Оставте заявку и мы свяжимся с вами.
Йога: меры профилактики и лечения заболеваний. Связь йоги и аюрведы - Аюрведа Плюс. Магазин аюрведических товаров.
13.04.2011
По сути дела, базовый подход и основание Йоги и Аюрведы едины и различаются только выдвижением разных аспектов на первый план. Помимо единства происхождения и концептуального единства начал, Йога и Аюрведа в настоящее время движутся в направлении осознанного сближения. Современная Аюрведа выстраивается как холистическая система медицины и развивается в полноценную науку, отвечающую всем требованиям, предъявляемым нашим временем. Современная Йога быстро выходит из рамок традиционной мистики и занимает свое место в качестве научной дисциплины, имея главным направлением развития - содействие укреплению здоровья и терапию.
Таким образом, Аюрведа и Йога сближаются, дополняя друг друга, чтобы образовать всестороннюю науку о здоровье. Аюрведа есть всесторонняя наука жизни и предназначена для сохранения здоровья человека - во всех измерениях. Главный смысл здоровья индийская традиция видит в достижении четырех основных целей жизни: дхармьь (исполнение долга по отношению к себе и к обществу), артхи (приобретение богатства, позволяющего человеку не быть паразитом), камы (удовлетворение плотских желаний) и мокши (спасения).
Однако, если Аюрведа ставит своей целью общее благоденствие человека, то Йога особо выделяет его психически-духовное продвижение. Тем не менее, предпринимается все больше и больше попыток использовать Йогу для решения проблем здоровья. Хотя изначально Йога не была наукой о здоровье, современные исследования раскрыли ее потенциал как средства борьбы с все возрастающими проблемами тревожности, напряжения, стресса и психосоматических заболеваний.
Сейчас наметилась тенденция использовать потенциальные возможности Йоги для содействия Аюрведе в достижении двух ее целей, а именно: сохранить здоровье здоровым людям, облегчить страдания больным.
В настоящее время Аюрведа проявляет интерес к терапевтическим возможностям различных йогических практик для их использования в следующих целях:
1. Как методы противодействия стрессам и тревожным состояниям;
2. Как меры предотвращения стрессовых заболеваний и психосоматических болезней;
3. Как методы лечения определенных психосоматических болезней;
4. Как физической медицины;
5. Как методики для физической тренировки.
Механизм стрессовых заболеваний
В нормальном состоянии средний человек способен вынести определенные психические травмы без особых последствий для организма. Однако при превышении уровня выносливости в организме наступают различные физиологические изменения. Обыкновенно в течение короткого периода организм может справляться с ними. Но при повторении подобных ситуаций в поведении и личностных характеристиках человека проявляются заметные изменения. Больной становится более раздражительным, часто начинает страдать бессонницей, нервозностью, беспокойством, сердцебиениями. Продолжительность этих периодов весьма индивидуальна и зависит от ряда генетических факторов человека, его окружения, равно как и от природы и силы стресса. По мере развития этой ситуации, стресс поражает наиболее восприимчивые органы - в большей степени, чем остальные.
Можно выделить четыре отчетливые стадии развития стрессовых заболеваний:
1. Психическая фаза. В этой фазе и происходит большая часть психологических изменений - как результат психической травмы. Повторяющиеся тяжелые удары, наносимые человеку его окружением либо дома, либо на работе, делают его центральную нервную систему чрезмерно активной. Он становится раздражительным и гиперактивным. Нарушается сон - и человеку становится еще тревожней. Он выглядит озабоченным, напряжённым, постоянно думает о надвигающихся бедах. В зависимости от типа личности и от конституции больного, а также от типа стрессовых явлений, эти изменения длятся в течение большего или меньшего периода.
2. Психосоматическая фаза. Если ситуация не стабилизируется на психической фазе, больной переходит во вторую фазу - психосоматическую. На этой стадии вместе с уже названными функциональными расстройствами наблюдаются и некоторые явления общего порядка, такие как гипертония, тремор, сердцебиения и т.д.
3. Соматическая фаза. В этой фазе наблюдается усиление функций всех органов, особенно наиболее чувствительных. Таким образом, на этой стадии уже можно предположить, какой орган будет поражен в этом процессе.
4. Органическая фаза. На четвертой стадии напряжение постепенно сосредоточивается на самом чувствительном органе, вызывая существеннейшие его изменения. Во многих случаях, по мере развития заболевания в пораженном органе, психические и психосоматические явления отступают на второй план. По этой причине патогенез и патология подобных заболеваний могут остаться совершенно незамеченными, и болезнь будет рассматриваться как чисто органическая. Если врач не исследует ситуацию, предшествующую заболеванию, и не пытается лечить его на самой ранней стадии, то он так и не сможет добиться полного и надежного выздоровления. Стресс повинен в таких заболеваниях, как атеросклероз, гипертония, диабет, повышенная кислотность, язвенный колит, мигрень, головные боли, аллергии, астма, кожные болезни, аутоиммунные расстройства и т.д.
