Оставте заявку и мы свяжимся с вами.
Пять видов жизненной силы - Аюрведа Плюс. Магазин аюрведических товаров.
14.10.2011
Сильная жизнестойкость сказывается положительным образом и на здоровье, поскольку она сообщает физическому телу необходимое количество энергии.
Одна главная прана подразделяется на пять ее подтипов в соответствии с ее функциями и направлением ее движения. Эти пять пран называются вайю, слово "вайю" переводится как "ветер", "поток", "сила воздуха". Это исключительно важная тема в аюрведической системе. Поэтому в "Праджна упанишаде" говорится: "Тот, кто ведает о пяти видах праны во внешнем мире и в себе, достигает бессмертия". Эти пять пран представляют пять типов энергии, которыми мы располагаем и посредством которых действует абсолютно все во Вселенной. Ниже приводится характеристика этих пяти основных пран.
Прана. Пребывает во рту, голове, ушах, языке, носу и груди. Пронизывая голову и иентрируясь в мозгу, она движется вниз к груди и горлу, управляя вдохом и глотанием, а также чиханием, плеванием и изрыганием. Она часть космической жизненной энергии, и она направляет все другие ваты в теле. Она руководит чувствами, умом, сердцем и сознанием, определяет накал вдохновения и созидательные импульсы. Дисбаланс вызывает икоту, хрипоту, кашель и затруднения с дыханием.
Шарангадхара очень подробно описывает функции прана вайю: "Нисходя из области головы, прана-вайю концентрируется в лотосоподобной чаше сердца, и, проникая в легкие, пьет нектар с атмосферным воздухом. Пропитавшись этим нектаром, берущим начало на стопах Вишну, он разносит его по всему телу, питая его и разжигая питта-дошу в желудке". (Шарангадхара Пурва 1.5)
Удана. Пребывает в груди, гортани и горле. Управляет речью, выдыханием, ментальными установками (энтузиазмом, позитивностью), физической и психической силой, волей и памятью, а также цветом тела. Формирует намерения. Во время смерти она поднимается вверх из тела и переносит сознание к различным тонким мирам соответственно намерению человека и карме, которая действует через нес. Когда она полностью развита, она дает возможность превзойти ограничения материального мира, а также обрести мистические силы. Практика йоги заключается преимущественно в развитии уданы. Дисбаланс вызывает боли в ушах, носу и горле, затруднения с речью, сердечные проблемы.
Самана. Пребывает в кишечнике. Контролирует пищеварение и превращение пищи в отходы. Устраняет несварение, диарею, гастриты и воспаления.
Вьяна. Пребывает во всем теле, но основное место пребывания - область сердца. Самая мощная вата в организме. Контролирует циркуляцию крови, управляет образованием пота и лимфы, а также двигательными функциями. Дисбаланс вызывает жар, спазмы, повышенное кровяное давление, заболевания крови, нарушения кровообращения. Вагбхата пишет, что вьяна находится в постоянном движении по всему телу, но местом ее основной локализации является сердце (А.Х. 1.12.6-7.). Описывая функции этого потока энергии, Сушрута говорит (С.С.2.1.10.): "Вьяна вайю движется по всему телу, помогая ему совершать всевозможные движения, такие как перемещение, сгибание, поднятие, отведение и т.д., а также он движет кровь, пот. желчь и остальные подвижные ткани организма".
Апана. Пребывает в прямой кишке, мочевом пузыре и гениталиях. Управляет мочеиспусканием, дефекацией, менструацией, выталкивает ребенка во время родов. Дисбаланс вызывает заболевания прямой и ободочной кишок, урино-генитальные расстройства, а также расстройства кишечника. Как удана поддерживает нашу жизненную силу направленной вверх и приносит развитие и освобождение сознания, так апана, нисходящий воздух, удерживает ее внизу и приносит деградацию и ограничение сознания. Расстройства апаны являются основой для большинства нарушений в вата-доше. Когда она отягчена, то становится причиной дисгармонизации и разложения. Лечение апаны - первая необходимость в лечении ваты.
Чарака так описывает основные места локализации этого вайю (Ч.С.6.28.10.): "Почки, мочевой пузырь, пенис, пупок, бедра, крестец с копчиком и анус - места локализации апана-вайю. Он отвечает за мочевыделение, семяизвержение, родовую деятельность, акт дефекации и месячные".
