Оставте заявку и мы свяжимся с вами.
Асимметрия мозга. Правое и левое полушария - Аюрведа Плюс. Магазин аюрведических товаров.
05.03.2012
Дифференциация работы
Произошла функциональная дифференциация работы мозга, в соответствии общего биологического принципа, согласно которому более высокий уровень биологической организации связан с большей дифференциацией в работе организма и выделение отдельных систем, структур в едином организме. В работе головного мозга мы так же можем наблюдать эту дифференциацию. Можно предположить, что дифференциация в работе правого и левого полушарий обусловлена естественным ходом развития человека. В конце первого года жизни ребёнок начинает произносить первые слова и давать имена предметам. Значение этих слов порой расплывчато, однако это уже первые попытки формирования фонетики языка и осмысления знаково-символических форм, начало восприятия, переработки и анализа речи. То есть с момента первого осмысленного слова у ребёнка начинается ассиметрия работы полушарий мозга.
Праворукость
В проводящихся исследованиях было замечено, что до начала двухслогового лепетания у ребёнка отсутствует праворукость, свойственная большинству взрослых людей. Праворукость появляется с началом двухслогового лепета и дальнейшего развития речи. Праворукость явилось следствием постоянной активизации левого полушария головного мозга - височной доли, в связи с развитием речевых функций. Начало развития речи определяет асимметрию и доменантность левого полушария. Логико-знаковое мышление тесно связано с механизмами левого полушария, а образное мышление - с механизмами правого полушария. Язык и речь человека, являясь логико - знаковыми символами, с помощью которых человек получает и передаёт информацию.
Язык развивается пропорционально развитию самого человека, отражая его образ в себе, как в зеркале.
"В начале было слово...", которое и создало человека. Около 95% людей праворуких, то есть выполнение сложных операций требующих точности и аккуратности выполнения люди предпочитают выполнять правой рукой. Писать, рисовать, управлять машиной, или другой сложной аппаратурой человеку удобнее правой рукой. А поскольку правая сторона тела управляется левым полушарием головного мозга, то постоянная активизация этого полушария речью, и деятельностью, привело, к так называемой, доминанте левого полушария.
Левое полушарие мозга
«Доминантным» левое полушарие называется не из-за того, что оно больше по размеру, (различия между полушариями незначительные), а потому что, левое полушарие у 95% людей контролирует речь и языковые функции, являющиеся важным фактором в информационном обмене, однако у 5% людей этот контроль осуществляется правым полушарием. Интересен тот факт, что у 70 % левшей, речь и языковые функции контролируются тем же левым полушарием, у 15% — правым, а у остальных людей 15% - присутствуют признаки управления речью со стороны обоих полушарий. Таким образом, правое полушарие не является чем-то менее значимым, оно способно, как и левое полушарие, выполнять те же функции, и мы видим это на примере 5% людей. Однако эволюционно закрепилась ассиметрия и дифференциация выполняемых функций полушариями мозга.
Правое полушарие мозга
Так правое полушарие оперирует информацией связанной с абстрактными, эмоциональными образами - музыкальными, художественными.Эмоции, воспринимаемые человеком, также делятся между правым и левым полушарием. Так, например, у людей с некоторыми поражениями правого полушария можно наблюдать немотивированно-радостное, беспечно-благодушное настроение. Нейрофизиологам удалось выяснить, что такое настроение преобладает у человека потому, что правое угнетенное болезнью полушарие временно как бы отключается и эмоциональные реакции в этом случае определяет левое полушарие. Исследования, проведенные с помощью специальных тестов и особой аппаратуры позволяющих изучать особенности функционирования полушарий у здорового человека. Во время теста избирательно направляли испытуемому в какое-либо одно полушарие зрительную и звуковую информацию. Выяснилось, что правое полушарие воспринимает все более пессимистично и даёт мрачные оценки поступающей информации. Эмоциональные сюжеты правое полушарие воспринимает и запоминает быстрее левого. Эмоции со знаком минус - печаль меланхолия, тоска формируются и превалируют в правом полушарии. В последнее время исследователи получают все больше доказательств того, что когда человек испытывает спад настроения и не осознаёт причины безотчётной грусти, это может указывать на активность правого полушария. Однако в формировании этих эмоций не последнюю роль оказывает левое полушарие, побуждающее человека к деятельности и поиску. Два полушария находятся в постоянном взаимодействии, постоянно обмениваются информацией. Такая объединённая деятельность полушарий является основой эмоционального поведения человека.
