Оставте заявку и мы свяжимся с вами.
Свами Джьотирупананда. Божественный Закон Кармы в индийской традиции - Аюрведа Плюс. Магазин аюрведических товаров.
16.01.2012
Встает вопрос: одновременно с существованием закона Кармы, существует Закон Божественной милости, каким образом эти две концепции соприкасаются друг с другом?
Закон Кармы - вы пожинаете то, что посеяли. Если вы совершаете добродетельные дела, то и результаты будут благими, если вы совершаете плохие деяния, то и результат будет таковым. Божественный закон, как мы видим, связан со справедливостью.
Божественная милость не принимает во внимание заслуги человека. Она распространяется на человека независимо плохой он или хороший. Вы обретете Божественную милость, если ожидаете ее или просите об этом Господа.
Божественный закон Кармы зависит от какого-либо условия, в то время как Божественная милость ничем не обусловлена. Каким же образом эти две силы работают в человеческой жизни?
Ответ заключается в том, что их деятельность лежит в разных сферах. В одной сфере человеческой жизни действует Божественный закон Кармы, в другой - закон Божественной милости. Божественный закон Кармы связан с причинами и следствиями. Действие этого закона относится к сфере деятельности воли человека, где проявляются желания человека. Если вы делаете намеренно какую-либо работу умственную или физическую вы получите результат в строгом соответствии с законом Кармы. Этот закон проявляет свое действие во всей Вселенной, действия, совершаемые человеком намеренно, обязательно подпадают под действие закона Божественной справедливости.
Закон Божественной справедливости не действует в царстве животных, растений и минералов. На человеческом уровне также существуют некие рефлекторные действия, которые не подчинены этому Закону. То, что вы делаете, то, что вы думаете, то, что вы намереваетесь сделать, если вы делаете все это намерено, с мыслью о получении желаемого результата, то такого рода действия подчинены Закону Кармы.
Слово карма при переводе на английский язык означает - работа, действие, на санскрите же оно означает несколько иное. Слово карма означает преднамеренное деяние. Таким образом, то что делается непроизвольно, ненамеренно, рефлекторно не является кармой. Например, вы сидите в парке и смотрите, что происходит вокруг вас - это карма; вы лежите в постели и избегаете сознательно какой-либо работы - это тоже карма. Хотя вы и не можете назвать лежание в постели работой, но все равно, если лежите и ничего не делаете, но думаете о чем-либо - это также карма. Таким образом, любая активность: мышление, воображение чего-либо, физические действия, если все это делается намеренно, то подпадает под действие Закона Кармы.
Предположим, вы сидите в парке, и ваш желудок переваривает пищу, а легкие дышат, то такие действия не рассматриваются, как карма; если кто-либо неожиданно подносит к вашим глазам предмет, от неожиданности вы закрываете глаза - это тоже не подпадает под действие Закона.
Закон Кармы не распространяется на неодушевленные предметы. Допустим, камень упал и повредил кому-либо что-либо, вы не можете сказать, что это карма камня; если тигр убивает ягненка, то в этом случае закон кармы не распространяется на действия тигра, потому что он сделал это инстинктивно, а действия, совершаемые под действием инстинкта, не подпадают под действие Закона Кармы.
Любая растительная или животная жизнь, а также невольные действия человека не подпадают под закон кармы. Это показывает отличие человека от царства животных и растений. Животные и растения могут воспринимать и даже чувствовать, как и человек, но у них нет осознания "Я". Это осознание дано человеку, благодаря чему человек может мыслить и осознавать свою активность.
Поскольку человек может судить: что есть добро, а что есть зло, что высокое, а что низкое, все сознательные действия человека подчинены Божественному закону. Человек имеет свободу выбора, он может выбрать между добром и злом, низким и высоким, эта свобода выбора и подвластна Закону Кармы. У человека есть свобода суждения и свобода проявления активности согласно своему суждению, вследствие чего человек ответственен за свою умственную, физическую, эмоциональную деятельность. Эта особая привилегия человека делает его ответственным за всю деятельность.
В христианской традиции также указывается на действие Закона Кармы. В послании апостола Павла говорится, что вы должны быть вашей собственной ношей. Он также говорит: "Не думайте, что вы сможете обмануть Бога, то, что вы посеяли, то и пожнете. Если вы будете заботиться о плоти, то это приведет вас к пороку, если вы будете следовать духу, то вы обретете вечную жизнь. Никогда не уставайте делать добро и в должное время вы пожнете результат этого". Все Его высказывания, несомненно, относятся к Закону Кармы.
