Оставте заявку и мы свяжимся с вами.
Коррекция конституции (дош): общие сведения - Аюрведа Плюс. Магазин аюрведических товаров.
17.12.2011
В Аюрведе внутренний мир человека тесно связан с его физиологией, душевное состояние с состоянием физическим. Болезнь по аюрведическим законам - это отсутствие гармонии души и тела.
С точки зрения Аюрведы, человек состоит из 5 стихий-первоэлементов – воздух, вода, земля, огонь и космос. Равновесие всех этих стихий называется "Пракрити". Состояние Пракрити - это состояние идеального здоровья.
Проявление стихий в человеке можно сравнить с делением на психотипы - кто-то больше похож на флегматика, а кто-то быстр и горяч, как холерик, кто-то умеет так грустно вздыхать, как настоящий меланхолик, а кто-то подвижен и любознателен как сангвиник. Очень сложно найти человека, в котором не были бы перемешаны все психотипы понемногу, но какой-то один, как правило, преобладает.
Так же и в Аюрведе – в идеале, человек должен жить в гармонии всех 5 стихий, но какая-либо из них может быть преобладающей от рождения.
В Аюрведе определено три основных типа (доши) человека и его конституции: вата, питта и капха. Понятие Доша более глубокое, чем просто анатомическая конституция человеческого тела или его характер. В нем учитываются скорость обменных процессов, физическая и психическая подвижность, склонности и темперамент человека.
Вата – это воздух. Питта – это огонь и вода. Капха – это вода, земля и космос. В каждом человеке есть и вата, и питта, и капха, просто что-то одно выражено более явно. Все они находятся в балансе друг с другом.
Окружающий мир с его стрессами, заботами и т.п. воздействует на человека постоянно, изменяя его физическое (Доши) или психо-эмоциональное (Гуны) состояние. В этом случае баланс стихий-первоэлементов меняется. Человек постепенно выходит из гармонии и равновесия своих дош – ваты, питты и капхи. Это состояние называется "Викрити".
Цель технологий оздоровления Аюрведы - гармонизировать Викрити до Пракрити, вернув человека в его индивидуальное состояние гармонии и баланса.
Патологическое нарушение равновесия ваты, питты и капхи – это и есть основная причина отклонения в здоровье по Аюрведе
КОРРЕКЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОНСТИТУЦИИ (ДОШИ)
С позиций Аюрведы больных следует лечить в соответствии с их конституцией. Соответствующее лечение, таким образом, не симптоматическое, а затрагивает саму физиологическую и психологическую сущность пациента. Целью Аюрведы является не излечение какой-либо конкретной болезни, а восстановление естественной гармонии каждого пациента. В результате затрагиваются глубинные механизмы всех болезней, которые проявляются у того или другого лица. При лечении же "болезней" врачеватель действует лишь общим образом или поверхностно. Знание конституции служит ключом для холистического или интегрального лечения, что является истинной основой любой профилактической медицины. При дифференцировании болезней в соответствии с конституцией мы можем понять, почему различные травы лечат одну и ту же болезнь, или же почему некоторые травы действуют на много болезней.
В Аюрведе мы воздействуем на индивидуальную конституцию, ориентируясь на превалирующую дошу. Вообще говоря, мы воздействуем на дошу с помощью трав или терапевтических воздействий, природа которых противоположна характеру соответствующей доши. Согревающие и подсушивающие виды лечения применяются в случаях конституции капха, которая тяготеет к охлажденности и влажности. Нагревание и увлажнение используется в случае ваты, для которой характерна тенденция к охлаждению и сухости; охлаждение и подсушивающее лечение используются для конституции питта, качество которой - избыточная теплота и влажность.
