Оставте заявку и мы свяжимся с вами.
Свами Джьотирупананда. Практическая Веданта - Аюрведа Плюс. Магазин аюрведических товаров.

Свами Джьотирупананда. Практическая Веданта
В прошлом веке огромный вклад в практическое понимание Веданты было внесено учеником Шри Рамакришны Свами Вивеканандой. Наша тема посвящена практическому аспекту формирования жизни, которым может следовать, как отдельный человек, так и все человеческое сообщество. Эта система была дана Вивеканандой примерно сто лет тому назад.Принципы Веданты представлены в такой форме, что они могут быть использованы в обычной, повседневной жизни. В ведический период они были открыты святыми, которые на собственной практике проникли в глубину духовной реализации. Это означает, что каждый, кто был сопричастен формированию основы Веданты, глубоко осознал предмет исследования и предложил свои подробнейшие рекомендации по их применению в жизни. Древние святые изучили природу ума и могли управлять, как умом, так и сознанием, что дало им возможность приблизиться к постижению Истины. Эта система способна наилучшим образом объяснить практические вопросы, встающие перед человеком и о природе ума, и о природе человеческого бытия, и о кротчайших путях познания Истины.
Один из важнейших аспектов практической Веданты - определение сути человеческого бытия. Необходимо сразу же пояснить о некоторых различиях в определении данного аспекта, даваемых святыми, на основе личной практики, и философами, которые исследуют эту область с других позиций. В современной жизни можно встретиться с различными толкованиями о природе человека, и, в зависимости от интерпретации, он предстает в большей степени как существо физиологическое, не далеко ушедшее от животного. Мы не приветствуем расчлененные представления о человеческом бытие.
Веданта, согласно опыту древних мудрецов, утверждает, что человек прежде всего есть дух. Тело - это материальная составляющая, ум - более тонкая материя, но есть нечто, названное чистое сознание, которое выражается словом дух. Именно сознание является хозяином и тела, и ума, и остальных составляющих, и осуществляет свою деятельность через своих посредников: ум, чувства, тело. Таким образом, чистое сознание и есть реальный человек, который проявляет себя в видимом и невидимом мире.
Возникает вопрос: сознание, которое мы договорились называть духом или которое Веданта называет Атма, оно одно или их множество. Каждый из нас воспринимает себя, как сознательное существо, и ответ на вопрос о единстве или множестве сознаний с древнейших времен трактовался различно.
В современной физике, на основе изучения квантовой механики, возникли обоснования древних представлений ведантистов о единстве сознания. С развитием теории относительности ученые вплотную подошли к вопросу о сознании, и он уже не может быть игнорирован.
Веданта очень ясно говорит: сознание - это Бог. Одно из древнейших ведических выражений гласит: сознание есть Брахман. В четырех ведах мысль о том, что все есть чистое сознание, и нет ничего более, постоянно повторяется и утверждается. Можно привести четыре аспекта: чистое сознание есть Брахман; ты есть Брахман; другая веда говорит, что я есть Сознание; сам человек есть Брахман. Можно сказать, что Высшая Реальность и есть Чистое Сознание. Вы можете То называть Брахманом, Богом или другими именами, но суть неизменна.
То есть корень всего творения происходит из Высшей Реальности. Нужно отметить, что во всех мировые религиях положено в основание положение: Бог есть дух. В иудаизме, христианстве, исламе вы можете найти цитаты, говорящие о едином Боге. Адвайта веданта также стоит на этом основании, но добавляет: Бог един и нет ничего, кроме Него. Такое положение Веданты очень сопоставимо с основными принципами буддизма, которые отделяет Бога от Творца. Они принимают Бога, как Учителя, Источника знаний, но отделяют Его от творения. Буддизм признает творение, но умалчивает о Боге. Многие принимают Бога, как Высшее знание. Это не противоречит Адвайта веданте, которая говорит, что Бог есть Чистое Сознание, то есть Чистое Всезнание. Таким образом, каждая религия признает сверх- реальность прямо или косвенно, утверждая: Бог не обладает формой, что означает наличие беспредельных потенций в человеке.
