Оставте заявку и мы свяжимся с вами.
Философские школы Вед. Шесть систем - Аюрведа Плюс. Магазин аюрведических товаров.
12.05.2012
Вопреки традиционной устоявшейся классификации, принятой большинством ведических пандитов (ведических ученых) существует шесть школ или систем ведической философии. Каждая философская система ведическую мудрость интерпретирует и распространяет с различной философской точки зрения.
Изначально, шесть философских школ представляли собой отдельные разделы, которые при их суммарном понимании даваи человеку возможность понять основную суть, заложенную в Ведах, эти разделы приравнивались к факультетам современного института. Но из-за влияния наступившей Кали-юги системы разделились, и в силу своей содержательности появились отдельные самостоятельные школы.
Если рассматривать историю европейской философии, можно увидеть, что та или иная философская школа господствовала до тех пор, пока ее не сменяла другая. И в Индии мы наблюдаем, что школы, которые возникли не одновременно, существуют параллельно и совместно развиваются на протяжении многих веков.
Изучение шести систем Ведической философии само по себе выражает форму йоги: дхйана-йога и йога теоретического познания. Но от теории человек должен перейти к практике, и именно таким образом представлена совокупность шести систем, которые переплетаются и направляют от тезисов к антитезисам и к синтезам.
К ведическим философским школам относятся следующие:
1. Нйайа - логика,
2. Вайшешика - теория строения,
3. Санкхья - материя и дух,
4. Йога - самореализация,
5. Карма-мимамса - действия ради удовлетворения собсвенных материальных желаний
6. Веданта - наука об абслютной истине.
Каждая из этих направлений систематизирована авторитетным великим мудрецом.
Нйайа
Философия ньяйи упорядочена мудрецом Готамой. Это философская школа базируется на законах логики. Она принимает существование основных четырех автономных источников истинного познания: заключение (анумана), восприятия (пратьякша), сравнения (упамана), доказательства (шабда).
Объектами с помощью которых человек познает, согласно ньяйи, являются:
Эго, тело, чувства и их объекты, разум - способность познания, ум, деятельность, умственные дефекты, чувства удовольствия и боли, повторное рождение, страдание и свобода от страданий. Философы школы ньяйи пытаются избавить личность от ее привязанности к телу, объектам и чувствам. Целью Освобождения является полное абсолютное сведение к нулю всех мучений и страданий, благодаря правильному познанию окружающей реальности.
Вайшешика
Философская школа вайшешики была основоположена известным мудрецом Канадой. Она очень походит на систему ньяйи и имеет однотипный конечный результат — освобождение Эго. Эта философия рассматривает объекты познания и весь мир, посредством семи категорий: качество - гуна, субстанция, действие - карма, всеобщность, присущность, особенности, небытие.
Качество есть то, что находится внутри какой-либо субстанции и само по себе не имеет собственных качеств и является пассивным. В отличии от качества, субстанция является самодостаточным и вполне может функционировать сама по себе. Всего имеется двадцать четыре вида качеств: вкус, цвет, запах, осязание, число, величина, видовое отличие,соединение, разъединение, отдаленность , близость , текучесть, звук, вязкость, познавательная способность страдание, удовольствие, тяжесть, желание, антипатия, усилие, стремление, достоинство и недостаток .
Существуют девять видов субстанций: время, воздух, земля, огонь, эфир, вода, пространство, душа и ум.
Действие есть движение. Как и качество, оно свойственно только субстанциям и не имеет собственного качества и действия. Существует пять видов действий: опускание, поднимание, расширение, сжатие и хождение.
Философская школа Санкхья
Философия была систематизирована одним древним мыслителем по имени Капила. Она признает наличие двух независимых первичных реальностей: пракрити (несознающей первопричине) и пуруши (сознающей первопричине). Специфическая особенность Санкхйи - это суммирование всех философий Нйайи и элементов действительности Вайшешики. Философия санкхьи отрицает любую веру в Бога, поскольку пракрита является весьма обоснованной причиной мира как целого.
Йога
Философия была систематизирована древним мыслителем по имени Патанджали.
Система йоги называется теистической, т.е. в ней присутствует вера в Бога. Как и другие философские школы йога считает бога высшим объектом самопознания и сосредоточенности.
В йоги имеется восемь ступеней: яма – обуздание чувств, нияма – внутренняя чистота, асана - воспитание устойчивости, пранаяма - контроль дыхания, пратьяхара - концентрация чувств, дхарана – концентрация внимания, дхьяна – собственное размышление и самадхи – сосредоточенность на высшем абсолюте.
Карма - мимамса
Карма мимамса была основана Джаймини. Ее изначальной первостепенной целью был ведический ритуализм.
Эта система является материалистической школой. Но так же и представители философы этой системы верят в то, что существует душа, но они не верят существования бога. В соответствии с этой философией все объекты мира самоорганизовались из материи в соответствии с кармами душ. Таким образом приверженцы этой школы считают, что когда человек совершает какой-либо ритуал, в его душе зарождается некоторый энергетический потенциал, который в будущем проявит себя в виде определенных благоприятных последствий.
Веданта
Эта система появилась из упанишад, которые исполняют роль как кульминационный апогей ведической мысли, и поэтому она называется ведантой, или сутью вед. Веданта собрала воедино все философские мысли, рассеянные по разным областям. Веданта отражает различные стороны всех философских школ. Бхагавад гита и Шримад Бхагаватам относятся к этой системе.
Подробно ознакомиться с данной темой можно из книг: Шесть систем ведической философии, автор Сухотра Свами и Древняя Индийская философия, атор Сатисчандра Чаттерджи, Дхирендрамохан Дата.
