Оставте заявку и мы свяжимся с вами.
Сатьянанда Сарасвати о Йоге - Аюрведа Плюс. Магазин аюрведических товаров.
20.04.2011
Так, например, можно проложить по карте маршрут к определённому городу и даже описать окружающую местность, но никто другой не сможет пережить путешествие или познакомиться с городом за вас. Вы должны сделать это сами.
Так же обстоит дело и с йогой: мы можем указать путь, его вехи, и честно попытаться объяснить его высшие цели, но для того, чтобы приобрести опыт, вы должны пройти по этому пути сами. И в этом суть йоги - ни описаний, ни теорий, ни предположений - только личный опыт.
Йогу обычно определяют как единение: единение ограниченного "я" (джива) и космического Я (атман). Не пытаясь ещё более усложнять вопрос, мы хотели бы указать, что в этом определении есть определённая непоследовательность. Ибо для того, чтобы существовала цель или задача соединения, сначала должно быть состояние разделения. Но в действительности такого разделения не существует. В этот самый момент вы едины с космическим сознанием. И даже это высказывание неверно, ибо на самом деле вы и есть космическое сознание. Так что цель йоги состоит вовсе не в том, чтобы соединять вас с чем бы то ни было, поскольку вы уже едины. Она сводится к тому, чтобы позволить вам осознать свою тождественность с божественным Я, познать свою существующую внутреннюю природу и настроиться с ней в лад.
Йога получила такое название (а именно, единение) потому, что её рассматривают и определяют с точки зрения нормальной повседневной жизни, где каждый человек чувствует свою отдельность от более высокого бытия или не понимает возможность более высокого бытия. Иными словами, йога воспринимается как единение с точки зрения личности. На более высоком уровне осознания не существует никакого разделения или различия между так называемым индивидом и сознанием. Именно наш низкий уровень осознания затемняет вопрос и не даёт нам осознать эту тождественность.
Есть одна красивая индийская история, которую часто цитируют в качестве иллюстрации этого положения. В ней говорится о нескольких слепцах, которые пытались описать большого слона, ощупывая разные части его тела. Тот, кто держал его хвост, сказал: "Слон похож на змею". Второй человек, ощупывавший одну из ног, воскликнул: "Нет, слон похож на большую колонну". "Вы оба не правы" - сказал третий, державший в руках ухо животного: "Слон выглядит в точности как большой веер". Четвёртый человек, который водил руками по одному из бивней, пожал плечами и с уверенностью заявил: "Этот слон не подходит ни под одно из ваших описаний. Он похож на рог". "Все вы сошли с ума" - сказал пятый человек, потрогав хобот - "Пожалуй, больше всего слон похож на ствол банана". Эти пять человек воспринимали одного и того же слона по разному. Сам слон от этого не менялся, и если бы слепцы внезапно прозрели, то поняли бы, в чём причина таких разных описаний: они бы осознали, что говорили о разных аспектах одного и того же. Точно такое же представление большинство из нас имеют о себе. Мы видим разделение; мы воспринимаемся себя отдельными от окружающей среды и других людей, поскольку на самом деле мы подобны слепцам, не имея реального представления или знания о самих себе и своём окружении.
В целом, можно сказать, что на самом деле йога - это не соединение. Фактически, это осознание уже существующего единства. Это вершина йоги. В то же время, йога, как её обычно воспринимают и понимают, представляет собой метод или путь, который человек избирает для достижения реализации йоги - осознания своей подлинной сущности.
Таким образом, йога имеет двойной смысл; он включает в себя как метод, так и его конечную цель. Кроме того, смысл йоги можно обозначить словами "единство" и "тождество"; ибо практика йоги нацелена на искоренение эго, представляющее собой тот аспект нашей индивидуальности, который усиливает чувство нашей отделённости от окружающего мира. Выйдя за пределы эго, человек становится самим собой и осознает свою настоящую внутреннюю природу. Определение йоги, которое мы только что дали, является чисто духовным. Есть много других определений, которые применимы ко всем уровням бытия и осознания. Например, на физическом уровне, большинство людей имеют тело, которое постоянно пребывает в состоянии разлада. Различные органы, нервы и мышцы больше не работают согласованно, помогая друг другу. Вместо этого они нередко создают взаимные помехи, действуя в прямо противоположных направлениях. Например, появляются сбои в работе эндокринной системы; снижается эффективность нервной системы, в результате чего в той или иной форме проявляется заболевание. Йога направлена на совершенное согласование всех этих различных функций, чтобы они работали для общего блага организма. Так что можно сказать, что ещё одно определение йоги - это физическая гармония и здоровье. Многие люди страдают от умственных расстройств в форме конфликтов, неврозов, фобий и т.д., которые делают их несчастными и подавленными. Йога призвана сглаживать и устранять все психологические проблемы - крупные и мелкие, очевидные и едва заметные. Поэтому йогу также можно определить как психологическое равновесие и спокойствие ума.
