Оставте заявку и мы свяжимся с вами.
Опыт столетий во имя здоровья. Восток и Запад. Взгляд на проблему Сахарного диабета - Аюрведа Плюс. Магазин аюрведических товаров.
14.11.2011
в твоей жизни. Чтобы легко излечить недуг, исправить болезнь, лучше всего подготовиться к этому заранее". (Китайский философ Лао - Цзюнь)
Сахарный диабет - распространённая метаболическая эндокринопатия, вызванная Абсолютной (СД - первого типа) или относительной (СД - второго типа) недостаточностью инсулина и приводящая к нарушению обмена углеводов, жиров и белков, а часто и к нарушению водно - солевого, кислотно - щелочного баланса.
Впервые в медицинской литературе сахарный диабет описан древними китайскими врачами в период "Враждующих империй" (475 - 221 г г до нашей эры): "Есть болезнь, когда во рту ощущается сладость. Она называется Пи-дань или "заболевание селезёнки". Когда человек болеет этой болезнью, он хочет есть много сладкой, вкусной пищи и от этого сильно полнеет, накопление жира приводит к образованию внутреннего жира в человеке, а в результате чрезмерного потребления сладкого происходит наполнение внутренностей человека, поэтому Ци в избытке устремляется вверх и превращается в источник Сяо-кэ или "растворение жажды" ("Рассуждение о странных болезнях").
В начале третьего тысячелетия проблемами Сахарного диабета стала глобальной. Число больных в мире в конце 1999 года составляло 120-140 млн. человек . К 2025 году прогнозируется его удвоение.
Нередко сложно определить тип сахарного диабета у конкретного пациента, не исключена трансформация одного его типа в другой.
В развитии сахарного диабета важное место отводится генетической предрасположенности, аутоиммунной агрессии, заболеваниям поджелудочной железы, других эндокринных органов и даже некоторым физиологическим состояниям, например, беременности. Основным нарушением, характеризующим тяжесть нарушений процессов метаболизма в организме, а значит, определяющим течение СД и подходы к лечению является степень гликемии.
При длительной гипергликемии гликация тканевых белков и других макромолекул с образованием из глюкозы избыточного количества многоатомных спиртов является одним из ведущих механизмов повреждения тканей и развития нарушений обмена веществ, которые могут прогрессировать, регрессировать или оставаться на том же уровне. Присоединение некоторых простых сахаров к молекулам внутриклеточных протеинов, участвующих в передаче инсулиновых сигналов, приводит к возникновению невосприимчивости к инсулину; изменяется и "текучесть " липидов среднего слоя клеточных мембран.
Частое сочетание СД с дислипидемиями обуславливает более раннее развитие атеросклероза. Вне всякого сомнения, атеросклероз - воспаление. Ключевым в атеросклеротическом воспалении считается снижение рецепторного поглощения клетками липопротеидов низкой плотности (ЛПНП) из-за блокады, уменьшение числа рецепторов и др. причин. Его прямое следствие - накопление в крови и тканях, прежде всего в стенке артериальных сосудов ЛПНП с дефицитом в клетках эссенциальных полиненасыщенных жирных кислот. На падение поступления в клетки эссенциальных полиненасыщенных жирных кислот в них компенсаторно синтезируются собственные (эйкозатриеновая кислота), и как результат воспалительные лейкотриены. Накапливающиеся в избыточном количестве ЛПНП могут быть метаболизированы, главным образом через фагоцитоз моноцитами крови и тканей (макрофаги, куперовские клетки печени). Этот процесс требует участия нейтрофильных лейкоцитов, которые через "метаболический взрыв" (возможно при достижении в крови критического числа нейтрофилов) высвобождают большое количество активных радикалов, участвующих в реакциях перекисного окисления липидов. В стенках артерий ЛПНП преимущественно накапливаются и именно здесь разворачиваются самые важные в атеросклерозе состояния. Провоспалительные лейкотриены и продукты аутолиза погибших клеток - хорошая основа развития и самоподдержания атеросклеротического воспалительного процесса, если принять во внимание "притягательность" для ЛПНП артериальной стенки.
В Аюрведе диабет рассматривается как нарушение водного метаболизма в целом и может быть связано с любой из дош.
Диабет проявляется повышенной жаждой и обильным выделением мочи. На начальном этапе болезнь представляет собой, как правило, нарушение Капхи, связанное с ожирением и злоупотреблением сладкой, увеличивающей Капху пищей. Из-за снижения функциональной активности поджелудочной железы повышается уровень Капхи в желудке. Затем Капха проникает в другие ткани, что сопровождается учащённым мочеиспусканием и помутнением мочи. При хроническом диабете наряду с жаждой отмечается и истощение тканей.
Хронический диабет либо изначально является нарушением Ваты, либо становится таковым. Вата скапливается в толстом кишечнике, откуда проникает в поджелудочную железу, нарушая её работу.
Высокая Питта тоже может привести к диабету. Скапливаясь в тонком кишечнике, она затем перемещается в печень и поджелудочную железу, вызывая их расстройства.
