешествиях (более 12 часов неподвижности) она возрастает до 1:1000. Это совсем немного. По неофициальным данным, жертвами тромбов становятся не более 100 человек в год во всем мире. Вспомните о сотнях тысяч погибающих в ДТП и вы поймете, что ажиотаж вокруг самолетов и тромбозов совершенно напрасен. Обездвиженность во время полета – не более, чем еще одно слагаемое общей гиподинамии человечества.
НЕБЕСНЫЙ РЕНТГЕН
Вторая «страшилка» связана с космической радиацией. И опять из серии «слышал звон, да не знаю, где он». Установлено, что на высоте 9-12 км интенсивность радиации примерно в 100 раз выше, чем у поверхности земли. При этом теоретически более опасны полеты, совершаемые через области полюсов Земли, где магнитное поле – естественный противорадиационный щит – в 2 раза слабее, чем на экваторе.
А теперь посмотрим, какие дозы радиации можно получить во время полета. Максимум – 70 мкЗв (микрозиверт) за 10,5 часов полета в Нью-Йорк или 28,5 часов перелета в Мельбурн (с двумя посадками).
Много это или мало? Для сравнения: от естественного и промышленного (в основном, медицинского) радиационного фона человек ежегодно получает дозу радиации в 2-3 мЗв (миллизиверт). Чтобы набрать столько же полетами, нужно провести в воздухе 600-800 часов в год, то есть летать ежедневно по 1,5-2 часа. По нормам же человек может без проблем получать 20 мЗв в год.
Выходит, что можно летать до 6-8 тысяч часов в год без угрозы для здоровья.
Ясно, что таким летным стажем не может похвастаться ни один пассажир. Но, может быть, это опасно для летчиков? На этот вопрос дало ответ крупномасштабное международное исследование, затронувшее в течение 17 лет 10032 пилота гражданской авиации северных стран – Финляндии, Дании, Швеции и Исландии. Общий стаж летчиков впечатлял – 177244 года в воздухе. Частота возникновения злокачественных опухолей - а именно в них чаще всего винят радиацию - оказалась практически такой же, как и у обычных людей. Отмечался лишь незначительный, в пределах погрешности, подъем по раку кожи (меланоме).
ПЕРЕВЕДИ ЧАСЫ НАЗАД
Мы много слышим о вреде полетов с пересечением нескольких часовых поясов. Действительно, вызванный этим сбой биоритмов оставляет свой след. Но, во-первых, работает то же «правило накопления», и во-вторых, этот сбой можно легко компенсировать приемом мелатонина – гормона, регулирующего биоритмы. Прилетев на место, примите на ночь по местному времени 1 раз 1,5 мг мелатонина в таблетках – и уснуть сможете, и вред, нанесенный организму, компенсируете.
Кстати сказать, сменная работа и вынужденные ночные бдения у компьютера вредят гораздо больше, чем краткосрочный заокеанский тур. Этот факт подтверждают исследования: частота возникновения рака молочной железы у представительниц сменных профессий (в том числе и у стюардесс) достоверно выше. Но это уже другая история.
РАЗУМНЫЙ КОМПРОМИСС
Как видим, все страсти по самолетам на деле оказываются хоть и реально существующими, но очень сильно раздутыми проблемами. И наиболее очевидным их решением является разумный подход.
Следует ли отказываться от полетов в пользу других видов транспорта? Нет. Например, при путешествии из Москвы в Санкт-Петербург час, проведенный в самолете, гораздо меньше ударит по здоровью, чем 6 часов в сидячем вагоне поезда.
Стоит ли относиться к полетам с осторожностью? Да, как к любой другой сфере человеческой деятельности. Не надевайте утягивающую одежду и тесную обувь, способствующие застою крови. Старайтесь не пить в самолете водку или виски. А вот сухое вино не возбраняется и даже приветствуется.
Нужно ли делать упражнения в полете? Замереть в позе сфинкса на 3-4 часа - безусловно, не лучший вариант. Но и превращать полет в тренировку не стоит. Для предотвращения синдрома эконом-класса достаточно просто поболтать ногами, сидя в кресле, потянуться, лишний раз встать и пройтись по салону.