Концепция стресса по йоге
В "Тайттирейя-упанишаде" изложена холистическая концепция человека, как системы, имеющей пять основных оболочек существования. При объяснении механизма стресса во внимание принимается целостная концепция человека, а не только его телесное существование.
1. Анандамайя коша (оболочка блаженства) - самая верхняя оболочка тела, никакого стресса не знающая, состояние абсолютного блаженства, где нет ни мыслей, ни действий. Это есть сверхсознательное состояние.
2. Виджнянамайя коша (оболочка мудрости) - в этой оболочке начинается мыслительный процесс, который вызывает неравновесие совершенного состояния блаженства. Великий мудрец Патанджали в своем тексте "Йога сутры" называет авидью (незнание), в качестве первопричины клеша, то есть стресса. Авидья возникает в виджнянамайя коше в результате мышления. Когда мы начинаем снова и снова о чем-то раздумывать, у нас возникает привязанность к этой мысли. Так авидъя приводит к асмитхе, к ощущению своего "Я", эго, с сопутствующими ему понятиями - "мой ум", "мои мысли", "мои чувства", "мое тело" и т.д. Выход из равновесия на этом уровне ведет к обособлению личности и эгоцентрическому поведению.
3. Маномайя коша (ментальная оболочка) - в результате обособления личности возникает эмоциональное неравновесие на уровне маномайя коша. Оно приводит к формированию сильных симпатий и антипатий, пристрастий и предубеждений (рага-двеша). Усиливающиеся ментальные напряжения делают человека все более неспокойным, смятенным и связанным.
4. Пранамайя коша (витальная оболочка) - это оболочка жизненной энергии тела. Авидья, асмитха, рага-двеша, проникая в жизненную оболочку, выводят ее из состояния равновесия. Это ускоряет процессы жизнедеятельности, в результате чего расходуется чрезмерное количество энергии, что, в свою очередь, приводит к ухудшению качества жизни и снижает эффективность работы организма.
5. Аннамайя коша (физическая оболочка) - эта глубиннейшая оболочка проявляет в себе стресс в самой грубой форме. Патанджали рассматривал это как абхинивеша (распущенность): состояние беспомощности, загнанности в угол, порабощенности или скованности, характеризующееся поступками инстинктивного типа, напоминающими действия животных. Состояние ведет к расстройству нервно-эндокринной системы, которое есть причина множества болезней.
В "Бхагавад-Гите" весь процесс возникновения стресса, его развития, обострения и его последствий представлен в виде драматического повествования: настойчивые мысли об объектах вызывают привязанность к желаниям, сильные симпатии и антипатии, жадность, похоть, собственничество, желания приводят к злобе, злоба - к ослеплению. Ослепление искажает воспоминания и приводит к утрате различительной способности. В результате человек теряется. Это драматическое повествование почти полностью соответствует всесторонним описаниям стресса у Патанджали.
Концепция стрессовых расстройств по аюрведе
В Аюрведе значение психического фактора в заболевании выражено через формулировку - эмоциональная травма, возникающая от подавления эмоций, вызывает болезни или усиливает их. По Аюрведе, соматические болезни есть результат разбалансированности дош, то есть Ваты, Питты, Капхи, а психические расстройства - результат неуравновешенности психических дош, то есть, Раджас и Тамас. Факторы, вызывающие неуравновешенность дош, условно подразделяются на три группы:
1. Стрессовый контакт с объектами чувств (асатмендрия самйога).
2. Волевые нарушения (праджняпарадха).
3. Воздействия времени года (паринама).
Причиной возникновения неуравновешенности в психических дошах (Раджас и Тамас) чаще всего бывает праджняпарадха: в результате неверного представления и ошибочного суждения разум, контролирующая сила и память человека искажаются. В этом состоянии он совершает неправильные действия, действия вызывают стресс в теле и в уме, а это уже ведет к расстройствам телесной системы - дошика. Саттва, Раджас и Тамас есть три качества ума. Ум индивида обладает склонностью к какому-то одному из этих качеств. Саттва является наилучшим качеством и представляет собой нормальную физиологическую стадию. Как только начинается преобладание Раджаса и Тамаса, наступает ментальная неуравновешенность, в человеке происходят глубокие эмоциональные изменения, которые рассматриваются как патологические состояния ума.
Психические и соматические доши взаимозависимы и воздействуют друг на друга и при здоровье, и при болезни. Фундаментальная концепция Аюрведы заключается в том, что человек есть интегрированное целое и, по отношению к окружающему его миру, функционирует как единое целое. Человек не делится на отдельные части. В здоровом ли состоянии, или при болезни каждую часть организма следует рассматривать как нечто выделяемое из целого. Если ключом к здоровью является качество жизни человека, то здоровый образ жизни должен включать в себя все жизненные аспекты - физический, ментальный, эмоциональный, духовный и социальный. Соответственно, врач, практикующий Аюрведу, всегда рассматривает больного как чикитса пуруша, то есть существо не только физическое или материальное, но и как биологическое целое. Более того, не просто как биологическое целое, но как психологического индивида, заслуживающего гуманного к себе отношения вместе с исцелением.