Адвайта веданта в значительной степени исходит из строгой логической интерпретации данного понятия. Если Бог вечен, неизменен и беспределен, то будет ли Он предаваться изменениям или будет неизменным всегда? Веданта утверждает, что вечное и беспредельное не может быть подвержено изменениям. Беспредельное значит покрывающее все, находящееся везде. Как это может быть изменено? Изменение - есть движение, проявленное относительно различных пространств, но если нечто пребывает везде и всегда, то нельзя говорить о движении или разделении. Само понятие изменение несет в себе свойства преобразования, действия, движения, но если речь идет о беспредельности и вечности, то данные свойства утрачивают свое существование. Вся Вселенная проявилась из Единого, которого мы называем Бог.
Ни одна из религий не дает совершенного объяснения, каким образом Неизменное порождает изменчивые формы. Этот факт интерпретируется в различных религиях различными способами. Адвайта веданта имеет четкое представление по этому вопросу. Одна из ключевых книг философии Веданты - это Веданта сутра, которая имеет еще название Брахма сутра. В ней приводится огромное разнообразие мнений на этот вопрос, которые очень тщательно рассматриваются.
Существуют две противоположные позиции: Вселенная произошла из Бога и другая, которая говорит о раздельности Бога и Творения. Если вы, благодаря вашей духовной практики достигните состояния приближения к Истине, то более ясно начнете понимать о том, что существует только Единое, а видимая Вселенная начнет растворяться и сливаться в Одно. На основании опыта святых можно сказать, что Бог есть Единственная Реальность, а все видимое есть иллюзия.
Практически, каждый, кто пытается реализовать Божественное, как правило, исходит из определенных ограничений, так как он связан с ними своим сознанием. Нет ни одного человека, который бы не был бы связан с пространством, временем и причинностью. Если человек, в процессе духовной практики, преодолевает вышеперечисленные три ограничения, то он сможет успешно дойти до познания Реальности. С позиции времени, причинности и пространства видимая Вселенная реально существует. Но, в случае преодоления их воздействия, человек достигнет Высшую Реальность.
Веданта говорит, что Брахман реален и проявляет Себя через Вселенную. Наша Вселенная есть Брахман, который проявляет |Себя во множестве многообразных форм. Камень - Брахман, растение - Брахман, животное - Брахман, человек - Брахман. Таким образом, все уровни материи имеют потенцию сознания. Из известных нам существ, Брахман наиболее ярко проявляет Себя в форме человека, и это является одним из принципов Веданты.
Духовный опыт по реализации Бога неограничен только Индией. Во многих странах и в различных эпохах человечество знало высочайшие примеры познания Единства. В христианской, мусульманской, буддийской традиции вы также можете встретить Великих подвижников, которые реализовали Истину.
Высшая |Реальность, в силу Своей беспредельности, не может быть постигнута полностью.
В Индии с древних времен Веданта практиковалась огромным количеством подвижников, которые совершали свои асаны как в пещерах и лесах, так и духовных общинах. Таким образом, был накоплен опыт по практическому применению в жизни духовных знаний. Вивекананда говорил, что философия Веданты раскрывается перед нами, как великий подвиг святых, приходивших на Землю. Однако, знания, полученные на практике, как правило, не выходили за пределы проживания святых и их почитателей и не преобразили всю страну.
Свами Вивекананда глубоко проникнув в проблемы, стоящие перед человечеством, решает, что одна из важнейших задач, стоящих перед ним - принести величайшую Истину народу. Глубоко почитаемый в Индии святой Шри Шанкарачарья говорил, что принципы Веданты могут быть применены в жизни не каждым человеком, а только теми, кто, обладая огромной силой воли и устремленностью к познанию Божественности, сможет на протяжении всей жизни шаг за шагом идти по пути духовной реализации. Он утверждал, что если неподготовленный человек начнет практиковать Веданту, то это может иметь для него печальные последствия. Эти наставления, данные столь авторитетным человеком, как Шанкарачарья, имели силу на протяжении многих столетий.
