Оставте заявку и мы свяжимся с вами.
Уникальные особености Аюрведы (1) - Аюрведа Плюс. Магазин аюрведических товаров.
05.04.2011
Акцент на поддержание здоровья и профилактику заболеваний
На сегодняшний день для медицины характерна скорее "нездоровая", чем "здоровая" направленность. Основные усилия прикладываются к тому, чтобы вылечить уже возникшие, проявленные болезни. Профилактические меры применяются лишь по отношению к инфекционным и аллергическим заболеваниям. Эффективность подобного рода лечения не всегда безупречна - часто вакцины оказываются недостаточно сильными для профилактики эпидемических заболеваний.
Аюрведа, в свою очередь, делает упор на поддержание хорошего здоровья и профилактику болезней, и это - её основная, первичная цель, тогда как лечение уже возникших заболеваний - лишь дополнительная, вторичная цель. Помимо диеты, в ней разработаны и приводятся определённые рекомендации по соблюдению режима дня и ночи, для разных сезонов - дина-чарья, ратри-чарья и риту-чарья, - а также по поведению индивидуума в обществе, ачара-расаяна, - и всё это безусловно предупреждает развитие различных недомоганий.
Целостный подход к проблемам здоровья
Вопреки настоящим тенденциям аллопатической медицины к узкой специализации и лечению каждого органа по отдельности, в изоляции от других, в Аюрведе тело рассматривается как единое целое. Различные его части функционально взаимосвязаны. Если болезнь сосредоточивается в какой-то определённой области тела или органе, обследуются и подвергаются лечению как эта, так и другие части человеческого организма. Например, непременным условием хорошего зрения является нормальная работа кишечника, и при нарушении фокусировки зрения, помимо лечения глаз, необходимо убедиться в характере работы органов желудочно-кишечного тракта. Слабительные средства, например, прописываются при лечении бронхиальной астмы, сердечных расстройств, артритов, аллергии и кожных болезней.
Психосоматическая теория
Наряду с целостным подходом к лечению тела и учением о функциональном единстве всех его частей, в основу Аюрведы заложено учение о тесной взаимосвязи тела и ума. Работа ума непосредственно влияет на функционирование различных частей тела, и наоборот. Богохульство и интеллектуальный цинизм, неполноценный контакт органов чувств и их объектов и неблагоприятное влияние природы и времени - праджнапарадха, асатмьендрийартха-самйога и кала-паринама - все эти факторы ответственны за возникновение как физических, так и психических расстройств. С другой стороны правильное осознание, нормальная работа органов чувств и их взаимодействие с объектами внешнего мира и благоприятные внешние условия ведут к обретению физического и душевного благополучия. Исходя из описанного психосоматического подхода, Аюрведа предписывает определённые нормы поведения как для сохранения нормального здоровья, так и для лечения болезней. А при лечении психических отклонений также очень важны чистота принимаемой пищи и чистоплотность, опрятность пациента.
При оценке здоровья и лечении болезней, помимо тела и ума, необходимо учитывать и состояние души. Согласно Аюрведе, грешник не может быть здоровым, а поистине здоровый человек всегда далёк от совершения недобродетельных поступков. Поэтому в Аюрведе описываются различные средства обретения духовного роста, а также многие религиозные обряды, ритуалы и другие виды духовной практики, способствующие излечению от болезней. Аюрведа указывает на важность духовной практики как таковой, не останавливаясь на какой-либо определённой религии.
Вера в закон кармы и в жизнь после смерти
Аюрведа основывается на твёрдой вере в существование прошлых и будущих жизней, вплоть до достижения душой освобождения. Хорошие и плохие деяния прошлой жизни определяют условия рождения в жизни нынешней. Влияние прошлых деяний называется карма, или дайва. Накопленная в прошлой жизни плохая карма является причиной множества заболеваний, не подвластных лечению с помощью обычных терапевтических средств. Подобные болезни могут быть вылечены только путём совершения благих поступков в этой жизни, а также посредством выполнения духовной практики и религиозных обрядов.
Карма - это отражение работы ума, его врождённых склонностей - самскар. Плохая карма стимулирует в уме качества страсти и невежества - раджас и тамас. После смерти такое сознание, захваченное качеством страсти и четырьмя тонкими элементами - раджасом и бхутами, - трансмигрирует в матку будущей матери во время оплодотворения. Так "отпечатки" прошлой жизни переносятся в новое тело. Полностью проявившись, сознание плода начинает оказывать влияние на сознание матери, и у неё возникают различные желания, временами достаточно необычные и неестественные. После рождения ребёнка воздействие продолжается - и, как результат, в характере матери могут появиться новые, ранее не свойственные ей черты. Поэтому Аюрведа указывает на то, что хорошие поступки, совершённые в этой жизни, являются причиной счастья в следующем рождении.
