Оставте заявку и мы свяжимся с вами.
Представление о Космосе в традициях Веданты - Аюрведа Плюс. Магазин аюрведических товаров.

Представление о Космосе в традициях Веданты
Представление о Космосе, согласно традиции Веданты, имеет под собой большую философскую основу. Идеи и представления о Космосе мы можем найти в ведической литературе, в частности в Риг-Веде. В одной из частей Риг-веды, в наиболее древней ее части, можно найти мысли на эту тему.Этот вопрос остается важным для человечества вплоть до наших дней. Когда человек обозревает красоту природы: любуется цветами, смотрит на высочайшие пики горных вершин, обозревает долины рек он видит всю целостность и находит подходы к пониманию природы в собственном сознании. Когда человек смотрит на просторы пустынь на бескрайность океанов и морей, на беспредельный купол звездного неба, он невольно задается вопросом: откуда все это появилось и какой смысл существования всей необъятности.
В старом гимне Риг-Веды мы можем найти поэтические строки, которые говорят о том, что человек глядя на просторы Вселенной, задается вопросом: "Откуда все произошло, для чего создано и вышло ли все это из-под покрывала вечного не проявленного, что явилось причиной творения, кто может открыть эту тайну". Подобный вопрос человечество задавало себе миллионы раз и пыталось дать на него ответ, но этот вопрос вновь и вновь возникает в умах человечества до сих пор. Не существует наиболее исчерпывающего ответа. Каждый ответ, который давался на этот вечный вопрос представляет собой только часть относительной истины. Все религии пытались ответить на него.
Современная наука, философские системы по-разному трактуют этот вопрос. Мы верим, что каждый из существующих ответов, имеет свое истинное значение и одновременно каждый из них не до конца освещен.
Например, в христианской литературе можно встретить представления о том, что Бог - это Творец всего видимого мира, и, что Он в качестве материи для творчества выбрал определенный ее вид, из которой создал весь видимый мир.
В мусульманской традиции можно встретить представления о том, что Бог создал Вселенную из своей конденсированной крови.
Буддизм говорит о том, что этот мир произошел из Великой пустоты и что Она является чем - то неопределяемым. Все формы, порожденные во Вселенной, находятся в постоянной изменчивости. Также, согласно буддийским традициям, все, что мы видим во Вселенной, является иллюзией.
Сегодня мы с вами поговорим в основном о представлениях, данных в традиции Веданты. Источники Веданты являются самыми древними. Последующие ведантисты пытались интерпретировать этот вопрос все более и более ясно. Одним из самых последних интерпретаторов Веданты является Свами Вивекананда, который дал пояснения к древнейшим текстам с позиции морали и гармонии.
Я постараюсь представить вам упрощенный вариант пояснений, данных Свами Вивеканандой, который обобщил древние ведантические тексты.
Ранее существовали разные интерпретации, представляющие собой частичную сторону данного вопроса. Когда кто-либо говорит, что Бог создал Вселенную из какой-то материи, то Веданта не полностью соглашается с этой точкой зрения.
В традициях индийской мифологии существует много легенд о творении мира, которые давались для сознания обычного человека и не содержат в себе глубоких философских идей. Такой внешний слой интерпретаций вы можете найти и в Пуранах, где много ссылок на другие источники, которые содержат более глубокий уровень интерпретации данного вопроса. Эти источники говорят о том, что было время, когда не существовало нашей Матери Земли, когда не существовали красоты природы и все ее царства и растительный и животный мир.
Как они пришли к этому заключению? Возьмем в качестве примера растение. Человек сажает зерно в почву, постепенно оно прорастает и превращается в большое дерево. Потом наступает время, когда дерево разрушается, и остаются от него только семена. Через какое-то время этот процесс повторяется, т.е. мы наблюдаем циклический процесс. В природе можно наблюдать подобную циркуляцию взаимопревращений, когда семя одной формы превращается в организм, проявляющий себя во всей полноте, затем он сворачивается, порождая новое семя и т.д.
Точно такой же процесс вы можете наблюдать и в другом царстве, например птиц. Из яйца получается птенец, он вырастает в птицу, которая откладывает новое яйцо и т.д.
