Оставте заявку и мы свяжимся с вами.
Вопросы по детской психологии - Аюрведа Плюс. Магазин аюрведических товаров.
02.03.2011
Чаще всего, это, как правило, проблема детского непослушания и неуправляемости. Так обозначают проблему сами родители - это то, что психологи называют первичным запросом, то, как вопрос формулируется, для родителей. Это то, что лежит на поверхности, на самом деле, часто это не истинный вопрос, а некая "обертка" вопроса настоящего. Обычно в "начинке" такого рода вопросов лежит, то, что ребёнок не непослушный - он просто не совсем такой, как хотелось бы родителям, то есть вопрос стоит о несоответствии родительским ожиданиям.
Второй по частоте вопрос - проблема детских взаимоотношений в семье. Не всегда все так гладко, как хотелось бы родителям. И это тоже обёртка, а у этой обёртки даже несколько начинок. Часто, если детей в семье больше одного, они дерутся, не обязательно врукопашную, ведь можно бить словами. Совсем уж мирно уживающиеся дети, мне кажется, только в книжках встречаются, да и то в книжках неправдивых. Родителей очень расстраивают эти конфликты, особенно расстраиваются родители те, которые сами росли в семье своей единственными, и в детстве сами этого не видели, не представляли себе, как дети себя друг с другом ведут.
Итак, первая начинка вопроса детских конфликтов - отсутствие родительского опыта. А второй начинкой этого вопроса могут быть ошибки родительского поведения: что-то неправильно устроили сами родители, и это вызывает огромный рост конфликтов.
Ну и третий вопрос, это, конечно, отношения в семье, а именно постепенное охлаждение, увеличение дистанции между супругами. В семьях, где растут дети, динамика бывает такова: в браке всё хорошо, у супругов общие интересы, потом рождается ребенок, мама занимается ребёнком, а папа - в основном работой. Мужчина редко может себе позволить проводить с ребенком столько времени, сколько ему бы хотелось, а вот женщина, она "у своего станка". Со временем накапливается не то чтобы непонимание, просто интересы начинают расходиться.
Вот, пожалуй, самые частые вопросы.
Среди наших читателей много многодетных семей. Давайте поговорим о них, тем более что вы упомянули детские конфликты. Знаю, что вы читаете лекции на тему: детская ревность. Что такое детская ревность и как её избежать?
Это большая и серьезная тема. Совсем избежать детской ревности невозможно, потому что где-то глубоко в основе братско-сестринских отношений заложено соперничество. Но, это может быть соперничество как вражда, а может быть соперничество как соревнование - а это не одно и то же. Совсем ревности не избежать, а вот окультурить ревность, то есть сделать так, чтобы жизнь в семье не напоминала войну, вполне можно.
Во-первых, золотое правило для родителей: с того момента как младший ребёнок заговорил, детей нужно "сажать в одну лодку". То есть, если вы приходите и видите, что они что-то там не поделили, набезобразничали, и даже если понятно, что виноват один, наказывать нужно обоих, ну, "ругать-наказывать" это в кавычках, каждый родитель использует свои способы наказания. Ни в коем случае не взваливать ответственность, вину на старшего, потому что если в семье укоренится позиция: "ты старший - ты во всем виноват, ты за всё отвечаешь", то старший будет чувствовать младшего как обузу. Любви и близости между детьми не будет. Это первый момент.
Второй момент, и очень важный, действительно не показывать разность отношений к детям. Это легко сказать и достаточно трудно сделать, потому что любой родитель двух и более детей знает, что невозможно даже к очень похожим друг на друга детям относиться одинаково, и когда родители говорят: я вас одинаково люблю, они говорят не совсем правду, потому что нельзя двух разных людей любить одинаково. Можно любить одинаково сильно, это очень важный нюанс. Сила, интенсивность родительской привязанности должна быть более-менее ровной, потому что, если есть любимчики, то есть и не любимчики. И ребёнок, который чувствует, что его любят меньше, чем брата или сестру, озлобляется, закрывается внутренне, и эта жесткость выливается в отношения между детьми. Вот. И, наконец, очень важно стараться давать старшему ребенку в семье тепло и ласку, потому что младший ребенок - он всегда ближе к родителям, он до старости малыш, а старший ребенок, как только мама беременеет следующим, сразу становится взрослым, сколько бы ему ни было, а ему может быть год, полтора.
Мне кажется, корень ревности заложен в неравном родительском отношении. Старшему больше достаётся "дисциплинарных взысканий", он "фотографирует" отношение к себе, и на младших, как если бы на своих подчинённых, спускает это недоброе отношение по цепочке. Какая-то минута, пусть небольшая, должна находиться для каждого, потому что если ребенок вообще не чувствует внимания, а бывает сейчас так, что с ребёнком, в основном, общаются нанятые люди - няни, потом учителя, какие-то репетиторы - они общаются корректно и правильно, но без любви. Короче говоря, ревнуют друг к другу - дети несчастные. Если ребенок счастлив, он будет чувствовать себя хорошо, он не будет ревновать или обижать своего брата или сестру.