Взаимосвязь микрокосма и макрокосма
Аюрведа относится к индивидууму - микрокосму - как к миниатюрной копии Вселенной, макрокосма. В человеке присутствуют все аспекты Вселенной, следовательно, любое изменение в окружающей среде влияет на его тело, ум и душу. В свою очередь, все действия, речи и мысли человека положительно или отрицательно сказываются на окружающей среде. Аюрведа отмечает, что занятия религиозной практикой, доброжелательная речь человека, так же как и его спокойный, трезвый ум и здоровое тело, помогают очистить окружающую среду, освободить её от физических, химических и микробиологических видов загрязнения и негативных вибраций.
Аюрведа особо подчёркивает важность практики позитивного мышления, а также чтения молитв и мантр. Каждое слово в любом религиозном тексте является мантрой, так как оно освящено пророками, святыми и проповедниками этих религий. Произнесение молитв и мантр, искреннее и соответствующее конкретным предписаниям, оказывает воздействие не только на отдельную личность и её окружение, но и на всю Вселенную, макрокосм. С помощью молитв и мантр можно научиться использовать космическую энергию ради блага всех живых существ.
Лечение пациента, а не болезни
Помимо симптомов болезни, для назначения соответствующего лечения в Аюрведе необходимо выяснить и некоторые другие особенности пациента, а именно: общее физическое состояние, склад ума, силу воли, возраст, размеры тела и его элементов, полноценность питания и режима, качество тканей, их плотность и прочность - шарира-пракрити, манаса-пракрити, саттва, вайяс, прамана, сатмья, шара и самханана. Поэтому двум пациентам с одним и тем же заболеванием могут быть назначены два совершенно разных курса лечения. Аюрведа подчёркивает важность индивидуального подхода к каждому конкретному пациенту - "пурушам пурушам викшья".
В Аюрведе некоторым болезням даны определённые названия, например: джвара - лихорадка, или раджа-якшма - туберкулёз; лечение подобных заболеваний, описываемое в аюрведических текстах, различается в зависимости от стадии и степени тяжести недуга, а также от общего состояния пациента. Но в этой связи не должно создаться впечатления, что Аюрведа может вылечить только эти, описанные, болезни и не имеет понятия ни о каких других. Описание болезней, обладающих названием, служит скорее иллюстрацией к тому, как надо лечить все остальные, "безымянные" заболевания. Количество болезней неисчислимо, так как существует бесконечное число комбинаций вызывающих их факторов, и нет ни возможности, ни необходимости описывать их все на бумаге. Исходя из аюрведических текстов, становится ясно, что необязательно знать название болезни для того, чтобы начинать её лечение.
(Вайдья Бхагаван Дас "Основы Аюрведы")
Продолжение статьи можете прочитать здесь
Теги:
Уникальные особености Аюрведы (1)
Несмотря на огромный прогресс современной медицины, во всём мире неуклонно растёт интерес к Аюрведе и повышается спрос на услуги аюрведических врачей. Причиной тому служат уникальные особенности этой науки о здоровье.Акцент на поддержание здоровья и профилактику заболеваний
На сегодняшний день для медицины характерна скорее "нездоровая", чем "здоровая" направленность. Основные усилия прикладываются к тому, чтобы вылечить уже возникшие, проявленные болезни. Профилактические меры применяются лишь по отношению к инфекционным и аллергическим заболеваниям. Эффективность подобного рода лечения не всегда безупречна - часто вакцины оказываются недостаточно сильными для профилактики эпидемических заболеваний.
Аюрведа, в свою очередь, делает упор на поддержание хорошего здоровья и профилактику болезней, и это - её основная, первичная цель, тогда как лечение уже возникших заболеваний - лишь дополнительная, вторичная цель. Помимо диеты, в ней разработаны и приводятся определённые рекомендации по соблюдению режима дня и ночи, для разных сезонов - дина-чарья, ратри-чарья и риту-чарья, - а также по поведению индивидуума в обществе, ачара-расаяна, - и всё это безусловно предупреждает развитие различных недомоганий.
Целостный подход к проблемам здоровья
Вопреки настоящим тенденциям аллопатической медицины к узкой специализации и лечению каждого органа по отдельности, в изоляции от других, в Аюрведе тело рассматривается как единое целое. Различные его части функционально взаимосвязаны. Если болезнь сосредоточивается в какой-то определённой области тела или органе, обследуются и подвергаются лечению как эта, так и другие части человеческого организма. Например, непременным условием хорошего зрения является нормальная работа кишечника, и при нарушении фокусировки зрения, помимо лечения глаз, необходимо убедиться в характере работы органов желудочно-кишечного тракта. Слабительные средства, например, прописываются при лечении бронхиальной астмы, сердечных расстройств, артритов, аллергии и кожных болезней.
Психосоматическая теория
Наряду с целостным подходом к лечению тела и учением о функциональном единстве всех его частей, в основу Аюрведы заложено учение о тесной взаимосвязи тела и ума. Работа ума непосредственно влияет на функционирование различных частей тела, и наоборот. Богохульство и интеллектуальный цинизм, неполноценный контакт органов чувств и их объектов и неблагоприятное влияние природы и времени - праджнапарадха, асатмьендрийартха-самйога и кала-паринама - все эти факторы ответственны за возникновение как физических, так и психических расстройств. С другой стороны правильное осознание, нормальная работа органов чувств и их взаимодействие с объектами внешнего мира и благоприятные внешние условия ведут к обретению физического и душевного благополучия. Исходя из описанного психосоматического подхода, Аюрведа предписывает определённые нормы поведения как для сохранения нормального здоровья, так и для лечения болезней. А при лечении психических отклонений также очень важны чистота принимаемой пищи и чистоплотность, опрятность пациента.
