Оставте заявку и мы свяжимся с вами.
Кратко об истории и основах йоги - Аюрведа Плюс. Магазин аюрведических товаров.
05.06.2011
Йога как система возникла в Индии приблизительно 200-300 тысяч лет назад. Это учение принесли сюда переселенцы из Лемурии и Атлантиды. В то время континент Лемурия соединялся с южной частью Индостана сухопутным перешейком через Австралию и Индонезию. Люди переходили из Антарктиды в Гималаи посуху и приносили свои знания. Лемурийцы оставили здесь своим потомкам системы обучения Мантра, Хатха, Раджа-йоге. Системы обучения Лайя, Кундалини, Джнана-йоге пришли в Индию позже, вместе с переселенцами из Атлантиды. Некоторые атланты бежали сюда от очередного катаклизма, разломившего Атлантический материк на две части. Тех читателей, кому интересно узнать, как все это происходило и как попали учения йоги в Лемурию и Атлантиду, я отсылаю к своей книге "Инопланетные цивилизации Атлантиды" (Москва, изд. "Гиперборея", 2001 г.).
Самые древние письменные свидетельства о йоге, дошедшие до нас - это Веды. В "Ригведе" (одной из четырех Вед, создание которой ученые-материалисты датируют двумя с половиной тысячами лет до нашей эры) упоминается о йоге как об определенном своде законов, касающихся социальных, нравственных и экологических сторон жизни человеческого общества. Ряд современных ученых-материалистов возводят происхождение йоги к цивилизации Мохенджо-Даро и Хараппы (три тысячи лет до нашей эры) на основании того, что во время раскопок в долине реки Инд были найдены печати с изображением людей, находящихся в позах йоги.
Каждые пять тысяч лет на Землю приходит Аватар и рассказывает подлинную историю йоги. Однако мы, люди, в силу своей греховности все по-разному понимаем слова воплощенного Бога.
ВОСЕМЬ СТУПЕНЕЙ
Древнеиндийский философ и йог Патанджали предположительно во втором веке до нашей эры в своей книге "Йога Сутры" систематизировал знания по йоге. Патанджали описал восьмиступенчатый путь развития человека. Эта восьмеричная система тренировок называется Аштанга-йога. "Йога-Сутры" Патанджали разделены на четыре главы. В первой речь идет о самадхи, во второй - о средствах (садхана) достижения самадхи, в третьей - перечисляются силы (вибхути), которые йог приобретает в своих исканиях, в четвертой главе говориться об освобождении (кайвалья). Восемь ступеней йоги описаны во второй главе. Первой из них является Яма (этические дисциплины) - великие заповеди, истинные для всех религий и стран, всех веков и времен.
Ступени классической йоги расположены в следующем порядке: Яма, Нияма, Вьяяма (Асаны), Пранаяма, Пратьяхара, Дхарана, Дхьяна, Самадхи.
ЯМА и НИЯМА - это этико-моральные стороны мыслей и поступков йога в его практической жизни. Две первоначальные ступени называются Крийа-йогой. "Крийа" означает "действие, деятельность". При помощи Ямы и Ниямы происходит внешнее и внутреннее очищение, очищения тела и духа.
Яма означает правила общественного поведения. Это также подразумевает умение мудро и не всегда логически мыслить перед совершением какого-либо действия или поступка. Яма включает все то, чего следует избегать, чтобы ум был спокоен, а совесть чиста. Здесь приходится подавлять эгоистические мотивы желаний и чувств. Одним словом, следует нанести смертельный удар по всем своим порокам, по своей лени и эгоизму. Отсюда и термин: "Яма - бог смерти!" Яма - это нравственные и этические правила жизни йогов.
Нияма - это логическое продолжение Ямы, кодекс личного поведения. Сюда входит комплекс очистительных процедур души и тела. Приобретая привычку избегать всего дурного и сладкого, человек обретает ум поступать правильно, в соответствии с выработанными нормами поведения. В ней культивируется положительный образ жизни и мышления.
