Оставте заявку и мы свяжимся с вами.
Шри Атмататтва Дас об Аюрведе - Аюрведа Плюс. Магазин аюрведических товаров.
09.04.2011
В своих путешествиях по Индии, в Керале, я познакомился с Аюрведой. Аюрведа - это наука о жизни, дающая знание о поддержании здоровья как нашего тела, так и мира в целом. Она является частью Атхарваведы. Но Аюрведа - это также мукти шастра, учение об освобождении, ибо ее главная цель - вывести человека на путь освобождения от собственного невежества, привязанностей и предрассудков. Чтобы пройти этот тяжелый путь, необходимо здоровое тело. Именно поэтому в аюрведе делается такой акцент на здоровье и разработана целая система его поддержания.
Лечение болезней не является целью Аюрведы. Дханвантари, основоположник концепции Аюрведы, - это инкарнация Господа Вишну. Впервые он снизошел в земной мир во время пахтания молочного океана с сосудом, в котором был нектар бессмертия - Амрита. Затем, он воплощался как сын Атрейи Муни и объяснял тексты Аюрведы. Впоследствии, многие врачи получали знания медитируя на Дханвантари. Кстати, такие современные науки как психология и психиатрия были описаны еще Чаракой.
Аюрведические лекарства
В практике аюрведической медицины к пациенту никогда не относились, как к костям и плоти. Формулы трав всегда имели два аспекта - физический и психический. В зависимости от того, как глубоко находится корень болезни, используют один из трех типов лекарственных препаратов: травы, металлы и яды. Травы в аюрведической медицине тоже подразделяются на три типа: растения употребляемые в пищу, растения используемые, как специи и пряности, лекарственные растения.
В теле человека функционируют пять воздушных потоков: прана, апана, вьяна, самана и удана. Из них самана - это воздушный поток, который балансирует работу всех органов в теле. Особенность пряностей заключается в том, что они, воздействуя на воздушные потоки в теле, приводят в равновесие саману. Именно поэтому в аюрведической медицине пряности включены в список лекарственных средств. Если самана уравновешена, то вьяна и удана обретают силу, благодаря чему наше мышление может работать и улучшаться.
То, что в оккультизме называют одержимостью, в Аюрведе называют раздвоением ума - входит чуждый дух и ум расщепляется. Оккультизм имеет дело с духом, а Аюрведа - с раздвоением ума. Если ум приведен в гармонию, чуждый дух не может там обитать. Привести его в гармонию можно при помощи чтения мантр или молитв.
Правильное питание - это тоже лекарство, потому что оно воздействует на прану и апану. Прана - поток поднимающийся вверх от пуповины, а апана - поток нисходящий от пуповины. Когда эти два потока сбалансированы, наше пищеварение работает идеально. Есть тысячи вариантов сочетаний капхи, питты и вайю. Какие-то доши могут быть в избытке, какие-то, наоборот, - в недостатке. Таким образом, в теле всегда присутствует потенциальная возможность возникновения трех тысяч видов заболеваний. И когда приходит ади - беспокойство, они проявляются.
Беспокойство - это корень всех болезней. Оно порождает неуверенность. А неуверенность ведет к психической неуравновешенности, и, как следствие, к разбалансировке воздушных потоков. Поэтому, после того, как уровень беспокойства снижен, доши приходят в баланс, и человек сможет прожить столько, сколько ему положено.
В каждом человеке доминирует одна из дош - либо капха, либо питта, либо вайю. Соответственно, тело может быть трех типов: капха-шарира, питта-шарира или вайю-шарира. Конечно, это не означает, что остальные две доши отсутствуют. Все тела, начиная с маленькой бактерии и заканчивая телом полубога Агни, состоят из трех дош. Эти три доши, будучи синонимами трех гун, являются также аналогами трех видов страданий: адхи-бхаутика - физические страдания, адхи-атмика - страдания, причиняемые нам собственным умом, и адхи-дайвики - страдания, причиняемые нам явлениями природы. Чтобы избежать этих трех видов страданий, человек должен устремиться в своем познании к миру тех, кто свободен от страданий.
Предмет, который я держу в руках, - это адхи-бхаутика; ум, который смотрит на него посредством моих глаз, - это адхи-атмика; свет солнца, который освещает объект - адхи-дайвика. Все три неразрывно связаны. И покуда человек не освободится от этой зависимости, он не сможет ощутить, что такое аю, то есть истинная жизнь.