Роль мамы понятна. Понятна и озвучена роль бабушек и нянь. А вот роль отца с научной точки зрения, насколько мне известно, не рассматривалась до последнего времени. Какова она?
Знаете, с отцами тема абсолютно отдельная. Роль отца не такая, как роль мамы. Большинство проблем, с которыми приходят семьи на консультацию, заключаются в том, что женщины ждут от мужчин поведения такого же, какое демонстрируют сами. Они говорят: "Как же так, он с ним никогда ласково не поговорит, или он никогда с ним в куклы не поиграет, вплоть до того". Понимаете, роль мамы в воспитании- это как бы основа, это база, фундамент. Женщина, которая рожает ребенка или которая сидит с ребенком, автоматически переходит на так называемый baby talk - интернациональный материнский язык.
Интереснейший феномен, он во всех языках прослеживается. Это - речь совершенно другого интонационного наполнения, там используются маленькие слова, легкие для произношении, уменьшительно-ласкательные суффиксы всякие, у языка другая мелодика, в общем-то это нечто среднее между пением и речью.
Так разговаривают матери и женщины с ребенком. Мужчины так не разговаривают. Не потому, что они не делают того, что должны - просто мужчины разговаривают по-другому, и именно речь отца, речь мужчины готовит ребенка к восприятию речи других людей. Очень важно, чтобы мужчина вел себя в доме естественно, именно как мужчина.
Отцы, как правило, затевают более шумные моторные игры, чреватые повреждениями телесными, и это тоже важно, потому что мамы, если играют, всегда проигрывают знакомые сюжеты, а когда играет папа - это всегда выход за границы известного, предсказуемого. И для ребенка это всегда - шаг вперед, это создание "зоны ближайшего развития", скажем так. Роль папы - вести вперед и давать ощущение надежности. В младенческом возрасте папа может с ребенком вообще практически не общаться (на что мамы обижаются), но при этом папа дает ребенку ощущение защиты, уверенности, укорененности в мире. Ведь матери хорошо и спокойно только когда она уверена в своих отношениях с мужем, в том, что он ребенка принимает.
Об этом можно очень много говорить. Папа для ребенка важен, даже если он никогда не вытирал ему попу, не кормил его супом и не делал с ним уроки. Мама может говорить с ребенком часами, говорить-говорить, а в памяти сказанное не останется,тогда как одна-две отцовские фразы отпечатываются. Главное, - не ждать от мужчин женского поведения.
Есть много мнений о том, в каком возрасте лучше начинать обучение. Ваше мнение?
В разных странах сложились разные традиции, сложились не за 5 лет, не за 10, а за несколько десятилетий. В Англии, например, принято начинать обучение в 5 лет. В Израиле есть традиция последний год перед школой готовиться. Для нашей страны все-таки традиционным временем обучения считается 7 лет. Где-то 8-9 лет назад пошла волна, когда брали шестилеток в школу. Если вы поговорите с любым нормальным учителем начальных классов, который уже пробовал этих шестилеток учить, он вам скажет, что да, шестилетние дети с охотой идут в школу, потому что у них новый портфель, костюм, платье, канцелярия. Через 2-3 недели, максимум через 2 месяца, они наигрываются, и им эта игра становится неинтересна, они уже совершенно туда не тянутся. Говоря научным языком, страдают мотивацией. Вообщем-то большинство шестилетних детей не обладают достаточным уровнем школьной зрелости, есть такое понятие психологический возраст. 7-летний ребенок он по психологическому возрасту может быть и 8-летним и 6-летним, поэтому если вы хотите идти в школу раньше 7 лет обязательно надо консультироваться со специалистами, потому что надо чтобы психологический возраст соответствовал началу школьного обучения.
Есть такое понятие школьная зрелость. Вот неготовность - это можно подготовить за полгода 6-летнего ребенка и будет готовность. А зрелость - это как яблоко оно должно созреть в срок, его можно подогнать до готовности к пище через биодобавки. Будет это яблоко годным к пище ограничено, вот и ребенок, которого гнали, а он не созрел - у него очень скоро сойдет эта натасканность и он останется как есть недозрелый. Очень сложные проблемы начинаются со второго полугодия первого класса у детей, которые пошли раньше, чем нужно. Если вы не верите мне - поговорите с людьми, которые в вас не заинтересованы и которые имеют опыт обучения шестилеток. Есть школы, которые принципиально не берут раньше 7 лет и это хорошие школы.
