Оставте заявку и мы свяжимся с вами.
"Вкусовые пристрастия " конституций - Аюрведа Плюс. Магазин аюрведических товаров.
!["Вкусовые пристрастия " конституций "Вкусовые пристрастия " конституций](/upload/iblock/7ae/vkusu_ayurveda.jpg)
"Вкусовые пристрастия " конституций
Вкусы и тридоша
Сама по себе теория вкусов и их действия в соответствии с аюрведической наукой является делом весьма интересным и увлекательным. Но первое ощущение, возникающее при знакомстве с чем-то новым и интересным - это разница между ощущением важности, которое увлекает, и пониманием того, что "пока неясно, как все это использовать". Поскольку "всякому овощу - свое время", я совершенно сознательно стараюсь рассматривать информацию так, чтобы создать максимально благоприятные условия для ее восприятия и понимания.
Схема влияния вкусов на доша
Рассматривая действия вкусов, мы указали системы органов человека, на которые эти вкусы влияют, оговорившись, что "повышение вкуса" ведет к стимуляции, "снижение вкуса", напротив, ведет к снижению функций этих органов и систем. Также мы с вами рассмотрели, что избыток любого вкуса может иметь действие, совершенно обратное желаемому, и может резко ухудшить ваше самочувствие. Однако все эти соображения, хотя и весьма интересные, совершенно невозможно использовать, ведь совершенно непонятно, что такое "много" или "мало", "избыток" или "недостаток".
Находясь за столом, мы очень часто наблюдаем картину, когда один и тот же суп кто-то досаливает, кто-то перчит, а кто-то при этом возмущается, что суп "слишком пересолен, да и к тому же переперчен". Поэтому на наших столах находятся соль, сахар, другие приправы, которые каждый "участник кулинарной битвы", будь то обед, завтрак, ужин, использует по-своему. За столом мы с вами "досаливаем" и используем приправы "по вкусу". Здесь-то и возникает главная неясность, которая может легко спутать наши с вами "аюрведические карты". Дело в том, что никакого "собственного вкуса" попросту не существует, поскольку это не вкус, а определенная биологическая норма, индивидуальная для каждого человека, и которая соответствует в той или иной мере состоянию его организма.
Ведь организм сам нам сообщает, что "пора добавить воды" - мы начинаем ощущать жажду, или "пора подзаправиться" - мы начинаем ощущать голод. Эта же функция саморегуляции действует и в отношении других веществ, которые необходимы организмы для собственных регулировок. Если вашему организму необходима соль, вы будете "досаливать". Если организму нужен сахар, вас "потянет на сладкое". Но все дело в том, что наш с вами организм устроен так, что все его "рекомендации" соответствуют лишь необходимости текущего момента. Данная схема регулирования вполне соответствует определению: быть бы живым сейчас, а дальше - видно будет. Так, например, люди, у которых "снижены почки", испытывая потребность в соленом для их стимуляции, регулярно досаливают пищу, так, что это может оценить как "пересол" даже человек, склонный к "солененькому".
Что же при этом происходит? Функциональная слабость почек в этом случае объясняется их усталостью или, скажем так, известной степенью износа. Так что дополнительная стимуляция приводит к еще большему ухудшению их состояния. Так, если ездок едет на уставшей лошади, и не успевает к сроку, он начинает "стимулировать" ее кнутом, однако, бедная уставшая доходяга скорее просто сдохнет, чем обеспечит "спортивный рекорд". Для спортивных рекордов нужна свежая, молодая, породистая лошадь.
Умный же хозяин при необходимости выбрать: успеть или сохранить животное, выбирает второе, и вместо того, чтобы ее гнать, позаботится о ее отдыхе, напоит и накормит ее. После чего и тронется в путь. Кстати, отдохнувшее и накормленное животное может отблагодарить своего хозяина быстрой ездой, так, что и опоздает он не сильно. Уставших животных надо не "понукать", а позаботиться об их отдыхе и кормежке.
Столь пространное лирическое отступление по поводу "тяжкой доли животных" должно помочь нам с вами понять аюрведический подход, который, безусловно, основан на принципах "отдохнуть и накормить".При "снижении почек" мы не будем рекомендовать соленое, поскольку, если почки связаны с одной конституцией, конституцией вата, то ясно, что и две другие в определенной мере пострадали. Но важнее другое. Если вы помните нашу схему взаимодействия конституций, вата влияет на питта, питта - на капха, а капха - на вата. Поэтому при необходимости стимулировать вата, которая, выйдя из баланса, является как бы "уставшей лошадью", мы можем помочь ей, "прицепив к телеге еще одну лошадь". Это, конечно, не тройка, но все же, нашей "уставшей лошади" станет легче. В этом случае мы проводим стимуляцию управляющей доша, которая оказывает влияние на необходимую нам конституцию.