Причиной диабета обычно является неправильное питание - избыток сахара, сладостей, молочных продуктов, алкоголя, жиров и хлеба. Другие факторы - ожирение, чрезмерная сексуальная активность, дневной сон, малоподвижный образ жизни, беспокойство, тревога, стрессы.
Диабет может быть и наследственным заболеванием (проявлением кармических причин).
В психическом плане - это болезнь желания и жажды, неудовлетворённости жизнью.
Для более полной коррекции диабета методом китайской медицины необходимо правильно оценить состояние меридианов и соответствующих им органов. При диабете второго типа преобладают следующие синдромы с характерными для них симптомами.
Пустота канала селезёнки - поджелудочной железы:
"Когда происходит опустошение желудка, тогда человек не может насытиться, даже если съедает целый доу (мера сыпучих тел, равная 10,35 л) пищи, когда истощается орган цзан почек, тогда, даже если выпить сто чашек, не утоляется жажда; больной даже дома в своих действиях не отвечает требованиям здравого смысла, таковы 3 вида диабета Сань-сяо".
Дифференцированное лечение диабета в Аюрведе
При диабете Капха - типа основным методом лечения является длительное соблюдение снижающей Капху диеты.
Показаны горькие травы: алоэ, маргоза (препарат "Гриним"), куркума. Принимать куркуму следует в виде порошка (по 1-3 г два - три раза в день) с соком алоэ.
Горький вкус способствует нормализации углеводного и жирового обмена, улучшает функцию печени и поджелудочной железы. Для снижения веса рекомендуются чёрный и красный перец, имбирь и другие острые специи.
Диабет Вата - типа сопровождается истощением, жаждой, обезвоживанием, острым голодом, бессонницей, снижением уровня энергии и ощущением жжения в кистях и стопах, а также высоким уровнем сахара в крови и обильным мочеиспусканием. Назначается диета, снижающая Вату. Следует исключить сахара и сладкие блюда. Разрешаются орехи, молочные продукты, сложные углеводы, а также мясные блюда, в частности, супы из мозговых костей. Полезно ГИ, в особенности с аиром или ашвагандхой (принимать по 1-2 чайной ложки 2-3 раза в день). Из трав преимущественно используют тонизирующие - ашвагандху, бала, шатавари и мумиё и препараты на их основе (препарат "Стресском", травяной джем "Чаванпраш"). Очищенное мумиё (содержит микро и макроэлементы, аминокислоты, гуминовые кислоты, фосфолипиды) принимают курсом в дозировке 0,2г по 2 раза в день натощак в течение 10 дней, затем 5 дней - перерыв; таких циклов - пять). Препарат "мумиё" (фирмы "Дабур") в своём составе содержит гурмар. Сушрут - один из величайших аюрведических врачей древности, приписывал этому растению способность разрушать вкус сахара (гурмар означает "разрушающий сахар") .
Диабет Питта-типа или в стадии Питы сопровождается лихорадочным состоянием, повышенной кислотностью, изъязвлениями, выделением мочи с красным, жёлтым или синеватым оттенком, раздражительностью и гипертонией. Лечение направлено на снижение Питы. Как и при диабете Капха-типа назначаются горькие травы, а если пациент ослаблен их применяют вместе с охлаждающими тониками (шатавари, сок алоэ, алтей). Полезно ГИ с брами.
При ожирении хорошо помогает гуггул ( препараты "Трифала гуггул", "Йогорадж-гуггул").
Улучшают углеводный обмен и сохраняют жизнь камни Юпитера - Жёлтый сапфир и Жёлтый топаз, которые носят в золотой оправе на указательном пальце правой руки.
У древних мудрецов имелось высказывание: "Если ты лечишь болезнь после того, как она уже возникла, то разве не лучше было бы, если бы ты лечил её до того, как она возникла".
Великий китайский врач Ян Цзичжоу в трактате "Большие достижения Чжень-цзю" в 1601 г писал: "Трактат "Нэй-цзин" был написан во времена далёкой древности, когда люди работали, но не уставали, отдыхали, но не теряли работоспособности, ели, но не объедались, т.е. не наносили вреда своему внутреннему. Люди носили такую одежду, которая не удерживала жара, а потому они не портили своё внешнее состояние тела. В жилищах своих они соблюдали умеренность и избегали холода и жары. Они были равнодушны к славе и выгоде и пребывали в пустоте - необладании, а потому удерживали внутри свои жизненные силы. Так какие же болезни могли возникнуть у них?
Но в наши дни путь Дао и достижение Дэ с каждым днём приходит в упадок, вино превратилось в приправу, а заблуждение заменило истину постоянства - Люди удовлетворяют свою похоть, растрачивая на это душевные силы. Люди утомляют своё сердце удовольствиями, не знают никакой меры в наслаждениях, в устройстве жилищ не соблюдают никакой меры, не могут избежать холода и жары. Поэтому у современных людей болезни возникают изнутри…
Если заболевание возникает внутри системы организма, то без отваров из лекарственных трав вылечить нельзя. В наше время уже нельзя обойтись без использования отваров из лекарственных трав, не нужных в древние времена. Учёные должны усердно изучать эти вопросы".