ВЬЯЯМА - физическая тренировка йогов, включающая три вида упражнений, в том числе упражнения, при которых мышцы и отдельные ткани максимально растягиваются и сокращаются. Сюда относятся динамические и статические упражнения, которые называются асаны. Поэтому третью ступень йоги Патанджали иначе называют "Асаны".
ПРАНАЯМА - четвертая ступень. Это наука о дыхании, или дыхательная гимнастика по системе йогов. Без приостановки дыхания невозможно остановить работу ума. Мысль вдета в дыхание, как нитка в иголку. Только контролируя и задерживая дыхание можно достичь концентрации, медитации и самадхи.
ПРАТЬЯХАРА - отключение всех чувств, полный контроль сознания над ними.
Шестая ступень - ДХАРАНА. Это концентрация внимания на чем-либо. Кроме концентрации дхарана включает в себя память, терпение, сдержанность.
ДХЪЯНА - медитация, или созерцание объекта.
САМАДХИ - восьмая ступень. Это устойчивая, управляемая Дхъяна, или состояние психического транса. Самадхи бывает восьми видов. Низшие самадхи называются Савикальпа. Высший вид - Нирвикальпа-Самадхи.
РАДЖА-ЙОГА
Санскритское слово "раджа" означает "высший", "королевский". Это высшая йога, являющаяся как бы синтезом всех основных ветвей йоги. Раджа-йога в основном имеет дело с внутренним совершенствованием. Особенно родственна Раджа-йога с Хатха-йогой. Йоги часто говорят: "Нет Раджа-йоги без Хатха-йоги, нет Хатха-йоги без Раджа-йоги".
Некоторые йоги делят всю систему на две стадии - низшую или физическую, и высшую, или духовную. Они говорят, что начинать совершенство нужно с низшей стадии, но уже низшая стадия обязательно включает и элементы духовного совершенства.
Раджа-йога известна также под названием Аштанга-йога или йога восьми ступеней. Вот они: Яма, Нияма, Вьяяма (асаны), Пранаяма, Пратьяхара, Дхарана, Дхьяна, Самадхи. Здесь каждая ступень логически связана с последующей, более высокой. Раджа-йога - это винтовая лестница, спираль, по которой шаг за шагом, постепенно, с большой осторожностью и вниманием поднимаются вверх по бесконечным ступеням совершенствования. Ни одна ступень, ни один шаг не должны быть пропущены или обойдены. В противном случае ученик только ухудшит свое здоровье и карму.
Продвижение вверх по спирали может быть только в том случае, когда соблюдаются правила, установленные тысячелетиями практики йогов. Раджа-йогу впервые письменно изложил великий древний йог, имен у которого много. Здесь он назвал себя Патанджали. Мудрец Патанджали в форме Сутр или кратких афоризмов, изложил суть йоги, которая практиковалась в Атлантиде и Лемурии. Эта книга Патанджали известна под названием "Йога-сутра" или "Йога Даршана". "Йога Даршана" - сложный текст для понимания людей, живущих сегодня, в Кали-Югу. Поэтому Махариша Вьяса написал комментарий к ней, а затем подробное толкование к комментариям Вьясы написал святой Вачаспати Миштра…
ДЖНАНА-ЙОГА
Джнана-йога - это путь познания (санскритский "жн" и русский "зн" - этимологически родственные корни).
Джнана-йога известна также под названием Веданта. Она включает в себя изучение основных законов развития природы и человека, космические принципы жизни вообще и общества людей в частности, эзотерическую философию, а также множество других общих и частных наук. Согласно Джнана-йоге, чем больше человек познает, тем умнее и совершеннее он становится. Цель жизни души в тысячах человеческих тел - стать умнее, чтобы затем слиться с Божественным Началом.