Аюрведа подробно объясняет, как следует действовать, чтобы освободиться от страданий на физическом и психическом уровне. В последних десяти шлоках Чарака-самхиты Чарака говорит, что в самхите нет информации о теле и болезнях, в ней содержится информация об аю - жизни. Поэтому Аюрведа ничем не отличается от Упанишад. В этом величие ведической культуры. Книга может содержать знания по математике, кулинарному искусству, кройке и шитью, проектированию домов и городов, но в любой из них есть высочайшее знание - знание о душе. Таково величие ведического знания.
Аспекты растений
Аюрведа дает знания не только о травах, но и о деватах - полубогах, контролирующих энергию жизни растений. Все растения содержат в себе два аспекта: амрита и мрита - бессмертие и смерть. Чарака предписывал подносить Дханвантари все лекарственные травы для освящения прежде чем использовать их для лечения. Этим действием в травах проявляется и усиливается аспект амриты, а аспект мриты - яда, уменьшается. Собирая растения в должное время, правильно обрабатывая их: солнечным и лунным светом, проточной рекой, теплом земли, теплом огня, сочетая разные травы, мы получаем благо от всех 24 элементов. При этом соотношение яда и нектара в них приходит в баланс. В таком состоянии смесь, порошок, будет называться аушада. Яд, присутствующий во всех растениях, используется для расщепления пищи в процессе пищеварения и в органах, выводящих из тела переработанную пищу.
Причиной того, что мы живем является не наше тело, а душа. Душа присутствует - и мы живем. Когда амрита трансмутируется в огне пищеварения, она становится раса майей - питательной средой для души, а не анна раса майей - питательной средой для тела. Раса майя становится составляющей тела, но на высшем плане. Она направляется непосредственно к душе и, дополняя прану, усиливает нашу сопротивляемость болезням. Если строго следовать аюрведическому взгляду на лекарственные средства, то лекарство становится тоником, а пища - лекарством. Она направляется прямо в хромосомы и качественно меняет тело. Таким образом, после аюрведического лечения даже карма человека может быть улучшена: то, что в цикле кармы заняло бы сто рождений, может занять гораздо меньше. Поэтому нельзя считать Аюрведу просто рогачикитсой - наукой по лечению болезней. Аюрведа имеет тот же статус, что и Упанишады. Ее цель - освобождение.
Философия - основа Аюрведы
Аюрведа - это не просто средство для лечения болезней. Лечение составляет только 2% Аюрведы, остальные 98% - это знание о том, как правильно использовать свою жизнь для достижения высшей цели. Аюрведа не может существовать без философии. Она более метафизическая наука, нежели физическая. Даже сажать и собирать растения надо в соответствии с деватой растения. Рассматривая капху, питту и вайю, Аюрведа, на самом деле, ведет речь о саттве, раджасе и тамасе. В ней нет ни одного слова, которое бы не имело философского смысла.
До тех пор, пока сам врачующий не будет свят и мудр, лекарство, которое он делает, действовать не будет. Потому что оно должно быть сделано либо самим святым, либо по его указанию. В противном случае, вы можете сделать трифалу, но она не даст нужную энергию. Трифалу нельзя приготовить с помощью машины, ее надо делать руками. Потому что пока вы катаете ее, раз-два-три-четыре: к девятому обороту в нее через вас входит саттва-гуна, и это уже не просто трава. Только саттва-гуна может вызвать из растения его нектарную составляющую. Поэтому аюрведическим врачом может быть только садхака - тот кто следует духовной дисциплине. Если врач не будет следовать духовной практике, то он будет только убивать своих пациентов, используя при этом аюрведическую медицину. Так что аюрведа - это нематериальная наука.
Изучать Аюрведу - не то же самое, что изучать физику или химию. Вы можете быть пьяницей при этом быть химиком, можете волочиться за женщинами и быть физиком. Однако вы не можете быть распущенным человеком и в то же время быть аюрведическим доктором. Травы не проявят вам себя, и вы не сможете отличить одну траву от другой. Только если от вас будет исходить теджас, сияние, растение проявится для вас и раскроет свои свойства. Это вам не хлоромицин и не септомицин! Садхана - наиболее важная дисциплина в Аюрведе. Человек, не следующий садхане и говорящий об Аюрведе, все равно, что лысый похваляющийся прической. Я знаю подобные "аюрведические" клиники в Индии, где лекарства делают машины, а врачи курят и живут в страстях.