Сён Саку дзенский учитель создал правила, которые выполнял всю свою жизнь.
Вот они:
Уже в классическом труде древнекитайской медицины "Су-вэнь" говорится:
"Причинность заложена в болезни, работа же или лечение, выполняемое врачом, оказывает воздействие лишь с поверхности. Если эта внешняя мера не может изгнать причину, то не удаётся изгнать болезнетворное начало; под словами "причинность заложена в болезни" китайские врачи древности понимали то обстоятельство, что при лечении важнейшие изменения происходят в самом пациенте, т.е. что пациент является решающим фактором при лечении болезни. Сам врач находится на втором месте, т.к. "лечение, выполняемое врачом, оказывает воздействие лишь с поверхности".
Разумное отношение китайского пациента к своей болезни в корне отличается от зачастую иррационального ожидания чуда от медицины, характерного для западных пациентов.
На Западе в течение многих десятилетий общественности внушали мысль о невероятных успехах научной медицины, вследствие чего люди лишь изредка сами проявляют инициативу в деле поддержания здоровья или выздоровления после болезни. На врачей они возлагают всё, что связано с их здоровьем, охотно возводя их в ранг "полубогов в белом", лишь бы они сняли с людей ответственность за сохранение собственного здоровья. Одним из неизбежных последствий этого иррационального отношения к вопросу сохранения собственного здоровья является резкое увеличение расходов в области здравоохранения.
Все виды терапии - медикаменты, массажи, бальнеологические процедуры и т.д. - рассматриваются китайской медициной в качестве внешних факторов лечебного процесса. Решающим же фактором является сам человек, а не "вещи", которые используют при лечении, т.к. настоящее лечение может обрести действенность только в самом человеке. Поэтому к обычным обязанностям врача в современном Китае относится и обязанность вызывать у пациентов оптимизм, чтобы он смог на основе разумной кооперации с врачом "разрешить внутреннее противоречие в себе самом, создав тем самым предпосылки для изгнания болезни. На Востоке давно поняли, что душевный настрой и воля пациента находятся в тесной связи с нормальной жизнедеятельностью человеческого организма и возникновением болезней.
"Жизнь идёт вверх - вниз. Иногда облачно, а иногда солнечно… Но это недействительность, а действительное всегда изменяется. А йогу нужно идти к действительности. Что же это, никогда не изменяющееся? Это ваша внутренняя сущность. Поэтому научитесь быть стабильными, чтобы ваши ощущения постоянно не менялись. Нужно, чтобы вы всегда были довольны. Не нужно переживать из-за мелочей. Но достигнуть внутреннего удовлетворения нелегко. Иметь внутреннее удовлетворение - великая вещь. Упражняйтесь мирно и получите всё. Нужно только знать что делать. Поэтому всё, что делаете - делаете себе. Если кого-то критикуете, это вам возвращается. Если другим делаете что-то плохое, сами это получите. Будьте уверены: любой ваш поступок возвращается к вам, делаете ли вы это физически или ментально. Любое дело производите сначала в мыслях . а физическое тело только исполнитель. Поэтому контролируйте свои желания, себя, будьте умеренны, ограничьте свои желания. И знайте: что бы вы ни делали, всё к вам вернётся. Так думайте всегда".
SANTO SHI NAR SADA SUKHI - это удивительное изречение на хинди означает: "тот, кто доволен внутри, всегда счастлив"; другое изречение говорит: AHIMSA PARAMO DHARMA, что означает: "Не навредить - наивысшая религия и долг".
Затем: DAYA DHARAM KA MUL HAI, PAP MUL ABHIMAN.
Дайя значит милосердие, доброта; поэтому: "корень Дхармы - милосердие, корень греха - эго".
AHAM BRAHMASMI. "Я есть Брахман, я есть Действительность", моё тело, чувства, желания, мысли - всё это не действительно, а АТМА, сущность - действительна. Таким образом должно думать. Всё, что видите, всё, что происходит, в один прекрасный день закончится. Поэтому стремитесь быть счастливыми. Настаивайте, имейте больше силы, энергии.
Я не требую от вас ничего, кроме любви. Великий индийский философ и песенник Рабиндранат Тагор сказал: "пришёл с полными карманами и всё поделил. Всё дал и сейчас ухожу. Что ожидаю от вас? Что унесу? Только любовь и ничего другого".
Стремитесь научиться давать, давать. Всегда давайте. Что будете иметь - отдавайте. Это прекрасно. Не думайте брать, взять. Бедные те, кто всегда хотят иметь больше. А богаты и спокойны те, у кого нет таких желаний. Вот так йог должен жить в повседневной жизни. Это есть путь к высшей цели. В Индии обычно говорят: "Никто не богат, все бедные. Богаты лишь те, кто имеет позитивные мысли, которые берегут Бхакти и любовь в своём сердце. Ведь это то, что останется с вами навсегда, то, что идёт с вами" ... Физическое тело также необходимо. Вы должны заботиться о нём. Нужно ежедневно упражнять Асаны и Пранаяму, хорошо питаться, быть на свежем воздухе… Когда идём духовным путём, бываем подвержены искушениям. Но сохраняйте веру и не теряйте самообладания.