Восемь антистрессовых шагов на пути йоги
Йога практикуется для снижения клеша или стресса и для достижения высшего состояния сознания, для которого характерно уменьшение стрессов и повышение способностей. В описании процесса удаления стрессов Патанджали употребляет слово "утончение", что указывает не на резкое и мгновенное уничтожение, но на постепенный систематический процесс движения от сильного стресса к более слабому. Патанджали описывает восемь шагов на пути йоги:
Яма - воздержание
Этот первый из восьми шагов предназначен для предотвращения дурных помыслов, таких как жадность, ярость, аморальность, тенденция к воровству и привязанность. Следующие пять этических правил рекомендуются как основа для правильного поведения: 1.ненасилие, 2. неворовство, 3. ненакопительство, 4. честность, 5. умеренность и воздержание.
Нияма - соблюдение
Патанджали перечисляет пять ниям, необходимых для соблюдения индивидуальной дисциплины: 1. чистота, 2. аскетизм, 3. преданность Богу, 4. удовлетворенность, 5. самопознание.
Асаны - позы тела
Асаны требуются для обретения способности в течение длительного времени держать определенную позу без ощущения дискомфорта и без отвлечения на посторонние мысли. Такое терпение и выносливость развиваются в человеке через снижение излишней физической активности, как сознательной, так и неосознанной. Постоянными упражнениями и настойчивостью можно свести к минимуму базовый метаболизм. Для контроля над моторной активностью необходимо во время выполнения асаны глубоко и отчетливо ощущать собственное тело.
Пранаяма - энергетический контроль
Прана есть жизненная энергия тела, а аяма означает управление или регулирование. Пранаяма, таким образом, предназначена для осуществления контроля над праной, или дыханием. Дыхание - это наиболее наглядный акт движения энергии в теле, и регулирование дыхания открывает потенциальную возможность для автоматического контролирования различных внутренних органов.
Пратъяхара - удержание
Органы чувств постоянно стараются притянуть нас к своим объектам Пратъяхара же есть постоянное стремление удержать себя от притяжения этих объектов. Вместо погружения в чувственные удовольствия, пратъяхара направляет наши ощущения вовнутрь, на собственное "я", что дает человеку более глубокое осознание себя.
Дхарана - сосредоточение
Дхарана представляет собой тот тип сосредоточения, при котором ум ограничивается узкой сферой, определяемой объектом, избранным для этой цели. Смысл заключается в том, чтобы постоянно удерживать ум в состоянии сосредоточенности на этом объекте, когда же сосредоточение прерывается, то ум следует вернуть на объект и опять контролировать его. Цель упражнения - в постепенном уменьшении, а затем и в полном исключении отвлекающих моментов с тем, чтобы сосредоточение стало совершенным.
Дхъяна - медитация
Когда сосредоточение перестает прерываться, тогда наступает состояние дхъяны. Это обеспечивает контроль над активизацией по желанию различных кортикальных областей.
Самадхи - сверхсознание
Это последний шаг аштанга йоги, наивысшее состояние, где уже не существует ничего отвлекающего, и сознание полностью сосредоточено на объекте медитации. Это состояние и называется сверхсознанием.
Контролирование стрессовых расстройств
Йога предлагает путь контролирования стрессовых расстройств, основанный на холистической концепции человека и на всеобъемлющей концепции стресса. Лечение стресса заключается в установлении равновесия на всех уровнях: на уровне аннамайя, пранамайя, маномайя и виджнянамайя коша. В текстах по йоге и в "Упанишадах" содержится описание большого числа йогических упражнений для уравновешивания и гармонизации расстройств в каждой из этих оболочек.
1. Аннамайя коша - физическая оболочка
Для воздействия на эту оболочку и для устранения физических симптомов заболеваний используются крия - физические движения, и йогасаны - статические позы.
Крия
Это название йогических процессов, очищающих внутренние органы нашего тела, которые описаны в "Хатха- йоге". Крия дают следующие результаты: а) активизируют и восстанавливают орган, б) усиливают его функционирование и тонус, в) десенсибилизируют орган, г) развивают глубинное внутреннее осознание. Для этих целей чаще всего применяются упрощенные варианты основных крий, перечисляемых в йогических текстах: сутранети, джаланети, капалабхати, вамана дхаутхи и т.д.
Физические упражнения и движения
Для активизации метаболизма в особо пораженных частях тела применяются самые простые физические движения. В зависимости от характера заболевания могут быть рекомендованы следующие физические упражнения: а) расслабление суставов; б) потягивание и расслабление мышц; в) набирание силы; г) развитие выносливости.
Иогасаны - позы тела
Речь идет о физических позах, часто имитирующих естественные позы животных, которые предназначены для успокоения ума. Позы дают физическое восстановление, глубокую релаксацию и ментальный покой.