Сбои в работе мозга
Сбои в работе полушарий тут же отражаются на эмоциональную сферу, и тогда человек может чувствовать неосознанную подавленность, напряжённость или немотивированную эйфорию и беспричинное оживление. Все эти эмоциональные сбои отражаются на работе всего организма и порой ведут к соматическим заболеваниям, поскольку, как гиперактивное, так и постоянно подавленное состояние, может угнетать и истощать нервную энергию. Американские неврологи Роджер Сперри совместно с Карлом Лэшли с 1941 г. проводили исследования по изучению животных с оперированным головным мозгом. У животных были хирургически пересечены пути, соединяющие левую и правую половины головного мозга (большие полушария). Исследования Сперри помогли разобраться, каковы церебральные механизмы памяти, речи и восприятия пространственных взаимоотношений. После разделения полушарий мозга связанных друг с другом мозолистым телом полушария работали отдельно - не взаимосвязано, нарушая целостное восприятие у экспериментальных животных. Сперри доказал важность нервных связей и их роль в деятельности головного мозга. С 1954 года Сперри продолжает свои работы по изучению расщепленного мозга. В 1961г. нейрохирурги Филип Фогель и Джозеф Боген проводят операцию по разделению правого и левого полушарий мозга (комиссуротомию) у больных с неизлечимой эпилепсией, чтобы препятствовать распространению судорожной активности с одного полушария на другое. Операции, проводимые Сперри на животных позволии нейрохирургам помочь тяжёлобольным эпилепсий облегчить течение болезни. Сперри продолжает свои исследования и тесты относительно познавательных функций полушарий и сущностью обмена информации происходящим между двумя разделёнными полушариями.
Эти исследования позволили ему сделать следующие выводы: кора левого полушария отвечает за вербальные операции и речь, а кора правого полушария контролирует выполнение невербальных функций.
Левая половина мозга отвечает за логические операции, счет, установление последовательности, а правое полушарие воспринимает образы, общее содержаниеосновываясь на интуиции, воображении, творчестве правое полушарие обрабатывает факты, детали, поступающие из левого полушария, собирая их в единый образ и целостную картину.
Левое полушарие стремиться к анализу, логической последовательности, деталям, причинно- следственным связям. Правое полушарие осуществляет ориентировку в пространстве, восприятие целостной картины, фиксирует образ и эмоции человеческих лиц.
Исследования работы мозга
Можно сказать, что левое полушарие анализирует, а правое синтезирует поступающую информацию, левое полушарие представляет мир в знаково-символической форме. Левое полушарие мозга отвечает за двигательную активность правой стороны, а правое полушарие мозга за двигательную активность левой стороны. Когда мы смотрим на объект стоящий перед нами, то левая половина нашего поля зрения передаётся на правое полушарие мозга, а правая половина поля зрения на левое полушарие мозга. Но поскольку мы воспринимаем информацию с двух сторон одновременно, полушария, обмениваясь друг с другом информацией, дают человеку целостное восприятие видимой картины. Нейрологические исследования, проводящиеся в последние десятилетия, позволили увидеть более точную картину работы мозга и специализацию отдельных его областей расположенных в правом и левом полушариях мозга. Операции и томографические исследования, проводящиеся на животных и человеке, показали активные участки мозга, отвечающие за те или иные функции и связи. Операции, проводящиеся на животных, доказывают специализацию отдельных участков мозга на выполнении определённой функции. Эти исследования помогают объяснить заболевания человека связанные с работой мозга. Многие нейрологические заболевания и психические напрямую связаны с работой головного мозга, с биохимическими показателями и их изменениями, а так же со структурными соматическими изменениями, происходящими от травм либо изменений тканей мозга, вследствие каких- либо причин. Все эти нарушения работы мозга ведут к изменению сознания и проявляются в той или иной форме изменения сознания и поведения человека. Это ещё раз подчёркивает неразрывную связь работы тела мозга и выражение этой работы в личностных качествах поведения человека и отношения его с другими людьми.Поражение мозга Наблюдения за больными людьми, с поражёнными участками мозга, (кровоизлияния в мозг или некой другой травмы головы, когда происходит органическое изменение коры больших полушарий), даёт характерную картину нарушений в психофизической сфере, в зависимости от участка поражения. Эти продолжительные наблюдения и их анализ позволили дать общую картину работы головного мозга и так же позволили прийти к выводу, что в момент поражения одного из больших полушарий, или одного из участков мозга его жизненно важные функции берут на себя другие участки мозга, обеспечивая ориентацию и выживание организма в целом. Однако, поражение определённого участка мозга, в функции которого лежал контроль или обеспечение определённой деятельности - например, осуществление двигательной активности, мышления или речи, дают характерную картину поражения этого участка со всеми дефектами изменения психофизической деятельности. Несомненно, что полушария головного мозга правое и левое имеют различную специализацию, однако именно эта разность обеспечивает возможность видения целостной картины мира, возможность развития и выживания человека в меняющемся мире и приспосабливаться к нему.
