Оставте заявку и мы свяжимся с вами.
Древняя система оздоровления и омоложения организма - Аюрведа Плюс. Магазин аюрведических товаров.
31.03.2011
Любое заболевание указывает на то, что токсическое действие амы достигло критической точки. Во время стадии распространения болезни ама истекает из мест ее накопления в желудочно-кишечном тракте и перетекает в другие области тела. Затем она закрепляется в ослабленных органах (дхату), где проявляет себя в виде острых или хронических заболеваний. Панчакарма существует для того, чтобы вывести аму из этих органов (дхату), вернуть ее в пищеварительный тракт и изгнать из организма. Во время выполнения панчакармы происходит не только "лечение" больных органов и тканей, но и управление дошами, переносящими аму. Доши могут переносить аму в обоих направлениях - к тканям и от тканей (для удаления). Доши - мудрая субстанция.
Панчакарма отличается от всех существующих форм терапии, включая другие методы детоксикации. Название панчакармы происходит от двух санскритских слов: "панч" - "пять" и "карма" - действие. Это пять основных процедур, которые используются для очищения организма от всего постороннего.
Первые две процедуры служат для удаления избытка капхи, а также капха-ассоциированной амы из организма. Это насья и вамана. Насья - введение в носовые ходы специальных лекарственных препаратов, которые устраняют застой токсинов в носовых пазухах. Вамана (терапевтическая рвота) устраняет застой токсинов в желудке. Панчакарма, как правило, рекомендует выполнять эти процедуры рано утром, когда избыток капхи наиболее доступен для отделения.
Следующие две процедуры служат для удаления питта-ассоциированной амы из тонкого кишечника и крови. Панчакарма достигает этой цели с помощью Виречаны (терапии слабительным) и Рактамокшаны - терапевтического кровопускания. Виречана делается в то время, когда питта наиболее легко перемещается от внутренних органов к пустотам кишечника. Это время - с 10 до 14 часов и с 22 часов до полуночи.
Четвертая процедура используется для успокоения гиперактивной ваты и вата-ассоциированных токсинов, это басти (лечебная клизма). Наибольшая польза от этой процедуры достигается, если ее выполнять ближе к вечеру. Функциональная активность ваты распространяет свое влияние на все доши, так как вата - главный движитель организма. Именно поэтому нормализация ваты в организме очень важна.
Пять процедур панчакармы предназначены для удаления амы из дхату (ослабленных органов) и восстановления их здоровья. Но этой цели можно достигнуть только тогда, когда организм готов отпустить токсины, лежащие глубоко внутри его структур. Без надлежащей подготовки панчакарма может избавить нас лишь от той амы, которая находится в желудочно-кишечном тракте, и почти не затронет аму в дхатах.
Панчакарма состоит из трех стадий. Первая стадия - пурвакарма - состоит из важных подготовительных процедур. Вторая стадия - главная, она представляет собой непосредственное очищение организма от токсинов. Третья стадия - пасчаткарма -состоит из процедур, которые помогают восстановить сильный пищеварительный огонь и омолодить дхату.
Первая стадия - пурвакарма помогает "раскачать" и "отлепить" аму, а также переместить ее из глубоких структур в желудочно-кишечный тракт, который затем освобождается от амы во время основных процедур панчакармы. Наиболее важные процедуры пурвакармы - снехана и сведана (промасливание и согревание). Без надлежащего промасливания и согревания тела глубокая чистка организма невозможна. Во время снеханы тело умащивается маслами из лекарственных трав. Промасливание бывает двух типов - внешнее и внутреннее. Внешнее промасливание состоит в энергичном втирании лекарственных масел в кожу. Для наружного применения обычно используют кунжутное масло. Оно оказывает согревающее действие, легко проникает в кожу и хорошо питает ее. Другие растительные масла, используемые в снехане, готовят с настоями трав, в которых нуждается конкретный пациент. Ги (топленое сливочное масло) с горькими травами является основной субстанцией, используемой для внутреннего промасливания. Само по себе ги является ценным питательным и лекарственным продуктом. По своему воздействию на тело оно сильно отличается от обычного (неперетопленного) сливочного масла. В частности, ги не склонно повышать уровень холестерина. При внутреннем употреблении в должном количестве ги увеличивает силу внутреннего огня, при этом снижая жар и воспаление, сопровождающие избыток питты. Ги устраняет избыточную кислотность как в пищеварительном тракте, так и в тканях. Оно успокаивает вату, смягчает и смазывает суставы и ткани.