Растения, гармонизирующие праны
Поддержание правильного движения пяти пран является основой исцеления на энергетическом уровне. Растения, наряду с медитацией и пранаямой, являются лучшими средствами для гармонизации пяти пран. Некоторые из растений полезны более чем для одной праны. Действие растений, относящихся к этой категории, частично совпадает с действием растений для тела и сознания, поскольку прана оказывает огромное влияние на них. Ниже приводятся типичные растения для работы с различными пранами.
Прана. Потогонные растения, увеличивающие силу нашего дыхания, избавляют от слизи, стимулируют работу мозга и чувств и улучшают аппетит: корица, шалфей, аир, мята, чабрец, туласи, эвкалипт, эфедра, чеснок, пиппали.
Алана. Растения, обладающие легким слабительным действием и очищающие направленные вниз каналы тела, помогают проникновению праны через толстую кишку: Трифала, харитаки, семена льна, касторовое масло, мякоть алоэ, асафетида.
Самана. Растения, способствующие пищеварению и впитыванию саманы через тонкую кишку: кардамон, фенхель, имбирь, корица, горчица, тмин, базилик, черный перец, мускатный орех.
Вьяна. Растения, способствующие циркуляции вьяны в сердце, крови и костно-мышечной системе: корица, ниргунди, арджуна, девясил, гуггул, шафран, куркума, гудучи, сибирский женьшень, дягиль.
Удана. В основном это растения-специи и растения с вяжущим вкусом, избавляющие от кашля, увеличивающие жизнестойкость и укрепляющие иммунную систему: аир, ягоды лаврового дерева, девясил, лобелия, туласи, харитаки, перечная мята, коровяк, мать- и-мачеха, лакричник (солодковый корень).
С.Неаполитанский "Аюрведа на каждый день"; источник портал Аюрведы http://www.avplus.ru/
Теги:
Пять видов жизненной силы
Людям, имеющим слабую жизненную энергию, очень часто просто недостает сил для выполнения той или иной задачи. О таких людях говорят, что не они владеют ситуацией, а ситуация владеет ими. Такие люди практически никогда не достигают высокого социального статуса и чаше всего они находятся на второстепенных ролях и в подчиненном положении. Человек, который умеет собирать прану и контролировать, обладает и соответствующей энергией, любознательностью и энтузиазмом, умея при этом контролировать свои чувства и подчинять свои жизненные потребности высшей воле и собственному духовному устремлению.Сильная жизнестойкость сказывается положительным образом и на здоровье, поскольку она сообщает физическому телу необходимое количество энергии.
Одна главная прана подразделяется на пять ее подтипов в соответствии с ее функциями и направлением ее движения. Эти пять пран называются вайю, слово "вайю" переводится как "ветер", "поток", "сила воздуха". Это исключительно важная тема в аюрведической системе. Поэтому в "Праджна упанишаде" говорится: "Тот, кто ведает о пяти видах праны во внешнем мире и в себе, достигает бессмертия". Эти пять пран представляют пять типов энергии, которыми мы располагаем и посредством которых действует абсолютно все во Вселенной. Ниже приводится характеристика этих пяти основных пран.
Прана. Пребывает во рту, голове, ушах, языке, носу и груди. Пронизывая голову и иентрируясь в мозгу, она движется вниз к груди и горлу, управляя вдохом и глотанием, а также чиханием, плеванием и изрыганием. Она часть космической жизненной энергии, и она направляет все другие ваты в теле. Она руководит чувствами, умом, сердцем и сознанием, определяет накал вдохновения и созидательные импульсы. Дисбаланс вызывает икоту, хрипоту, кашель и затруднения с дыханием.
Шарангадхара очень подробно описывает функции прана вайю: "Нисходя из области головы, прана-вайю концентрируется в лотосоподобной чаше сердца, и, проникая в легкие, пьет нектар с атмосферным воздухом. Пропитавшись этим нектаром, берущим начало на стопах Вишну, он разносит его по всему телу, питая его и разжигая питта-дошу в желудке". (Шарангадхара Пурва 1.5)
Удана. Пребывает в груди, гортани и горле. Управляет речью, выдыханием, ментальными установками (энтузиазмом, позитивностью), физической и психической силой, волей и памятью, а также цветом тела. Формирует намерения. Во время смерти она поднимается вверх из тела и переносит сознание к различным тонким мирам соответственно намерению человека и карме, которая действует через нес. Когда она полностью развита, она дает возможность превзойти ограничения материального мира, а также обрести мистические силы. Практика йоги заключается преимущественно в развитии уданы. Дисбаланс вызывает боли в ушах, носу и горле, затруднения с речью, сердечные проблемы.