Как узнать, нет ли у вас склонности к повышенной свертываемости крови и риска тромбоэмболии? Обратитесь к врачу. Существует множество лабораторий, которые смогут дать ответ в течение часа. А врач посоветует, какой препарат нужно принимать в профилактических целях.
Как часто можно летать? Если вы не работаете вахтовым методом – неделя в Америке, неделя в России - волноваться не о чем. В среднем, вероятность развития тромбоэмболии (в группах риска!) сохраняется повышенной примерно в течение 4 недель, да и то, если перелет был длительным. Так что завтраками в Париже можно баловать себя хоть каждый выходной.
Текст: Алексей Водовозов
Источник www.zdr.ru
Теги: летать самолетом, полеты авиа транспорт
Летать не вредно
«Уважаемые пассажиры! Пристегните ремни и… расслабьтесь: вашему здоровью ничего не грозит». Ученые проанализировали самолетные «страшилки» и пришли к приятным выводам.О потенциальном вреде полетов писали не раз, в том числе и наш журнал. Писали-писали, да и решили однажды разобраться: а так ли уж много опасностей подкарауливает ничего не подозревающих авиапассажиров? И картина получилась отнюдь не мрачной.
ОСТОРОЖНО, ВЕНЫ ЗАКРЫВАЮТСЯ
Итак, страшилка первая - тромбозы. Это состояние, при котором в глубокой вене (обычно в голени) образуется сгусток крови - тромб. Он может оторваться и, перемещаясь с током крови, вызвать закупорку мелкой или крупной вены - тромбоэмболию. Наиболее опасна тромбоэмболия легочной артерии.
Исследования рубежа XX-XXI веков показали, что у авиапассажиров риск развития тромбозов во много раз выше. Виной тому длительное неподвижное сидячее положение, сухой воздух в салоне, алкоголь и курение во время полета, приводящие к сгущению крови. Немедленно возникли термины «синдром путешественника» и «синдром эконом-класса». Появились длинные памятки «Что нужно делать в полете, дабы избежать тромбоза».
Если строго следовать всем советам, отдохнуть и расслабиться во время длительного перелета явно не получится. Но в июне этого года Всемирная организация здравоохранения опубликовала результаты первой фазы научно-исследовательского проекта в отношении глобальных рисков поездок (WRIGHT).
Стало ясно, что большинство страхов относительно синдрома эконом-класса напрасны.
Во-первых, риск удваивается только при длительном (более 4 часов) пребывании в неподвижном положении. Вид транспорта, кстати, роли не играет – тромбоз может с одинаковым успехом развиться и у стоящего в бесконечной пробке автомобилиста, и у пассажира автобуса.
Во-вторых, рискуют не все. По данным исследований, это люди с ожирением и очень высоким (выше 190 см) либо очень низким (ниже 160 см) ростом, а также страдающие наследственными болезнями с повышенной тенденцией крови к свертыванию. В группу риска зачисляют и женщин, использующих оральные контрацептивы. Но среди них, видимо, те, кто прежде чем начать принимать препарат, не посоветовался с врачом. Повышенная свертываемость крови – одно из противопоказаний к приему гормональных противозачаточных таблеток.
И, в-третьих, насколько велик риск тромбозов? Абсолютная его величина не превышает 1:6000. И только при длительных путешествиях (более 12 часов неподвижности) она возрастает до 1:1000. Это совсем немного. По неофициальным данным, жертвами тромбов становятся не более 100 человек в год во всем мире. Вспомните о сотнях тысяч погибающих в ДТП и вы поймете, что ажиотаж вокруг самолетов и тромбозов совершенно напрасен. Обездвиженность во время полета – не более, чем еще одно слагаемое общей гиподинамии человечества.
НЕБЕСНЫЙ РЕНТГЕН
Вторая «страшилка» связана с космической радиацией. И опять из серии «слышал звон, да не знаю, где он». Установлено, что на высоте 9-12 км интенсивность радиации примерно в 100 раз выше, чем у поверхности земли. При этом теоретически более опасны полеты, совершаемые через области полюсов Земли, где магнитное поле – естественный противорадиационный щит – в 2 раза слабее, чем на экваторе.