Джнана-йога рекомендует изучать современные и древние науки, тайные и открытые. Но более всего она настраивает человека познавать себя, познавать строение своего Духа, своей души, астральной ауры и физического тела при помощи разнообразных упражнений йоги. Задача ученика, занимающегося познанием чего-либо, - проникнуть в суть явлений, добраться до истины, самостоятельно выяснить, как и почему это устроено так, а не иначе. В этом Джнана-йога перекликается с Бхакти-йогой и ее законом отождествления себя с предметом изучения и приверженности этому предмету. Джнана-йога настаивает на том, чтобы ученики искали истину сами, а не тратили попусту время на поклонения тем, кто ее уже открыл. Познание - это практический путь к подлинной Красоте, Истине и Любви. Высшая цель Джнана-йога - познать Бога, то есть слиться с Ним.
БУДДХИ-ЙОГА
Высшей ступенью йоги является Буддхи-йога. Этот термин переводится с санскрита как "йога сознания". Буддхи - обозначает систему методов развития индивидуального сознания адептов. Такая йога позволяет человеку пройти завершающие этапы своей личной эволюции. В схеме "восьмеричного пути" Патанджали эта школа раскрывает содержание восьмой ступени.
Развитие человека на пути йоги должно идти по трем направлениям: этическому - Карма, Бхакти и Крийа-йога, интеллектуальному - Джнана-йога, психоэнергетическому - Хатха, Раджа и Буддхи-йога. Все три направления, будучи постепенно освоенными, и приведут к реализации в человеке трех аспектов совершенства: Любви, Мудрости и Силы.
Когда меня спрашивают: "Есть ли Бог на свете?" - то большинству я отвечаю утвердительно и стараюсь доказать Его существование. Однако есть немного людей, которым я говорю: "Бога нет! Есть божественное". Эти слова я адресую ученикам Раджа-йоги. Если меня спросит ученик Буддхи-йоги: "Есть ли Бог?", то отвечу ему: "Я не знаю. Если Он есть, то Он находится там-то. Если Его нет, то Его нет там-то и там-то. Вот путь. Сходи и посмотри. А когда вернешься, то расскажешь мне"...
БХАКТИ-ЙОГА - ЭТО ЛЮБОВЬ
Неживых вещей в природе не бывает. Каждый камень, каждая травинка наделена своим сознанием. И любовь живет в сердце каждого существа. Отнесись к любому предмету с любовью - и он ответит тем же: будет служить тебе долго и преданно. Потому что одна из граней любви - преданность. Жизнь не может существовать без любви. Даже самые, на наш взгляд, бессердечные люди любят какие-то вещи или кого-то. Как и ум человека, любая любовь требует возделывания и ухода. Порочные черты характера искажают очарование любви. В сердце невежественного человека сад любви запущен долгим отсутствием хозяина. Сад выродился и одичал, превратился в чащобу страшного кустарника злобы и лжи. Но где-то там, в самом уголке чащобы, за колючими шипами ненависти, за бурьяном ревности и другими пороками еще растет красивый плод любви. Нет такого человека, для которого было бы все потеряно: нужно только вернуться в свое сердце и начать очищать его от бурьяна, колючего кустарника и всего плохого.
Земля - это суровая школа, больше похожая на исправительную колонию. Чистые люди здесь не рождаются, им уготованы райские планеты. Без упорного многолетнего труда над собой хорошим человеком здесь никто не становится. Если ребенок рождается на Земле с ангельским характером - он тут же умирает, чтобы родиться на высшей планете. Задача его земного рождения состояла в том, чтобы сделать родителей через горечь утраты более любящими и сострадательными к другим. Все мы, в большей или меньшей степени, люди эгоистичные и ошибающиеся. Но Бог любит всех людей одинаково. И Он говорит нам: "Вы не грешники, вы просто часто ошибаетесь из-за неведения". Однако с какой силой ученик любит своего Высшего Учителя, столько и воздается ему от Создателя. Когда мы имеем дело с истинным преданным Творца, то его сердце уже очищено от шипов и пороков.
Не ищите любовь во внешнем мире. Вы потеряли свою любовь внутри себя, почему же ищите ее на улице?