И увидите, что даже если вы в кипящей воде, ничего с вами не произойдёт.
Освободитесь от эго, страха и сомнений. Сделайте всё для защиты своей Бхакти и тогда ощутите рождение силы и внутреннего удовлетворения. ХАРИ ОМ! (Парамханс Свами Махешварананда автор системы " Йога в повседневной жизни")
В кабинете иглорефлексотерапии Гобольницы № 7 города Севастополя проходили восстановительное лечение пациенты городского эндокринологического отделения, в том числе больные сахарным диабетом 1 и 2 типов, субкомпенсированной формы, часто осложнённого ангиопатиями , атеросклерозом , ИБС, гипертонической болезнью, нейропатиями, нефропатиями, обменным полиартритом.
При первичном осмотре проводилась чакральная, пульсовая и языковая диагностика, оценивался тип конституции больного, тип заболевания (выявлялось нарушение дош).
Пациентом проводился курс иглотерапии, лазеропунктуры, рациональной психотерапии, музыкотерапии, цветоимпульсной терапии. Рациональная психотерапия направлена на коррекцию психических проявлений дисбаланса энергии в чакрах.
Пациенты СД (254 человека в 2004 году) были разделены на группы :
1. Получавшие базистную терапию ( в том числе инсулинозаместительную).
2. Получавшие базисную терапию, дополненную Аюрведической диетой.
3.Контрольная группа из 8 пациентов С Д 1 и 2 типа, получавшие базисную терапию, дополнительную Аюрведической диетой и терапией.( Методика Центра " Дханвантари")
Стабильность изменений подтверждалась при повторных госпитализациях через 6-12 месяцев.
Лучшие отдалённые результаты получены у контрольной группы пациентов.
Пациенты, нуждающиеся в назначении Аюрведической диеты и терапии это:
1. пациенты, которым недостаточно диеты и физических упражнений.
2. Пациенты с исходно-высоким уровнем глюкозы в крови.
Что ожидали эти пациенты от лечения?
- Надёжного длительного контроля гликемии.
- Предотвращения развития осложнений диабета.
- Предотвращение сердечно - сосудистых осложнений
- удобства в лечении, удобства для комбинации, понятного режима дозирования
- Улучшения качества жизни.
Выводы:
1. Препараты Аюрведической медицины оказывают позитивное действие на жизнедеятельность организма, обеспечивают положительную динамику в изменениях функциональной активности внутренних органов и гомеостатических систем организма.
2. Оптимально переносятся и безопасны для пациентов.
3. Эффективны как у пациентов, получающих сахароснижающие препараты, так и у пациентов, получающих заместительную гормонотерапию инсулином.
4.Обладают уникальным вазопротекторными свойствами (борются с оксидантным стрессом и эндотелиальной дисфункцией), предотвращая тем самым макро - и микрососудистые осложнения.
5.Обеспечивают долгосрочный и эффективный контроль гликемии, холестеринэмии.
6. Способствуют вегетативной регуляции в обеспечении важнейших жизненных функций, стабилизируют артериальное давление.
7. Гармонизируют функцию гипофизарно-гипоталямической зоны с остальными железами внутренней секреции.
8. способствуют улучшению функции ЦНС (ноотропный эффект) и нервной проводимости периферических миелиновых нервных волокон у больных страдающих энцефалопатией и диабетической нейропатией.
9. Повышают эффективность базисной терапии, стабилизируют углеводный, жировой и белковый обмен, снижают уровень гликемии, вес тела.
10 улучшают функцию внутренних органов в том числе, органов желудочно - кишечного тракта, улучшают качество пищеварения.
11.Аюрведические методики Центра " Дханвантари" могут быть рекомендованы для предупреждения развития "метаболического синдрома", предотвращения инсулинорезистентности; стабилизации и снижения веса тела у больных с нарушением" регуляции гликемии".
Музыкантский Александр Исаевич - Врач иглорефлексотерапевт с опытом работы в аюрведической медицине.
Материал предоставлен компанией "Аюрведа Плюс", копирование разрешается с обязательным размещением источника - портал Аюрведы http://www.avplus.ru/
Теги: сахарный диабет, лечение диабета в аюрведе, взгляд на сахарный диабет
Опыт столетий во имя здоровья. Восток и Запад. Взгляд на проблему Сахарного диабета
"Если желаешь спастись от катастрофы, разрешить проблему, то лучше всего предотвратить их появлениев твоей жизни. Чтобы легко излечить недуг, исправить болезнь, лучше всего подготовиться к этому заранее". (Китайский философ Лао - Цзюнь)
Сахарный диабет - распространённая метаболическая эндокринопатия, вызванная Абсолютной (СД - первого типа) или относительной (СД - второго типа) недостаточностью инсулина и приводящая к нарушению обмена углеводов, жиров и белков, а часто и к нарушению водно - солевого, кислотно - щелочного баланса.