Высказывание апостола Павла: "Что посеете, то и пожнете", в индийской традиции, будет звучать следующим образом: какова карма, таков и плод; каково деяние, таков и результат. Таким образом, в христианстве мы также находим упоминание о Законе Кармы. В индийской традиции деятельность закона объясняется более подробно. Карма в человеческой жизни вызывает два вида следствий: одно возникает непосредственно после совершения деяния, другое невидимо и для его реализации требуется время.
Непосредственный эффект кармы таков: если вы наносите кому-либо удар, то человек страдает. Вы можете сожалеть об этом или нет, но человек все равно будет страдать. Или, например, вы кормите ребенка и по мере утоления им голода, он благодарит вас и это приносит вам радость.
Любая активность хорошая или плохая обязательно оставит след в вашем уме. Такие отпечатки вы собираете постоянно. Мыслите ли вы, воображаете ли вы, делаете ли вы что-нибудь, все это откладывает свой след в уме. В результате такого накопления отпечатков, вы создаете предпочтение симпатии или антипатии к чему-либо. Таким образом, то, чем вы являетесь на сегодняшний день - это результат тех следов, которые вы собирали в течение всей своей активности в прошлом. Ваши таланты, память и особая сила - все это приходит от накопления следов в уме. Например, вы занимаетесь игрой на пианино. Регулярная практика постоянно воздействует на ум и в результате, вы приобретаете навык играть наиболее совершенным образом. Если вы каждый день пишете повести или рассказы, то по истечении определенного времени, сможете стать хорошим писателем. Это происходит из-за того, что в уме откладывается опыт вашей постоянной работы. Любое впечатление, оставленное в уме рано или поздно даст результат либо в скором времени, либо в будущем, даже если активность в этом направлении больше не повторялась.
Таким образом, в уме возникает или добродетель, или порок, которые в свою очередь по истечении времени дадут уже свой результат, если вы накопили в себе добродетель, то это принесет вам хороший результат, если же вы взрастили в себе порок, то плохой.
Таким образом, кроме непосредственного результата любая деятельность, накапливаясь, дает свой результат в будущем. Если человек регулярно совершает добродетельные деяния, контролируя свои чувства, то с течением времени он обретет и процветание, и счастье, и здоровье. Если же человек, следуя своим порочным тенденциям, совершает какие-либо злые дела, то и следствия будут соответствующими. Таким образом, хочу еще раз подчеркнуть, что наши действия оставляют в нашем уме отпечатки поступков, которые создают нашу предрасположенность к добру или ко злу.
Именно от впечатлений в уме человека зависит его окружение, страдание или счастье, все его жизненные ситуации. Как мы видим, Божественный Закон Кармы достаточно ясно показывает нам причину того, что люди на своем жизненном пути встречают различные ситуации и находятся в разных ситуациях. Здесь мы не можем порицать Бога, так как именно от деятельности самого человека возникают вокруг него те или иные жизненные ситуации. И именно человек ответственен за них. Это не фатализм и не рок, это результат деятельности самого человека. Закон кармы объясняет различные ситуации, складывающиеся вокруг человека.
Вы должны признать, что кроме тела и ума в человеке существует еще что-то, что пожинает результаты кармы. Карма всегда приносит следствия либо непосредственно, либо по истечении какого-то промежутка времени. Таким образом, при рассмотрении Закона кармы мы приходим к убеждению, что человек не просто нечто физическое и сугубо грубо материальное существо, но нечто большее. Карма не заканчивается со смертью человека. До тех пор, пока вы полностью не изживете в себе все прошлые наслоения следов на вашем уме, она не уйдет с вашего пути.
Умирая, человек ничто материальное не сможет взять с собой из этого мира и в тоже время все, что содержится в его уме, он уносит с собой в другие миры. Часто бывает, что одной жизни недостаточно, чтобы все результаты кармы были реализованы. Во время физической смерти человек уходит, беря с собой все впечатления от всех событий и явлений жизни, которые встречались на его пути. Например, если вы хороший музыкант, то и музыкальный талант, приобретенный вами в течение жизни, также уходит вместе с вами. Так как приобретенный талант или какое-либо иное качество остается вместе с вами, то при новом воплощении они тоже будут продолжать развиваться. Все, что отпечаталось в уме, вы возьмете с собой, куда бы вы ни отправились. Чтобы реализовать эти тенденции и желания, вы вновь и вновь будете приходить в этот мир. Если в уме достаточно много впечатлений, приобретенных вами в результате добрых дел, то новое рождение может состояться при таких благоприятных жизненных условиях, при которых ваше сознание сможет ни только проявить эти качества вновь, но и развить новые. Если же в сознании накопилось больше порочных впечатлений, то вы родитесь в неблагоприятных условиях.