И ещё одно определение йоги - это согласование и гармония между умом и телом, так что тело совершенным образом отвечает на наши умственные приказы, сознательные и бессознательные. Это в очень сжатой форме объяснял Свами Шивананда, когда говорил, что: "Йога - это единение и гармония мысли, слова и дела или единство головы, сердца и рук". Из гармонии между психологическим и физическим аспектами человека (разумеется, включая и праническое или биоплазменное тело, а также нашу эмоциональную природу) сами собой следуют другие положительные качества. От них происходят многие другие определения йоги.
Вот некоторые из них, взятые из классического текста йоги, Бхагавад Гиты: Йога - это невозмутимость в успехах и неудачах (гл. 2:48) Йога - это мастерство и эффективность в действиях (гл. 2:50) Йога - высшая тайна жизни (гл. 4:3) Йога - дарует невыразимое счастье (гл. 5:2) Йога - это безмятежность (гл. 6:3) Йога уничтожает боль (гл. 6:17) Хотя в Бхагавад Гите есть и другие определения, эти, пожалуй, - самые главные.
Патанджали, автор классического текста йоги - Йога Сутры, определяет йогу как: "…полный контроль над различными формами или разновидностями сознания". Другими словами, йога подразумевает контроль над сознательной, бессознательной и сверхсознательной сферами бытия. Человек становится наблюдателем этих более высоких состояний, обретая их полное знание.
Йогу можно назвать наукой развития творческих способностей; наукой раскрытия более глубоких аспектов личности; наукой бытия и наукой сознания. В действительности, определение йоги, возможно, будет слегка разным у каждого практикующего, в зависимости от того, как человек будет соотносить себя с опытом йоги и объяснять его. Очевидно одно - какое бы определение йоги мы не выбирали, она оказывает огромное влияние на жизнь человека, ибо касается самой основы нашего существа: тела, ума и сознания. Учитывая это, мы предоставляем читателю самому выработать собственное определение йоги на основе личного опыта.
(Сатьянанда Сарасвати - ученик Шри Свами Шивананды, блистательный теоретик и практик Йоги, Тантры и Веданты)
Теги:
Сатьянанда Сарасвати о Йоге
В действительности, невозможно по настоящему понять цели йоги, по крайней мере, её высшие цели, не имея личного опыта. Всё, что мы можем сделать, - это приблизительно указать если не конечную цель йоги, то хотя бы направление, в котором она может вас вести.Так, например, можно проложить по карте маршрут к определённому городу и даже описать окружающую местность, но никто другой не сможет пережить путешествие или познакомиться с городом за вас. Вы должны сделать это сами.
Так же обстоит дело и с йогой: мы можем указать путь, его вехи, и честно попытаться объяснить его высшие цели, но для того, чтобы приобрести опыт, вы должны пройти по этому пути сами. И в этом суть йоги - ни описаний, ни теорий, ни предположений - только личный опыт.
Йогу обычно определяют как единение: единение ограниченного "я" (джива) и космического Я (атман). Не пытаясь ещё более усложнять вопрос, мы хотели бы указать, что в этом определении есть определённая непоследовательность. Ибо для того, чтобы существовала цель или задача соединения, сначала должно быть состояние разделения. Но в действительности такого разделения не существует. В этот самый момент вы едины с космическим сознанием. И даже это высказывание неверно, ибо на самом деле вы и есть космическое сознание. Так что цель йоги состоит вовсе не в том, чтобы соединять вас с чем бы то ни было, поскольку вы уже едины. Она сводится к тому, чтобы позволить вам осознать свою тождественность с божественным Я, познать свою существующую внутреннюю природу и настроиться с ней в лад.
Йога получила такое название (а именно, единение) потому, что её рассматривают и определяют с точки зрения нормальной повседневной жизни, где каждый человек чувствует свою отдельность от более высокого бытия или не понимает возможность более высокого бытия. Иными словами, йога воспринимается как единение с точки зрения личности. На более высоком уровне осознания не существует никакого разделения или различия между так называемым индивидом и сознанием. Именно наш низкий уровень осознания затемняет вопрос и не даёт нам осознать эту тождественность.