Однако в некоторых случаях травы, которые акцентируют соответствующую дошу, могут способствовать лечению ее. Некоторые травы, которые усугубляют капху как, например, лакрица, путем разжижения избыточной или накопившейся капхи посредством увлажняющего действия соответствующей травы, облегчают ее выведение из организма. Поэтому то обстоятельство, что та или другая трава может усилить данную конкретную дошу, вовсе не означает, что такая трава ни в коем случае не может использоваться при лечении соответствующей доши. Такая трава может быть полезной в условиях кратковременного ее применения, или же в случае уравновешивания ее другими травами, более антагонистического в отношении соответствующей доши характера. Гербальные курсы лечения и составы следует рассматривать интегрально в соответствии с общей стратегией и конечным ее результатом
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОНСТИТУЦИЯ И ЗАБОЛЕВАНИЯ
Индивидуальная конституция обычно определяет тот профиль болезней, к которым предрасположен соответствующий человек. Например, лица с конституцией капха склонны страдать болезнями данного стереотипа, как например, простудные и застойно-гиперемические заболевания. Однако, эти люди могут также страдать от заболеваний иной природы, нежели их конституция, как например, характерной для капха-типа людей простудой может заболеть и индивид с конституцией питта. Поэтому мы должны учитывать не только природу соответствующего пациента, но также и болезни, его поразившей, и воздействовать на то и другое. На санскрите индивидуальная конституция называется пракрити, что означает "природа". Патологическое состояние (болезнь) называется викрити, что означает "отклонение от природы". При выяснении конституции того или иного лица мы в большей степени ориентируемся на врожденные показатели, такие, как физическая конституция, или же долгосрочные, проходящие через всю жизнь наклонности и пищевые предпочтения. С другой стороны, выяснение характера заболеваний в большей степени определяется симптомами, которые могут носить временный характер.
В случае, когда наша травотерапия имеет целью воздействовать на острые, временные или поверхностные патологические состояния, то определение индивидуальной конституции не имеет особой важности. В этом случае мы можем просто и непосредственно воздействовать на само болезненное состояние. Однако в случае более глубоко укоренившихся и хронических заболеваний, то есть в условиях длительного лечения для полного и эффективного лечения важным является знание конституции больного. Патологические состояния, имеющие природу, отличную от таковой соответствующего индивидуума, относительно легко подвергаются лечению. В то же время заболевания той же природы трудны для лечения, поскольку природа индивидуума усиливает природу самой болезни.
В этом случае мы можем более просто и непосредственно лечить само заболевание. Однако в условиях более глубоко сидящих и более хронических болезней, когда речь идет о длительном лечении, знание конституции важно для того, чтобы добиться полного и эффективного излечения. Заболевания, природа которых отличная от природы индивида, сравнительно легко поддаются лечению. Заболевания же, совпадающие с природой пациента, трудны для лечения, поскольку природа соответствующего лица усугубляет природу болезни.
По материалам Д.Фроли и В.Лада
Теги:
Коррекция конституции (дош): общие сведения
Коротко и в общих чертах напомним вам о Аюрведа как науке о здоровье и, прежде всего гармонии, целостности Духа и Материи:В Аюрведе внутренний мир человека тесно связан с его физиологией, душевное состояние с состоянием физическим. Болезнь по аюрведическим законам - это отсутствие гармонии души и тела.
С точки зрения Аюрведы, человек состоит из 5 стихий-первоэлементов – воздух, вода, земля, огонь и космос. Равновесие всех этих стихий называется "Пракрити". Состояние Пракрити - это состояние идеального здоровья.
Проявление стихий в человеке можно сравнить с делением на психотипы - кто-то больше похож на флегматика, а кто-то быстр и горяч, как холерик, кто-то умеет так грустно вздыхать, как настоящий меланхолик, а кто-то подвижен и любознателен как сангвиник. Очень сложно найти человека, в котором не были бы перемешаны все психотипы понемногу, но какой-то один, как правило, преобладает.
Так же и в Аюрведе – в идеале, человек должен жить в гармонии всех 5 стихий, но какая-либо из них может быть преобладающей от рождения.
В Аюрведе определено три основных типа (доши) человека и его конституции: вата, питта и капха. Понятие Доша более глубокое, чем просто анатомическая конституция человеческого тела или его характер. В нем учитываются скорость обменных процессов, физическая и психическая подвижность, склонности и темперамент человека.
Вата – это воздух. Питта – это огонь и вода. Капха – это вода, земля и космос. В каждом человеке есть и вата, и питта, и капха, просто что-то одно выражено более явно. Все они находятся в балансе друг с другом.
Окружающий мир с его стрессами, заботами и т.п. воздействует на человека постоянно, изменяя его физическое (Доши) или психо-эмоциональное (Гуны) состояние. В этом случае баланс стихий-первоэлементов меняется. Человек постепенно выходит из гармонии и равновесия своих дош – ваты, питты и капхи. Это состояние называется "Викрити".
Цель технологий оздоровления Аюрведы - гармонизировать Викрити до Пракрити, вернув человека в его индивидуальное состояние гармонии и баланса.
