Оставте заявку и мы свяжимся с вами.
Ведический подход к постам - Аюрведа Плюс. Магазин аюрведических товаров.
Ведический подход к постам
Посты практикуются не только в христианской, но и в ведической традиции. С точки зрения духовной, пост - это воздержание от употребления некоторых продуктов либо полный отказ от пищи на определенный период времени как некое пожертвование. Это один из видов жертвоприношений, которые совершались еще в глубокой древности, когда существовала связь между человечеством и тонким миром. Для нас это мир более, чем трехмерный (четырех-, пяти-, шестимерный — то, что в ведической традиции называлось миром Сварга с сонмами живых существ. Полубоги, в христианстве называемые ангелами и архангелами, имеют множество помощников: кинаров, гандхарвов, апсаров, кимпурушей... Все они вместе с полубогами управляют Вселенной. Они такие же живые существа, как мы, но находятся на более высоком уровне эволюции.
Есть и такие, что ниже нас по уровню сознания, и, тем не менее, могут быть невидимыми для человеческого взора. Это так называемые бхуты — обитатели двухмерного пространства, или мира неорганики. Некоторые из них являются добрыми духами, некоторые - злыми, в зависимости от того, как относятся к человеку: забирают больше, чем дают, либо совершают с нами равноценный обмен.
Так или иначе, но во всех древних, и в особенности - религиозных - канонах не рекомендовалось обращаться за помощью к низшим живым существам. Правда, при этом не следовало презирать их и, особенно, бояться. Ведь страх, закрывая сердце, делает нас неспособными к взаимоотношениям с Богом и друг с другом, потому что эти взаимоотношения должны быть основаны на любви. С духами, находящихся на более низком уровне сознания, тоже существовали очень сильные взаимодействия, поскольку они также нуждаются в любви.
Никто другой во Вселенной, кроме человека, не способен культивировать и отдавать любовь, никто - даже полубоги, обитающие в мире Сварга, и тоже в ней нуждающиеся. Чтобы человек не остался один, Бог создал ангелов, покровительствующих людям. У каждого из нас есть свой ангел-хранитель, который находится с нами в течение длительного времени, многих воплощений от момента вхождения в материальный мир до момента выхода из него. Существуют также ангелы-хранители рода; когда человек рождается в определенной семье, он принимает такого ангела и получает фамилию, косвенно указывающую на полубога-покровителя. В древности люди высокодуховные могли легко контактировать с ангелами-хранителями, которые оберегали их. Те же, кто в помыслах своих не был возвышен, часто обращались к духам и поклонялись им. Но и те, и другие напрямую общались с тонким миром. Персонажи сказок и легенд — феи, гномы и саламандры - не вымышленные существа, а реально существующие обитатели тонкого двухмерного мира. Они - с одной стороны, а человек – с другой могут быть очень полезны друг другу. Бхуты способны выполнить практически любое желание, какое только можно себе вообразить, поскольку легко манипулируют любыми материальными элементами. От них могут зависеть наши здоровье, продолжительность жизни, материальное благополучие, взаимоотношения с окружающими, даже особенности климата. Но они трудятся не даром, а в ответ на любовь, которую может дать человек. Была разработана специальная система ритуалов, являвшихся, по сути, жертвоприношениями, в ходе которых человек жертвовал свою любовь и получал взамен те или иные материальные блага. В древние времена для этого разводился жертвенный огонь, в который высыпали зерно либо выливали топленое масло; читались специальные мантры, молитвы, вызывавшие полубога — через огонь с ним осуществлялся прямой контакт. Смысл этого ритуала был не в том, чтобы пожертвовать зерно или масло, а в том, чтобы отдать часть своей любви. Арена жертвоприношений обычно находилась в некоем святом месте или храме. Священники-жрецы проводили эти ритуалы долго. Люди могли приходить и участвовать в них какое-то время, а потом возвращаться к повседневному существованию. Когда священник давал знак и говорил слово "сваха", они бросали зерно в огонь и чувствовали, как открывают свое сердце, отдают свою энергию. Они тут же видели результаты жертвоприношения - что-то менялось в их жизни. Существовали и такие жертвоприношения, что были посвящены самому Богу, но считалось, что просить о чем-то материальном у Бога — не очень хорошо. К Богу нужно обращаться для того, чтобы изменить себя, научиться любить, для того чтобы раскрыть свои таланты, решить те или иные проблемы духовного плана.
В эпоху Кали-юга, которая наступила примерно в 2018 году до н.э., люди стали опускаться на более низкий уровень сознания, и наступил момент, когда они начали использовать ведические жертвоприношения в корыстных целях, в том числе и во зло ближнему. Например, чтобы выиграть войну, государство могло совершить жертвоприношение, призвать Картикейю, который считается главой небесного воинства, и попросить его помочь победить в этой войне, имеющей корыстные цели. Или кто-то мог совершить жертвоприношение и попросить, чтобы сосед разорился или умер. Естественно, полубоги на такие соглашения не шли, и контакт корыстных людей с полубогами стал нарушаться. А вот те обитатели высших планет, что называются асурами (впоследствии их стали именовать демонами, или, в христианской традиции, падшими ангелами) - существа, также находящиеся на более высокой ступени эволюции, чем люди - пошли на это. Человек желал чего-то негативного, нарушающего гармонию Вселенной, и получал это, отдавая взамен энергию любви. Так появились кровавые жертвоприношения.