2. Пранамайя коша - витальная оболочка
При помощи упражнений по правильному дыханию - крий и пранаям - мы начинаем воздействовать на витальную оболочку. Специально подобранные дыхательные упражнения помогают устранению случайных возбуждений течения праны в этой оболочке. Это и есть способ воздействия на расстройства на уровне пранамайя коша.
3. Маномайя коша - ментальная оболочка
Возможность непосредственного воздействия на этом уровне дают три последних шага "Аштанга-йоги" Патанджали: дхарана, дхъяна, самадхи. Обработка ума достигается первоначальным его фокусированием (дхарана), за которым следует спокойная сосредоточенность ума на одной мысли (дхъяна) в течение все удлиняющихся промежутков времени, что в конечном счете должно привести к состоянию сверхсознания (самадхи). Постепенно приучаемое к этому сознание позволяет уму оставаться расслабленным в период медитации (дхъяна).
4. Виджнянамайя коша - оболочка мудрости
Понимание фундаментального знания является ключом к установлению равновесия в оболочке мудрости. "Упанишады" представляют собой сокровищницу такого знания, которое спасает нас от страданий и заблуждений. Многие дурные навыки появляются в результате недостаточности этого внутреннего знания - например, возбудимость и прочее. Понимание того, что есть счастье, помогает человеку отказаться от жадности, от привязанности к материальным благам и удовольствиям - и устремиться к достижению счастья внутри себя. В результате изменяется все отношение человека к жизни. Знание выжигает сильные привязанности, навязчивые идеи, пристрастия и предубеждения, которые и составляют главные причины возбуждения ума.
Физическое здоровье и тренированность
Йогические методики и упражнения способствуют развитию различных факторов физического здоровья и излечивают многие физические заболевания. Йогическая тренировка при минимальном расходе энергии дает человеку ощущение свежести и, таким образом, она не вызывает усталости. Позы Йоги больше рассчитаны на укрепление здоровья внутренних жизненно важных органов, чем на развитие мускулатуры. Асаны помогают укреплению и усилению позвоночника, содействуя также той общей тренированности, которая необходима обычному человеку.
Различные асаны и крия перечисляются в "Хатха-йога прадипика", йогическом тексте, написанном Атмарамом. Нетикрия помогает при лечении аллергических ринитов и синуситов. Различные комбинации поз назначаются для лечения запоров, спондилеза, артрита, ожирения, диспепсий, геморроя, грыж и тд.
В целом, этиология болезней, распространенных в наше время, может быть выведена из следующих пяти факторов: гиподинамии, дисгармонии тела и ума, стресса и напряжения, вызываемых работой, социальными требованиями, загрязнением окружающей среды или инфекциями. Йога способна защитить человека от этих опасностей, предлагая ему полную схему упражнений для всех систем организма, создавая гармонию тела и ума, регулируя стрессовые реакции и отношение человека к стрессу, укрепляя и освобождая от токсинов системы организма, что дает ему возможность эффективней справляться с токсичностью и заражением окружающей среды, усиливая иммунную систему организма. Таким образом, можно говорить о Йоге как об эффективной системе защиты здоровья. В настоящее время появляются все новые научные доказательства в пользу этой концепции.
Исследования по йогической терапии
Постоянно растет число центров, где ведутся исследования по физиологическим, психологическим и терапевтическим аспектам Йоги или различных йогических методик, и остается только удивляться тому, как незначительно количество серьезных научных работ, непосредственно касающихся именно терапевтического аспекта. Представляется, что сейчас применение йогатерапии зависит, главным образом, от наличия физиологических данных и от личного опыта терапевта. Из целого ряда заболеваний, которые поддаются лечению йогическими методами, серьезные данные публиковались преимущественно по бронхиальной астме, гипертонии и неврозу тревоги. Д-р К.Н.Удуппа, д-р Р.Н.Сингх из Бенаресского индусского университета в Варанаси, д-р Нагаратна и Х.Р.Нагендра из Вивекананда кендра - центра йогической терапии и исследований в Бангалоре, д-р М.В.Бхоле из Кавайя Дхама в Пуне - лидеры исследования йогатерапии в Индии. Почти во всех работах по лечению Йогой бронхиальной астмы, гипертонии и невроза тревоги отмечается значительное улучшение в состоянии больных, многие из которых отказались от приема лекарств или уменьшили его. Предварительная клиническая проверка, проведенная в нашем институте на основе методик, разработанных в Вивекананда кендра, дала весьма обнадеживающие результаты.