Снехана стимулирует внутриорганную секрецию, которая разжижает отложенную аму. Масло растворяет "клей", который связывает аму. В результате этого ама открепляется от дхату, оживляется метаболизм и открываются шроты. Снехана помогает восстановить нормальную деятельность ваты, которая необходима для изгнания амы. Промасливание снижает сухость и холод, выводящие из равновесия вату. Оно успокаивает, питает, смазывает и защищает ткани. Наконец, масло прочищает шроты, закупоренные амой. Закупорка шрот препятствует свободному движению ваты, отчего она возбуждается.
Чтобы подготовиться к главным очистительным процедурам, пациент получает внутреннее и внешнее промасливание ежедневно в течение семи дней. Такое время требуется маслянистым субстанциям, чтобы достигнуть всех семи дхату. После седьмого дня масло перестает впитываться и положительный эффект промасливания сменяется на противоположный. По этой причине на восьмой день всегда начинают основные очистительные процедуры панчакармы.
Вторым главным методом пурвакармы является прогревание. Хотя в буквальном смысле "сведана" означает "выделение пота", главная задача прогревания - не заставить человека пропотеть, а расширить шроты организма, помогая органам освободиться от амы. Кроме того, тепло противостоит холоду, вызывающему дисбаланс ваты, уменьшает жесткость, тяжесть, противостоит тяжелой и липкой природе амы. В основном для прогревания применяют два метода: нади-сведану и башпа сведану. Нади (досл. "трубка") использует пар, образующийся при кипении травяного отвара. Этот пар подается к телу с использованием армированного пластикового шланга. Нади-сведана имеет глубоко-проникающее воздействие, так как пар загоняет тепло и масло глубоко в ткани через поры кожи.
Башпа-сведана выполняется непосредственно после нади-сведаны. "Башпа" буквально означает "пар". В отличие от нади, в основе которой лежит направленное воздействие, во время башпы окутывается паром все тело. Инструментом башпы-сведаны является паровая ванна, выполненная в виде ящика с отверстием для головы, в которой пациент сидит или лежит на спине. Все части тела открыты для доступа пара, кроме головы, так как она не переносит высоких температур.
Токсины невозможно удалить без двух вышеописанных процедур. Если провести очистительные процедуры без должной подготовки, будут очищены только самые поверхностные структуры, к тому же такая чистка вызовет напряжение всех тканей тела.
Следующий этап панчакармы - это непосредственное освобождение организма от токсин. На этом этапе выполняются такие процедуры, как Виречана, Басти и Рактамокшана. Виречана - это чистка с помощью слабительного. Она является процедурой для очищения тонкого кишечника и органов зоны питты - печени и желчного пузыря. Виречана помогает собрать аму из многих мест пребывания питты в теле, концентрирует ее в тонкой кишке и затем изгоняет. Басти - это терапевтическое очищение толстого кишечника. Суть басти (клизмы) состоит во введении лекарственных веществ в толстый кишечник через прямую кишку. Хотя данная процедура непосредственно воздействует на толстый кишечник, ее нельзя считать лишь "местным" лечением. Так как толстый кишечник связан с другими органами и тканями, он оказывает сильное влияние на состояние всего тела, на все доши и дхату. Басти балансирует и питает вата-дошу. Рактамокшана - это терапевтическое кровопускание, удаляет питта-ассоциированные токсины из крови. Сушрута (специалист в аюрведической хирургии) приписывал крови особое значение, т.к. она выполняет в организме важную работу по переносу разных веществ. Он увидел, что как только токсины и ама накапливаются в достаточной степени, они начинают циркулировать по всему телу с током крови. Если в крови накапливается питта-ассоциированная ама, она переносится к периферии и проявляет себя кожными заболеваниями (дерматитами, гиперчувствительностью). Рактамокшана помогает быстро и эффективно удалить из тела токсины и аму.
Терапию панчакармы можно сравнить с хирургической операцией - такое же большое значение имеют предоперационная подготовка и послеоперационный уход. Без подготовительных процедур очищение оказывается поверхностным и не способным выдернуть корень болезни. С другой стороны, после того как насья, вамана, виречана и нируха басти очистят желудочно-кишечный тракт от токсинов, необходимо дать пищеварительному агни и органам возможность для восстановления.
Восстановительный набор процедур, следующий за панчакармой, именуется пасчаткарма. Эти процедуры обеспечивают восстановление здорового метаболизма и иммунитета. Два аспекта "постпроцедур" - самсараяна крама (градуированная диета) и диначарья (размеренный образ жизни) - выводят систему на новый, небывалый уровень эффективности.
