Оставте заявку и мы свяжимся с вами.
Аштанга-хридая самхита - Аюрведа Плюс. Магазин аюрведических товаров.
12.04.2011
В перевода с санскрита слово "хридая" означает сердце, "аштанга" означает восемь и подразумевает восемь направлений Аюрведы.
"Аштанга-хридая-самхита", послужившая основой для написания целого ряда медицинских трактатов, с давних пор изучается врачами в Индии и других странах. В том или ином виде, поскольку была переведена на китайский, тибетский, арабский, персидский, немецкий и другие языки, она использовалась множеством известных ученых разных времен и стран.
"Аштанга-хридая" состоит из шести разделов (стханов), каждый из которых содержит разное количество глав (адхьяя), общее число которых равняется 120. Текст Самхиты полностью изложен в стихах, но каждая глава предваряется двумя короткими прозаическими строчками. Общее количество стихов в дошедшей до нас версии равняется 7120.
Стханы (разделы) посвящены следующим темам:
1. Сутра-стхана - 30 глав, описывающих основные положения Аюрведы: принципы поддержания здоровья, предупреждение болезней, свойства продуктов питания и лекарственных средств, физиология и патология человека, различные виды болезней и способы их лечения.
2. Шарира-стхана - 6 глав, описывающих эмбриологию, анатомию, физиологию, физиогномику, психическую и психологическую конституции, сны, предзнаменования и признаки приближающейся смерти.
3. Нидана-стхана - 16 глав, описывающих причины, предварительные симптомы, характерные особенности, патогенез и прогноз важнейших хронических заболеваний, входящих в кайа чикитсу (профилактика и лечение внутренних болезней).
4. Чикитса-стхана - 22 главы, описывающих методы лечения наиболее значительных органических заболеваний, включая эффективные рецепты, диеты и уход за пациентом.
5. Калпа-сиддхи-стхана - 6 глав, в которых излагаются правила приготовления лекарств, назначение очистительных процедур, контроль над осложнениями, а также правила фармакопеи.
6. Уттара-стхана - 40 глав, описывающих направления аюрведы. Этот раздел поделен следующим образом:
3 главы посвящены бала чикитса (педиатрии),
4 посвящены граха чикитса (психиатрии и проблемам одержимости),
17 - урдхваига чикитса (заболеваниям органов головы),
9 глав посвящены нетра чикитса (офтальмологии),
2 - карна чикитса (болезням уха),
2 - наса чикитса (болезням носа),
2 - мукха чикитса (болезням ротовой полости, зубов и горла),
2 - широрога (болезням головы).
Шалья чикитса (хирургия) состоит из 10 глав, дамиштра (токсикология) содержит 4 главы. Джара чикитса (причины старения и методы омоложения - расаяны) и вриша чикитса (ваджикарана - коррекция сексуальных расстройств) посвящено по одной главе.
(автор - Борис Рагозин)
Аштанга Хридайя Самхита сутра
1.1-1.5
Теперь мы изложим главу Аюшкамия (стремление к долгой жизни) - так сказал Атрея и остальные мудрецы.
Человек, стремящийся к (долгой) жизни, которая является средством для постижения дхармы (закона), артхи (польза) и сукхи (радости), должен с величайшей верой обратиться к учению Аюрведы.
Брахма, творец Аюрведы (науки жизни), передал её Праджапати; он (Праджапати) стал наставником близнецов Ашвинов, которые обучили Аюрведе Сахасракшу (Индру). Индра передал это учение сыну Атри (Атрея Пунарвасу или Кришна Атрея) и другим мудрецам, которые обучили Аюрведе Агнивешу и других составителей писаний, каждого из них в отдельности.
Эти писания очень порой (трудны для понимания), и их сущность была собрана и изложена в трактате Аштанга-хридайя, который является ни слишком кратким, ни слишком пространным.
Кайя, Байта, Граха, Урдхванга, Салья, Дамштра, Джара и Вриша - вот восемь разделов (Аюрведы), в которых воплощено (описано) лечение болезней.
1.6
Вайю (Вата), Питта и Капха - это три доши. Находясь в дисгармонии, они разрушают человеческое тело, а когда находясь в гармонии, они поддерживают его
1.7 - 1.10
Хотя доши распространены по всему телу, они сосредоточены, главным образом, в областях ниже, внутри и выше пространства между сердцем и пупком.
Они преобладают, соответственно, в конечный, средний и начальный периоды жизни, а также днём, ночью и во (время переваривания) пищи.
Три доши создают, соответственно, вишамагни, тикшиагии и мандагни, равновесие же трёх дош создаёт самагни.