Такой упрощенный подход можно наблюдать и в животном царстве, и в царстве человека. Любой материальный процесс претерпевает подобный вид изменений когда, например, капля воды испаряется, конденсируется в тучи, выпадает в виде дождя или снега, на горных вершинах снег тает и в виде ручьев или рек стекает в моря и океаны и снова круговорот повторяется. Таким образом, одно и тоже вещество в начале выглядит как вода, затем как горный ледник. Если вы сможете взглядом охватить всю полноту природных форм, то увидите подобные циклы.
Аналогичный подход можно применить и для Вселенной в целом, потому что природа универсальна. Вселенная тоже может пребывать в своей тонкой, как бы семя образной форме. Все, что мы видим в природе: солнце, звезды, небеса, по истечении некоторого времени, возвращаются в тонкое первоначальное состояние, а затем вновь тонкая форма через какое-то время начинает превращаться в более грубые формы. Этому закону подвержен как самый мельчайший атом, в любой части Вселенной, так же ему подвержена вся Вселенная в целом.
Если вы сможете приблизиться к пониманию универсального закона Вселенной о смене циклов, то познаете механизм, который управляет любой даже самой малой частицей Вселенной.
Упанишады говорят, что если вы имеете сосуд из глины, то сможете составить представление о самой глине, как таковой, не зависимо от ее местонахождения. Если вы познали принцип, по которому появляется, живет и разрушается любой, даже не значительный объект, то получите тот же принцип, работающий во всем мироздании.
Вы видели, как семя превращается в дерево, а дерево в семя, как пар превращается в воду и снова становиться паром. Все во Вселенной претерпевает процессы изменения, от тонких к грубым формам и наоборот. Этот закон может быть назван законом причинно-следственной связи. Когда мы видим объект в тонкой форме, мы можем назвать это причиной, когда же начинается процесс конденсации и огрубления формы, то можно назвать его следствием.
Святой Капила говорил, что разрушение - это процесс, при котором предмет переходит обратно в свою тонкую форму, свою причину.
Предположим, следствием какого-то процесса является стол. Когда стол начинает разрушаться, он рассыпается на частицы. Эти частицы (атомы, молекулы), из которых сделана древесина стола, приходит к своему источнику.
При создании форм происходит воздействие сцепляющей силы, которая удерживает атомы и молекулы в определенно заданной форме. Когда стол разрушается, сцепляющие силы уходят обратно к своему источнику и рассредоточиваются. Остается сама материя, но не сгруппированная в определенную форму. Из материи, вызвав к проявлению сцепляющие силы можно получить вновь заданную форму. Таким образом, нельзя сказать, что разрушение есть переход в ничто. Оно есть возвращение к причине, к тонкой форме. Каждый атом во Вселенной претерпевает цикл превращений из тонкого состояния в грубое, из грубого в тонкое и этот процесс вечен.
Вечно протекает процесс во Вселенной, когда Она из тонкого состояния разворачивается в более грубые формы и после определенного периода сворачивается в тонкое состояние. Мы должны иметь четкое представление о том, что из ничего ничто и получится, а все что существует, приходит к определенной форме бытия. Эта идея была отражена в Бхагават Гите и Катха Упанишаде.
Таким образом, Вселенная произошла из своих тонких форм. Придет время, когда все, что мы видим, вернется в свои тонкие формы. В Упанишадах такие периоды называются Кальпами. Они различаются тем, что из самых утонченных форм наступает новая ступень проявления, и она может храниться какое-то время в промежуточной форме, пойти дальше, и затем весь процесс повторится.
Причина не может быть немедленно дать следствие, у каждой причины есть свое время созревания. Предположим, вы посадили семя в почву, оно остается какое-то время без внешних проявлений своей активности, и можно сказать, что ничего не происходит, но идет процесс внутри зерна, в невидимой его форме. Через какое - то время процессы, происходящие в семени, становятся видимыми в виде растения, которое может расти до определенного придела. Наступит время и у него начнется процесс разрушения, и растение снова возвратится в первоначальное состояние. Таким образом, можно утверждать, что требуется определенное время для того, чтобы следствие вернулось в свою причину. Требуются новые условия и время для создания новой формы.