Группа ученых под руководством д-ра К.у.Селвамурти из Организации по исследованию и развитию обороноспособности провела серию исследований по физиологическим, биохимическим и психологическим результатам упражнений Йоги. Учитывался ряд автономных показателей: сердцебиение, кровяное давление, вентиляция, потребление кислорода, средняя температура кожи, катехоламины крови, стрессовые гормоны, ЭЭГ и т.д. Испытаниям подверглась группа военнослужащих, регулярно выполнявших упражнения Йоги. Данные сравнивались с показателями контрольной группы, в которую вошли военнослужащие, регулярно выполнявшие армейскую программу физической тренировки. В группе Йоги все показатели обнаружили стабильное автономное равновесие с тенденцией к постепенному сдвигу в сторону доминирования парасимпатической системы. Более стабильная автономная нервная система указывает на возможное замедление темпов износа физиологической системы. Стрессовые расстройства в автономном равновесии быстрее возвращаются к норме, чем сводятся к минимуму отрицательные последствия стресса.
Соединение методов Йоги и Аюрведы, безусловно, разрешит многие проблемы здоровья страдающего человечества. Этим древним наукам еще только предстоит быть использованными во благо всего мира.
Автор: профессор К.В.Дилипкумар, Арведический врач и йога-терапевт, один из основателей Клинического Исследовательского Института Йоги и Аюрведы (CRIYA) при Аюрведическом Университете (г. Коттакал, штат Керала, Индия); перевод: М.Л. Салганик; http://www.atreya-ayurveda.ru/
Теги:
Йога: меры профилактики и лечения заболеваний. Связь йоги и аюрведы
Йога и Аюрведа, древние индийские науки, практиковались в Индии с незапамятных времен, а сейчас находятся в стадии активного возрождения и развития. Хотя Йога и Аюрведа развивались независимо одна от другой, они в большой степени являются взаимодополняющими. При всей их разнице, они концептуально близки. В древних аюрведических текстах, таких как "Чарака Самхита", мы обнаруживаем подробное изложение концепции Йоги и описание йогических состояний. С другой стороны, ряд текстов по Йоге, в том числе и "Хатха-йога прадипика", затрагивают проблемы здоровья и нездоровья, равно как и их причины, и способы излечения при помощи асан, пранаямы, различных крий, мудр, бандх и т.д. Упоминается также аюрведическая доктрина пяти махабхутов и тридошей, подробно описываются концепции праны и каналов нади.По сути дела, базовый подход и основание Йоги и Аюрведы едины и различаются только выдвижением разных аспектов на первый план. Помимо единства происхождения и концептуального единства начал, Йога и Аюрведа в настоящее время движутся в направлении осознанного сближения. Современная Аюрведа выстраивается как холистическая система медицины и развивается в полноценную науку, отвечающую всем требованиям, предъявляемым нашим временем. Современная Йога быстро выходит из рамок традиционной мистики и занимает свое место в качестве научной дисциплины, имея главным направлением развития - содействие укреплению здоровья и терапию.
Таким образом, Аюрведа и Йога сближаются, дополняя друг друга, чтобы образовать всестороннюю науку о здоровье. Аюрведа есть всесторонняя наука жизни и предназначена для сохранения здоровья человека - во всех измерениях. Главный смысл здоровья индийская традиция видит в достижении четырех основных целей жизни: дхармьь (исполнение долга по отношению к себе и к обществу), артхи (приобретение богатства, позволяющего человеку не быть паразитом), камы (удовлетворение плотских желаний) и мокши (спасения).
Однако, если Аюрведа ставит своей целью общее благоденствие человека, то Йога особо выделяет его психически-духовное продвижение. Тем не менее, предпринимается все больше и больше попыток использовать Йогу для решения проблем здоровья. Хотя изначально Йога не была наукой о здоровье, современные исследования раскрыли ее потенциал как средства борьбы с все возрастающими проблемами тревожности, напряжения, стресса и психосоматических заболеваний.
Сейчас наметилась тенденция использовать потенциальные возможности Йоги для содействия Аюрведе в достижении двух ее целей, а именно: сохранить здоровье здоровым людям, облегчить страдания больным.
В настоящее время Аюрведа проявляет интерес к терапевтическим возможностям различных йогических практик для их использования в следующих целях:
1. Как методы противодействия стрессам и тревожным состояниям;
2. Как меры предотвращения стрессовых заболеваний и психосоматических болезней;
3. Как методы лечения определенных психосоматических болезней;
4. Как физической медицины;
5. Как методики для физической тренировки.
Механизм стрессовых заболеваний
В нормальном состоянии средний человек способен вынести определенные психические травмы без особых последствий для организма. Однако при превышении уровня выносливости в организме наступают различные физиологические изменения. Обыкновенно в течение короткого периода организм может справляться с ними. Но при повторении подобных ситуаций в поведении и личностных характеристиках человека проявляются заметные изменения. Больной становится более раздражительным, часто начинает страдать бессонницей, нервозностью, беспокойством, сердцебиениями. Продолжительность этих периодов весьма индивидуальна и зависит от ряда генетических факторов человека, его окружения, равно как и от природы и силы стресса. По мере развития этой ситуации, стресс поражает наиболее восприимчивые органы - в большей степени, чем остальные.