А теперь посмотрим, какие дозы радиации можно получить во время полета. Максимум – 70 мкЗв (микрозиверт) за 10,5 часов полета в Нью-Йорк или 28,5 часов перелета в Мельбурн (с двумя посадками).
Много это или мало? Для сравнения: от естественного и промышленного (в основном, медицинского) радиационного фона человек ежегодно получает дозу радиации в 2-3 мЗв (миллизиверт). Чтобы набрать столько же полетами, нужно провести в воздухе 600-800 часов в год, то есть летать ежедневно по 1,5-2 часа. По нормам же человек может без проблем получать 20 мЗв в год.
Выходит, что можно летать до 6-8 тысяч часов в год без угрозы для здоровья.
Ясно, что таким летным стажем не может похвастаться ни один пассажир. Но, может быть, это опасно для летчиков? На этот вопрос дало ответ крупномасштабное международное исследование, затронувшее в течение 17 лет 10032 пилота гражданской авиации северных стран – Финляндии, Дании, Швеции и Исландии. Общий стаж летчиков впечатлял – 177244 года в воздухе. Частота возникновения злокачественных опухолей - а именно в них чаще всего винят радиацию - оказалась практически такой же, как и у обычных людей. Отмечался лишь незначительный, в пределах погрешности, подъем по раку кожи (меланоме).
ПЕРЕВЕДИ ЧАСЫ НАЗАД
Мы много слышим о вреде полетов с пересечением нескольких часовых поясов. Действительно, вызванный этим сбой биоритмов оставляет свой след. Но, во-первых, работает то же «правило накопления», и во-вторых, этот сбой можно легко компенсировать приемом мелатонина – гормона, регулирующего биоритмы. Прилетев на место, примите на ночь по местному времени 1 раз 1,5 мг мелатонина в таблетках – и уснуть сможете, и вред, нанесенный организму, компенсируете.
Кстати сказать, сменная работа и вынужденные ночные бдения у компьютера вредят гораздо больше, чем краткосрочный заокеанский тур. Этот факт подтверждают исследования: частота возникновения рака молочной железы у представительниц сменных профессий (в том числе и у стюардесс) достоверно выше. Но это уже другая история.
РАЗУМНЫЙ КОМПРОМИСС
Как видим, все страсти по самолетам на деле оказываются хоть и реально существующими, но очень сильно раздутыми проблемами. И наиболее очевидным их решением является разумный подход.
Следует ли отказываться от полетов в пользу других видов транспорта? Нет. Например, при путешествии из Москвы в Санкт-Петербург час, проведенный в самолете, гораздо меньше ударит по здоровью, чем 6 часов в сидячем вагоне поезда.
Стоит ли относиться к полетам с осторожностью? Да, как к любой другой сфере человеческой деятельности. Не надевайте утягивающую одежду и тесную обувь, способствующие застою крови. Старайтесь не пить в самолете водку или виски. А вот сухое вино не возбраняется и даже приветствуется.
Нужно ли делать упражнения в полете? Замереть в позе сфинкса на 3-4 часа - безусловно, не лучший вариант. Но и превращать полет в тренировку не стоит. Для предотвращения синдрома эконом-класса достаточно просто поболтать ногами, сидя в кресле, потянуться, лишний раз встать и пройтись по салону.
Как узнать, нет ли у вас склонности к повышенной свертываемости крови и риска тромбоэмболии? Обратитесь к врачу. Существует множество лабораторий, которые смогут дать ответ в течение часа. А врач посоветует, какой препарат нужно принимать в профилактических целях.
Как часто можно летать? Если вы не работаете вахтовым методом – неделя в Америке, неделя в России - волноваться не о чем. В среднем, вероятность развития тромбоэмболии (в группах риска!) сохраняется повышенной примерно в течение 4 недель, да и то, если перелет был длительным. Так что завтраками в Париже можно баловать себя хоть каждый выходной.
Текст: Алексей Водовозов
Источник www.zdr.ru
Теги: летать самолетом, полеты авиа транспорт
Новинки