Вивекананда, обладая огненной волей и необычайным стремлением принести людям правду Истины, утверждал, что каста браминов, на протяжении многих веков, узурпировали Истину, считая, что Она принадлежит только им. Вивекананда напоминал нам, что Кришна, будучи из касты кшатриев, познав Истину, открыл Ее для всего мира, Будда, познав Истину, провозгласил Ее для всех. Он говорил, что Веданта не может принести вреда никому и, если она не будет донесена до всех и каждого, то произойдет деградация народа. Он обратился ко всем, осознавшим великую Истину, чтобы они несли знания людям. Если человек поймет, что в своем потенциале имеет неограниченные возможности для совершенствования, то он преобразит мир. Эту ведантическую истину Вивекананда превратил в практику.
Если Бог находится повсюду, если Его силой пронизано все во Вселенной, то каждый проявленный атом обладает в своей потенции мощью Брахмана. Вопрос только в том, чтобы проявить Силу. Эта ведантичсекая истина, которая может быть распространена повсеместно, дает глубокую основу равенства по возможностям перед людьми. Каждый человек способен, благодаря собственному усердию и присутствию Божественности в его сердце, идти путем совершенствования. Распространенная по всей Индии, идея принесла новые возможности для преображения жизни.
Другой принцип Веданты - божественность человека.. Упанишады утверждают, что он есть проявление Единого и в нем сокрыты все возможности беспредельного духовного роста. Свами Вивекананда на протяжении всей жизни устремленным творческим трудом доказывал это положение Веданты - человек есть проявление Бога. Вивекананда в своем выступлении на первом Всемирном парламенте религий в Чикаго в 1893 году заявил: "Я не могу назвать всех Вас грешниками. Вы дети бессмертия". Мы уважительно относимся ко всем религиям и признаем за каждой истинность, и не будем ни с кем спорить о божественности человека и рассмотрим этот вопрос с других позиций: тело человека, как форма имеет много ограничений и слабостей, поэтому правомерно сказать, что оно склонно к греховности. Чувства и ум, являясь в свою очередь также материальными формами, но состоящими из более тонкой субстанции, имеют определенные степени ограничений, но человеческая суть, которая приводит в движение все формы и проявляясь через них божественна и, соответственно, не греховна. Святые, приходя на Землю в различных странах и эпохах, в своих проповедях указывали человеку путь беспредельного духовного совершенствования при условии настойчивого очищения сознания. Веданта говорит, что нет необходимости постоянно указывать человеку на его ограниченные возможности слабости и греховность, гораздо лучше направить мысли на утверждение в нем благородного начала и, таким образом, помочь раскрыть божественные качества духа.
В современной жизни наиболее полезным также будет обращение внимание на Божественность человека, что представляет собой еще одну сторону практической Веданты. Вивекананда много времени посвятил разработке метода наилучшего воплощение данной идеи на практике. На протяжении всей жизни он пытался донести весть о божественности человека людям.
Третий аспект Веданты - это гармонизация религий. Веданта говорит: "Ты есть Брахман, но из-за невежества ты не осознаешь своего единства с Богом. Тебе не нужно искать что-либо вовне, тратя для этого огромные силы, внутри тебя изначально присутствует Свет Истины. Ты всегда был свободен, но забыл об этом. Развей невежество, которое затмило твой разум". Поясняя данное положение Веданты, Вивекананда обращался к народному эпосу. Львица, охотившаяся на овец, в прыжке за добычей, родила львенка и от сильного напряжения умерла. Стадо овец воспитало львенка. Он пил вместе с другими ягнятами молоко, щипал траву и даже пытался блеять. Однажды, взрослый лев, увидевший среди стада овец молодого львенка, щипавшего траву, был крайне удивлен, подкравшись незамеченным, схватил молодого льва и принес его на берег озера. Львенок стал просить его о пощаде. Лев зарычал и заставил львенка посмотреть на их отражения на воде и указал ему, что он тоже лев, а не овца, и дал съесть кусок мяса. После случившегося львенок осознал себя могучим львом и ушел в лес, оставив стадо овец. Также и мы реально сильны и свободны по самой природе, но в силу невежества воспринимаем себя слабыми и ограниченными.