Многих людей, при изучении ими Закона кармы, пугает то, что как - будто все в их жизни уже все определено и зафиксировано и сознательное вмешательство не даст результатов. В действительности это не так. Безусловно, на протяжении жизни на вас будет влиять карма прошлого, но в то же время у вас есть свобода выбора и вы можете сами творить свое будущее. Вы не сможете избавиться от тех деяний, совершенных в прошлом, но в настоящем вы можете совершать более правильные поступки и действия, тем самым создавая более благоприятную карму будущего. Например, вы несете какой-либо вес на голове, конечно же, вы будете ограничены в своих движениях по сравнению с тем, кто ничего не несет на своей голове. Но, не смотря на это, вы все-таки можете двигаться вперед с определенной формы свободы. Ноша на голове символизирует вашу прошлую карму, поэтому, не смотря на то, что прошлая карма ограничивает ваши движения, вы все равно можете двигаться вперед, так как всегда есть свобода выбора. Например, если в результате каких-то действий в прошлом вы стали инвалидом, то вы можете контролировать следствия ваших поступков в настоящем, и, при правильной реакции, создавать благую карму будущего.
От действия Закона кармы уйти невозможно. Допустим, с вершины здания сбросили камень и, если ничто не помешает ему, то он будет лететь до земли. В этом есть элемент неизбежности. Если с рождения в вас присутствуют порочные тенденции, то путем внутреннего совершенствования вы сможете контролировать их. Например, у вас есть привычка дурно говорить о людях. Это происходит из-за того, что эта тенденция существовала в вас прежде. Но, если вы попадаете в хорошее окружение, то в такой ситуации можно избавиться от этой привычки. Если вы часто болеете, вследствие негативной прошлой кармы, то, используя хорошие лекарства, вы можете вылечиться. Таким образом, неизбежность здесь означает то, что если ничего другого вы не будете делать, тогда она принесет свои плоды.
Карма имеет два типа следствий. Из-за совершенных в прошлом дурных действий, в настоящем вы можете, например, страдать физически. Наименьший контроль мы имеем над физической кармой, но в значительно большей степени мы имеем власть над ментальными впечатлениями, оставшимися в прошлом. Например, человек вследствие прошлой кармы родился слепым. Не много он может сделать, чтобы изменить эту ситуацию, но он может изменить состояние своего ума. Кто-то будет чувствовать себя несчастным и упрекать Бога за то, что Он послал ему слепоту. Другой же человек будет думать по иному: он примет ситуацию, как следствие своих деяний в прошлом, но в то же время он будет уверен, что в будущем он сможет изменить сложившуюся ситуацию в настоящем. Изменяя состояние ума, он может развить в себе иные способности, которые принесут ему счастье. Он может принять это, как должное, и вследствие такого отношения, он создаст себе лучшее будущее.
Я знал одного студента, который был рожден слепым. Он понимал, что это результат его прошлых деяний. Ни один человек не может быть как абсолютно хорошим, так и абсолютно плохим, поэтому очень часто хорошие люди совершают плохие дела и наоборот. Этот молодой слепой пришел в Миссию Рамакришны в Калькутте и встретил Свами Локешварананду. Именно с этого молодого человека были организованы курсы для слепых, которые в последствии преобразовались в академию для слепых мальчиков. В последующем этот слепой юноша стал ее директором. Не смотря на то, что он был слепым, он развил в себе другие способности. Я учился вместе с ним и видел, насколько он преуспевал в учебе и других видах искусств. Вследствие того, что он развил в себе многие способности, он был приглашен в Америку, как представитель организаций слепых во всем мире. Эта слепота нисколько не мешает ему в служении человеку. Таким образом, физически мы можем быть ограничены из-за дурных деяний в прошлом, но как бы то ни было тяжело в настоящем, мы имеем свободу выбора, и, сделав достойный выбор, получить благие следствия в будущем.