Левое полушарие знает методы достижения цели.
Правое полушарие знает цели и желания.
Как распределены функции полушарий нашего мозга?
Левое (пингала) - правое (ида):
анализ - синтез;
время - пространство;
часть - целое;
открытость - скрытое;
интеллект - интуиция;
логика - эмоции;
аргумент - опыт;
мышление - чувство;
активность - пассивность;
свет - тьма;
сознание - подсознание;
речь - молчание;
позитив - негатив;
точные науки - поэзия;
рационализм - иррационализм;
закон - искусство;
объективность - субъективность;
факты и цифры - аналогии.
Циклы полушарий и циклы дыхания
Психологи из Дэлхаузского Университета установили и исследовали 90-минутный цикл работы мозга. Они выявили следующую особенность: когда левое полушарие достигает пика своей активности, активность правого минимальна, и наоборот.
Удивительно, но в древности было установлено (свара йога), что существуют именно 90-минутные циклы дыхания. Согласно учению йоги, в теле чело-века есть 72 000 каналов, нади. Из них 3 основных: Сушумна-нади, Ида-нади и Пингала-нади. Основной поток праны идёт через Сушумну-нади и каналы Ида и Пингала. Поток праны в Иде приравнивается к по-току дыхания в левой ноздре, а поток праны в Пингала-нади соотносится с дыханием в правой ноздре. Течение праны в главном канале – Сушумне – возникает только когда Ида и Пингала, ментальный и жизненный аспект личности, функционируют в совершенном равновесии. Это может происходить только когда через обе ноздри проходит одинаковый поток воздуха. В это время сознание не интровертировано и не экстравертировано, а находится в равновесии между этими двумя состояниями. Именно в это время прана течёт по сушумна-нади, и без усилий возникает состояние медитации. Именно раз в 90 минут поток дыхания переключается между ноздрями и становится равным. Это состояние в котором интуиция работает в полной мере.
Медитация не может возникнуть при неравенстве по-токов через Ида и Пингала нади. Именно это и про-исходит в нашей повседневной жизни. В Институте Кайвальядхамы в Лонвиле проводили исследование, которое подтвердило, что в нормальных условиях потоки воздуха через обе ноздри редко бывают равными.
Йоги соотносят работу Ида-нади именно с работой правого полушария, а Пингала нади – с работой левого. Уравновешивая Ида и Пингала нади, мы создаём личность ардханаришвара, в которой мужские и женские качества сбалансированы....
Хотя исследования мозга показали, что каждое из полушарий может использовать потенциал другого и даже заменить друг друга при соответствующей тренировке, на практике они в своей работе не пересекаются. Когда человек после инсульта учится говорить снова с помощью правого полушария, он начинает говорить на уровне 3-5 летнего ребёнка. ...
Очевидно, что левое полушарие отвечает за говорение, речь, но неверно полагать, что правое при этом не участвует совсем. Правое оказывает воздействие многими способами; мечты, фантазии, предчувствия, кинестатические воспоминания - некоторые из этих способов. Важны все способы коммуникации правого полушария.