(Из беседы со Шри Атмататтва дас, автор - Валерий Дмитриев, источник - журнал "Аюрведа - наука жизни")
Теги:
Шри Атмататтва Дас об Аюрведе
Аюрведа - это путь к освобождениюВ своих путешествиях по Индии, в Керале, я познакомился с Аюрведой. Аюрведа - это наука о жизни, дающая знание о поддержании здоровья как нашего тела, так и мира в целом. Она является частью Атхарваведы. Но Аюрведа - это также мукти шастра, учение об освобождении, ибо ее главная цель - вывести человека на путь освобождения от собственного невежества, привязанностей и предрассудков. Чтобы пройти этот тяжелый путь, необходимо здоровое тело. Именно поэтому в аюрведе делается такой акцент на здоровье и разработана целая система его поддержания.
Лечение болезней не является целью Аюрведы. Дханвантари, основоположник концепции Аюрведы, - это инкарнация Господа Вишну. Впервые он снизошел в земной мир во время пахтания молочного океана с сосудом, в котором был нектар бессмертия - Амрита. Затем, он воплощался как сын Атрейи Муни и объяснял тексты Аюрведы. Впоследствии, многие врачи получали знания медитируя на Дханвантари. Кстати, такие современные науки как психология и психиатрия были описаны еще Чаракой.
Аюрведические лекарства
В практике аюрведической медицины к пациенту никогда не относились, как к костям и плоти. Формулы трав всегда имели два аспекта - физический и психический. В зависимости от того, как глубоко находится корень болезни, используют один из трех типов лекарственных препаратов: травы, металлы и яды. Травы в аюрведической медицине тоже подразделяются на три типа: растения употребляемые в пищу, растения используемые, как специи и пряности, лекарственные растения.
В теле человека функционируют пять воздушных потоков: прана, апана, вьяна, самана и удана. Из них самана - это воздушный поток, который балансирует работу всех органов в теле. Особенность пряностей заключается в том, что они, воздействуя на воздушные потоки в теле, приводят в равновесие саману. Именно поэтому в аюрведической медицине пряности включены в список лекарственных средств. Если самана уравновешена, то вьяна и удана обретают силу, благодаря чему наше мышление может работать и улучшаться.
То, что в оккультизме называют одержимостью, в Аюрведе называют раздвоением ума - входит чуждый дух и ум расщепляется. Оккультизм имеет дело с духом, а Аюрведа - с раздвоением ума. Если ум приведен в гармонию, чуждый дух не может там обитать. Привести его в гармонию можно при помощи чтения мантр или молитв.
Правильное питание - это тоже лекарство, потому что оно воздействует на прану и апану. Прана - поток поднимающийся вверх от пуповины, а апана - поток нисходящий от пуповины. Когда эти два потока сбалансированы, наше пищеварение работает идеально. Есть тысячи вариантов сочетаний капхи, питты и вайю. Какие-то доши могут быть в избытке, какие-то, наоборот, - в недостатке. Таким образом, в теле всегда присутствует потенциальная возможность возникновения трех тысяч видов заболеваний. И когда приходит ади - беспокойство, они проявляются.
Беспокойство - это корень всех болезней. Оно порождает неуверенность. А неуверенность ведет к психической неуравновешенности, и, как следствие, к разбалансировке воздушных потоков. Поэтому, после того, как уровень беспокойства снижен, доши приходят в баланс, и человек сможет прожить столько, сколько ему положено.
В каждом человеке доминирует одна из дош - либо капха, либо питта, либо вайю. Соответственно, тело может быть трех типов: капха-шарира, питта-шарира или вайю-шарира. Конечно, это не означает, что остальные две доши отсутствуют. Все тела, начиная с маленькой бактерии и заканчивая телом полубога Агни, состоят из трех дош. Эти три доши, будучи синонимами трех гун, являются также аналогами трех видов страданий: адхи-бхаутика - физические страдания, адхи-атмика - страдания, причиняемые нам собственным умом, и адхи-дайвики - страдания, причиняемые нам явлениями природы. Чтобы избежать этих трех видов страданий, человек должен устремиться в своем познании к миру тех, кто свободен от страданий.
Предмет, который я держу в руках, - это адхи-бхаутика; ум, который смотрит на него посредством моих глаз, - это адхи-атмика; свет солнца, который освещает объект - адхи-дайвика. Все три неразрывно связаны. И покуда человек не освободится от этой зависимости, он не сможет ощутить, что такое аю, то есть истинная жизнь.