(Георгий Бореев "Легенды и притчи. Рассказы о йоге")
Теги:
Кратко об истории и основах йоги
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЙОГИЙога как система возникла в Индии приблизительно 200-300 тысяч лет назад. Это учение принесли сюда переселенцы из Лемурии и Атлантиды. В то время континент Лемурия соединялся с южной частью Индостана сухопутным перешейком через Австралию и Индонезию. Люди переходили из Антарктиды в Гималаи посуху и приносили свои знания. Лемурийцы оставили здесь своим потомкам системы обучения Мантра, Хатха, Раджа-йоге. Системы обучения Лайя, Кундалини, Джнана-йоге пришли в Индию позже, вместе с переселенцами из Атлантиды. Некоторые атланты бежали сюда от очередного катаклизма, разломившего Атлантический материк на две части. Тех читателей, кому интересно узнать, как все это происходило и как попали учения йоги в Лемурию и Атлантиду, я отсылаю к своей книге "Инопланетные цивилизации Атлантиды" (Москва, изд. "Гиперборея", 2001 г.).
Самые древние письменные свидетельства о йоге, дошедшие до нас - это Веды. В "Ригведе" (одной из четырех Вед, создание которой ученые-материалисты датируют двумя с половиной тысячами лет до нашей эры) упоминается о йоге как об определенном своде законов, касающихся социальных, нравственных и экологических сторон жизни человеческого общества. Ряд современных ученых-материалистов возводят происхождение йоги к цивилизации Мохенджо-Даро и Хараппы (три тысячи лет до нашей эры) на основании того, что во время раскопок в долине реки Инд были найдены печати с изображением людей, находящихся в позах йоги.
Каждые пять тысяч лет на Землю приходит Аватар и рассказывает подлинную историю йоги. Однако мы, люди, в силу своей греховности все по-разному понимаем слова воплощенного Бога.
ВОСЕМЬ СТУПЕНЕЙ
Древнеиндийский философ и йог Патанджали предположительно во втором веке до нашей эры в своей книге "Йога Сутры" систематизировал знания по йоге. Патанджали описал восьмиступенчатый путь развития человека. Эта восьмеричная система тренировок называется Аштанга-йога. "Йога-Сутры" Патанджали разделены на четыре главы. В первой речь идет о самадхи, во второй - о средствах (садхана) достижения самадхи, в третьей - перечисляются силы (вибхути), которые йог приобретает в своих исканиях, в четвертой главе говориться об освобождении (кайвалья). Восемь ступеней йоги описаны во второй главе. Первой из них является Яма (этические дисциплины) - великие заповеди, истинные для всех религий и стран, всех веков и времен.
Ступени классической йоги расположены в следующем порядке: Яма, Нияма, Вьяяма (Асаны), Пранаяма, Пратьяхара, Дхарана, Дхьяна, Самадхи.
ЯМА и НИЯМА - это этико-моральные стороны мыслей и поступков йога в его практической жизни. Две первоначальные ступени называются Крийа-йогой. "Крийа" означает "действие, деятельность". При помощи Ямы и Ниямы происходит внешнее и внутреннее очищение, очищения тела и духа.
Яма означает правила общественного поведения. Это также подразумевает умение мудро и не всегда логически мыслить перед совершением какого-либо действия или поступка. Яма включает все то, чего следует избегать, чтобы ум был спокоен, а совесть чиста. Здесь приходится подавлять эгоистические мотивы желаний и чувств. Одним словом, следует нанести смертельный удар по всем своим порокам, по своей лени и эгоизму. Отсюда и термин: "Яма - бог смерти!" Яма - это нравственные и этические правила жизни йогов.
Нияма - это логическое продолжение Ямы, кодекс личного поведения. Сюда входит комплекс очистительных процедур души и тела. Приобретая привычку избегать всего дурного и сладкого, человек обретает ум поступать правильно, в соответствии с выработанными нормами поведения. В ней культивируется положительный образ жизни и мышления.