Но особенно важно следующее:
1. Правое полушарие, связано с автономными нервными процессами и отвечает за формирование психосоматической и психогенной симптомалогии.
2. Обычно мы не проявляем любое свое поведение, каким бы оно ни было эксцентричным, до тех пор, пока в какой-то момент нашей жизни не "уверуем" в то, что такое поведение необходимо, чтобы защитить нас наилучшим образом, известным нам на данный момент. Так называемые иррациональные страхи, тревоги, депрессии являются сообщениями из нашей подсознательной памяти, памяти правого полушария, о том, что мы вступаем в реальные или воображаемые опасные зоны.
Автономная нервная система и дыхание
В свара-йоге считается, что при вдохе поток воздуха в каждой из ноздрей стимулирует специальные односторонние автономные нервные центры, находящиеся в слизистой оболочке и под ней. Эти специфические стимулы влияют на автономные процессы дыхания, кровообращения, пищеварения ... Некоторые исследователи продемонстрировали чрезвычайно богатую и чувствительную иннервацию оболочек носа. В ряде исследований было показано, что в этих оболочках содержится в 20 раз больше автономных нервных волокон, чем в цереброспинальной (центральной спинной) системе.
Это позволяет предположить, что автономная нервная система и два её взаимодополняющих компонента – возбуждающая нервная система (пингала-нади) и тормозящая (расслабляющая) парасимпатическая нервная система (ида-нади) – могут активироваться из области слизистой оболочки носа. Сохие-Брайянт в своё время определял всю область слизистой оболочки носа, как отдельный орган автономной нерв-ной системы. Таким образом, становится очевидным, что посредством определённых практик дыхания возможно воздействовать на работу левого и право-го полушарий, выравнивать их активность и стимулировать деятельность всей коры головного мозга и, таким образом, активизировать работу интуиции или "интуитивной системы", или, как её называл Йоги Бхаджан, сенсорной системы.
Несколько слов в заключение
"Самой интуиции научить нельзя, но можно научить способам её пробуждения. Для этого и предназначены многочисленные техники медитации, разработанные в разных уголках земного шара – все они помогают выйти за пределы рационального ума, чтобы освоить иной путь познания. Этот путь, о чём часто забывают, не только отличается от рационального; с его помощью также познаётся нечто иное, иное знание, трудно поддающееся описанию, поэтому остающееся неведомым в поле обычной терминологии."
(цитата из книги Шив Чаран Сингха
"Искусство Целительной Беседы")
Много лет назад босоногий мальчик сидел на стене в Риме и смотрел вниз, на человека, который высекал что-то резцом из глыбы мрамора. "Эй, сеньор, — крикнул мальчишка этому человеку. - Зачем вы стучите по этому камню?" Микеланджело взглянул вверх и крикнул в ответ, "Потому что там внутри ангел, и он хочет выбраться наружу!"
Притча
Какой блестящий пример необычного восприятия процесса творчества! Мы часто думаем о творчестве как об осознанном выражении идей. Микеланджело же относился к созданию скульптуры иначе. Он хотел освободить ангела, который заключен в глыбе камня и не выберется на свободу, пока процесс создания скульптуры не будет завершен. Мы тоже можем это сделать - освободить свое творческое мышление, развивая правое полушарие. И тоже увидеть "освобожденных ангелов" там, где раньше видели только камень. Все в наших руках! И тогда при принятии решений мы будем учитывать мнения обоих полушарий мозга. И этот баланс обеспечит нам наиболее эффективное и продуктивное решение сложных проблем, на которое мы только способы. Подумайте о поддержке и уверенности, которые можно испытать, соприкасаясь с силой, которая часто просто игнорируется нами. и мы получим мощный инструмент по управлению своей жизнью - ключ от собственного подсознания.