Шри Рамакришна давал пример, каким образом может быть ограничено воздействие кармы. Он говорил, предположим, корову держат на привязи. Ее свобода определяется длиной веревки, она может совершать свои передвижения, но в приделах ее длины. Даже если мы сейчас ограничены деяниями прошлой кармы, все же мы сами определяем каким будет наше будущее. Мы должны принять всю ответственность за все наши действия в прошлом и не рапча на следствия строить свое будущее. Мы можем свести к минимуму действие кармы путем постоянной сердечной молитвы Богу и обращением к Нему за помощью. Духовной жене Шри Рамакришны Саратадеви, однажды, был задан подобный вопрос. Ее спросили, если человек подвержен влиянию Закона кармы, то в чем польза молитвы к Господу? Она ответила, что полностью невозможно уйти от воздействия Закона кармы, но можно свести к минимуму ее действие путем сердечной молитвы. Предположим, что кому-то должны отрубить голову, и он обращается к Господу с искренней молитвой, то это внутреннее действие человека может отвести угрозу казни. Это говорит нам о том, что Господь творит законы и, если ваша молитва будет искренней и сердечной, то она сможет уменьшить ваши страдания.
На уровне духовного развития, на котором присутствует Божественная Благодать, вы полностью можете оставить Закон кармы. До тех пор, пока вы будете держаться за свое эго, вы не придете на уровень Божественной милости. Если вы делаете что-либо хорошее, то говорите, что это сделал я. Люди предрасположены к тому, чтобы винить Бога в случае каких-либо несчастий по отношении к ним. То и другое - есть действие эго. Пока человек держится за свое эго, для него действует Божественный Закон Кармы. Постепенно шаг за шагом, когда человек отвергает свое эго и предлагает его Господу, он будет выходить из-под влияния действия Закона. На этом более высоком уровне, где не действует Закон кармы все совершается по Воле Господа. В таких общих чертах, которые я дал вам выше, и состоит Божественный Закон Кармы.
Кастовая система Индии, при создании основывалась на принципах Закона кармы. В результате дурных действий в прошлом, вы рождаетесь в плохих условиях в настоящем, но если в вашем уме запечатлены благие деяния, то и в настоящем вы удостоитесь лучших возможностей. Таким образом, первоначальная идея построения государства по кастовой системе основывалась на Законе кармы, чтобы возвысить человека из его более низкого состояния в более высокое. Кастовая система в старые времена приносила благие плоды. Одно из хороших следствий кастовой системы - члены общества не конкурирует друг с другом. Общество нуждается в том, чтобы люди проводили различные виды работ. В соответствии с Законом кармы, когда человек рождается, его профессия и способ заработать денег на жизнь, уже определен, также определяется и то каким будет его религиозное развитие. Но, как и любая социальная система, кастовая система в ходе развития общества видоизменилась. Однако не будем забывать, что кастовая система работала на общество несколько тысяч лет и была полезна. Вот почему Свами Вивекананда никогда прямо не отвергал кастовую систему Индии, но он никогда не принимал ее крайние проявления, например, институт неприкасаемых и другие. Его девиз был - не ломать данную систему, а усовершенствовать ее. Он говорил, что, если вы разрушаете ваше прошлое, то не сможете устоять и в настоящем, сохраняя прошлое вы должны продвигаться дальше.
Шри Рамакришна говорил, что преданные Богу не имеют касты, поэтому Миссия Рамакришны принимает каждого независимо от его кастовой принадлежности. Цель, которую преследовало индийское общество на протяжении всей истории - духовное совершенствование человека. Шри Рамакришна ясно указывал на то, что цель человеческой жизни - реализация Бога. Таким образом, цель одна независимо от пути, но каждый идет своим путем.
Таким образом, если будут выполнены три вещи: ликвидирован класс неприкасаемых, когда люди научатся смотреть не себе подобных, как на Бога, когда в обществе твердо установится понятие о том, что каждый человек имеет право на духовное развитие и цель каждого человека прийти к Богу, то это преобразит общество. Вам не нужно сражаться за ликвидацию кастовой системы, как только отпадет ее необходимость, она умрет сама собой. Это носит название эволюции общества. В противоположность эволюции революция уничтожает прошлое. Уничтожение прошлого дает плохие результаты в обществе. Если общество развивается эволюционно, то оно не разрушает само себя. Эти три положения Шри Рамакришна и Свами Вивекананда предложили для развития индийского общества, и общество должным образом ответило на них. Поэтому исчезновение кастовой системы в настоящее время не принесет индийскому обществу новых бед и потрясений.