У автора почему-то возникла определенная привязанность к вата - доша, так что и это мы рассмотрим на примере дисбаланса вата - конституции.
Итак, если мы наблюдаем дисбаланс вата - конституции, а вместе с этим потерю веса, повышение психической активности, "снижение почек", то вместо прямого варианта - "дать соли" и тем самым загубить остатки живучести данной конституции, мы будем стимулировать конституцию управляющую, или питта - конституцию. Поэтому, вместо того, чтобы пересаливать, и тем самым "губить почки", можно добавить в пищу немного остренького - по сравнению с обычной, ежедневно принятой "нормой". Ознакомившись, таким образом, со схемой аюрведического воздействия вкусов на конституции, нам остается только рассмотреть "вкусовые пристрастия доша".
"Вкусовые пристрастия" конституций
Итак, мы с вами выяснили, что всякие представления о том, "много" или "мало", "добавить" или "убавить" определяются индивидуальными нормами человека, которые, в свою очередь определяются его аюрведической конституцией. Если человек добавляет соли "по вкусу", это просто соответствует его конституции, но в том варианте прямого воздействия, когда, имея улучшения "прямо сейчас", мы ухудшаем состояние в общем. Эта ситуация "прямого регулирования" или "прямого воздействия" и создает поле деятельности для аюрведической науки, поскольку она практикует иной вариант - опосредованное воздействие через управляющую конституцию. Как метод выравнивания баланса тридоша.
Вкусов шесть. Конституций - три. Поэтому для их согласования необходим какой-то третий член. И он появляется в виде аюрведической "вирья", или второго вкуса, который о?ределяет энергетический характер воздействия каждого вкуса на организм. По этому признаку все вкусы разбиваются на две группы: охлаждающие и согревающие. Для любителей восточных наук: инские и янские, соответственно. Согревающими вкусами являются: кислый, соленый и острый. Охлаждают: сладкий, горький и вяжущий.
Сначала о качествах "согревать" и "охлаждать". Аюрведа работает на уровне обменных процессов, поэтому ее в первую очередь интересует именно этот вопрос. Эффективность процессов пищеварения, усваивания веществ и метаболизма вообще соотносится с огнем агни. Чем его больше, тем выше скорость метаболизма, но также резко возрастает и возможность интоксикации. Чем его меньше, тем меньше скорость обменных процессов, больше покоя, однако это вызывает застой и слизеобразование. Слизь, будучи по своей природе вязкой, по представлениям аюрведы как бы "закупоривает" пути обмена, так что избыток слизи тормозит обменные процессы. С чем мы и имеем дело при избыточном весе. Поэтому, понятия "согревать" и "охлаждать" соотносятся с огнем агни: чтобы согреться, мы раздуваем огонь, если же мы ощущаем избыток тепла, то мы стремимся уменьшить или притушить пламя. Поэтому качества "согревает" и "охлаждает" напрямую связаны со стимуляцией или торможением обменных процессов, соответственно. Однако по принципу всеобщего подобия, наши внутренние ощущения холода и тепла полностью соответствуют скорости метаболизма. При этом вкусы способны даже менять температуру нашего тела. Поэтому если кто-то болен, ему дают сладко - кислое питье, например, сладкий чай с лимоном, поскольку сахар, требуя большой энергии на первоначальную переработку, будет резко понижать температуру, а кислоты повысят выведение токсинов.
В свою очередь, тридоша также делятся на группы из двух "холодных" и одной "горячей". Так, вата и капха являются "холодными", а питта - "горячей". У вас может возникнуть вопрос, как же так, ведь вата соответствует снижению веса, а капха - его повышению. Как они могут находиться в одной группе? Здесь все просто: "холодность" этих доша говорит о пониженном метаболизме. И вата, и капха характеризуются тем, что вещества плохо усваиваются. У капха вещества, которые не усваиваются, остаются "про запас", отсюда резкое увеличение веса. Вата же просто выводит из организма все, что не усваивается. Эта борьба противоположностей или "диалектика двух доша", тем не менее, объединяет их в одну группу, поскольку капха накапливает даже то, что не нужно, а вата выводит из организма даже то, что ей нужно. Деформация зубов, слабость костного аппарата, характерные для вата, объясняются тем, что из организма вата - конституции активно выделяется кальций, в том числе и нужный. Оставшись без необходимого кальция, зубы, как всем известно, становятся хрупкими и ломкими, подверженными как кариесу, так и другим неприятностям.
Автор Сергей Александрович Никитин
Теги: вкусы, доши, конституция
Новинки