Диета, которую пациент получает после панчакармы, состоит из риса и лущеного маша (мунг дала), количество и консистенция которых меняется поэтапно. В начале пациенту дают легкоусвояемый рисовый отвар и лишь некоторое время спустя присоединяют мунг дал, готовя с каждым разом более густое блюдо. Как только такая диета закончила свою работу (о чем свидетельствует появление сильного устойчивого аппетита), человек может вернуться к нормальному питанию.
Для полного успеха панчакармы мы должны придерживаться программы постепенного возвращения к деятельности. Аюрведа настойчиво рекомендует пациентам запланировать отдых после основных процедур и не сразу возвращаться к трудовым будням. Если контраст между глубоким расслаблением во время панчакармы и динамической повседневной активностью будет слишком велик, организм испытает шок. Поэтому до тех пор, пока уровень энергии в теле пациента не вернется к норме и не станет стабильным, ему советуют воздержаться от напряженной физической деятельности, половой активности и избегать стрессовых ситуаций. Сразу после панчакармы важно избегать пребывания в очень жаркой, очень влажной среде или на сквозняках, особенно не рекомендуется загорать и плавать в холодной воде в течение хотя бы одной недели после процедуры. Рекомендуется следовать диначарье (размеренному образу жизни). Вставать лучше с восходом солнца. Нужно почистить язык и зубы, принять теплую ванну. С утра благоприятно выпивать стакан теплой воды, выполнять асаны, пранаяму и медитацию. Важно не сдерживать естественные позывы (зевание, чихание, мочеиспускание). Основной прием пищи должен быть в полдень, а утром и вечером - умеренный. Не перерабатывайте. Избегайте спешки, тревог и переедания. Относитесь к себе с любовью. Медитируйте по завершении дневных дел. Устройте себе вечернюю прогулку. Ложитесь спать как можно раньше.
Теги:
Древняя система оздоровления и омоложения организма
Уникальным свойством человеческого тела является его естественная способность к самообновлению и самоисцелению. Однако если равновесие трех дош нарушено и пищеварительная способность ослаблена, организм загрязняется токсинами и это препятствует реализации чудесных возможностей нашего тела. Для избавления от токсинов аюрведа дарит нам панчакарму, "науку омоложения". В результате выполнения процедур панчакармы тело освобождается от негативного влияния инородных субстанций и приводит в действие механизм естественного омоложения.Любое заболевание указывает на то, что токсическое действие амы достигло критической точки. Во время стадии распространения болезни ама истекает из мест ее накопления в желудочно-кишечном тракте и перетекает в другие области тела. Затем она закрепляется в ослабленных органах (дхату), где проявляет себя в виде острых или хронических заболеваний. Панчакарма существует для того, чтобы вывести аму из этих органов (дхату), вернуть ее в пищеварительный тракт и изгнать из организма. Во время выполнения панчакармы происходит не только "лечение" больных органов и тканей, но и управление дошами, переносящими аму. Доши могут переносить аму в обоих направлениях - к тканям и от тканей (для удаления). Доши - мудрая субстанция.
Панчакарма отличается от всех существующих форм терапии, включая другие методы детоксикации. Название панчакармы происходит от двух санскритских слов: "панч" - "пять" и "карма" - действие. Это пять основных процедур, которые используются для очищения организма от всего постороннего.
Первые две процедуры служат для удаления избытка капхи, а также капха-ассоциированной амы из организма. Это насья и вамана. Насья - введение в носовые ходы специальных лекарственных препаратов, которые устраняют застой токсинов в носовых пазухах. Вамана (терапевтическая рвота) устраняет застой токсинов в желудке. Панчакарма, как правило, рекомендует выполнять эти процедуры рано утром, когда избыток капхи наиболее доступен для отделения.
Следующие две процедуры служат для удаления питта-ассоциированной амы из тонкого кишечника и крови. Панчакарма достигает этой цели с помощью Виречаны (терапии слабительным) и Рактамокшаны - терапевтического кровопускания. Виречана делается в то время, когда питта наиболее легко перемещается от внутренних органов к пустотам кишечника. Это время - с 10 до 14 часов и с 22 часов до полуночи.