(Бурмистрова Екатерина, психолог http://www.rojdestvo.ru/ )
Теги:
Вопросы по детской психологии
С какими проблемами к вам обращаются чаще всего?Чаще всего, это, как правило, проблема детского непослушания и неуправляемости. Так обозначают проблему сами родители - это то, что психологи называют первичным запросом, то, как вопрос формулируется, для родителей. Это то, что лежит на поверхности, на самом деле, часто это не истинный вопрос, а некая "обертка" вопроса настоящего. Обычно в "начинке" такого рода вопросов лежит, то, что ребёнок не непослушный - он просто не совсем такой, как хотелось бы родителям, то есть вопрос стоит о несоответствии родительским ожиданиям.
Второй по частоте вопрос - проблема детских взаимоотношений в семье. Не всегда все так гладко, как хотелось бы родителям. И это тоже обёртка, а у этой обёртки даже несколько начинок. Часто, если детей в семье больше одного, они дерутся, не обязательно врукопашную, ведь можно бить словами. Совсем уж мирно уживающиеся дети, мне кажется, только в книжках встречаются, да и то в книжках неправдивых. Родителей очень расстраивают эти конфликты, особенно расстраиваются родители те, которые сами росли в семье своей единственными, и в детстве сами этого не видели, не представляли себе, как дети себя друг с другом ведут.
Итак, первая начинка вопроса детских конфликтов - отсутствие родительского опыта. А второй начинкой этого вопроса могут быть ошибки родительского поведения: что-то неправильно устроили сами родители, и это вызывает огромный рост конфликтов.
Ну и третий вопрос, это, конечно, отношения в семье, а именно постепенное охлаждение, увеличение дистанции между супругами. В семьях, где растут дети, динамика бывает такова: в браке всё хорошо, у супругов общие интересы, потом рождается ребенок, мама занимается ребёнком, а папа - в основном работой. Мужчина редко может себе позволить проводить с ребенком столько времени, сколько ему бы хотелось, а вот женщина, она "у своего станка". Со временем накапливается не то чтобы непонимание, просто интересы начинают расходиться.
Вот, пожалуй, самые частые вопросы.
Среди наших читателей много многодетных семей. Давайте поговорим о них, тем более что вы упомянули детские конфликты. Знаю, что вы читаете лекции на тему: детская ревность. Что такое детская ревность и как её избежать?
Это большая и серьезная тема. Совсем избежать детской ревности невозможно, потому что где-то глубоко в основе братско-сестринских отношений заложено соперничество. Но, это может быть соперничество как вражда, а может быть соперничество как соревнование - а это не одно и то же. Совсем ревности не избежать, а вот окультурить ревность, то есть сделать так, чтобы жизнь в семье не напоминала войну, вполне можно.
Во-первых, золотое правило для родителей: с того момента как младший ребёнок заговорил, детей нужно "сажать в одну лодку". То есть, если вы приходите и видите, что они что-то там не поделили, набезобразничали, и даже если понятно, что виноват один, наказывать нужно обоих, ну, "ругать-наказывать" это в кавычках, каждый родитель использует свои способы наказания. Ни в коем случае не взваливать ответственность, вину на старшего, потому что если в семье укоренится позиция: "ты старший - ты во всем виноват, ты за всё отвечаешь", то старший будет чувствовать младшего как обузу. Любви и близости между детьми не будет. Это первый момент.
Второй момент, и очень важный, действительно не показывать разность отношений к детям. Это легко сказать и достаточно трудно сделать, потому что любой родитель двух и более детей знает, что невозможно даже к очень похожим друг на друга детям относиться одинаково, и когда родители говорят: я вас одинаково люблю, они говорят не совсем правду, потому что нельзя двух разных людей любить одинаково. Можно любить одинаково сильно, это очень важный нюанс. Сила, интенсивность родительской привязанности должна быть более-менее ровной, потому что, если есть любимчики, то есть и не любимчики. И ребёнок, который чувствует, что его любят меньше, чем брата или сестру, озлобляется, закрывается внутренне, и эта жесткость выливается в отношения между детьми. Вот. И, наконец, очень важно стараться давать старшему ребенку в семье тепло и ласку, потому что младший ребенок - он всегда ближе к родителям, он до старости малыш, а старший ребенок, как только мама беременеет следующим, сразу становится взрослым, сколько бы ему ни было, а ему может быть год, полтора.
Мне кажется, корень ревности заложен в неравном родительском отношении. Старшему больше достаётся "дисциплинарных взысканий", он "фотографирует" отношение к себе, и на младших, как если бы на своих подчинённых, спускает это недоброе отношение по цепочке. Какая-то минута, пусть небольшая, должна находиться для каждого, потому что если ребенок вообще не чувствует внимания, а бывает сейчас так, что с ребёнком, в основном, общаются нанятые люди - няни, потом учителя, какие-то репетиторы - они общаются корректно и правильно, но без любви. Короче говоря, ревнуют друг к другу - дети несчастные. Если ребенок счастлив, он будет чувствовать себя хорошо, он не будет ревновать или обижать своего брата или сестру.