Коштха (природа пищеварительного тракта, или природа кишечника) может быть крура (твёрдая), мриду (мягкая) и мадхья (средняя) по преобладанию соответствующей доши; при равновесии дош сохраняется природа мадхья (средняя).
Благодаря наличию трех дош в шукра (мужском семени) и артава (в женском семени (яйцеклетке) в момент начала жизни, возникают три типа пракрити (человеческой конституции), подобно тому как ядовитые черви возникают из яда. Типы человеческой конституции таковы: хина (слабая), мадха (средняя) и уттама (сильная). Они соответствуют каждой из трёх дош. Конституция, возникающая из равновесия трёх дош, - самадхату-npакрити, - является идеальной. Из coчетания двух дош возникают типы человеческой конституции, называемые ниндья (ущербные).
1.11
Рукша (сухость), лагху (легкость), шита (холод, охлаждение), кхара (шершавость), сукшма (тонкость) и чала (подвижность свойства доши анила (вата). Саснеха (лёгкая маслянистость), тикшна (проникновение вглубь), ушна (жар, нагревание), лагху (лёгкость), внсра (дурной запах), сара теку (честь) и драна (качества жидкости) - вот свойства доши питта.
Снигдха (маслянистость), шита (холод, охлаждение), гуру (тяжесть), манда (медлительность), слакшна (гладкость), мритсна (стройность) и стхира (устойчивость, неподвижность) - вот свойства доши капха.
Независимо от их усиления или ослабления, сочетание любых двух дош называется сансарга, а всех трёх - саннипата.
1.12
Раса (плазма), асрик (кровь), мамса (мышцы), меда (жир), астхи (кость), мажда (костный мозг) и шукра (семя) - вот семь дхату (основных веществ тела), которые также известны как душвья (оскверняемые дошами). ртала (выделения) - это мутра (моча), шакрит (фекалии), сведа (пот) и другие.
Вриддхи (увеличение) всех их (доша, дхату и мала) вызывается использованием самана (подобного), а его противоположность (уменьшение) - использованием винарита (противоположного).
(перевод Бориса Рагозина, http://www.ayurvedaru.ru/)
Теги:
Аштанга-хридая самхита
автор - Аштанга-хридая самхита, составленная блестящим врачом и ученым Вагбхатой (примерно 6-9 век нашей эры), является квинтэссенцией многих аюрведических трудов и, наряду с "Чарака-самхитой" и "Сушрута-самхитой" по праву входит в Брихат-трайю - тройку самых знаменитых и почитаемых медицинских канонов Индии.В перевода с санскрита слово "хридая" означает сердце, "аштанга" означает восемь и подразумевает восемь направлений Аюрведы.
"Аштанга-хридая-самхита", послужившая основой для написания целого ряда медицинских трактатов, с давних пор изучается врачами в Индии и других странах. В том или ином виде, поскольку была переведена на китайский, тибетский, арабский, персидский, немецкий и другие языки, она использовалась множеством известных ученых разных времен и стран.
"Аштанга-хридая" состоит из шести разделов (стханов), каждый из которых содержит разное количество глав (адхьяя), общее число которых равняется 120. Текст Самхиты полностью изложен в стихах, но каждая глава предваряется двумя короткими прозаическими строчками. Общее количество стихов в дошедшей до нас версии равняется 7120.
Стханы (разделы) посвящены следующим темам:
1. Сутра-стхана - 30 глав, описывающих основные положения Аюрведы: принципы поддержания здоровья, предупреждение болезней, свойства продуктов питания и лекарственных средств, физиология и патология человека, различные виды болезней и способы их лечения.
2. Шарира-стхана - 6 глав, описывающих эмбриологию, анатомию, физиологию, физиогномику, психическую и психологическую конституции, сны, предзнаменования и признаки приближающейся смерти.
3. Нидана-стхана - 16 глав, описывающих причины, предварительные симптомы, характерные особенности, патогенез и прогноз важнейших хронических заболеваний, входящих в кайа чикитсу (профилактика и лечение внутренних болезней).
4. Чикитса-стхана - 22 главы, описывающих методы лечения наиболее значительных органических заболеваний, включая эффективные рецепты, диеты и уход за пациентом.
5. Калпа-сиддхи-стхана - 6 глав, в которых излагаются правила приготовления лекарств, назначение очистительных процедур, контроль над осложнениями, а также правила фармакопеи.