ВЬЯЯМА - физическая тренировка йогов, включающая три вида упражнений, в том числе упражнения, при которых мышцы и отдельные ткани максимально растягиваются и сокращаются. Сюда относятся динамические и статические упражнения, которые называются асаны. Поэтому третью ступень йоги Патанджали иначе называют "Асаны".
ПРАНАЯМА - четвертая ступень. Это наука о дыхании, или дыхательная гимнастика по системе йогов. Без приостановки дыхания невозможно остановить работу ума. Мысль вдета в дыхание, как нитка в иголку. Только контролируя и задерживая дыхание можно достичь концентрации, медитации и самадхи.
ПРАТЬЯХАРА - отключение всех чувств, полный контроль сознания над ними.
Шестая ступень - ДХАРАНА. Это концентрация внимания на чем-либо. Кроме концентрации дхарана включает в себя память, терпение, сдержанность.
ДХЪЯНА - медитация, или созерцание объекта.
САМАДХИ - восьмая ступень. Это устойчивая, управляемая Дхъяна, или состояние психического транса. Самадхи бывает восьми видов. Низшие самадхи называются Савикальпа. Высший вид - Нирвикальпа-Самадхи.
РАДЖА-ЙОГА
Санскритское слово "раджа" означает "высший", "королевский". Это высшая йога, являющаяся как бы синтезом всех основных ветвей йоги. Раджа-йога в основном имеет дело с внутренним совершенствованием. Особенно родственна Раджа-йога с Хатха-йогой. Йоги часто говорят: "Нет Раджа-йоги без Хатха-йоги, нет Хатха-йоги без Раджа-йоги".
Некоторые йоги делят всю систему на две стадии - низшую или физическую, и высшую, или духовную. Они говорят, что начинать совершенство нужно с низшей стадии, но уже низшая стадия обязательно включает и элементы духовного совершенства.
Раджа-йога известна также под названием Аштанга-йога или йога восьми ступеней. Вот они: Яма, Нияма, Вьяяма (асаны), Пранаяма, Пратьяхара, Дхарана, Дхьяна, Самадхи. Здесь каждая ступень логически связана с последующей, более высокой. Раджа-йога - это винтовая лестница, спираль, по которой шаг за шагом, постепенно, с большой осторожностью и вниманием поднимаются вверх по бесконечным ступеням совершенствования. Ни одна ступень, ни один шаг не должны быть пропущены или обойдены. В противном случае ученик только ухудшит свое здоровье и карму.
Продвижение вверх по спирали может быть только в том случае, когда соблюдаются правила, установленные тысячелетиями практики йогов. Раджа-йогу впервые письменно изложил великий древний йог, имен у которого много. Здесь он назвал себя Патанджали. Мудрец Патанджали в форме Сутр или кратких афоризмов, изложил суть йоги, которая практиковалась в Атлантиде и Лемурии. Эта книга Патанджали известна под названием "Йога-сутра" или "Йога Даршана". "Йога Даршана" - сложный текст для понимания людей, живущих сегодня, в Кали-Югу. Поэтому Махариша Вьяса написал комментарий к ней, а затем подробное толкование к комментариям Вьясы написал святой Вачаспати Миштра…
ДЖНАНА-ЙОГА
Джнана-йога - это путь познания (санскритский "жн" и русский "зн" - этимологически родственные корни).
Джнана-йога известна также под названием Веданта. Она включает в себя изучение основных законов развития природы и человека, космические принципы жизни вообще и общества людей в частности, эзотерическую философию, а также множество других общих и частных наук. Согласно Джнана-йоге, чем больше человек познает, тем умнее и совершеннее он становится. Цель жизни души в тысячах человеческих тел - стать умнее, чтобы затем слиться с Божественным Началом.