При оценке здоровья и лечении болезней, помимо тела и ума, необходимо учитывать и состояние души. Согласно Аюрведе, грешник не может быть здоровым, а поистине здоровый человек всегда далёк от совершения недобродетельных поступков. Поэтому в Аюрведе описываются различные средства обретения духовного роста, а также многие религиозные обряды, ритуалы и другие виды духовной практики, способствующие излечению от болезней. Аюрведа указывает на важность духовной практики как таковой, не останавливаясь на какой-либо определённой религии.
Вера в закон кармы и в жизнь после смерти
Аюрведа основывается на твёрдой вере в существование прошлых и будущих жизней, вплоть до достижения душой освобождения. Хорошие и плохие деяния прошлой жизни определяют условия рождения в жизни нынешней. Влияние прошлых деяний называется карма, или дайва. Накопленная в прошлой жизни плохая карма является причиной множества заболеваний, не подвластных лечению с помощью обычных терапевтических средств. Подобные болезни могут быть вылечены только путём совершения благих поступков в этой жизни, а также посредством выполнения духовной практики и религиозных обрядов.
Карма - это отражение работы ума, его врождённых склонностей - самскар. Плохая карма стимулирует в уме качества страсти и невежества - раджас и тамас. После смерти такое сознание, захваченное качеством страсти и четырьмя тонкими элементами - раджасом и бхутами, - трансмигрирует в матку будущей матери во время оплодотворения. Так "отпечатки" прошлой жизни переносятся в новое тело. Полностью проявившись, сознание плода начинает оказывать влияние на сознание матери, и у неё возникают различные желания, временами достаточно необычные и неестественные. После рождения ребёнка воздействие продолжается - и, как результат, в характере матери могут появиться новые, ранее не свойственные ей черты. Поэтому Аюрведа указывает на то, что хорошие поступки, совершённые в этой жизни, являются причиной счастья в следующем рождении.
Взаимосвязь микрокосма и макрокосма
Аюрведа относится к индивидууму - микрокосму - как к миниатюрной копии Вселенной, макрокосма. В человеке присутствуют все аспекты Вселенной, следовательно, любое изменение в окружающей среде влияет на его тело, ум и душу. В свою очередь, все действия, речи и мысли человека положительно или отрицательно сказываются на окружающей среде. Аюрведа отмечает, что занятия религиозной практикой, доброжелательная речь человека, так же как и его спокойный, трезвый ум и здоровое тело, помогают очистить окружающую среду, освободить её от физических, химических и микробиологических видов загрязнения и негативных вибраций.
Аюрведа особо подчёркивает важность практики позитивного мышления, а также чтения молитв и мантр. Каждое слово в любом религиозном тексте является мантрой, так как оно освящено пророками, святыми и проповедниками этих религий. Произнесение молитв и мантр, искреннее и соответствующее конкретным предписаниям, оказывает воздействие не только на отдельную личность и её окружение, но и на всю Вселенную, макрокосм. С помощью молитв и мантр можно научиться использовать космическую энергию ради блага всех живых существ.
Лечение пациента, а не болезни
Помимо симптомов болезни, для назначения соответствующего лечения в Аюрведе необходимо выяснить и некоторые другие особенности пациента, а именно: общее физическое состояние, склад ума, силу воли, возраст, размеры тела и его элементов, полноценность питания и режима, качество тканей, их плотность и прочность - шарира-пракрити, манаса-пракрити, саттва, вайяс, прамана, сатмья, шара и самханана. Поэтому двум пациентам с одним и тем же заболеванием могут быть назначены два совершенно разных курса лечения. Аюрведа подчёркивает важность индивидуального подхода к каждому конкретному пациенту - "пурушам пурушам викшья".
В Аюрведе некоторым болезням даны определённые названия, например: джвара - лихорадка, или раджа-якшма - туберкулёз; лечение подобных заболеваний, описываемое в аюрведических текстах, различается в зависимости от стадии и степени тяжести недуга, а также от общего состояния пациента. Но в этой связи не должно создаться впечатления, что Аюрведа может вылечить только эти, описанные, болезни и не имеет понятия ни о каких других. Описание болезней, обладающих названием, служит скорее иллюстрацией к тому, как надо лечить все остальные, "безымянные" заболевания. Количество болезней неисчислимо, так как существует бесконечное число комбинаций вызывающих их факторов, и нет ни возможности, ни необходимости описывать их все на бумаге. Исходя из аюрведических текстов, становится ясно, что необязательно знать название болезни для того, чтобы начинать её лечение.
(Вайдья Бхагаван Дас "Основы Аюрведы")
Продолжение статьи можете прочитать здесь
Теги:
Новинки