Можно выделить четыре отчетливые стадии развития стрессовых заболеваний:
1. Психическая фаза. В этой фазе и происходит большая часть психологических изменений - как результат психической травмы. Повторяющиеся тяжелые удары, наносимые человеку его окружением либо дома, либо на работе, делают его центральную нервную систему чрезмерно активной. Он становится раздражительным и гиперактивным. Нарушается сон - и человеку становится еще тревожней. Он выглядит озабоченным, напряжённым, постоянно думает о надвигающихся бедах. В зависимости от типа личности и от конституции больного, а также от типа стрессовых явлений, эти изменения длятся в течение большего или меньшего периода.
2. Психосоматическая фаза. Если ситуация не стабилизируется на психической фазе, больной переходит во вторую фазу - психосоматическую. На этой стадии вместе с уже названными функциональными расстройствами наблюдаются и некоторые явления общего порядка, такие как гипертония, тремор, сердцебиения и т.д.
3. Соматическая фаза. В этой фазе наблюдается усиление функций всех органов, особенно наиболее чувствительных. Таким образом, на этой стадии уже можно предположить, какой орган будет поражен в этом процессе.
4. Органическая фаза. На четвертой стадии напряжение постепенно сосредоточивается на самом чувствительном органе, вызывая существеннейшие его изменения. Во многих случаях, по мере развития заболевания в пораженном органе, психические и психосоматические явления отступают на второй план. По этой причине патогенез и патология подобных заболеваний могут остаться совершенно незамеченными, и болезнь будет рассматриваться как чисто органическая. Если врач не исследует ситуацию, предшествующую заболеванию, и не пытается лечить его на самой ранней стадии, то он так и не сможет добиться полного и надежного выздоровления. Стресс повинен в таких заболеваниях, как атеросклероз, гипертония, диабет, повышенная кислотность, язвенный колит, мигрень, головные боли, аллергии, астма, кожные болезни, аутоиммунные расстройства и т.д.
Концепция стресса по йоге
В "Тайттирейя-упанишаде" изложена холистическая концепция человека, как системы, имеющей пять основных оболочек существования. При объяснении механизма стресса во внимание принимается целостная концепция человека, а не только его телесное существование.
1. Анандамайя коша (оболочка блаженства) - самая верхняя оболочка тела, никакого стресса не знающая, состояние абсолютного блаженства, где нет ни мыслей, ни действий. Это есть сверхсознательное состояние.
2. Виджнянамайя коша (оболочка мудрости) - в этой оболочке начинается мыслительный процесс, который вызывает неравновесие совершенного состояния блаженства. Великий мудрец Патанджали в своем тексте "Йога сутры" называет авидью (незнание), в качестве первопричины клеша, то есть стресса. Авидья возникает в виджнянамайя коше в результате мышления. Когда мы начинаем снова и снова о чем-то раздумывать, у нас возникает привязанность к этой мысли. Так авидъя приводит к асмитхе, к ощущению своего "Я", эго, с сопутствующими ему понятиями - "мой ум", "мои мысли", "мои чувства", "мое тело" и т.д. Выход из равновесия на этом уровне ведет к обособлению личности и эгоцентрическому поведению.
3. Маномайя коша (ментальная оболочка) - в результате обособления личности возникает эмоциональное неравновесие на уровне маномайя коша. Оно приводит к формированию сильных симпатий и антипатий, пристрастий и предубеждений (рага-двеша). Усиливающиеся ментальные напряжения делают человека все более неспокойным, смятенным и связанным.
4. Пранамайя коша (витальная оболочка) - это оболочка жизненной энергии тела. Авидья, асмитха, рага-двеша, проникая в жизненную оболочку, выводят ее из состояния равновесия. Это ускоряет процессы жизнедеятельности, в результате чего расходуется чрезмерное количество энергии, что, в свою очередь, приводит к ухудшению качества жизни и снижает эффективность работы организма.
5. Аннамайя коша (физическая оболочка) - эта глубиннейшая оболочка проявляет в себе стресс в самой грубой форме. Патанджали рассматривал это как абхинивеша (распущенность): состояние беспомощности, загнанности в угол, порабощенности или скованности, характеризующееся поступками инстинктивного типа, напоминающими действия животных. Состояние ведет к расстройству нервно-эндокринной системы, которое есть причина множества болезней.
В "Бхагавад-Гите" весь процесс возникновения стресса, его развития, обострения и его последствий представлен в виде драматического повествования: настойчивые мысли об объектах вызывают привязанность к желаниям, сильные симпатии и антипатии, жадность, похоть, собственничество, желания приводят к злобе, злоба - к ослеплению. Ослепление искажает воспоминания и приводит к утрате различительной способности. В результате человек теряется. Это драматическое повествование почти полностью соответствует всесторонним описаниям стресса у Патанджали.