Источники:
http://www.filoton.ru
Прана, пранаяма, прана видья. Свами Ниранджананда Сарасвати
Дхарана Даршан. Свами Ниранджананда Сарасвати
Теги:
Асимметрия мозга. Правое и левое полушария
Правое и левое полушарии мозга обеспечивают единую работу организма, однако контролируют противоположные стороны тела человека, каждое полушарие выполняет свои определённые функции и имеет свою специализацию. Работа правого и левого полушария ассиметрична, но взаимосвязана. Ассиметрия возникла в процессе эволюции.Дифференциация работы
Произошла функциональная дифференциация работы мозга, в соответствии общего биологического принципа, согласно которому более высокий уровень биологической организации связан с большей дифференциацией в работе организма и выделение отдельных систем, структур в едином организме. В работе головного мозга мы так же можем наблюдать эту дифференциацию. Можно предположить, что дифференциация в работе правого и левого полушарий обусловлена естественным ходом развития человека. В конце первого года жизни ребёнок начинает произносить первые слова и давать имена предметам. Значение этих слов порой расплывчато, однако это уже первые попытки формирования фонетики языка и осмысления знаково-символических форм, начало восприятия, переработки и анализа речи. То есть с момента первого осмысленного слова у ребёнка начинается ассиметрия работы полушарий мозга.
Праворукость
В проводящихся исследованиях было замечено, что до начала двухслогового лепетания у ребёнка отсутствует праворукость, свойственная большинству взрослых людей. Праворукость появляется с началом двухслогового лепета и дальнейшего развития речи. Праворукость явилось следствием постоянной активизации левого полушария головного мозга - височной доли, в связи с развитием речевых функций. Начало развития речи определяет асимметрию и доменантность левого полушария. Логико-знаковое мышление тесно связано с механизмами левого полушария, а образное мышление - с механизмами правого полушария. Язык и речь человека, являясь логико - знаковыми символами, с помощью которых человек получает и передаёт информацию.
Язык развивается пропорционально развитию самого человека, отражая его образ в себе, как в зеркале.
"В начале было слово...", которое и создало человека. Около 95% людей праворуких, то есть выполнение сложных операций требующих точности и аккуратности выполнения люди предпочитают выполнять правой рукой. Писать, рисовать, управлять машиной, или другой сложной аппаратурой человеку удобнее правой рукой. А поскольку правая сторона тела управляется левым полушарием головного мозга, то постоянная активизация этого полушария речью, и деятельностью, привело, к так называемой, доминанте левого полушария.
Левое полушарие мозга
«Доминантным» левое полушарие называется не из-за того, что оно больше по размеру, (различия между полушариями незначительные), а потому что, левое полушарие у 95% людей контролирует речь и языковые функции, являющиеся важным фактором в информационном обмене, однако у 5% людей этот контроль осуществляется правым полушарием. Интересен тот факт, что у 70 % левшей, речь и языковые функции контролируются тем же левым полушарием, у 15% — правым, а у остальных людей 15% - присутствуют признаки управления речью со стороны обоих полушарий. Таким образом, правое полушарие не является чем-то менее значимым, оно способно, как и левое полушарие, выполнять те же функции, и мы видим это на примере 5% людей. Однако эволюционно закрепилась ассиметрия и дифференциация выполняемых функций полушариями мозга.
Правое полушарие мозга
Так правое полушарие оперирует информацией связанной с абстрактными, эмоциональными образами - музыкальными, художественными.Эмоции, воспринимаемые человеком, также делятся между правым и левым полушарием. Так, например, у людей с некоторыми поражениями правого полушария можно наблюдать немотивированно-радостное, беспечно-благодушное настроение. Нейрофизиологам удалось выяснить, что такое настроение преобладает у человека потому, что правое угнетенное болезнью полушарие временно как бы отключается и эмоциональные реакции в этом случае определяет левое полушарие. Исследования, проведенные с помощью специальных тестов и особой аппаратуры позволяющих изучать особенности функционирования полушарий у здорового человека. Во время теста избирательно направляли испытуемому в какое-либо одно полушарие зрительную и звуковую информацию. Выяснилось, что правое полушарие воспринимает все более пессимистично и даёт мрачные оценки поступающей информации. Эмоциональные сюжеты правое полушарие воспринимает и запоминает быстрее левого. Эмоции со знаком минус - печаль меланхолия, тоска формируются и превалируют в правом полушарии. В последнее время исследователи получают все больше доказательств того, что когда человек испытывает спад настроения и не осознаёт причины безотчётной грусти, это может указывать на активность правого полушария. Однако в формировании этих эмоций не последнюю роль оказывает левое полушарие, побуждающее человека к деятельности и поиску. Два полушария находятся в постоянном взаимодействии, постоянно обмениваются информацией. Такая объединённая деятельность полушарий является основой эмоционального поведения человека.