Впервые в медицинской литературе сахарный диабет описан древними китайскими врачами в период "Враждующих империй" (475 - 221 г г до нашей эры): "Есть болезнь, когда во рту ощущается сладость. Она называется Пи-дань или "заболевание селезёнки". Когда человек болеет этой болезнью, он хочет есть много сладкой, вкусной пищи и от этого сильно полнеет, накопление жира приводит к образованию внутреннего жира в человеке, а в результате чрезмерного потребления сладкого происходит наполнение внутренностей человека, поэтому Ци в избытке устремляется вверх и превращается в источник Сяо-кэ или "растворение жажды" ("Рассуждение о странных болезнях").
В начале третьего тысячелетия проблемами Сахарного диабета стала глобальной. Число больных в мире в конце 1999 года составляло 120-140 млн. человек . К 2025 году прогнозируется его удвоение.
Нередко сложно определить тип сахарного диабета у конкретного пациента, не исключена трансформация одного его типа в другой.
В развитии сахарного диабета важное место отводится генетической предрасположенности, аутоиммунной агрессии, заболеваниям поджелудочной железы, других эндокринных органов и даже некоторым физиологическим состояниям, например, беременности. Основным нарушением, характеризующим тяжесть нарушений процессов метаболизма в организме, а значит, определяющим течение СД и подходы к лечению является степень гликемии.
При длительной гипергликемии гликация тканевых белков и других макромолекул с образованием из глюкозы избыточного количества многоатомных спиртов является одним из ведущих механизмов повреждения тканей и развития нарушений обмена веществ, которые могут прогрессировать, регрессировать или оставаться на том же уровне. Присоединение некоторых простых сахаров к молекулам внутриклеточных протеинов, участвующих в передаче инсулиновых сигналов, приводит к возникновению невосприимчивости к инсулину; изменяется и "текучесть " липидов среднего слоя клеточных мембран.
Частое сочетание СД с дислипидемиями обуславливает более раннее развитие атеросклероза. Вне всякого сомнения, атеросклероз - воспаление. Ключевым в атеросклеротическом воспалении считается снижение рецепторного поглощения клетками липопротеидов низкой плотности (ЛПНП) из-за блокады, уменьшение числа рецепторов и др. причин. Его прямое следствие - накопление в крови и тканях, прежде всего в стенке артериальных сосудов ЛПНП с дефицитом в клетках эссенциальных полиненасыщенных жирных кислот. На падение поступления в клетки эссенциальных полиненасыщенных жирных кислот в них компенсаторно синтезируются собственные (эйкозатриеновая кислота), и как результат воспалительные лейкотриены. Накапливающиеся в избыточном количестве ЛПНП могут быть метаболизированы, главным образом через фагоцитоз моноцитами крови и тканей (макрофаги, куперовские клетки печени). Этот процесс требует участия нейтрофильных лейкоцитов, которые через "метаболический взрыв" (возможно при достижении в крови критического числа нейтрофилов) высвобождают большое количество активных радикалов, участвующих в реакциях перекисного окисления липидов. В стенках артерий ЛПНП преимущественно накапливаются и именно здесь разворачиваются самые важные в атеросклерозе состояния. Провоспалительные лейкотриены и продукты аутолиза погибших клеток - хорошая основа развития и самоподдержания атеросклеротического воспалительного процесса, если принять во внимание "притягательность" для ЛПНП артериальной стенки.
В Аюрведе диабет рассматривается как нарушение водного метаболизма в целом и может быть связано с любой из дош.
Диабет проявляется повышенной жаждой и обильным выделением мочи. На начальном этапе болезнь представляет собой, как правило, нарушение Капхи, связанное с ожирением и злоупотреблением сладкой, увеличивающей Капху пищей. Из-за снижения функциональной активности поджелудочной железы повышается уровень Капхи в желудке. Затем Капха проникает в другие ткани, что сопровождается учащённым мочеиспусканием и помутнением мочи. При хроническом диабете наряду с жаждой отмечается и истощение тканей.
Хронический диабет либо изначально является нарушением Ваты, либо становится таковым. Вата скапливается в толстом кишечнике, откуда проникает в поджелудочную железу, нарушая её работу.
Высокая Питта тоже может привести к диабету. Скапливаясь в тонком кишечнике, она затем перемещается в печень и поджелудочную железу, вызывая их расстройства.
Причиной диабета обычно является неправильное питание - избыток сахара, сладостей, молочных продуктов, алкоголя, жиров и хлеба. Другие факторы - ожирение, чрезмерная сексуальная активность, дневной сон, малоподвижный образ жизни, беспокойство, тревога, стрессы.
Диабет может быть и наследственным заболеванием (проявлением кармических причин).
В психическом плане - это болезнь желания и жажды, неудовлетворённости жизнью.
Для более полной коррекции диабета методом китайской медицины необходимо правильно оценить состояние меридианов и соответствующих им органов. При диабете второго типа преобладают следующие синдромы с характерными для них симптомами.
Пустота канала селезёнки - поджелудочной железы:
- ощущение холода в руках и ногах, тяжесть во всём теле, венозный застой в ногах;
- слабость;
- бессонница;
- язык бледный с белым налётом;
- пульс пустой.