Лекция Свами Джьетирупананды
Теги: Свами Джьотирупананда, закон кармы
Свами Джьотирупананда. Божественный Закон Кармы в индийской традиции
В индийской традиции это один из основных законов религии. Буддизм, джайнизм допускают Божественный закон Кармы. Поэтому этот закон имеет влияние на социальную структуру Индии. Сегодня я в общих чертах обрисую этот Божественный закон в философии Веданты.Встает вопрос: одновременно с существованием закона Кармы, существует Закон Божественной милости, каким образом эти две концепции соприкасаются друг с другом?
Закон Кармы - вы пожинаете то, что посеяли. Если вы совершаете добродетельные дела, то и результаты будут благими, если вы совершаете плохие деяния, то и результат будет таковым. Божественный закон, как мы видим, связан со справедливостью.
Божественная милость не принимает во внимание заслуги человека. Она распространяется на человека независимо плохой он или хороший. Вы обретете Божественную милость, если ожидаете ее или просите об этом Господа.
Божественный закон Кармы зависит от какого-либо условия, в то время как Божественная милость ничем не обусловлена. Каким же образом эти две силы работают в человеческой жизни?
Ответ заключается в том, что их деятельность лежит в разных сферах. В одной сфере человеческой жизни действует Божественный закон Кармы, в другой - закон Божественной милости. Божественный закон Кармы связан с причинами и следствиями. Действие этого закона относится к сфере деятельности воли человека, где проявляются желания человека. Если вы делаете намеренно какую-либо работу умственную или физическую вы получите результат в строгом соответствии с законом Кармы. Этот закон проявляет свое действие во всей Вселенной, действия, совершаемые человеком намеренно, обязательно подпадают под действие закона Божественной справедливости.
Закон Божественной справедливости не действует в царстве животных, растений и минералов. На человеческом уровне также существуют некие рефлекторные действия, которые не подчинены этому Закону. То, что вы делаете, то, что вы думаете, то, что вы намереваетесь сделать, если вы делаете все это намерено, с мыслью о получении желаемого результата, то такого рода действия подчинены Закону Кармы.
Слово карма при переводе на английский язык означает - работа, действие, на санскрите же оно означает несколько иное. Слово карма означает преднамеренное деяние. Таким образом, то что делается непроизвольно, ненамеренно, рефлекторно не является кармой. Например, вы сидите в парке и смотрите, что происходит вокруг вас - это карма; вы лежите в постели и избегаете сознательно какой-либо работы - это тоже карма. Хотя вы и не можете назвать лежание в постели работой, но все равно, если лежите и ничего не делаете, но думаете о чем-либо - это также карма. Таким образом, любая активность: мышление, воображение чего-либо, физические действия, если все это делается намеренно, то подпадает под действие Закона Кармы.
Предположим, вы сидите в парке, и ваш желудок переваривает пищу, а легкие дышат, то такие действия не рассматриваются, как карма; если кто-либо неожиданно подносит к вашим глазам предмет, от неожиданности вы закрываете глаза - это тоже не подпадает под действие Закона.
Закон Кармы не распространяется на неодушевленные предметы. Допустим, камень упал и повредил кому-либо что-либо, вы не можете сказать, что это карма камня; если тигр убивает ягненка, то в этом случае закон кармы не распространяется на действия тигра, потому что он сделал это инстинктивно, а действия, совершаемые под действием инстинкта, не подпадают под действие Закона Кармы.
Любая растительная или животная жизнь, а также невольные действия человека не подпадают под закон кармы. Это показывает отличие человека от царства животных и растений. Животные и растения могут воспринимать и даже чувствовать, как и человек, но у них нет осознания "Я". Это осознание дано человеку, благодаря чему человек может мыслить и осознавать свою активность.
Поскольку человек может судить: что есть добро, а что есть зло, что высокое, а что низкое, все сознательные действия человека подчинены Божественному закону. Человек имеет свободу выбора, он может выбрать между добром и злом, низким и высоким, эта свобода выбора и подвластна Закону Кармы. У человека есть свобода суждения и свобода проявления активности согласно своему суждению, вследствие чего человек ответственен за свою умственную, физическую, эмоциональную деятельность. Эта особая привилегия человека делает его ответственным за всю деятельность.
В христианской традиции также указывается на действие Закона Кармы. В послании апостола Павла говорится, что вы должны быть вашей собственной ношей. Он также говорит: "Не думайте, что вы сможете обмануть Бога, то, что вы посеяли, то и пожнете. Если вы будете заботиться о плоти, то это приведет вас к пороку, если вы будете следовать духу, то вы обретете вечную жизнь. Никогда не уставайте делать добро и в должное время вы пожнете результат этого". Все Его высказывания, несомненно, относятся к Закону Кармы.
