• SYNAA

  • Binturong

  • Patanjali Ayurved Limited

  • Shri Ganga Pharmacy

  • Vyas

  • Sri Sri Ayurveda

  • Baidyanath

  • Himalaya Herbals

  • Aasha_Herbals

  • Raj Rasayana Herbals

  • Shahnaz Husain

  • Biotique

  • Dabur

Принципы миграции дош - Аюрведа Плюс. Магазин аюрведических товаров.

Принципы миграции дош 17.04.2009

Принципы миграции дош

Доши обеспечивают жизненную связь между желудочно-кишечным трактом и дхату. Напоминаем, что дхату — это плотные структуры, удерживаемые внутри тела, и что кроме дхату существуют малы, отходы, предназначенные к выведению из организма. Доши, в свою очередь, не удерживаются и не изгоняются, и к тому же обладают способностью путешествовать по организму. Благодаря регулярному и предсказуемому движению дош жидкости и полутвердые вещества постоянно переносятся между полыми органами тела и более плотными, глубокими органами. В норме доши переносят питательные вещества в направлении дхату (ткани организма) и забирают отходы из дхату для удаления.

Два примера

Когда мы много говорим, во рту пересыхает. Движение воздуха через рот истощает водянистые секреты капхи. Мы начинаем испытывать жажду. Если мы не будем пить и просто закроем рот, то через некоторое время появится слюна, так как организм мобилизует жидкость из глубоких дхату посредством ваты.

Когда мы испытываем большие физические нагрузки, мы так­же испытываем сухость во рту. Почему? Потому что доши забирают влагу вглубь, к мамса дхату (мышечная ткань организма), чтобы обеспечить адекватную смазку и пластичность. Потребляя много жидкости во время физической деятельности, мы редко ходим освободиться от нее, потому что доши непре­рывно перемещают жидкость из пустот к местам ее потребления. Однако, если мы выпьем то же количество жидкости, находясь в расслабленном состоянии, когда мамса дхату не нуждается в большом количестве жидкости, большую часть воды, доши переносят обратно в пустоту мочевого пузыря.

В каждом из рассмотренных нами примеров доши выступают в качестве транспортного средства, перенося влагу туда и обратно, в зависимости от потребностей. Дхату (ткани организма) не могут самостоятельно выполнять эту функцию, так как закреплены в месте своего пребывания и связаны со шротами (функциональные каналы тела). Малы (отработанные ткани) также не способны переносить жидкость, так как, покидая место своего пребывания, они тотчас изгоняются из организма. Доши представляют собой функциональный разум, поддерживающий тело в равновесии, доставляя органам питание и удаляя малы.

Как уже говорилось, если ама в избытке накапливается в местах своего формирования, доша гати подхватывает ее и переносит к дхату. Там ама закрепляется и проявляет себя в виде острых или хронических заболеваний. Доши могут переносить аму в обоих направлениях — к тканям и от тканей (для удаления). Доши — мудрая субстанция. Каждая доша собирает собственный тип амы и относит ее в соответствующее место желудочно-кишечного тракта для изгнания в предназначенное время.

Дважды в сутки наступает фаза активности одной из дош, в полном соответствии с циклами бхут (пять первоэлементов) в природе. Рано утром пре­обладает влияние капхи, и это лучшее время для удаления из ор­ганизма капха-ассоциированной амы. Именно в это время избыток капхи наиболее легко перемещается из глубоких областей тела в пустоту носоглотки и становится доступным для отделения в виде слизистых секретов. Второй период активности капхи длится с шести до десяти часов вечера. Однако, поскольку в это время мы более активны, жидкости уносятся из желудочно-кишечного трактa на периферию для поддержания активности дхату.

Процедуры панчакармы для конкретных дош

Ваманкарма и Насьякарма Зона капха-доши
Виричанкарма и Рактамокшана Зона питта-доши
Бастикарма (Анувасан и нируха) Зона вата-доши

Для удаления избытка капхи, а также капха-ассоциированной амы из организма, в панчакарме используются две основные процедуры. Насья — введение в носовые ходы специальных лекарственных препаратов — это устраняет застой токсинов в носовых па­зухах. Вамана (терапевтическая рвота) устраняет застой токсинов в желудке. Панчакарма, как правило, рекомендует выполнять эти процедуры рано утром, когда избыток капхи наиболее доступен для отделения.

Во время периода активности питты, с десяти часов утра и до полудня, усиливаются процессы трансформации и всасывания. В это время особенно ярко проявляются функциональные нарушения питты. Второй такой период начинается за два часа до полуночи и продолжается в течение четырех часов. Именно в это время, когда питта наиболее легко перемещается от внутренних органов к пустотам кишечника, легче всего удалить питта-ассоциированную аму из тонкого кишечника. Панчакарма достигает этой цели с помощью виречаны (терапия слабительным).

Во второй половине дня, с трех часов и до заката, в организ­ме активизируется вата; он становится подвижнее. Второй период подвижности наступает в предрассветные часы, когда природа начинает просыпаться под действием вайю бхуты (первоэлемент – воздух). Для успокоения гиперактивной ваты и вата-ассоциированных токсинов панчакарма использует басти (лечебная клизма). Наибольшая польза от этой процедуры достигается, если ее выполнять ближе к вечеру.

Функциональная активность ваты распространяет свое влияние на все доши, так как вата — главный двигатель организма. Джала (первоэлемент – вода) не содержит внутреннего импульса к движению, и река течет только с помощью вайю. То же справедливо в отношении Агни (первоэлемент – огонь) Именно вайю заставляет пламя вспыхивать и танцевать. Поскольку вата-доша инициирует и толкает все процессы в организме, согласно аюрведе — это «главный игрок», а значит, нормализация ваты — наша главная цель.

Сунил В. Джоши, «Аюрведа и панчакарма - Методы исцеления и омоложения»


Теги: доши, панчакарма

Возврат к списку

(Голосов: 2, Рейтинг: 3.44)

Оставте заявку и мы свяжимся с вами.