Материал:
http://istinaved.ru
Теги:
Философские школы Вед. Шесть систем
Философские школы в своем многообразии возникли по причине того, что в каждой из них истина рассматривается с определенной позиции. Каждая философская школа имеет своего прославленного мудреца, который дает соответсвующий комментарий в Веданта-сутре, относящейся к разделу Нйайа.Вопреки традиционной устоявшейся классификации, принятой большинством ведических пандитов (ведических ученых) существует шесть школ или систем ведической философии. Каждая философская система ведическую мудрость интерпретирует и распространяет с различной философской точки зрения.
Изначально, шесть философских школ представляли собой отдельные разделы, которые при их суммарном понимании даваи человеку возможность понять основную суть, заложенную в Ведах, эти разделы приравнивались к факультетам современного института. Но из-за влияния наступившей Кали-юги системы разделились, и в силу своей содержательности появились отдельные самостоятельные школы.
Если рассматривать историю европейской философии, можно увидеть, что та или иная философская школа господствовала до тех пор, пока ее не сменяла другая. И в Индии мы наблюдаем, что школы, которые возникли не одновременно, существуют параллельно и совместно развиваются на протяжении многих веков.
Изучение шести систем Ведической философии само по себе выражает форму йоги: дхйана-йога и йога теоретического познания. Но от теории человек должен перейти к практике, и именно таким образом представлена совокупность шести систем, которые переплетаются и направляют от тезисов к антитезисам и к синтезам.
К ведическим философским школам относятся следующие:
1. Нйайа - логика,
2. Вайшешика - теория строения,
3. Санкхья - материя и дух,
4. Йога - самореализация,
5. Карма-мимамса - действия ради удовлетворения собсвенных материальных желаний
6. Веданта - наука об абслютной истине.
Каждая из этих направлений систематизирована авторитетным великим мудрецом.
Нйайа
Философия ньяйи упорядочена мудрецом Готамой. Это философская школа базируется на законах логики. Она принимает существование основных четырех автономных источников истинного познания: заключение (анумана), восприятия (пратьякша), сравнения (упамана), доказательства (шабда).
Объектами с помощью которых человек познает, согласно ньяйи, являются:
Эго, тело, чувства и их объекты, разум - способность познания, ум, деятельность, умственные дефекты, чувства удовольствия и боли, повторное рождение, страдание и свобода от страданий. Философы школы ньяйи пытаются избавить личность от ее привязанности к телу, объектам и чувствам. Целью Освобождения является полное абсолютное сведение к нулю всех мучений и страданий, благодаря правильному познанию окружающей реальности.
Вайшешика
Философская школа вайшешики была основоположена известным мудрецом Канадой. Она очень походит на систему ньяйи и имеет однотипный конечный результат — освобождение Эго. Эта философия рассматривает объекты познания и весь мир, посредством семи категорий: качество - гуна, субстанция, действие - карма, всеобщность, присущность, особенности, небытие.
Качество есть то, что находится внутри какой-либо субстанции и само по себе не имеет собственных качеств и является пассивным. В отличии от качества, субстанция является самодостаточным и вполне может функционировать сама по себе. Всего имеется двадцать четыре вида качеств: вкус, цвет, запах, осязание, число, величина, видовое отличие,соединение, разъединение, отдаленность , близость , текучесть, звук, вязкость, познавательная способность страдание, удовольствие, тяжесть, желание, антипатия, усилие, стремление, достоинство и недостаток .
Существуют девять видов субстанций: время, воздух, земля, огонь, эфир, вода, пространство, душа и ум.
Действие есть движение. Как и качество, оно свойственно только субстанциям и не имеет собственного качества и действия. Существует пять видов действий: опускание, поднимание, расширение, сжатие и хождение.
Философская школа Санкхья
Философия была систематизирована одним древним мыслителем по имени Капила. Она признает наличие двух независимых первичных реальностей: пракрити (несознающей первопричине) и пуруши (сознающей первопричине). Специфическая особенность Санкхйи - это суммирование всех философий Нйайи и элементов действительности Вайшешики. Философия санкхьи отрицает любую веру в Бога, поскольку пракрита является весьма обоснованной причиной мира как целого.
Йога
Философия была систематизирована древним мыслителем по имени Патанджали.
Система йоги называется теистической, т.е. в ней присутствует вера в Бога. Как и другие философские школы йога считает бога высшим объектом самопознания и сосредоточенности.
В йоги имеется восемь ступеней: яма – обуздание чувств, нияма – внутренняя чистота, асана - воспитание устойчивости, пранаяма - контроль дыхания, пратьяхара - концентрация чувств, дхарана – концентрация внимания, дхьяна – собственное размышление и самадхи – сосредоточенность на высшем абсолюте.
Карма - мимамса
Карма мимамса была основана Джаймини. Ее изначальной первостепенной целью был ведический ритуализм.
Эта система является материалистической школой. Но так же и представители философы этой системы верят в то, что существует душа, но они не верят существования бога. В соответствии с этой философией все объекты мира самоорганизовались из материи в соответствии с кармами душ. Таким образом приверженцы этой школы считают, что когда человек совершает какой-либо ритуал, в его душе зарождается некоторый энергетический потенциал, который в будущем проявит себя в виде определенных благоприятных последствий.
Веданта
Эта система появилась из упанишад, которые исполняют роль как кульминационный апогей ведической мысли, и поэтому она называется ведантой, или сутью вед. Веданта собрала воедино все философские мысли, рассеянные по разным областям. Веданта отражает различные стороны всех философских школ. Бхагавад гита и Шримад Бхагаватам относятся к этой системе.
Подробно ознакомиться с данной темой можно из книг: Шесть систем ведической философии, автор Сухотра Свами и Древняя Индийская философия, атор Сатисчандра Чаттерджи, Дхирендрамохан Дата.
Материал:
http://istinaved.ru
Теги:
Новинки