Четвертая процедура используется для успокоения гиперактивной ваты и вата-ассоциированных токсинов, это басти (лечебная клизма). Наибольшая польза от этой процедуры достигается, если ее выполнять ближе к вечеру. Функциональная активность ваты распространяет свое влияние на все доши, так как вата - главный движитель организма. Именно поэтому нормализация ваты в организме очень важна.
Пять процедур панчакармы предназначены для удаления амы из дхату (ослабленных органов) и восстановления их здоровья. Но этой цели можно достигнуть только тогда, когда организм готов отпустить токсины, лежащие глубоко внутри его структур. Без надлежащей подготовки панчакарма может избавить нас лишь от той амы, которая находится в желудочно-кишечном тракте, и почти не затронет аму в дхатах.
Панчакарма состоит из трех стадий. Первая стадия - пурвакарма - состоит из важных подготовительных процедур. Вторая стадия - главная, она представляет собой непосредственное очищение организма от токсинов. Третья стадия - пасчаткарма -состоит из процедур, которые помогают восстановить сильный пищеварительный огонь и омолодить дхату.
Первая стадия - пурвакарма помогает "раскачать" и "отлепить" аму, а также переместить ее из глубоких структур в желудочно-кишечный тракт, который затем освобождается от амы во время основных процедур панчакармы. Наиболее важные процедуры пурвакармы - снехана и сведана (промасливание и согревание). Без надлежащего промасливания и согревания тела глубокая чистка организма невозможна. Во время снеханы тело умащивается маслами из лекарственных трав. Промасливание бывает двух типов - внешнее и внутреннее. Внешнее промасливание состоит в энергичном втирании лекарственных масел в кожу. Для наружного применения обычно используют кунжутное масло. Оно оказывает согревающее действие, легко проникает в кожу и хорошо питает ее. Другие растительные масла, используемые в снехане, готовят с настоями трав, в которых нуждается конкретный пациент. Ги (топленое сливочное масло) с горькими травами является основной субстанцией, используемой для внутреннего промасливания. Само по себе ги является ценным питательным и лекарственным продуктом. По своему воздействию на тело оно сильно отличается от обычного (неперетопленного) сливочного масла. В частности, ги не склонно повышать уровень холестерина. При внутреннем употреблении в должном количестве ги увеличивает силу внутреннего огня, при этом снижая жар и воспаление, сопровождающие избыток питты. Ги устраняет избыточную кислотность как в пищеварительном тракте, так и в тканях. Оно успокаивает вату, смягчает и смазывает суставы и ткани.
Снехана стимулирует внутриорганную секрецию, которая разжижает отложенную аму. Масло растворяет "клей", который связывает аму. В результате этого ама открепляется от дхату, оживляется метаболизм и открываются шроты. Снехана помогает восстановить нормальную деятельность ваты, которая необходима для изгнания амы. Промасливание снижает сухость и холод, выводящие из равновесия вату. Оно успокаивает, питает, смазывает и защищает ткани. Наконец, масло прочищает шроты, закупоренные амой. Закупорка шрот препятствует свободному движению ваты, отчего она возбуждается.
Чтобы подготовиться к главным очистительным процедурам, пациент получает внутреннее и внешнее промасливание ежедневно в течение семи дней. Такое время требуется маслянистым субстанциям, чтобы достигнуть всех семи дхату. После седьмого дня масло перестает впитываться и положительный эффект промасливания сменяется на противоположный. По этой причине на восьмой день всегда начинают основные очистительные процедуры панчакармы.
Вторым главным методом пурвакармы является прогревание. Хотя в буквальном смысле "сведана" означает "выделение пота", главная задача прогревания - не заставить человека пропотеть, а расширить шроты организма, помогая органам освободиться от амы. Кроме того, тепло противостоит холоду, вызывающему дисбаланс ваты, уменьшает жесткость, тяжесть, противостоит тяжелой и липкой природе амы. В основном для прогревания применяют два метода: нади-сведану и башпа сведану. Нади (досл. "трубка") использует пар, образующийся при кипении травяного отвара. Этот пар подается к телу с использованием армированного пластикового шланга. Нади-сведана имеет глубоко-проникающее воздействие, так как пар загоняет тепло и масло глубоко в ткани через поры кожи.
Башпа-сведана выполняется непосредственно после нади-сведаны. "Башпа" буквально означает "пар". В отличие от нади, в основе которой лежит направленное воздействие, во время башпы окутывается паром все тело. Инструментом башпы-сведаны является паровая ванна, выполненная в виде ящика с отверстием для головы, в которой пациент сидит или лежит на спине. Все части тела открыты для доступа пара, кроме головы, так как она не переносит высоких температур.