Встает вопрос о выборе правильного метода по удалению невежества. По мере рассеивания облаков неведения, Истина начнет проявлять Себя все более и более полноценно, как Солнце появляющееся из-за туч. Веданта признает возможность выбора любого метода, который поможет рассеять невежество, например, карма-йога, джняна - йога, бхакти - йога, раджа - йога.
В упанишадах говорится, что, совершая работу без привязанности к ее результатам, человек имеет возможность освободиться от пут невежества. Все, что предстоит сделать, делайте с мыслью о Боге и тогда невежество оставит Вас. Посредством такого отношения к своим повседневным действиям вы освободитесь от влияния материального мира на ваше сознание, и Божественность не замедлит проявить Себя.
Кроме того, упанишады предлагают подумать над выражением: "Кто принимает Атмана, тот сможет реализовать Его", это представляет собой элемент бхакти-йоги, который указывает на милость Бога, благодаря которой человек духовно совершенствуется. "Атман сокрыт в пещере каждого человека, но только тот, кто сможет сконцентрировать ум и добиться максимальной его утонченности, будет успешен в реализации Бога", - говорят упанишады. О необходимости концентрации написано и в другой философской литературе о йоге. Путем отречения также можно достичь высоких ступеней реализации Брахмана. Это путь знаний - джана-йоги. Веданта советует уважительно относиться и принимать основы всех основных мировых религий, так как в них присутствует истоки чистого Знания и постижения Бога либо путем преданности, либо путем служения, либо другими путями. Если человечество воспримет этот аспект Веданты о единстве мировых религий, то оно сможет более устремлено продвигаться по пути духовного развития.
Свами Вивекананда стремился показать, как принципы Веданты могут быть применены в обычной жизни человека, что, в свою очередь, принесет благие плоды, как ему, так и обществу в целом. Принципы Веданты, изложенные в трудах Вивекананды, популярны во всем мире. Никто не пытается отрицать их. Практическое применение Веданты позволяет людям осознать единство всего во Вселенной и то, что путей познания Бога бесчисленное множество, все мировые религии ведут к этому. Веданта утверждает, что никаких не может быть конфликтов и противоречий между людьми, идущими по пути духовного совершенствования, не смотря на то, что они принадлежат к различным конфессиям. Вивекананда был вождем нашего времени.
Проблема современности - проблема сект. Многие правительства стран Европы и Америки пытаются решить ее. Если внимательно посмотреть законодательства различных стран, то можно обнаружить много способов, как государства пытаются контролировать деятельность сект. По этому поводу Вивекананда утверждал, что до тех пор, пока человек в своей жизни большею частью руководствуется интеллектом, секты будут существовать всегда. Существует одна святая книга Библия, но интерпретаций ее много, что вызывает агрессивные отношения одних групп людей по отношению к другим. Если существуют различные трактовки одного и того же Первоисточника, но люди стремятся стать более совершенными, то дайте им эту возможность. Если вы поставите на стол сотню яств, то дайте возможность человеку сделать выбор, согласно его вкусу, а, если на столе будет только одно блюдо, то найдутся люди, которые не захотят его отведать. Вивекананда проанализировал эти вопросы очень тщательно сто лет тому назад. Он заявлял, что будет счастлив, если каждый, в этом мире, найдет свою секту. Пусть человек интерпретирует Источник своим способом, но если он реально стремиться познать Бога, то не мешайте ему.
В современной Индии сотни религиозных течений развиваются и процветают, и никому и в голову не придет проклинать или запрещать их существование. Одно из направлений реализации духовной практики представлено в Миссии Рамакришны. Кроме того, по всей Индии вы можете встретить сотни различных подвижников и их последователей, стремящихся познать Бога.
Лекция Свами Джьотирупананды
Теги: практическая Веданта, Свами Джьотирупананда, Ведическая культура
Новинки