Сбои в работе мозга
Сбои в работе полушарий тут же отражаются на эмоциональную сферу, и тогда человек может чувствовать неосознанную подавленность, напряжённость или немотивированную эйфорию и беспричинное оживление. Все эти эмоциональные сбои отражаются на работе всего организма и порой ведут к соматическим заболеваниям, поскольку, как гиперактивное, так и постоянно подавленное состояние, может угнетать и истощать нервную энергию. Американские неврологи Роджер Сперри совместно с Карлом Лэшли с 1941 г. проводили исследования по изучению животных с оперированным головным мозгом. У животных были хирургически пересечены пути, соединяющие левую и правую половины головного мозга (большие полушария). Исследования Сперри помогли разобраться, каковы церебральные механизмы памяти, речи и восприятия пространственных взаимоотношений. После разделения полушарий мозга связанных друг с другом мозолистым телом полушария работали отдельно - не взаимосвязано, нарушая целостное восприятие у экспериментальных животных. Сперри доказал важность нервных связей и их роль в деятельности головного мозга. С 1954 года Сперри продолжает свои работы по изучению расщепленного мозга. В 1961г. нейрохирурги Филип Фогель и Джозеф Боген проводят операцию по разделению правого и левого полушарий мозга (комиссуротомию) у больных с неизлечимой эпилепсией, чтобы препятствовать распространению судорожной активности с одного полушария на другое. Операции, проводимые Сперри на животных позволии нейрохирургам помочь тяжёлобольным эпилепсий облегчить течение болезни. Сперри продолжает свои исследования и тесты относительно познавательных функций полушарий и сущностью обмена информации происходящим между двумя разделёнными полушариями.
Эти исследования позволили ему сделать следующие выводы: кора левого полушария отвечает за вербальные операции и речь, а кора правого полушария контролирует выполнение невербальных функций.
Левая половина мозга отвечает за логические операции, счет, установление последовательности, а правое полушарие воспринимает образы, общее содержаниеосновываясь на интуиции, воображении, творчестве правое полушарие обрабатывает факты, детали, поступающие из левого полушария, собирая их в единый образ и целостную картину.
Левое полушарие стремиться к анализу, логической последовательности, деталям, причинно- следственным связям. Правое полушарие осуществляет ориентировку в пространстве, восприятие целостной картины, фиксирует образ и эмоции человеческих лиц.
Исследования работы мозга
Можно сказать, что левое полушарие анализирует, а правое синтезирует поступающую информацию, левое полушарие представляет мир в знаково-символической форме. Левое полушарие мозга отвечает за двигательную активность правой стороны, а правое полушарие мозга за двигательную активность левой стороны. Когда мы смотрим на объект стоящий перед нами, то левая половина нашего поля зрения передаётся на правое полушарие мозга, а правая половина поля зрения на левое полушарие мозга. Но поскольку мы воспринимаем информацию с двух сторон одновременно, полушария, обмениваясь друг с другом информацией, дают человеку целостное восприятие видимой картины. Нейрологические исследования, проводящиеся в последние десятилетия, позволили увидеть более точную картину работы мозга и специализацию отдельных его областей расположенных в правом и левом полушариях мозга. Операции и томографические исследования, проводящиеся на животных и человеке, показали активные участки мозга, отвечающие за те или иные функции и связи. Операции, проводящиеся на животных, доказывают специализацию отдельных участков мозга на выполнении определённой функции. Эти исследования помогают объяснить заболевания человека связанные с работой мозга. Многие нейрологические заболевания и психические напрямую связаны с работой головного мозга, с биохимическими показателями и их изменениями, а так же со структурными соматическими изменениями, происходящими от травм либо изменений тканей мозга, вследствие каких- либо причин. Все эти нарушения работы мозга ведут к изменению сознания и проявляются в той или иной форме изменения сознания и поведения человека. Это ещё раз подчёркивает неразрывную связь работы тела мозга и выражение этой работы в личностных качествах поведения человека и отношения его с другими людьми.