Есть одна красивая индийская история, которую часто цитируют в качестве иллюстрации этого положения. В ней говорится о нескольких слепцах, которые пытались описать большого слона, ощупывая разные части его тела. Тот, кто держал его хвост, сказал: "Слон похож на змею". Второй человек, ощупывавший одну из ног, воскликнул: "Нет, слон похож на большую колонну". "Вы оба не правы" - сказал третий, державший в руках ухо животного: "Слон выглядит в точности как большой веер". Четвёртый человек, который водил руками по одному из бивней, пожал плечами и с уверенностью заявил: "Этот слон не подходит ни под одно из ваших описаний. Он похож на рог". "Все вы сошли с ума" - сказал пятый человек, потрогав хобот - "Пожалуй, больше всего слон похож на ствол банана". Эти пять человек воспринимали одного и того же слона по разному. Сам слон от этого не менялся, и если бы слепцы внезапно прозрели, то поняли бы, в чём причина таких разных описаний: они бы осознали, что говорили о разных аспектах одного и того же. Точно такое же представление большинство из нас имеют о себе. Мы видим разделение; мы воспринимаемся себя отдельными от окружающей среды и других людей, поскольку на самом деле мы подобны слепцам, не имея реального представления или знания о самих себе и своём окружении.
В целом, можно сказать, что на самом деле йога - это не соединение. Фактически, это осознание уже существующего единства. Это вершина йоги. В то же время, йога, как её обычно воспринимают и понимают, представляет собой метод или путь, который человек избирает для достижения реализации йоги - осознания своей подлинной сущности.
Таким образом, йога имеет двойной смысл; он включает в себя как метод, так и его конечную цель. Кроме того, смысл йоги можно обозначить словами "единство" и "тождество"; ибо практика йоги нацелена на искоренение эго, представляющее собой тот аспект нашей индивидуальности, который усиливает чувство нашей отделённости от окружающего мира. Выйдя за пределы эго, человек становится самим собой и осознает свою настоящую внутреннюю природу. Определение йоги, которое мы только что дали, является чисто духовным. Есть много других определений, которые применимы ко всем уровням бытия и осознания. Например, на физическом уровне, большинство людей имеют тело, которое постоянно пребывает в состоянии разлада. Различные органы, нервы и мышцы больше не работают согласованно, помогая друг другу. Вместо этого они нередко создают взаимные помехи, действуя в прямо противоположных направлениях. Например, появляются сбои в работе эндокринной системы; снижается эффективность нервной системы, в результате чего в той или иной форме проявляется заболевание. Йога направлена на совершенное согласование всех этих различных функций, чтобы они работали для общего блага организма. Так что можно сказать, что ещё одно определение йоги - это физическая гармония и здоровье. Многие люди страдают от умственных расстройств в форме конфликтов, неврозов, фобий и т.д., которые делают их несчастными и подавленными. Йога призвана сглаживать и устранять все психологические проблемы - крупные и мелкие, очевидные и едва заметные. Поэтому йогу также можно определить как психологическое равновесие и спокойствие ума.
И ещё одно определение йоги - это согласование и гармония между умом и телом, так что тело совершенным образом отвечает на наши умственные приказы, сознательные и бессознательные. Это в очень сжатой форме объяснял Свами Шивананда, когда говорил, что: "Йога - это единение и гармония мысли, слова и дела или единство головы, сердца и рук". Из гармонии между психологическим и физическим аспектами человека (разумеется, включая и праническое или биоплазменное тело, а также нашу эмоциональную природу) сами собой следуют другие положительные качества. От них происходят многие другие определения йоги.
Вот некоторые из них, взятые из классического текста йоги, Бхагавад Гиты: Йога - это невозмутимость в успехах и неудачах (гл. 2:48) Йога - это мастерство и эффективность в действиях (гл. 2:50) Йога - высшая тайна жизни (гл. 4:3) Йога - дарует невыразимое счастье (гл. 5:2) Йога - это безмятежность (гл. 6:3) Йога уничтожает боль (гл. 6:17) Хотя в Бхагавад Гите есть и другие определения, эти, пожалуй, - самые главные.
Патанджали, автор классического текста йоги - Йога Сутры, определяет йогу как: "…полный контроль над различными формами или разновидностями сознания". Другими словами, йога подразумевает контроль над сознательной, бессознательной и сверхсознательной сферами бытия. Человек становится наблюдателем этих более высоких состояний, обретая их полное знание.
Йогу можно назвать наукой развития творческих способностей; наукой раскрытия более глубоких аспектов личности; наукой бытия и наукой сознания. В действительности, определение йоги, возможно, будет слегка разным у каждого практикующего, в зависимости от того, как человек будет соотносить себя с опытом йоги и объяснять его. Очевидно одно - какое бы определение йоги мы не выбирали, она оказывает огромное влияние на жизнь человека, ибо касается самой основы нашего существа: тела, ума и сознания. Учитывая это, мы предоставляем читателю самому выработать собственное определение йоги на основе личного опыта.
(Сатьянанда Сарасвати - ученик Шри Свами Шивананды, блистательный теоретик и практик Йоги, Тантры и Веданты)
Теги:
Новинки