- жажда, больной много пьёт;
- худоба, постоянное чувство голода;
- сухость во рту;
- язык красный, сухой;
- пульс частный, скользкий.
- раздражительность, постоянное чувство дискомфорта;
- нарушение половой функции у мужчин и менструального цикла у женщин;
- язык красный с жёлтым налётом;
- пульс струнный, частый.
- частое мочеиспускание;
- при отстое мочи наверху образуется "жирная" плёнка;
- боль в пояснице, бессилие;
- сухость во рту;
- бледное или тёмное лицо; импотенция;
- язык красный;
- пульс глубокий, тонкий, частый.
"Когда происходит опустошение желудка, тогда человек не может насытиться, даже если съедает целый доу (мера сыпучих тел, равная 10,35 л) пищи, когда истощается орган цзан почек, тогда, даже если выпить сто чашек, не утоляется жажда; больной даже дома в своих действиях не отвечает требованиям здравого смысла, таковы 3 вида диабета Сань-сяо".
Дифференцированное лечение диабета в Аюрведе
При диабете Капха - типа основным методом лечения является длительное соблюдение снижающей Капху диеты.
Показаны горькие травы: алоэ, маргоза (препарат "Гриним"), куркума. Принимать куркуму следует в виде порошка (по 1-3 г два - три раза в день) с соком алоэ.
Горький вкус способствует нормализации углеводного и жирового обмена, улучшает функцию печени и поджелудочной железы. Для снижения веса рекомендуются чёрный и красный перец, имбирь и другие острые специи.
Диабет Вата - типа сопровождается истощением, жаждой, обезвоживанием, острым голодом, бессонницей, снижением уровня энергии и ощущением жжения в кистях и стопах, а также высоким уровнем сахара в крови и обильным мочеиспусканием. Назначается диета, снижающая Вату. Следует исключить сахара и сладкие блюда. Разрешаются орехи, молочные продукты, сложные углеводы, а также мясные блюда, в частности, супы из мозговых костей. Полезно ГИ, в особенности с аиром или ашвагандхой (принимать по 1-2 чайной ложки 2-3 раза в день). Из трав преимущественно используют тонизирующие - ашвагандху, бала, шатавари и мумиё и препараты на их основе (препарат "Стресском", травяной джем "Чаванпраш"). Очищенное мумиё (содержит микро и макроэлементы, аминокислоты, гуминовые кислоты, фосфолипиды) принимают курсом в дозировке 0,2г по 2 раза в день натощак в течение 10 дней, затем 5 дней - перерыв; таких циклов - пять). Препарат "мумиё" (фирмы "Дабур") в своём составе содержит гурмар. Сушрут - один из величайших аюрведических врачей древности, приписывал этому растению способность разрушать вкус сахара (гурмар означает "разрушающий сахар") .
Диабет Питта-типа или в стадии Питы сопровождается лихорадочным состоянием, повышенной кислотностью, изъязвлениями, выделением мочи с красным, жёлтым или синеватым оттенком, раздражительностью и гипертонией. Лечение направлено на снижение Питы. Как и при диабете Капха-типа назначаются горькие травы, а если пациент ослаблен их применяют вместе с охлаждающими тониками (шатавари, сок алоэ, алтей). Полезно ГИ с брами.
При ожирении хорошо помогает гуггул ( препараты "Трифала гуггул", "Йогорадж-гуггул").
Улучшают углеводный обмен и сохраняют жизнь камни Юпитера - Жёлтый сапфир и Жёлтый топаз, которые носят в золотой оправе на указательном пальце правой руки.
У древних мудрецов имелось высказывание: "Если ты лечишь болезнь после того, как она уже возникла, то разве не лучше было бы, если бы ты лечил её до того, как она возникла".
Великий китайский врач Ян Цзичжоу в трактате "Большие достижения Чжень-цзю" в 1601 г писал: "Трактат "Нэй-цзин" был написан во времена далёкой древности, когда люди работали, но не уставали, отдыхали, но не теряли работоспособности, ели, но не объедались, т.е. не наносили вреда своему внутреннему. Люди носили такую одежду, которая не удерживала жара, а потому они не портили своё внешнее состояние тела. В жилищах своих они соблюдали умеренность и избегали холода и жары. Они были равнодушны к славе и выгоде и пребывали в пустоте - необладании, а потому удерживали внутри свои жизненные силы. Так какие же болезни могли возникнуть у них?
Но в наши дни путь Дао и достижение Дэ с каждым днём приходит в упадок, вино превратилось в приправу, а заблуждение заменило истину постоянства - Люди удовлетворяют свою похоть, растрачивая на это душевные силы. Люди утомляют своё сердце удовольствиями, не знают никакой меры в наслаждениях, в устройстве жилищ не соблюдают никакой меры, не могут избежать холода и жары. Поэтому у современных людей болезни возникают изнутри…
Если заболевание возникает внутри системы организма, то без отваров из лекарственных трав вылечить нельзя. В наше время уже нельзя обойтись без использования отваров из лекарственных трав, не нужных в древние времена. Учёные должны усердно изучать эти вопросы".