Роль мамы понятна. Понятна и озвучена роль бабушек и нянь. А вот роль отца с научной точки зрения, насколько мне известно, не рассматривалась до последнего времени. Какова она?
Знаете, с отцами тема абсолютно отдельная. Роль отца не такая, как роль мамы. Большинство проблем, с которыми приходят семьи на консультацию, заключаются в том, что женщины ждут от мужчин поведения такого же, какое демонстрируют сами. Они говорят: "Как же так, он с ним никогда ласково не поговорит, или он никогда с ним в куклы не поиграет, вплоть до того". Понимаете, роль мамы в воспитании- это как бы основа, это база, фундамент. Женщина, которая рожает ребенка или которая сидит с ребенком, автоматически переходит на так называемый baby talk - интернациональный материнский язык.
Интереснейший феномен, он во всех языках прослеживается. Это - речь совершенно другого интонационного наполнения, там используются маленькие слова, легкие для произношении, уменьшительно-ласкательные суффиксы всякие, у языка другая мелодика, в общем-то это нечто среднее между пением и речью.
Так разговаривают матери и женщины с ребенком. Мужчины так не разговаривают. Не потому, что они не делают того, что должны - просто мужчины разговаривают по-другому, и именно речь отца, речь мужчины готовит ребенка к восприятию речи других людей. Очень важно, чтобы мужчина вел себя в доме естественно, именно как мужчина.
Отцы, как правило, затевают более шумные моторные игры, чреватые повреждениями телесными, и это тоже важно, потому что мамы, если играют, всегда проигрывают знакомые сюжеты, а когда играет папа - это всегда выход за границы известного, предсказуемого. И для ребенка это всегда - шаг вперед, это создание "зоны ближайшего развития", скажем так. Роль папы - вести вперед и давать ощущение надежности. В младенческом возрасте папа может с ребенком вообще практически не общаться (на что мамы обижаются), но при этом папа дает ребенку ощущение защиты, уверенности, укорененности в мире. Ведь матери хорошо и спокойно только когда она уверена в своих отношениях с мужем, в том, что он ребенка принимает.
Об этом можно очень много говорить. Папа для ребенка важен, даже если он никогда не вытирал ему попу, не кормил его супом и не делал с ним уроки. Мама может говорить с ребенком часами, говорить-говорить, а в памяти сказанное не останется,тогда как одна-две отцовские фразы отпечатываются. Главное, - не ждать от мужчин женского поведения.
Есть много мнений о том, в каком возрасте лучше начинать обучение. Ваше мнение?
В разных странах сложились разные традиции, сложились не за 5 лет, не за 10, а за несколько десятилетий. В Англии, например, принято начинать обучение в 5 лет. В Израиле есть традиция последний год перед школой готовиться. Для нашей страны все-таки традиционным временем обучения считается 7 лет. Где-то 8-9 лет назад пошла волна, когда брали шестилеток в школу. Если вы поговорите с любым нормальным учителем начальных классов, который уже пробовал этих шестилеток учить, он вам скажет, что да, шестилетние дети с охотой идут в школу, потому что у них новый портфель, костюм, платье, канцелярия. Через 2-3 недели, максимум через 2 месяца, они наигрываются, и им эта игра становится неинтересна, они уже совершенно туда не тянутся. Говоря научным языком, страдают мотивацией. Вообщем-то большинство шестилетних детей не обладают достаточным уровнем школьной зрелости, есть такое понятие психологический возраст. 7-летний ребенок он по психологическому возрасту может быть и 8-летним и 6-летним, поэтому если вы хотите идти в школу раньше 7 лет обязательно надо консультироваться со специалистами, потому что надо чтобы психологический возраст соответствовал началу школьного обучения.
Есть такое понятие школьная зрелость. Вот неготовность - это можно подготовить за полгода 6-летнего ребенка и будет готовность. А зрелость - это как яблоко оно должно созреть в срок, его можно подогнать до готовности к пище через биодобавки. Будет это яблоко годным к пище ограничено, вот и ребенок, которого гнали, а он не созрел - у него очень скоро сойдет эта натасканность и он останется как есть недозрелый. Очень сложные проблемы начинаются со второго полугодия первого класса у детей, которые пошли раньше, чем нужно. Если вы не верите мне - поговорите с людьми, которые в вас не заинтересованы и которые имеют опыт обучения шестилеток. Есть школы, которые принципиально не берут раньше 7 лет и это хорошие школы.
(Бурмистрова Екатерина, психолог http://www.rojdestvo.ru/ )
Теги:
Новинки