Оставте заявку и мы свяжимся с вами.
Виньяса в практике йоги - Аюрведа Плюс. Магазин аюрведических товаров.

Виньяса в практике йоги
Виньяса в практике йогиВ переводе с санскрита виньяса означает буквально «восемь основ» или «восемь ветвей». В контексте практики йоги виньяса – это «связь дыхания и движения», также часто этот термин переводят как «дыхательно-двигательная система упражнений».
В практике йоги под «виньясой» понимаются последовательности асан, выполняемые в динамичном ритме, используя уджайя-пранаяму (способ дыхания в практике с сужением голосовой щели). Несмотря на активное выполнение асан, практикующий обязательно сохраняет внутреннее сосредоточение (дхъяну).
Виньяса является одним из основных элементов в Аштанга-виньяса йоге (одна из систем хатха-йоги). Сегодня родоначальником Аштанга-виньяса йоги считается Шри Паттабхи Джойс. В действительности, Аштанга-виньяса была описана в «Йога Корунте» (древний текст йоги, написанный Ваманой Риши), и Паттабхи Джойсу текст был передан уже в ХХ веке его учителем Шри Кришнамачарьей.
Риши Вамана завещал своим последователям: «О, йогин! Не делай асану без виньясы!».
Аштанга-виняса является динамической практикой йоги, в которой асаны выполняются непрерывно, объединенные в динамические последовательности (виньясы), выполняемые совместно с пранаямой (способом дыхания), ), бандахами ("энергетическими замками") и дришти (концентрацией внимания на определенных точках), сохраняя во время практики медитативное состояние сознания.
По мнению последователей школы Аштанга-виньяса йоги, виньяса – это точный и терапевтически полезный способ перехода между асанами (позами йоги), который позволяет удерживать концентрацию внимания во время практики.
Один из знаменитых современных учителей школы аштанга-виньясы Лино Миеле считает, что виньяса позволяет практикующему находится в состоянии «медитации в движении».
Последователи Аштанга-виньяса йоги отмечают особый эффект и пользу от выполнения виньяс. Лино Миеле в книге «Аштанга Йога» пишет:
«Система виньясы многогранна:
1. Определенное число дыханий и движений для выхода и входа в асану.
2. При синхронизации движения с дыханием уджджайи и применением мула-бандхи и уддияна-бандхи в теле возникает сильный внутренний жар, вызывающий обильное потоотделение. Этот пот очищает и омолаживает мускулы и органы, выводя вредные токсины, в результате в теле чувствуется сила и легкость.
3. Виньяса означает связь между асанами в сериях.
4. Виньяса уравновешивает дыхание и обеспечивает бесперебойную циркуляцию крови по всему телу.
5. Виньяса перестраивает тело между выполнением асаны в разные стороны и после каждой асаны.
6. Когда все внимание уделяется работе на основе правильного подсчета виньясы, практика становится очень сосредоточенной, дыхание ритмичным, тело сильным, а ум спокойным.»
Однако есть и противники выполнения виньяс во время практики йоги. Они считают, что йога должна быть статична, не должна состоять из серий прыжков и напоминать физкультуру. Б.К.С.Айенгар, будучи, как и Паттабхи Джойс, учеником Кришнамачарьи, также начинал свою практику как последователь аштанга-виньяса йоги, но позднее отказался от динамичного стиля практики, считая, что такой стиль подходит только молодым и здоровым ученикам.
Действительно, практика в стиле аштанга-виньясы подходит не всем практикующим: она требует силы рук и ног, определенной физической подготовки, поскольку виньясы могут быть достаточно сложными и силовыми. Сам Паттабхи Джойс имел абсолютно противоположное мнение: он утверждал, что не йогу нужно приспосабливать к слабости и несовершенству практикующего, а практикующий должен развивать себя до соответствия принципам традиции йоги.
Но сама по себе виньяса – это не обязательно сложная «акробатическая» последовательность, это просто последовательность асан в практике, соединенных дыханием. Знаменитая последовательность Сурья Намаскар (приветствие солнцу), которая сегодня по-разному выполняется в различных школах йоги, - это один из видов виньясы, описанный в древних текстах, родоначальник современных стилей виньяса йоги.
На западе сегодня, помимо Аштанга-виньяса йоги, есть школы, называющий свой стиль преподавания «виньяса-йога» или «виньяса-флоу». Особенностью практики стиля «виньяса» является плавный переход из одной позы в другую при помощи виньяс. Отличием от Аштанга-виньясы является то, что в данных направлениях нет четко закрепленных последовательностей, асаны могут выполняться в произвольном порядке, с сохранением непрерывного движения и дыхания во время практики.