Сён Саку дзенский учитель создал правила, которые выполнял всю свою жизнь.
Вот они:
- Утром перед одеванием воскури ладан и медитируй.
- Ложись спать в определённый час.
- Принимай пищу через определённые интервалы.
- Ешь умеренно и никогда не досыта.
- Будь наедине с собой таким же, как при гостях.
- Будь при гостях таким же, как наедине с собой.
- Следи за тем, что говоришь, и всё, что сказал, выполняй.
- Если приходит благоприятный случай, не позволяй ему пройти мимо. Кроме того, прежде, чем действовать, дважды подумай.
- Не сожалей о прошлом, смотри в будущее.
- Пусть у тебя будет бесстрашие героя и любящее сердце ребёнка.
- Оставшись один для сна, спи, как будто это твой последний сон.
- Просыпаясь, сразу же оставляй свою постель, как будто ты оставляешь пару старых ботинок.
Уже в классическом труде древнекитайской медицины "Су-вэнь" говорится:
"Причинность заложена в болезни, работа же или лечение, выполняемое врачом, оказывает воздействие лишь с поверхности. Если эта внешняя мера не может изгнать причину, то не удаётся изгнать болезнетворное начало; под словами "причинность заложена в болезни" китайские врачи древности понимали то обстоятельство, что при лечении важнейшие изменения происходят в самом пациенте, т.е. что пациент является решающим фактором при лечении болезни. Сам врач находится на втором месте, т.к. "лечение, выполняемое врачом, оказывает воздействие лишь с поверхности".
Разумное отношение китайского пациента к своей болезни в корне отличается от зачастую иррационального ожидания чуда от медицины, характерного для западных пациентов.
На Западе в течение многих десятилетий общественности внушали мысль о невероятных успехах научной медицины, вследствие чего люди лишь изредка сами проявляют инициативу в деле поддержания здоровья или выздоровления после болезни. На врачей они возлагают всё, что связано с их здоровьем, охотно возводя их в ранг "полубогов в белом", лишь бы они сняли с людей ответственность за сохранение собственного здоровья. Одним из неизбежных последствий этого иррационального отношения к вопросу сохранения собственного здоровья является резкое увеличение расходов в области здравоохранения.
Все виды терапии - медикаменты, массажи, бальнеологические процедуры и т.д. - рассматриваются китайской медициной в качестве внешних факторов лечебного процесса. Решающим же фактором является сам человек, а не "вещи", которые используют при лечении, т.к. настоящее лечение может обрести действенность только в самом человеке. Поэтому к обычным обязанностям врача в современном Китае относится и обязанность вызывать у пациентов оптимизм, чтобы он смог на основе разумной кооперации с врачом "разрешить внутреннее противоречие в себе самом, создав тем самым предпосылки для изгнания болезни. На Востоке давно поняли, что душевный настрой и воля пациента находятся в тесной связи с нормальной жизнедеятельностью человеческого организма и возникновением болезней.
"Жизнь идёт вверх - вниз. Иногда облачно, а иногда солнечно… Но это недействительность, а действительное всегда изменяется. А йогу нужно идти к действительности. Что же это, никогда не изменяющееся? Это ваша внутренняя сущность. Поэтому научитесь быть стабильными, чтобы ваши ощущения постоянно не менялись. Нужно, чтобы вы всегда были довольны. Не нужно переживать из-за мелочей. Но достигнуть внутреннего удовлетворения нелегко. Иметь внутреннее удовлетворение - великая вещь. Упражняйтесь мирно и получите всё. Нужно только знать что делать. Поэтому всё, что делаете - делаете себе. Если кого-то критикуете, это вам возвращается. Если другим делаете что-то плохое, сами это получите. Будьте уверены: любой ваш поступок возвращается к вам, делаете ли вы это физически или ментально. Любое дело производите сначала в мыслях . а физическое тело только исполнитель. Поэтому контролируйте свои желания, себя, будьте умеренны, ограничьте свои желания. И знайте: что бы вы ни делали, всё к вам вернётся. Так думайте всегда".
SANTO SHI NAR SADA SUKHI - это удивительное изречение на хинди означает: "тот, кто доволен внутри, всегда счастлив"; другое изречение говорит: AHIMSA PARAMO DHARMA, что означает: "Не навредить - наивысшая религия и долг".
Затем: DAYA DHARAM KA MUL HAI, PAP MUL ABHIMAN.
Дайя значит милосердие, доброта; поэтому: "корень Дхармы - милосердие, корень греха - эго".
AHAM BRAHMASMI. "Я есть Брахман, я есть Действительность", моё тело, чувства, желания, мысли - всё это не действительно, а АТМА, сущность - действительна. Таким образом должно думать. Всё, что видите, всё, что происходит, в один прекрасный день закончится. Поэтому стремитесь быть счастливыми. Настаивайте, имейте больше силы, энергии.
Я не требую от вас ничего, кроме любви. Великий индийский философ и песенник Рабиндранат Тагор сказал: "пришёл с полными карманами и всё поделил. Всё дал и сейчас ухожу. Что ожидаю от вас? Что унесу? Только любовь и ничего другого".