Высказывание апостола Павла: "Что посеете, то и пожнете", в индийской традиции, будет звучать следующим образом: какова карма, таков и плод; каково деяние, таков и результат. Таким образом, в христианстве мы также находим упоминание о Законе Кармы. В индийской традиции деятельность закона объясняется более подробно. Карма в человеческой жизни вызывает два вида следствий: одно возникает непосредственно после совершения деяния, другое невидимо и для его реализации требуется время.
Непосредственный эффект кармы таков: если вы наносите кому-либо удар, то человек страдает. Вы можете сожалеть об этом или нет, но человек все равно будет страдать. Или, например, вы кормите ребенка и по мере утоления им голода, он благодарит вас и это приносит вам радость.
Любая активность хорошая или плохая обязательно оставит след в вашем уме. Такие отпечатки вы собираете постоянно. Мыслите ли вы, воображаете ли вы, делаете ли вы что-нибудь, все это откладывает свой след в уме. В результате такого накопления отпечатков, вы создаете предпочтение симпатии или антипатии к чему-либо. Таким образом, то, чем вы являетесь на сегодняшний день - это результат тех следов, которые вы собирали в течение всей своей активности в прошлом. Ваши таланты, память и особая сила - все это приходит от накопления следов в уме. Например, вы занимаетесь игрой на пианино. Регулярная практика постоянно воздействует на ум и в результате, вы приобретаете навык играть наиболее совершенным образом. Если вы каждый день пишете повести или рассказы, то по истечении определенного времени, сможете стать хорошим писателем. Это происходит из-за того, что в уме откладывается опыт вашей постоянной работы. Любое впечатление, оставленное в уме рано или поздно даст результат либо в скором времени, либо в будущем, даже если активность в этом направлении больше не повторялась.
Таким образом, в уме возникает или добродетель, или порок, которые в свою очередь по истечении времени дадут уже свой результат, если вы накопили в себе добродетель, то это принесет вам хороший результат, если же вы взрастили в себе порок, то плохой.
Таким образом, кроме непосредственного результата любая деятельность, накапливаясь, дает свой результат в будущем. Если человек регулярно совершает добродетельные деяния, контролируя свои чувства, то с течением времени он обретет и процветание, и счастье, и здоровье. Если же человек, следуя своим порочным тенденциям, совершает какие-либо злые дела, то и следствия будут соответствующими. Таким образом, хочу еще раз подчеркнуть, что наши действия оставляют в нашем уме отпечатки поступков, которые создают нашу предрасположенность к добру или ко злу.
Именно от впечатлений в уме человека зависит его окружение, страдание или счастье, все его жизненные ситуации. Как мы видим, Божественный Закон Кармы достаточно ясно показывает нам причину того, что люди на своем жизненном пути встречают различные ситуации и находятся в разных ситуациях. Здесь мы не можем порицать Бога, так как именно от деятельности самого человека возникают вокруг него те или иные жизненные ситуации. И именно человек ответственен за них. Это не фатализм и не рок, это результат деятельности самого человека. Закон кармы объясняет различные ситуации, складывающиеся вокруг человека.
Вы должны признать, что кроме тела и ума в человеке существует еще что-то, что пожинает результаты кармы. Карма всегда приносит следствия либо непосредственно, либо по истечении какого-то промежутка времени. Таким образом, при рассмотрении Закона кармы мы приходим к убеждению, что человек не просто нечто физическое и сугубо грубо материальное существо, но нечто большее. Карма не заканчивается со смертью человека. До тех пор, пока вы полностью не изживете в себе все прошлые наслоения следов на вашем уме, она не уйдет с вашего пути.
Умирая, человек ничто материальное не сможет взять с собой из этого мира и в тоже время все, что содержится в его уме, он уносит с собой в другие миры. Часто бывает, что одной жизни недостаточно, чтобы все результаты кармы были реализованы. Во время физической смерти человек уходит, беря с собой все впечатления от всех событий и явлений жизни, которые встречались на его пути. Например, если вы хороший музыкант, то и музыкальный талант, приобретенный вами в течение жизни, также уходит вместе с вами. Так как приобретенный талант или какое-либо иное качество остается вместе с вами, то при новом воплощении они тоже будут продолжать развиваться. Все, что отпечаталось в уме, вы возьмете с собой, куда бы вы ни отправились. Чтобы реализовать эти тенденции и желания, вы вновь и вновь будете приходить в этот мир. Если в уме достаточно много впечатлений, приобретенных вами в результате добрых дел, то новое рождение может состояться при таких благоприятных жизненных условиях, при которых ваше сознание сможет ни только проявить эти качества вновь, но и развить новые. Если же в сознании накопилось больше порочных впечатлений, то вы родитесь в неблагоприятных условиях.