Можно отметить несколько аспектов «практической пользы» от выполнения виньяс:
- в процессе практике тело разогревается, усиливается кровообращение и потоотделение, таким образом, организм очищается от шлаков и токсинов,
- когда асаны выполняются с «разогретым» телом, снижается риск получения травмы даже при «чрезмерном усердии» при их выполнении;
- начинающие практики, желающие похудеть, скорее получат результат, занимаясь в одном из стилей «виньяса йоги».
Выполняя последовательности асан в виде виньясы, практикующий не только сохраняет постоянную концентрацию, но и переходит в особое состояние, которое и будет тем самым «состоянием йоги» - состоянием «спокойствия ума».
Аштанга-виньяса йога
Аштанга-виньяса йога - это одна из самых мощных и эффективных из известных на сегодняшний день систем хатха-йоги, хранителем традиции которой в настоящее время является Шри Паттабхи Джойс (Sri K.Pattabhi Jois), возглавляющий школу йоги в Майсоре, Южная Индия.
Аштанга-виньяса является динамической практикой, которая включает в себя последовательности асан, связанных между собой комплексами движений - виньясами, и выполняемых совместно с пранаямой (определенным способом дыхания), бандахами ("энергетическими замками") и дришти (концентрацией внимания на определенных точках). Во время выполнения практики сохраняется дхьяна (медитативное состояние сознания).
Термин "виньяса" переводится как "дыхательно - двигательная система упражнений". При синхронизировании движения с дыханием по типу уджайи-пранаямы и применением во время выполнения асан энергетических замков мула бандхи, уддияна бандхи и джаландхара бандхи, в теле возникает сильный внутренний жар, вызывающий обильное потовыделение. Таким образом происходит процесс очищения и омоложения мускулов и внутренних органов, из организма выводятся токсины. В результате практикующий чувствует в теле силу и легкость. Виньяса уравновешивает дыхание и обеспечивает бесперебойную циркуляцию крови по всему телу. Дыхание становиться ритмичным, тело сильным, а ум спокойным.
Традиционно такой подход называется "Йога - Мала" ("мала" - санскр. "гирлянда, четки, венок"). Йога-Мала - это Венок Йоги, где асаны нанизаны на нить дыхания. Выполнение асан в виде связанных в непрерывные последовательности комплексов - эффективный способ накопления энергии в теле, способствующий психоэнергетической трансформации и расширению диапазона восприятия.
В каждом комплексе Аштанга-виньяса йоги обязательно присутствует несколько ключевых асан и виньяс, которые бросают реальный вызов Силе Духа практикующего. Бескомпромиссная необходимость ежедневно принимать вызов и преодолевать собственную слабость быстро укрепляет Силу Духа, придает человеку уверенность и реально преображает его тело и сознание.
Многие из современных школ йоги изменяют традиционную методику и упрощают практику, подгоняя ее под весьма ограниченные возможности занимающихся. Так возникают выхолощенные и профанированные "игрушечные" стили йоги. Занятие ими - дань моде, экзотике или престижу. Именно такие стили обычно становяться популярными и массовыми, потому что их основатели ориентируются на доступность и легкость, из экономических соображений стремясь привлечь как можно больше людей. Хранитель традиции аштанга-виньяса йоги Шри К. Паттабхи Джойс бескомпромиссно отстаивает прямо противоположный подход, утверждая, что не Йогу надо приспосабливать к слабости и несовершенству практикующего, а наоборот, практикующий должен развить себя до соответствия идеалам Традиции. Ориентация на несовершенство и слабость людей, искалеченных комфортом цивилизации, может привести к угасанию самой Традиции Йоги. А это недопустимо, поскольку истинная практика Йоги в современных условиях дает нам шанс преодолеть прогрессирующую физическую и духовную деградацию.
Иерархия тренировочных последовательностей Аштанга - виньяса йоги состоит из шести базовых уровней восходящей степени сложности (возможно существует седьмой, но информация о нем не разглашается). Информация по первым пяти уровням доступна - выпущены фильмы, где наиболее опытные из западных учеников Паттабхи Джойса - Дэвид Свенсон (на фото), Ричард Фриман, Тим Миллер, Лино Миеле и другие выполняют последовательности асан разных уровней. Есть фильмы с практикой внука П.Джойса - Шарата Рангасвами.
Материал:
Лино Миеле, "Аштанга – Йога".
Шри К. Паттабхи Джойс "Йога - Мала"
Сборник "Динамические практики в классической йоге". Изд-во "JANUS BOOKS" и "София". 1999г.
Теги:
Новинки