Концепция стрессовых расстройств по аюрведе
В Аюрведе значение психического фактора в заболевании выражено через формулировку - эмоциональная травма, возникающая от подавления эмоций, вызывает болезни или усиливает их. По Аюрведе, соматические болезни есть результат разбалансированности дош, то есть Ваты, Питты, Капхи, а психические расстройства - результат неуравновешенности психических дош, то есть, Раджас и Тамас. Факторы, вызывающие неуравновешенность дош, условно подразделяются на три группы:
1. Стрессовый контакт с объектами чувств (асатмендрия самйога).
2. Волевые нарушения (праджняпарадха).
3. Воздействия времени года (паринама).
Причиной возникновения неуравновешенности в психических дошах (Раджас и Тамас) чаще всего бывает праджняпарадха: в результате неверного представления и ошибочного суждения разум, контролирующая сила и память человека искажаются. В этом состоянии он совершает неправильные действия, действия вызывают стресс в теле и в уме, а это уже ведет к расстройствам телесной системы - дошика. Саттва, Раджас и Тамас есть три качества ума. Ум индивида обладает склонностью к какому-то одному из этих качеств. Саттва является наилучшим качеством и представляет собой нормальную физиологическую стадию. Как только начинается преобладание Раджаса и Тамаса, наступает ментальная неуравновешенность, в человеке происходят глубокие эмоциональные изменения, которые рассматриваются как патологические состояния ума.
Психические и соматические доши взаимозависимы и воздействуют друг на друга и при здоровье, и при болезни. Фундаментальная концепция Аюрведы заключается в том, что человек есть интегрированное целое и, по отношению к окружающему его миру, функционирует как единое целое. Человек не делится на отдельные части. В здоровом ли состоянии, или при болезни каждую часть организма следует рассматривать как нечто выделяемое из целого. Если ключом к здоровью является качество жизни человека, то здоровый образ жизни должен включать в себя все жизненные аспекты - физический, ментальный, эмоциональный, духовный и социальный. Соответственно, врач, практикующий Аюрведу, всегда рассматривает больного как чикитса пуруша, то есть существо не только физическое или материальное, но и как биологическое целое. Более того, не просто как биологическое целое, но как психологического индивида, заслуживающего гуманного к себе отношения вместе с исцелением.
Восемь антистрессовых шагов на пути йоги
Йога практикуется для снижения клеша или стресса и для достижения высшего состояния сознания, для которого характерно уменьшение стрессов и повышение способностей. В описании процесса удаления стрессов Патанджали употребляет слово "утончение", что указывает не на резкое и мгновенное уничтожение, но на постепенный систематический процесс движения от сильного стресса к более слабому. Патанджали описывает восемь шагов на пути йоги:
Яма - воздержание
Этот первый из восьми шагов предназначен для предотвращения дурных помыслов, таких как жадность, ярость, аморальность, тенденция к воровству и привязанность. Следующие пять этических правил рекомендуются как основа для правильного поведения: 1.ненасилие, 2. неворовство, 3. ненакопительство, 4. честность, 5. умеренность и воздержание.
Нияма - соблюдение
Патанджали перечисляет пять ниям, необходимых для соблюдения индивидуальной дисциплины: 1. чистота, 2. аскетизм, 3. преданность Богу, 4. удовлетворенность, 5. самопознание.
Асаны - позы тела
Асаны требуются для обретения способности в течение длительного времени держать определенную позу без ощущения дискомфорта и без отвлечения на посторонние мысли. Такое терпение и выносливость развиваются в человеке через снижение излишней физической активности, как сознательной, так и неосознанной. Постоянными упражнениями и настойчивостью можно свести к минимуму базовый метаболизм. Для контроля над моторной активностью необходимо во время выполнения асаны глубоко и отчетливо ощущать собственное тело.
Пранаяма - энергетический контроль
Прана есть жизненная энергия тела, а аяма означает управление или регулирование. Пранаяма, таким образом, предназначена для осуществления контроля над праной, или дыханием. Дыхание - это наиболее наглядный акт движения энергии в теле, и регулирование дыхания открывает потенциальную возможность для автоматического контролирования различных внутренних органов.
Пратъяхара - удержание
Органы чувств постоянно стараются притянуть нас к своим объектам Пратъяхара же есть постоянное стремление удержать себя от притяжения этих объектов. Вместо погружения в чувственные удовольствия, пратъяхара направляет наши ощущения вовнутрь, на собственное "я", что дает человеку более глубокое осознание себя.
Дхарана - сосредоточение
Дхарана представляет собой тот тип сосредоточения, при котором ум ограничивается узкой сферой, определяемой объектом, избранным для этой цели. Смысл заключается в том, чтобы постоянно удерживать ум в состоянии сосредоточенности на этом объекте, когда же сосредоточение прерывается, то ум следует вернуть на объект и опять контролировать его. Цель упражнения - в постепенном уменьшении, а затем и в полном исключении отвлекающих моментов с тем, чтобы сосредоточение стало совершенным.
Дхъяна - медитация
Когда сосредоточение перестает прерываться, тогда наступает состояние дхъяны. Это обеспечивает контроль над активизацией по желанию различных кортикальных областей.