Многих людей, при изучении ими Закона кармы, пугает то, что как - будто все в их жизни уже все определено и зафиксировано и сознательное вмешательство не даст результатов. В действительности это не так. Безусловно, на протяжении жизни на вас будет влиять карма прошлого, но в то же время у вас есть свобода выбора и вы можете сами творить свое будущее. Вы не сможете избавиться от тех деяний, совершенных в прошлом, но в настоящем вы можете совершать более правильные поступки и действия, тем самым создавая более благоприятную карму будущего. Например, вы несете какой-либо вес на голове, конечно же, вы будете ограничены в своих движениях по сравнению с тем, кто ничего не несет на своей голове. Но, не смотря на это, вы все-таки можете двигаться вперед с определенной формы свободы. Ноша на голове символизирует вашу прошлую карму, поэтому, не смотря на то, что прошлая карма ограничивает ваши движения, вы все равно можете двигаться вперед, так как всегда есть свобода выбора. Например, если в результате каких-то действий в прошлом вы стали инвалидом, то вы можете контролировать следствия ваших поступков в настоящем, и, при правильной реакции, создавать благую карму будущего.
От действия Закона кармы уйти невозможно. Допустим, с вершины здания сбросили камень и, если ничто не помешает ему, то он будет лететь до земли. В этом есть элемент неизбежности. Если с рождения в вас присутствуют порочные тенденции, то путем внутреннего совершенствования вы сможете контролировать их. Например, у вас есть привычка дурно говорить о людях. Это происходит из-за того, что эта тенденция существовала в вас прежде. Но, если вы попадаете в хорошее окружение, то в такой ситуации можно избавиться от этой привычки. Если вы часто болеете, вследствие негативной прошлой кармы, то, используя хорошие лекарства, вы можете вылечиться. Таким образом, неизбежность здесь означает то, что если ничего другого вы не будете делать, тогда она принесет свои плоды.
Карма имеет два типа следствий. Из-за совершенных в прошлом дурных действий, в настоящем вы можете, например, страдать физически. Наименьший контроль мы имеем над физической кармой, но в значительно большей степени мы имеем власть над ментальными впечатлениями, оставшимися в прошлом. Например, человек вследствие прошлой кармы родился слепым. Не много он может сделать, чтобы изменить эту ситуацию, но он может изменить состояние своего ума. Кто-то будет чувствовать себя несчастным и упрекать Бога за то, что Он послал ему слепоту. Другой же человек будет думать по иному: он примет ситуацию, как следствие своих деяний в прошлом, но в то же время он будет уверен, что в будущем он сможет изменить сложившуюся ситуацию в настоящем. Изменяя состояние ума, он может развить в себе иные способности, которые принесут ему счастье. Он может принять это, как должное, и вследствие такого отношения, он создаст себе лучшее будущее.
Я знал одного студента, который был рожден слепым. Он понимал, что это результат его прошлых деяний. Ни один человек не может быть как абсолютно хорошим, так и абсолютно плохим, поэтому очень часто хорошие люди совершают плохие дела и наоборот. Этот молодой слепой пришел в Миссию Рамакришны в Калькутте и встретил Свами Локешварананду. Именно с этого молодого человека были организованы курсы для слепых, которые в последствии преобразовались в академию для слепых мальчиков. В последующем этот слепой юноша стал ее директором. Не смотря на то, что он был слепым, он развил в себе другие способности. Я учился вместе с ним и видел, насколько он преуспевал в учебе и других видах искусств. Вследствие того, что он развил в себе многие способности, он был приглашен в Америку, как представитель организаций слепых во всем мире. Эта слепота нисколько не мешает ему в служении человеку. Таким образом, физически мы можем быть ограничены из-за дурных деяний в прошлом, но как бы то ни было тяжело в настоящем, мы имеем свободу выбора, и, сделав достойный выбор, получить благие следствия в будущем.