Токсины невозможно удалить без двух вышеописанных процедур. Если провести очистительные процедуры без должной подготовки, будут очищены только самые поверхностные структуры, к тому же такая чистка вызовет напряжение всех тканей тела.
Следующий этап панчакармы - это непосредственное освобождение организма от токсин. На этом этапе выполняются такие процедуры, как Виречана, Басти и Рактамокшана. Виречана - это чистка с помощью слабительного. Она является процедурой для очищения тонкого кишечника и органов зоны питты - печени и желчного пузыря. Виречана помогает собрать аму из многих мест пребывания питты в теле, концентрирует ее в тонкой кишке и затем изгоняет. Басти - это терапевтическое очищение толстого кишечника. Суть басти (клизмы) состоит во введении лекарственных веществ в толстый кишечник через прямую кишку. Хотя данная процедура непосредственно воздействует на толстый кишечник, ее нельзя считать лишь "местным" лечением. Так как толстый кишечник связан с другими органами и тканями, он оказывает сильное влияние на состояние всего тела, на все доши и дхату. Басти балансирует и питает вата-дошу. Рактамокшана - это терапевтическое кровопускание, удаляет питта-ассоциированные токсины из крови. Сушрута (специалист в аюрведической хирургии) приписывал крови особое значение, т.к. она выполняет в организме важную работу по переносу разных веществ. Он увидел, что как только токсины и ама накапливаются в достаточной степени, они начинают циркулировать по всему телу с током крови. Если в крови накапливается питта-ассоциированная ама, она переносится к периферии и проявляет себя кожными заболеваниями (дерматитами, гиперчувствительностью). Рактамокшана помогает быстро и эффективно удалить из тела токсины и аму.
Терапию панчакармы можно сравнить с хирургической операцией - такое же большое значение имеют предоперационная подготовка и послеоперационный уход. Без подготовительных процедур очищение оказывается поверхностным и не способным выдернуть корень болезни. С другой стороны, после того как насья, вамана, виречана и нируха басти очистят желудочно-кишечный тракт от токсинов, необходимо дать пищеварительному агни и органам возможность для восстановления.
Восстановительный набор процедур, следующий за панчакармой, именуется пасчаткарма. Эти процедуры обеспечивают восстановление здорового метаболизма и иммунитета. Два аспекта "постпроцедур" - самсараяна крама (градуированная диета) и диначарья (размеренный образ жизни) - выводят систему на новый, небывалый уровень эффективности.
Диета, которую пациент получает после панчакармы, состоит из риса и лущеного маша (мунг дала), количество и консистенция которых меняется поэтапно. В начале пациенту дают легкоусвояемый рисовый отвар и лишь некоторое время спустя присоединяют мунг дал, готовя с каждым разом более густое блюдо. Как только такая диета закончила свою работу (о чем свидетельствует появление сильного устойчивого аппетита), человек может вернуться к нормальному питанию.
Для полного успеха панчакармы мы должны придерживаться программы постепенного возвращения к деятельности. Аюрведа настойчиво рекомендует пациентам запланировать отдых после основных процедур и не сразу возвращаться к трудовым будням. Если контраст между глубоким расслаблением во время панчакармы и динамической повседневной активностью будет слишком велик, организм испытает шок. Поэтому до тех пор, пока уровень энергии в теле пациента не вернется к норме и не станет стабильным, ему советуют воздержаться от напряженной физической деятельности, половой активности и избегать стрессовых ситуаций. Сразу после панчакармы важно избегать пребывания в очень жаркой, очень влажной среде или на сквозняках, особенно не рекомендуется загорать и плавать в холодной воде в течение хотя бы одной недели после процедуры. Рекомендуется следовать диначарье (размеренному образу жизни). Вставать лучше с восходом солнца. Нужно почистить язык и зубы, принять теплую ванну. С утра благоприятно выпивать стакан теплой воды, выполнять асаны, пранаяму и медитацию. Важно не сдерживать естественные позывы (зевание, чихание, мочеиспускание). Основной прием пищи должен быть в полдень, а утром и вечером - умеренный. Не перерабатывайте. Избегайте спешки, тревог и переедания. Относитесь к себе с любовью. Медитируйте по завершении дневных дел. Устройте себе вечернюю прогулку. Ложитесь спать как можно раньше.
(Автор статьи - Экананга специально для газеты "Астроведа - лунный календарь", источник - портал Аюрведы http://www.avplus.ru/)
Теги:
Новинки