6. Уттара-стхана - 40 глав, описывающих направления аюрведы. Этот раздел поделен следующим образом:
3 главы посвящены бала чикитса (педиатрии),
4 посвящены граха чикитса (психиатрии и проблемам одержимости),
17 - урдхваига чикитса (заболеваниям органов головы),
9 глав посвящены нетра чикитса (офтальмологии),
2 - карна чикитса (болезням уха),
2 - наса чикитса (болезням носа),
2 - мукха чикитса (болезням ротовой полости, зубов и горла),
2 - широрога (болезням головы).
Шалья чикитса (хирургия) состоит из 10 глав, дамиштра (токсикология) содержит 4 главы. Джара чикитса (причины старения и методы омоложения - расаяны) и вриша чикитса (ваджикарана - коррекция сексуальных расстройств) посвящено по одной главе.
(автор - Борис Рагозин)
Аштанга Хридайя Самхита сутра
1.1-1.5
Теперь мы изложим главу Аюшкамия (стремление к долгой жизни) - так сказал Атрея и остальные мудрецы.
Человек, стремящийся к (долгой) жизни, которая является средством для постижения дхармы (закона), артхи (польза) и сукхи (радости), должен с величайшей верой обратиться к учению Аюрведы.
Брахма, творец Аюрведы (науки жизни), передал её Праджапати; он (Праджапати) стал наставником близнецов Ашвинов, которые обучили Аюрведе Сахасракшу (Индру). Индра передал это учение сыну Атри (Атрея Пунарвасу или Кришна Атрея) и другим мудрецам, которые обучили Аюрведе Агнивешу и других составителей писаний, каждого из них в отдельности.
Эти писания очень порой (трудны для понимания), и их сущность была собрана и изложена в трактате Аштанга-хридайя, который является ни слишком кратким, ни слишком пространным.
Кайя, Байта, Граха, Урдхванга, Салья, Дамштра, Джара и Вриша - вот восемь разделов (Аюрведы), в которых воплощено (описано) лечение болезней.
1.6
Вайю (Вата), Питта и Капха - это три доши. Находясь в дисгармонии, они разрушают человеческое тело, а когда находясь в гармонии, они поддерживают его
1.7 - 1.10
Хотя доши распространены по всему телу, они сосредоточены, главным образом, в областях ниже, внутри и выше пространства между сердцем и пупком.
Они преобладают, соответственно, в конечный, средний и начальный периоды жизни, а также днём, ночью и во (время переваривания) пищи.
Три доши создают, соответственно, вишамагни, тикшиагии и мандагни, равновесие же трёх дош создаёт самагни.
Коштха (природа пищеварительного тракта, или природа кишечника) может быть крура (твёрдая), мриду (мягкая) и мадхья (средняя) по преобладанию соответствующей доши; при равновесии дош сохраняется природа мадхья (средняя).
Благодаря наличию трех дош в шукра (мужском семени) и артава (в женском семени (яйцеклетке) в момент начала жизни, возникают три типа пракрити (человеческой конституции), подобно тому как ядовитые черви возникают из яда. Типы человеческой конституции таковы: хина (слабая), мадха (средняя) и уттама (сильная). Они соответствуют каждой из трёх дош. Конституция, возникающая из равновесия трёх дош, - самадхату-npакрити, - является идеальной. Из coчетания двух дош возникают типы человеческой конституции, называемые ниндья (ущербные).
1.11
Рукша (сухость), лагху (легкость), шита (холод, охлаждение), кхара (шершавость), сукшма (тонкость) и чала (подвижность свойства доши анила (вата). Саснеха (лёгкая маслянистость), тикшна (проникновение вглубь), ушна (жар, нагревание), лагху (лёгкость), внсра (дурной запах), сара теку (честь) и драна (качества жидкости) - вот свойства доши питта.
Снигдха (маслянистость), шита (холод, охлаждение), гуру (тяжесть), манда (медлительность), слакшна (гладкость), мритсна (стройность) и стхира (устойчивость, неподвижность) - вот свойства доши капха.
Независимо от их усиления или ослабления, сочетание любых двух дош называется сансарга, а всех трёх - саннипата.
1.12
Раса (плазма), асрик (кровь), мамса (мышцы), меда (жир), астхи (кость), мажда (костный мозг) и шукра (семя) - вот семь дхату (основных веществ тела), которые также известны как душвья (оскверняемые дошами). ртала (выделения) - это мутра (моча), шакрит (фекалии), сведа (пот) и другие.
Вриддхи (увеличение) всех их (доша, дхату и мала) вызывается использованием самана (подобного), а его противоположность (уменьшение) - использованием винарита (противоположного).
(перевод Бориса Рагозина, http://www.ayurvedaru.ru/)
Теги:
Новинки