Джнана-йога рекомендует изучать современные и древние науки, тайные и открытые. Но более всего она настраивает человека познавать себя, познавать строение своего Духа, своей души, астральной ауры и физического тела при помощи разнообразных упражнений йоги. Задача ученика, занимающегося познанием чего-либо, - проникнуть в суть явлений, добраться до истины, самостоятельно выяснить, как и почему это устроено так, а не иначе. В этом Джнана-йога перекликается с Бхакти-йогой и ее законом отождествления себя с предметом изучения и приверженности этому предмету. Джнана-йога настаивает на том, чтобы ученики искали истину сами, а не тратили попусту время на поклонения тем, кто ее уже открыл. Познание - это практический путь к подлинной Красоте, Истине и Любви. Высшая цель Джнана-йога - познать Бога, то есть слиться с Ним.
БУДДХИ-ЙОГА
Высшей ступенью йоги является Буддхи-йога. Этот термин переводится с санскрита как "йога сознания". Буддхи - обозначает систему методов развития индивидуального сознания адептов. Такая йога позволяет человеку пройти завершающие этапы своей личной эволюции. В схеме "восьмеричного пути" Патанджали эта школа раскрывает содержание восьмой ступени.
Развитие человека на пути йоги должно идти по трем направлениям: этическому - Карма, Бхакти и Крийа-йога, интеллектуальному - Джнана-йога, психоэнергетическому - Хатха, Раджа и Буддхи-йога. Все три направления, будучи постепенно освоенными, и приведут к реализации в человеке трех аспектов совершенства: Любви, Мудрости и Силы.
Когда меня спрашивают: "Есть ли Бог на свете?" - то большинству я отвечаю утвердительно и стараюсь доказать Его существование. Однако есть немного людей, которым я говорю: "Бога нет! Есть божественное". Эти слова я адресую ученикам Раджа-йоги. Если меня спросит ученик Буддхи-йоги: "Есть ли Бог?", то отвечу ему: "Я не знаю. Если Он есть, то Он находится там-то. Если Его нет, то Его нет там-то и там-то. Вот путь. Сходи и посмотри. А когда вернешься, то расскажешь мне"...
БХАКТИ-ЙОГА - ЭТО ЛЮБОВЬ
Неживых вещей в природе не бывает. Каждый камень, каждая травинка наделена своим сознанием. И любовь живет в сердце каждого существа. Отнесись к любому предмету с любовью - и он ответит тем же: будет служить тебе долго и преданно. Потому что одна из граней любви - преданность. Жизнь не может существовать без любви. Даже самые, на наш взгляд, бессердечные люди любят какие-то вещи или кого-то. Как и ум человека, любая любовь требует возделывания и ухода. Порочные черты характера искажают очарование любви. В сердце невежественного человека сад любви запущен долгим отсутствием хозяина. Сад выродился и одичал, превратился в чащобу страшного кустарника злобы и лжи. Но где-то там, в самом уголке чащобы, за колючими шипами ненависти, за бурьяном ревности и другими пороками еще растет красивый плод любви. Нет такого человека, для которого было бы все потеряно: нужно только вернуться в свое сердце и начать очищать его от бурьяна, колючего кустарника и всего плохого.
Земля - это суровая школа, больше похожая на исправительную колонию. Чистые люди здесь не рождаются, им уготованы райские планеты. Без упорного многолетнего труда над собой хорошим человеком здесь никто не становится. Если ребенок рождается на Земле с ангельским характером - он тут же умирает, чтобы родиться на высшей планете. Задача его земного рождения состояла в том, чтобы сделать родителей через горечь утраты более любящими и сострадательными к другим. Все мы, в большей или меньшей степени, люди эгоистичные и ошибающиеся. Но Бог любит всех людей одинаково. И Он говорит нам: "Вы не грешники, вы просто часто ошибаетесь из-за неведения". Однако с какой силой ученик любит своего Высшего Учителя, столько и воздается ему от Создателя. Когда мы имеем дело с истинным преданным Творца, то его сердце уже очищено от шипов и пороков.
Не ищите любовь во внешнем мире. Вы потеряли свою любовь внутри себя, почему же ищите ее на улице?
(Георгий Бореев "Легенды и притчи. Рассказы о йоге")
Теги:
Новинки