Шри Рамакришна давал пример, каким образом может быть ограничено воздействие кармы. Он говорил, предположим, корову держат на привязи. Ее свобода определяется длиной веревки, она может совершать свои передвижения, но в приделах ее длины. Даже если мы сейчас ограничены деяниями прошлой кармы, все же мы сами определяем каким будет наше будущее. Мы должны принять всю ответственность за все наши действия в прошлом и не рапча на следствия строить свое будущее. Мы можем свести к минимуму действие кармы путем постоянной сердечной молитвы Богу и обращением к Нему за помощью. Духовной жене Шри Рамакришны Саратадеви, однажды, был задан подобный вопрос. Ее спросили, если человек подвержен влиянию Закона кармы, то в чем польза молитвы к Господу? Она ответила, что полностью невозможно уйти от воздействия Закона кармы, но можно свести к минимуму ее действие путем сердечной молитвы. Предположим, что кому-то должны отрубить голову, и он обращается к Господу с искренней молитвой, то это внутреннее действие человека может отвести угрозу казни. Это говорит нам о том, что Господь творит законы и, если ваша молитва будет искренней и сердечной, то она сможет уменьшить ваши страдания.
На уровне духовного развития, на котором присутствует Божественная Благодать, вы полностью можете оставить Закон кармы. До тех пор, пока вы будете держаться за свое эго, вы не придете на уровень Божественной милости. Если вы делаете что-либо хорошее, то говорите, что это сделал я. Люди предрасположены к тому, чтобы винить Бога в случае каких-либо несчастий по отношении к ним. То и другое - есть действие эго. Пока человек держится за свое эго, для него действует Божественный Закон Кармы. Постепенно шаг за шагом, когда человек отвергает свое эго и предлагает его Господу, он будет выходить из-под влияния действия Закона. На этом более высоком уровне, где не действует Закон кармы все совершается по Воле Господа. В таких общих чертах, которые я дал вам выше, и состоит Божественный Закон Кармы.
Кастовая система Индии, при создании основывалась на принципах Закона кармы. В результате дурных действий в прошлом, вы рождаетесь в плохих условиях в настоящем, но если в вашем уме запечатлены благие деяния, то и в настоящем вы удостоитесь лучших возможностей. Таким образом, первоначальная идея построения государства по кастовой системе основывалась на Законе кармы, чтобы возвысить человека из его более низкого состояния в более высокое. Кастовая система в старые времена приносила благие плоды. Одно из хороших следствий кастовой системы - члены общества не конкурирует друг с другом. Общество нуждается в том, чтобы люди проводили различные виды работ. В соответствии с Законом кармы, когда человек рождается, его профессия и способ заработать денег на жизнь, уже определен, также определяется и то каким будет его религиозное развитие. Но, как и любая социальная система, кастовая система в ходе развития общества видоизменилась. Однако не будем забывать, что кастовая система работала на общество несколько тысяч лет и была полезна. Вот почему Свами Вивекананда никогда прямо не отвергал кастовую систему Индии, но он никогда не принимал ее крайние проявления, например, институт неприкасаемых и другие. Его девиз был - не ломать данную систему, а усовершенствовать ее. Он говорил, что, если вы разрушаете ваше прошлое, то не сможете устоять и в настоящем, сохраняя прошлое вы должны продвигаться дальше.
Шри Рамакришна говорил, что преданные Богу не имеют касты, поэтому Миссия Рамакришны принимает каждого независимо от его кастовой принадлежности. Цель, которую преследовало индийское общество на протяжении всей истории - духовное совершенствование человека. Шри Рамакришна ясно указывал на то, что цель человеческой жизни - реализация Бога. Таким образом, цель одна независимо от пути, но каждый идет своим путем.
Таким образом, если будут выполнены три вещи: ликвидирован класс неприкасаемых, когда люди научатся смотреть не себе подобных, как на Бога, когда в обществе твердо установится понятие о том, что каждый человек имеет право на духовное развитие и цель каждого человека прийти к Богу, то это преобразит общество. Вам не нужно сражаться за ликвидацию кастовой системы, как только отпадет ее необходимость, она умрет сама собой. Это носит название эволюции общества. В противоположность эволюции революция уничтожает прошлое. Уничтожение прошлого дает плохие результаты в обществе. Если общество развивается эволюционно, то оно не разрушает само себя. Эти три положения Шри Рамакришна и Свами Вивекананда предложили для развития индийского общества, и общество должным образом ответило на них. Поэтому исчезновение кастовой системы в настоящее время не принесет индийскому обществу новых бед и потрясений.
Лекция Свами Джьетирупананды
Теги: Свами Джьотирупананда, закон кармы
Новинки