Примерно две с половиной тысячи лет назад для того, чтобы остановить все это, пришел Будда - воплощение самого Бога, Его аватара. Он проповедовал принцип ахимса, не позволяющий совершать кровавые жертвоприношения ни при каких обстоятельствах, и запретил убивать животных. Но люди были очень сильно привязаны к реальным результатам - ведь они получали огромное богатство, власть, телесное здоровье. Не каждый способен отказаться от всего этого, даже зная о том, что совершает не богоугодное дело и нарушает гармонию Вселенной.
Когда Будда осознал это, на него снизошло просветление, и Он начал проповедовать идеи ахимса - ненасилия. Странствуя по юго-восточной Азии, Он пытался убедить людей отказаться от неправедного пути, но они не соглашались. Тогда он отверг ведическое знание, провозгласил, что оно ведет в тупик, и предложил иной путь. Но люди все равно не слышали Его. И тогда Он стал пресекать тонкие каналы связи между тонким миром и Землей, и эра жертвоприношений с тех времен прекратилась.
Но человек, культивируя любовь, нуждался в том, чтобы ее отдать, поделиться с кем-то из своих ближних. С другой стороны, он нуждался и в том, чтобы изменять мир вокруг, получать материальное блага. Для того, чтобы войти в контакт с полубогами, требовалось некоторое отречение. Нужно было быть благочестивым, отказаться от мяса, наркотиков, и табака, не совершать негативных действий (например, насилия), не находиться в состоянии страсти. Если человек хотя бы пытается преодолеть свои пороки, то полубог может вступить в контакт. Зато асуры, демоны очень легко доступны всегда и каждому. Борьба за человеческие сердца началась давно и продолжается по сей день. Когда люди не знали, кому поклоняться, к на Землю являлись посланники Бога — Иисус, Магомет и другие, которые отвергали поклонение полубогам. Последним, был Чайтанья Махапрабху в западной Бенгалии. Он говорил:
"Вы не должны поклоняться ни асурам, ни сурам, ибо можете запутаться. Вы должны обратиться к Богу - поклоняйтесь Ему, и получите все, о чем просите."
Представьте, что вы написали письмо президенту с просьбой помочь в получении квартиры, и каким-то образом вам повезло: президент рассмотрел ваше послание. Но он не будет сам выполнять вашу просьбу. Он передаст ее своему помощнику, присовокупив соответствующую команду. То же — и во взаимоотношениях Бога с полубогами.
Различные виды отречения служили тому, чтобы набирать некую силу для реализации желаний. Можно иметь материальные и духовные желания, но ни одно из них не будет исполнено, если не совершены аскезы и отречения.
В ведических Пуранах рассказывается про Хиранья Кашипу, который в течение, целого века занимался медитацией в Гималаях. Он нашел огромную гору и поселился в пещере. Какое-то время он стоял, подняв руки к небу и распевая мантры Брахме — одному из полубогов, а потом встал на кончики пальцев ног и стоял в таком положении в течение ста лет, воздев руки. Эта аскеза обрела такую силу, что из горы начал подниматься дым, и она стала раскалываться. Энергия, которую приобрел Хиранья Кашипу, была нереализованной и поэтому способна была разрушить гору. Любое его желание могло быть исполнено. Он же хотел лишь одного - вечно быть в этом теле, что в материальном мире невозможно. Но он набрал гигантскую энергию шакти во время аскезы, так что Брахма появился перед ним и сказал, что может выполнить любое его желание. Хиранья Кашипу объявил, что хочет быть бессмертным. Брахма покачал головой.
"Ты не можешь быть бессмертным. Даже я, живущий 311 040 000 000 000 лет, все равно умру, рано или поздно."
Тогда Хиранья Кашипу сказал:
"Хорошо. Тогда я поставлю условия, при которых я не могу умереть. Я не должен умереть естественной смертью. Я не должен быть убит ни человеком, ни животным. Я не должен быть убит ни днем, ни ночью. Я не должен быть убит ни во дворце, ни на улице. Я не должен быть убит ни на земле, ни на небе. Я не должен быть убит никаким оружием".
Брахма согласился со всеми, и Хиранья Кашипу решил, что стал бессмертным.
Обретя, как он полагал, бессмертие, этот человек тут же начал приводить в действие свои планы по захвату власти над всей Вселенной. Тогда появился аватар Вишну по имени Нарасимха и разорвал его на части. В форме получеловека-полульва он вышел из колонны во время вечерних сумерек, схватил "покорителя мира" на пороге дворца, положил на колени и разорвал на части когтями. Таким образом, все условия договора с Брахмой были выполнены. Так что, какой бы мощи ни достигали асуры, они все равно будут побеждены, ведь они - индивидуальные души, и любая их власть — временна.
После пришествий Будды и других посланников Господа прекратилась прямая связь с полубогами. Но человек должен приносить что-то в жертву, совершать аскезы, осознанно от чего-то отрекаться. Лишь тогда ему дается что-то хорошее. К одной из таких благотворных аскез или отречений относились посты.
И.И. Ветров.
Теги: питание, диеты, посты
Новинки