Стремитесь научиться давать, давать. Всегда давайте. Что будете иметь - отдавайте. Это прекрасно. Не думайте брать, взять. Бедные те, кто всегда хотят иметь больше. А богаты и спокойны те, у кого нет таких желаний. Вот так йог должен жить в повседневной жизни. Это есть путь к высшей цели. В Индии обычно говорят: "Никто не богат, все бедные. Богаты лишь те, кто имеет позитивные мысли, которые берегут Бхакти и любовь в своём сердце. Ведь это то, что останется с вами навсегда, то, что идёт с вами" ... Физическое тело также необходимо. Вы должны заботиться о нём. Нужно ежедневно упражнять Асаны и Пранаяму, хорошо питаться, быть на свежем воздухе… Когда идём духовным путём, бываем подвержены искушениям. Но сохраняйте веру и не теряйте самообладания.
И увидите, что даже если вы в кипящей воде, ничего с вами не произойдёт.
Освободитесь от эго, страха и сомнений. Сделайте всё для защиты своей Бхакти и тогда ощутите рождение силы и внутреннего удовлетворения. ХАРИ ОМ! (Парамханс Свами Махешварананда автор системы " Йога в повседневной жизни")
В кабинете иглорефлексотерапии Гобольницы № 7 города Севастополя проходили восстановительное лечение пациенты городского эндокринологического отделения, в том числе больные сахарным диабетом 1 и 2 типов, субкомпенсированной формы, часто осложнённого ангиопатиями , атеросклерозом , ИБС, гипертонической болезнью, нейропатиями, нефропатиями, обменным полиартритом.
При первичном осмотре проводилась чакральная, пульсовая и языковая диагностика, оценивался тип конституции больного, тип заболевания (выявлялось нарушение дош).
Пациентом проводился курс иглотерапии, лазеропунктуры, рациональной психотерапии, музыкотерапии, цветоимпульсной терапии. Рациональная психотерапия направлена на коррекцию психических проявлений дисбаланса энергии в чакрах.
Пациенты СД (254 человека в 2004 году) были разделены на группы :
1. Получавшие базистную терапию ( в том числе инсулинозаместительную).
2. Получавшие базисную терапию, дополненную Аюрведической диетой.
3.Контрольная группа из 8 пациентов С Д 1 и 2 типа, получавшие базисную терапию, дополнительную Аюрведической диетой и терапией.( Методика Центра " Дханвантари")
Стабильность изменений подтверждалась при повторных госпитализациях через 6-12 месяцев.
Лучшие отдалённые результаты получены у контрольной группы пациентов.
Пациенты, нуждающиеся в назначении Аюрведической диеты и терапии это:
1. пациенты, которым недостаточно диеты и физических упражнений.
2. Пациенты с исходно-высоким уровнем глюкозы в крови.
Что ожидали эти пациенты от лечения?
- Надёжного длительного контроля гликемии.
- Предотвращения развития осложнений диабета.
- Предотвращение сердечно - сосудистых осложнений
- удобства в лечении, удобства для комбинации, понятного режима дозирования
- Улучшения качества жизни.
Выводы:
1. Препараты Аюрведической медицины оказывают позитивное действие на жизнедеятельность организма, обеспечивают положительную динамику в изменениях функциональной активности внутренних органов и гомеостатических систем организма.
2. Оптимально переносятся и безопасны для пациентов.
3. Эффективны как у пациентов, получающих сахароснижающие препараты, так и у пациентов, получающих заместительную гормонотерапию инсулином.
4.Обладают уникальным вазопротекторными свойствами (борются с оксидантным стрессом и эндотелиальной дисфункцией), предотвращая тем самым макро - и микрососудистые осложнения.
5.Обеспечивают долгосрочный и эффективный контроль гликемии, холестеринэмии.
6. Способствуют вегетативной регуляции в обеспечении важнейших жизненных функций, стабилизируют артериальное давление.
7. Гармонизируют функцию гипофизарно-гипоталямической зоны с остальными железами внутренней секреции.
8. способствуют улучшению функции ЦНС (ноотропный эффект) и нервной проводимости периферических миелиновых нервных волокон у больных страдающих энцефалопатией и диабетической нейропатией.
9. Повышают эффективность базисной терапии, стабилизируют углеводный, жировой и белковый обмен, снижают уровень гликемии, вес тела.
10 улучшают функцию внутренних органов в том числе, органов желудочно - кишечного тракта, улучшают качество пищеварения.
11.Аюрведические методики Центра " Дханвантари" могут быть рекомендованы для предупреждения развития "метаболического синдрома", предотвращения инсулинорезистентности; стабилизации и снижения веса тела у больных с нарушением" регуляции гликемии".
Музыкантский Александр Исаевич - Врач иглорефлексотерапевт с опытом работы в аюрведической медицине.
Материал предоставлен компанией "Аюрведа Плюс", копирование разрешается с обязательным размещением источника - портал Аюрведы http://www.avplus.ru/
Теги: сахарный диабет, лечение диабета в аюрведе, взгляд на сахарный диабет
Новинки