Процесс произрастания растения из семени современная наука называет эволюцией. Это может быть применимо как для индивидуальности, так и для всей Вселенной. Какие - то определенные ступени, качества в этом процессе должны пройти. Теория эволюции имеет свои основания в идеях заложенных в философии Веданты. Но труднее логически принять теорию инволюции.
Веданта говорит, что когда жизнь начинается с протоплазмы, формируется и эволюционным процессом превращается в человека, то это прямой путь эволюции. Семя - отец дерева, дерево - отец семени. Эволюция приводит семя в большое дерево, но эволюция нуждается тоже в своем источнике и это большое дерево превращается в семя, но уже инволюционным процессом. И, если эволюционная теория принимает ступени наследования, когда "отец" порождает последующие процессы, то здесь мало расхождений современной науки с представлениями Веданты. С позиций духовных знаний мы можем найти еще большую поддержку научным объяснениям. Веданта говорит, что во Вселенной все возможно только через процессы эволюции и инволюции. Причинная форма превращается в проявленную форму - это эволюция. Проявленная форма возвращается обратно в тонкую форму - это инволюция. Все части Вселенной таким образом повторяют процесс эволюции и инволюции во всех ее аспектах. Если вы возьмете сгусток протоплазмы, который в процессе эволюции превращается в святого человека, то возникает вопрос: зачем такое великое явления, прекрасная форма, выраженная в виде святого человека, в процессе инволюции вернется в протоплазму? Веданта говорит, что за всеми процессами стоит Бог, который и осуществляет эти изменения, в то время как мы видим только внешнюю сторону процесса. Если мы приблизимся к пониманию, что за всеми процессами стоит Единый, то мы сможем понять, что причина и следствие не являются различными. Причина является тем же самым следствием, но выраженным в другой форме, ничего нового между ними нет.
Если подойти к следующей ступени постижения этого процесса, то поймете, что во всей полноте преобразований вы не сможете убрать частицу самой малой материи ни какое-то самое незначительное количество энергии. Оно все время остается постоянным, сохраняемым. И в этом смысле, закон сохранения материи и энергии, работает беспрекословно, но в разных формах преобразований.
Свами Вивекананда объяснял, что если вы положите в машины определенное количество материала, то от работы машины вы получите результат равный вложенному количеству материи ни больше, но и не меньше. Сколько человек съел, столько энергии получило его тело. Возьмите зерно, и, если вы способны проникнуть за внешнюю оболочку формы, то увидите дерево полностью, оно не видимо явно, но уже существует в тонкой форме, и при определенных условиях проявиться в форме растения. Таким образом, и причина и следствие по своей сути являются тем же самым и отличаются друг от друга только внешним изменением формы. Причина содержит в себе организацию формы в тонкой материи, следствие содержит организацию проявления этой формы в грубой материи.
Вселенная произошла из тонкой формы, которую можно назвать Разумом космоса. В протоплазме можно найти, в качестве тонкой причины, проявление Разума. Вселенский Разум в самой маленькой частице, начинает проявляться, и из этого кусочка материи, в процессе эволюции, появляется человек в совершенной форме. Разум всегда находится во всем, только способы и стадии Его манифестации могут различаться. Он может проявить Себя, например, в форме животных, или в форме человека.
Эволюционисты делают различия в этом вопросе. Они говорят, что Разум, совершенствуясь, проходя различные стадии развития, проявляет себя наиболее совершенно в человеке и достигает своего могущества.
Веданта говорит, что внезапно качественными скачками Разум создает различные формы. И в этом Веданта последовательна, утверждая, что ничто не может произойти из нуля. Разум, который мы наблюдаем в человеческой форме существования, также имеет свою причину. Ясно, что ребенок - это носитель разума, но в своей потенции, потому что его сознательные возможности еще не проявились. Почему эту потенциальную возможность не протянуть вниз, например, к растениям, камням. Мы говорим только о разной степени манифестации. Мы считаем, что наука придет к пониманию того, что единый Разум пребывает в разных формах и царствах. Методы познания у науки постепенно приходят к этому выводу.
Сегодня мы имеем результаты исследований науки последних десятилетий. Она доказала существование чувствительности у растений: они могут испытывать боль, страдания и нечто напоминающее наслаждение. Индийский ученый Джагандиш Чандра Бош доказал, используя научный подход, что не только растения обладают чувствительностью, но даже камни могут проявлять реакции, отражающие их чувствительность.