Поражение мозга Наблюдения за больными людьми, с поражёнными участками мозга, (кровоизлияния в мозг или некой другой травмы головы, когда происходит органическое изменение коры больших полушарий), даёт характерную картину нарушений в психофизической сфере, в зависимости от участка поражения. Эти продолжительные наблюдения и их анализ позволили дать общую картину работы головного мозга и так же позволили прийти к выводу, что в момент поражения одного из больших полушарий, или одного из участков мозга его жизненно важные функции берут на себя другие участки мозга, обеспечивая ориентацию и выживание организма в целом. Однако, поражение определённого участка мозга, в функции которого лежал контроль или обеспечение определённой деятельности - например, осуществление двигательной активности, мышления или речи, дают характерную картину поражения этого участка со всеми дефектами изменения психофизической деятельности. Несомненно, что полушария головного мозга правое и левое имеют различную специализацию, однако именно эта разность обеспечивает возможность видения целостной картины мира, возможность развития и выживания человека в меняющемся мире и приспосабливаться к нему.
Левое полушарие знает методы достижения цели.
Правое полушарие знает цели и желания.
Как распределены функции полушарий нашего мозга?
Левое (пингала) - правое (ида):
анализ - синтез;
время - пространство;
часть - целое;
открытость - скрытое;
интеллект - интуиция;
логика - эмоции;
аргумент - опыт;
мышление - чувство;
активность - пассивность;
свет - тьма;
сознание - подсознание;
речь - молчание;
позитив - негатив;
точные науки - поэзия;
рационализм - иррационализм;
закон - искусство;
объективность - субъективность;
факты и цифры - аналогии.
Циклы полушарий и циклы дыхания
Психологи из Дэлхаузского Университета установили и исследовали 90-минутный цикл работы мозга. Они выявили следующую особенность: когда левое полушарие достигает пика своей активности, активность правого минимальна, и наоборот.
Удивительно, но в древности было установлено (свара йога), что существуют именно 90-минутные циклы дыхания. Согласно учению йоги, в теле чело-века есть 72 000 каналов, нади. Из них 3 основных: Сушумна-нади, Ида-нади и Пингала-нади. Основной поток праны идёт через Сушумну-нади и каналы Ида и Пингала. Поток праны в Иде приравнивается к по-току дыхания в левой ноздре, а поток праны в Пингала-нади соотносится с дыханием в правой ноздре. Течение праны в главном канале – Сушумне – возникает только когда Ида и Пингала, ментальный и жизненный аспект личности, функционируют в совершенном равновесии. Это может происходить только когда через обе ноздри проходит одинаковый поток воздуха. В это время сознание не интровертировано и не экстравертировано, а находится в равновесии между этими двумя состояниями. Именно в это время прана течёт по сушумна-нади, и без усилий возникает состояние медитации. Именно раз в 90 минут поток дыхания переключается между ноздрями и становится равным. Это состояние в котором интуиция работает в полной мере.
Медитация не может возникнуть при неравенстве по-токов через Ида и Пингала нади. Именно это и про-исходит в нашей повседневной жизни. В Институте Кайвальядхамы в Лонвиле проводили исследование, которое подтвердило, что в нормальных условиях потоки воздуха через обе ноздри редко бывают равными.
Йоги соотносят работу Ида-нади именно с работой правого полушария, а Пингала нади – с работой левого. Уравновешивая Ида и Пингала нади, мы создаём личность ардханаришвара, в которой мужские и женские качества сбалансированы....
Хотя исследования мозга показали, что каждое из полушарий может использовать потенциал другого и даже заменить друг друга при соответствующей тренировке, на практике они в своей работе не пересекаются. Когда человек после инсульта учится говорить снова с помощью правого полушария, он начинает говорить на уровне 3-5 летнего ребёнка. ...