Патологическое нарушение равновесия ваты, питты и капхи – это и есть основная причина отклонения в здоровье по Аюрведе
КОРРЕКЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОНСТИТУЦИИ (ДОШИ)
С позиций Аюрведы больных следует лечить в соответствии с их конституцией. Соответствующее лечение, таким образом, не симптоматическое, а затрагивает саму физиологическую и психологическую сущность пациента. Целью Аюрведы является не излечение какой-либо конкретной болезни, а восстановление естественной гармонии каждого пациента. В результате затрагиваются глубинные механизмы всех болезней, которые проявляются у того или другого лица. При лечении же "болезней" врачеватель действует лишь общим образом или поверхностно. Знание конституции служит ключом для холистического или интегрального лечения, что является истинной основой любой профилактической медицины. При дифференцировании болезней в соответствии с конституцией мы можем понять, почему различные травы лечат одну и ту же болезнь, или же почему некоторые травы действуют на много болезней.
В Аюрведе мы воздействуем на индивидуальную конституцию, ориентируясь на превалирующую дошу. Вообще говоря, мы воздействуем на дошу с помощью трав или терапевтических воздействий, природа которых противоположна характеру соответствующей доши. Согревающие и подсушивающие виды лечения применяются в случаях конституции капха, которая тяготеет к охлажденности и влажности. Нагревание и увлажнение используется в случае ваты, для которой характерна тенденция к охлаждению и сухости; охлаждение и подсушивающее лечение используются для конституции питта, качество которой - избыточная теплота и влажность.
Однако в некоторых случаях травы, которые акцентируют соответствующую дошу, могут способствовать лечению ее. Некоторые травы, которые усугубляют капху как, например, лакрица, путем разжижения избыточной или накопившейся капхи посредством увлажняющего действия соответствующей травы, облегчают ее выведение из организма. Поэтому то обстоятельство, что та или другая трава может усилить данную конкретную дошу, вовсе не означает, что такая трава ни в коем случае не может использоваться при лечении соответствующей доши. Такая трава может быть полезной в условиях кратковременного ее применения, или же в случае уравновешивания ее другими травами, более антагонистического в отношении соответствующей доши характера. Гербальные курсы лечения и составы следует рассматривать интегрально в соответствии с общей стратегией и конечным ее результатом
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОНСТИТУЦИЯ И ЗАБОЛЕВАНИЯ
Индивидуальная конституция обычно определяет тот профиль болезней, к которым предрасположен соответствующий человек. Например, лица с конституцией капха склонны страдать болезнями данного стереотипа, как например, простудные и застойно-гиперемические заболевания. Однако, эти люди могут также страдать от заболеваний иной природы, нежели их конституция, как например, характерной для капха-типа людей простудой может заболеть и индивид с конституцией питта. Поэтому мы должны учитывать не только природу соответствующего пациента, но также и болезни, его поразившей, и воздействовать на то и другое. На санскрите индивидуальная конституция называется пракрити, что означает "природа". Патологическое состояние (болезнь) называется викрити, что означает "отклонение от природы". При выяснении конституции того или иного лица мы в большей степени ориентируемся на врожденные показатели, такие, как физическая конституция, или же долгосрочные, проходящие через всю жизнь наклонности и пищевые предпочтения. С другой стороны, выяснение характера заболеваний в большей степени определяется симптомами, которые могут носить временный характер.
В случае, когда наша травотерапия имеет целью воздействовать на острые, временные или поверхностные патологические состояния, то определение индивидуальной конституции не имеет особой важности. В этом случае мы можем просто и непосредственно воздействовать на само болезненное состояние. Однако в случае более глубоко укоренившихся и хронических заболеваний, то есть в условиях длительного лечения для полного и эффективного лечения важным является знание конституции больного. Патологические состояния, имеющие природу, отличную от таковой соответствующего индивидуума, относительно легко подвергаются лечению. В то же время заболевания той же природы трудны для лечения, поскольку природа индивидуума усиливает природу самой болезни.
В этом случае мы можем более просто и непосредственно лечить само заболевание. Однако в условиях более глубоко сидящих и более хронических болезней, когда речь идет о длительном лечении, знание конституции важно для того, чтобы добиться полного и эффективного излечения. Заболевания, природа которых отличная от природы индивида, сравнительно легко поддаются лечению. Заболевания же, совпадающие с природой пациента, трудны для лечения, поскольку природа соответствующего лица усугубляет природу болезни.
По материалам Д.Фроли и В.Лада
Теги:
Новинки