Таким образом, можно сказать, что космический Разум является тонкой не проявленной причиной создания всей Вселенной. Он начинает проявление с утонченной формы, как причины порождающей, и затем через все Свои манифестации возвращается обратно.
Все религии говорят о том, что мы произошли от Бога и вернемся к Нему. Божественный принцип, являясь причиной, развивается и, проявляясь, через свою самую грубую манифестацию достигает определенной степени утонченности и затем снова возвращается к своему истоку, порождающему этот процесс, причине.
Практически, все, что мы можем ощущать, видеть во Вселенной является манифестацией Бога. Он может проявляться в виде Солнца, Луны, звезд, людей и т.д., это все только разные формы, но причина всего - Бог. Все пребывает в Вечности и, соответственно, Она не подвержена разрушению. Претерпевают периоды становления, жизни и разрушения только проявленные формы Единого, который вечно пребывает за ними и циклы этих состояний наблюдаются вечно. В этом и состоит духовный подход Веданты к пониманию природы Вселенной. Такого рода подход является лучшей интерпретацией происхождения Вселенной.
Последние научные достижения все больше приближают науку к тем знаниям, которые были даны через философию Веданты. Мы имеем, как ответвление наших древних знаний в виде философских систем вайшьяши и йяия. Они уже в древние времена говорили о том, что Вселенная состоит из атомов. Если внимательно познакомиться с представлением древних времен, то мы найдем прообраз атомистической теории, которая по прошествии много веков была признана в научном мире.
Природа Вселенной, согласно более поздним научным представлениям возникает из взаимодействия материи и энергии. Наука подошла к определенной качественной границе. И этой границей является вопрос: как объяснить сознание. Новое понимание материи и энергии может произойти только через открытия новых знаний о сознании. Ученый, глядя на стакан, утверждает, что он создан из определенного вещества, которое может быть охарактеризовано соответствующим образом, в нем заключена определенная энергия, которая сцепляет частицы и создает форму, но в то же самое время ученый спрашивает себя, что является тем сознанием, которое во мне выстраивает все представления о стакане как таковом и проявляет все знания, о которых я говорю, что это за внутреннее состояние, позволяющее видеть окружающее.
Еще не так давно, наука интерпретировала сознание как продукт высокоорганизованной материи, как порождение мозга. Сейчас большинство ученых серьезно уже не говорят подобным образом. В частности, открытия в области кибернетики, создание компьютеров, показали нам, что компьютер работает наподобие мозга, но любому ясно, что для работы компьютера необходима программа. Материя мозга не может порождать программы, т.е. материя компьютера не порождает сама программы. Вот почему я говорю, что более поздние ступени развития науки придут к тем же идеям, которые давно знала Веданта, и подход этот будет через понимание природы сознания.
Веданта говорит, сознание и есть Бог, и не является чем-то материальным. Материальное образование имеет определенную форму, сознание же вне формы. Если нечто не имеет формы, то оно должно быть беспредельно и не может быть разделено на части. Мы можем разделить на части только то, что имеет форму, бесформенное не может быть превращено в раздельное. И это бесконечное, стоящее за всеми формами и не имеющее форму, является ничем иным, как Богом. Это находится непосредственно в ближайшем соприкосновении с нами. Наше сознание пропитывает и тело, и ум.
Таким образом, из космического Сознания появилась Вселенная. Веданта не говорит, что существует какая-либо другая материя нежели Бог. Бог может преобразовываться в материальные формы, создавая, таким образом, разнообразие Вселенной. В наиболее значимых и выдающихся проявлениях Божественное начало манифестируется в большей степени, в малых вещах этого мира. Оно проявляется в меньшей степени. В святом человеке Божественное начало более проявлено, в грешнике Оно менее проявлено. Но Оно одновременно присутствует везде, и Оно одно и то же в какой бы личности не проявлялось, является ли человеком, растением или чем-то еще. У кого открылся внутренний духовный взор, узрит Бога везде и во всем, так как только Он является единственной Реальностью, проявляющейся через множество форм этой Вселенной.
(монах ордена Рамакришны Свами Джьотирупананда)
Теги: ведическая культура, космология, веданта, Джьотирупананда
Новинки