Очевидно, что левое полушарие отвечает за говорение, речь, но неверно полагать, что правое при этом не участвует совсем. Правое оказывает воздействие многими способами; мечты, фантазии, предчувствия, кинестатические воспоминания - некоторые из этих способов. Важны все способы коммуникации правого полушария.
Но особенно важно следующее:
1. Правое полушарие, связано с автономными нервными процессами и отвечает за формирование психосоматической и психогенной симптомалогии.
2. Обычно мы не проявляем любое свое поведение, каким бы оно ни было эксцентричным, до тех пор, пока в какой-то момент нашей жизни не "уверуем" в то, что такое поведение необходимо, чтобы защитить нас наилучшим образом, известным нам на данный момент. Так называемые иррациональные страхи, тревоги, депрессии являются сообщениями из нашей подсознательной памяти, памяти правого полушария, о том, что мы вступаем в реальные или воображаемые опасные зоны.
Автономная нервная система и дыхание
В свара-йоге считается, что при вдохе поток воздуха в каждой из ноздрей стимулирует специальные односторонние автономные нервные центры, находящиеся в слизистой оболочке и под ней. Эти специфические стимулы влияют на автономные процессы дыхания, кровообращения, пищеварения ... Некоторые исследователи продемонстрировали чрезвычайно богатую и чувствительную иннервацию оболочек носа. В ряде исследований было показано, что в этих оболочках содержится в 20 раз больше автономных нервных волокон, чем в цереброспинальной (центральной спинной) системе.
Это позволяет предположить, что автономная нервная система и два её взаимодополняющих компонента – возбуждающая нервная система (пингала-нади) и тормозящая (расслабляющая) парасимпатическая нервная система (ида-нади) – могут активироваться из области слизистой оболочки носа. Сохие-Брайянт в своё время определял всю область слизистой оболочки носа, как отдельный орган автономной нерв-ной системы. Таким образом, становится очевидным, что посредством определённых практик дыхания возможно воздействовать на работу левого и право-го полушарий, выравнивать их активность и стимулировать деятельность всей коры головного мозга и, таким образом, активизировать работу интуиции или "интуитивной системы", или, как её называл Йоги Бхаджан, сенсорной системы.
Несколько слов в заключение
"Самой интуиции научить нельзя, но можно научить способам её пробуждения. Для этого и предназначены многочисленные техники медитации, разработанные в разных уголках земного шара – все они помогают выйти за пределы рационального ума, чтобы освоить иной путь познания. Этот путь, о чём часто забывают, не только отличается от рационального; с его помощью также познаётся нечто иное, иное знание, трудно поддающееся описанию, поэтому остающееся неведомым в поле обычной терминологии."
(цитата из книги Шив Чаран Сингха
"Искусство Целительной Беседы")
Много лет назад босоногий мальчик сидел на стене в Риме и смотрел вниз, на человека, который высекал что-то резцом из глыбы мрамора. "Эй, сеньор, — крикнул мальчишка этому человеку. - Зачем вы стучите по этому камню?" Микеланджело взглянул вверх и крикнул в ответ, "Потому что там внутри ангел, и он хочет выбраться наружу!"
Притча
Какой блестящий пример необычного восприятия процесса творчества! Мы часто думаем о творчестве как об осознанном выражении идей. Микеланджело же относился к созданию скульптуры иначе. Он хотел освободить ангела, который заключен в глыбе камня и не выберется на свободу, пока процесс создания скульптуры не будет завершен. Мы тоже можем это сделать - освободить свое творческое мышление, развивая правое полушарие. И тоже увидеть "освобожденных ангелов" там, где раньше видели только камень. Все в наших руках! И тогда при принятии решений мы будем учитывать мнения обоих полушарий мозга. И этот баланс обеспечит нам наиболее эффективное и продуктивное решение сложных проблем, на которое мы только способы. Подумайте о поддержке и уверенности, которые можно испытать, соприкасаясь с силой, которая часто просто игнорируется нами. и мы получим мощный инструмент по управлению своей жизнью - ключ от собственного подсознания.
Источники:
http://www.filoton.ru
Прана, пранаяма, прана видья. Свами Ниранджананда Сарасвати
Дхарана Даршан. Свами Ниранджананда Сарасвати
Теги:
Новинки