Аюрведа подробно объясняет, как следует действовать, чтобы освободиться от страданий на физическом и психическом уровне. В последних десяти шлоках Чарака-самхиты Чарака говорит, что в самхите нет информации о теле и болезнях, в ней содержится информация об аю - жизни. Поэтому Аюрведа ничем не отличается от Упанишад. В этом величие ведической культуры. Книга может содержать знания по математике, кулинарному искусству, кройке и шитью, проектированию домов и городов, но в любой из них есть высочайшее знание - знание о душе. Таково величие ведического знания.
Аспекты растений
Аюрведа дает знания не только о травах, но и о деватах - полубогах, контролирующих энергию жизни растений. Все растения содержат в себе два аспекта: амрита и мрита - бессмертие и смерть. Чарака предписывал подносить Дханвантари все лекарственные травы для освящения прежде чем использовать их для лечения. Этим действием в травах проявляется и усиливается аспект амриты, а аспект мриты - яда, уменьшается. Собирая растения в должное время, правильно обрабатывая их: солнечным и лунным светом, проточной рекой, теплом земли, теплом огня, сочетая разные травы, мы получаем благо от всех 24 элементов. При этом соотношение яда и нектара в них приходит в баланс. В таком состоянии смесь, порошок, будет называться аушада. Яд, присутствующий во всех растениях, используется для расщепления пищи в процессе пищеварения и в органах, выводящих из тела переработанную пищу.
Причиной того, что мы живем является не наше тело, а душа. Душа присутствует - и мы живем. Когда амрита трансмутируется в огне пищеварения, она становится раса майей - питательной средой для души, а не анна раса майей - питательной средой для тела. Раса майя становится составляющей тела, но на высшем плане. Она направляется непосредственно к душе и, дополняя прану, усиливает нашу сопротивляемость болезням. Если строго следовать аюрведическому взгляду на лекарственные средства, то лекарство становится тоником, а пища - лекарством. Она направляется прямо в хромосомы и качественно меняет тело. Таким образом, после аюрведического лечения даже карма человека может быть улучшена: то, что в цикле кармы заняло бы сто рождений, может занять гораздо меньше. Поэтому нельзя считать Аюрведу просто рогачикитсой - наукой по лечению болезней. Аюрведа имеет тот же статус, что и Упанишады. Ее цель - освобождение.
Философия - основа Аюрведы
Аюрведа - это не просто средство для лечения болезней. Лечение составляет только 2% Аюрведы, остальные 98% - это знание о том, как правильно использовать свою жизнь для достижения высшей цели. Аюрведа не может существовать без философии. Она более метафизическая наука, нежели физическая. Даже сажать и собирать растения надо в соответствии с деватой растения. Рассматривая капху, питту и вайю, Аюрведа, на самом деле, ведет речь о саттве, раджасе и тамасе. В ней нет ни одного слова, которое бы не имело философского смысла.
До тех пор, пока сам врачующий не будет свят и мудр, лекарство, которое он делает, действовать не будет. Потому что оно должно быть сделано либо самим святым, либо по его указанию. В противном случае, вы можете сделать трифалу, но она не даст нужную энергию. Трифалу нельзя приготовить с помощью машины, ее надо делать руками. Потому что пока вы катаете ее, раз-два-три-четыре: к девятому обороту в нее через вас входит саттва-гуна, и это уже не просто трава. Только саттва-гуна может вызвать из растения его нектарную составляющую. Поэтому аюрведическим врачом может быть только садхака - тот кто следует духовной дисциплине. Если врач не будет следовать духовной практике, то он будет только убивать своих пациентов, используя при этом аюрведическую медицину. Так что аюрведа - это нематериальная наука.
Изучать Аюрведу - не то же самое, что изучать физику или химию. Вы можете быть пьяницей при этом быть химиком, можете волочиться за женщинами и быть физиком. Однако вы не можете быть распущенным человеком и в то же время быть аюрведическим доктором. Травы не проявят вам себя, и вы не сможете отличить одну траву от другой. Только если от вас будет исходить теджас, сияние, растение проявится для вас и раскроет свои свойства. Это вам не хлоромицин и не септомицин! Садхана - наиболее важная дисциплина в Аюрведе. Человек, не следующий садхане и говорящий об Аюрведе, все равно, что лысый похваляющийся прической. Я знаю подобные "аюрведические" клиники в Индии, где лекарства делают машины, а врачи курят и живут в страстях.
(Из беседы со Шри Атмататтва дас, автор - Валерий Дмитриев, источник - журнал "Аюрведа - наука жизни")
Теги:
Новинки