Самана. Пребывает в кишечнике. Контролирует пищеварение и превращение пищи в отходы. Устраняет несварение, диарею, гастриты и воспаления.
Вьяна. Пребывает во всем теле, но основное место пребывания - область сердца. Самая мощная вата в организме. Контролирует циркуляцию крови, управляет образованием пота и лимфы, а также двигательными функциями. Дисбаланс вызывает жар, спазмы, повышенное кровяное давление, заболевания крови, нарушения кровообращения. Вагбхата пишет, что вьяна находится в постоянном движении по всему телу, но местом ее основной локализации является сердце (А.Х. 1.12.6-7.). Описывая функции этого потока энергии, Сушрута говорит (С.С.2.1.10.): "Вьяна вайю движется по всему телу, помогая ему совершать всевозможные движения, такие как перемещение, сгибание, поднятие, отведение и т.д., а также он движет кровь, пот. желчь и остальные подвижные ткани организма".
Апана. Пребывает в прямой кишке, мочевом пузыре и гениталиях. Управляет мочеиспусканием, дефекацией, менструацией, выталкивает ребенка во время родов. Дисбаланс вызывает заболевания прямой и ободочной кишок, урино-генитальные расстройства, а также расстройства кишечника. Как удана поддерживает нашу жизненную силу направленной вверх и приносит развитие и освобождение сознания, так апана, нисходящий воздух, удерживает ее внизу и приносит деградацию и ограничение сознания. Расстройства апаны являются основой для большинства нарушений в вата-доше. Когда она отягчена, то становится причиной дисгармонизации и разложения. Лечение апаны - первая необходимость в лечении ваты.
Чарака так описывает основные места локализации этого вайю (Ч.С.6.28.10.): "Почки, мочевой пузырь, пенис, пупок, бедра, крестец с копчиком и анус - места локализации апана-вайю. Он отвечает за мочевыделение, семяизвержение, родовую деятельность, акт дефекации и месячные".
Растения, гармонизирующие праны
Поддержание правильного движения пяти пран является основой исцеления на энергетическом уровне. Растения, наряду с медитацией и пранаямой, являются лучшими средствами для гармонизации пяти пран. Некоторые из растений полезны более чем для одной праны. Действие растений, относящихся к этой категории, частично совпадает с действием растений для тела и сознания, поскольку прана оказывает огромное влияние на них. Ниже приводятся типичные растения для работы с различными пранами.
Прана. Потогонные растения, увеличивающие силу нашего дыхания, избавляют от слизи, стимулируют работу мозга и чувств и улучшают аппетит: корица, шалфей, аир, мята, чабрец, туласи, эвкалипт, эфедра, чеснок, пиппали.
Алана. Растения, обладающие легким слабительным действием и очищающие направленные вниз каналы тела, помогают проникновению праны через толстую кишку: Трифала, харитаки, семена льна, касторовое масло, мякоть алоэ, асафетида.
Самана. Растения, способствующие пищеварению и впитыванию саманы через тонкую кишку: кардамон, фенхель, имбирь, корица, горчица, тмин, базилик, черный перец, мускатный орех.
Вьяна. Растения, способствующие циркуляции вьяны в сердце, крови и костно-мышечной системе: корица, ниргунди, арджуна, девясил, гуггул, шафран, куркума, гудучи, сибирский женьшень, дягиль.
Удана. В основном это растения-специи и растения с вяжущим вкусом, избавляющие от кашля, увеличивающие жизнестойкость и укрепляющие иммунную систему: аир, ягоды лаврового дерева, девясил, лобелия, туласи, харитаки, перечная мята, коровяк, мать- и-мачеха, лакричник (солодковый корень).
С.Неаполитанский "Аюрведа на каждый день"; источник портал Аюрведы http://www.avplus.ru/
Теги:
Новинки