Самадхи - сверхсознание
Это последний шаг аштанга йоги, наивысшее состояние, где уже не существует ничего отвлекающего, и сознание полностью сосредоточено на объекте медитации. Это состояние и называется сверхсознанием.
Контролирование стрессовых расстройств
Йога предлагает путь контролирования стрессовых расстройств, основанный на холистической концепции человека и на всеобъемлющей концепции стресса. Лечение стресса заключается в установлении равновесия на всех уровнях: на уровне аннамайя, пранамайя, маномайя и виджнянамайя коша. В текстах по йоге и в "Упанишадах" содержится описание большого числа йогических упражнений для уравновешивания и гармонизации расстройств в каждой из этих оболочек.
1. Аннамайя коша - физическая оболочка
Для воздействия на эту оболочку и для устранения физических симптомов заболеваний используются крия - физические движения, и йогасаны - статические позы.
Крия
Это название йогических процессов, очищающих внутренние органы нашего тела, которые описаны в "Хатха- йоге". Крия дают следующие результаты: а) активизируют и восстанавливают орган, б) усиливают его функционирование и тонус, в) десенсибилизируют орган, г) развивают глубинное внутреннее осознание. Для этих целей чаще всего применяются упрощенные варианты основных крий, перечисляемых в йогических текстах: сутранети, джаланети, капалабхати, вамана дхаутхи и т.д.
Физические упражнения и движения
Для активизации метаболизма в особо пораженных частях тела применяются самые простые физические движения. В зависимости от характера заболевания могут быть рекомендованы следующие физические упражнения: а) расслабление суставов; б) потягивание и расслабление мышц; в) набирание силы; г) развитие выносливости.
Иогасаны - позы тела
Речь идет о физических позах, часто имитирующих естественные позы животных, которые предназначены для успокоения ума. Позы дают физическое восстановление, глубокую релаксацию и ментальный покой.
2. Пранамайя коша - витальная оболочка
При помощи упражнений по правильному дыханию - крий и пранаям - мы начинаем воздействовать на витальную оболочку. Специально подобранные дыхательные упражнения помогают устранению случайных возбуждений течения праны в этой оболочке. Это и есть способ воздействия на расстройства на уровне пранамайя коша.
3. Маномайя коша - ментальная оболочка
Возможность непосредственного воздействия на этом уровне дают три последних шага "Аштанга-йоги" Патанджали: дхарана, дхъяна, самадхи. Обработка ума достигается первоначальным его фокусированием (дхарана), за которым следует спокойная сосредоточенность ума на одной мысли (дхъяна) в течение все удлиняющихся промежутков времени, что в конечном счете должно привести к состоянию сверхсознания (самадхи). Постепенно приучаемое к этому сознание позволяет уму оставаться расслабленным в период медитации (дхъяна).
4. Виджнянамайя коша - оболочка мудрости
Понимание фундаментального знания является ключом к установлению равновесия в оболочке мудрости. "Упанишады" представляют собой сокровищницу такого знания, которое спасает нас от страданий и заблуждений. Многие дурные навыки появляются в результате недостаточности этого внутреннего знания - например, возбудимость и прочее. Понимание того, что есть счастье, помогает человеку отказаться от жадности, от привязанности к материальным благам и удовольствиям - и устремиться к достижению счастья внутри себя. В результате изменяется все отношение человека к жизни. Знание выжигает сильные привязанности, навязчивые идеи, пристрастия и предубеждения, которые и составляют главные причины возбуждения ума.
Физическое здоровье и тренированность
Йогические методики и упражнения способствуют развитию различных факторов физического здоровья и излечивают многие физические заболевания. Йогическая тренировка при минимальном расходе энергии дает человеку ощущение свежести и, таким образом, она не вызывает усталости. Позы Йоги больше рассчитаны на укрепление здоровья внутренних жизненно важных органов, чем на развитие мускулатуры. Асаны помогают укреплению и усилению позвоночника, содействуя также той общей тренированности, которая необходима обычному человеку.
Различные асаны и крия перечисляются в "Хатха-йога прадипика", йогическом тексте, написанном Атмарамом. Нетикрия помогает при лечении аллергических ринитов и синуситов. Различные комбинации поз назначаются для лечения запоров, спондилеза, артрита, ожирения, диспепсий, геморроя, грыж и тд.
В целом, этиология болезней, распространенных в наше время, может быть выведена из следующих пяти факторов: гиподинамии, дисгармонии тела и ума, стресса и напряжения, вызываемых работой, социальными требованиями, загрязнением окружающей среды или инфекциями. Йога способна защитить человека от этих опасностей, предлагая ему полную схему упражнений для всех систем организма, создавая гармонию тела и ума, регулируя стрессовые реакции и отношение человека к стрессу, укрепляя и освобождая от токсинов системы организма, что дает ему возможность эффективней справляться с токсичностью и заражением окружающей среды, усиливая иммунную систему организма. Таким образом, можно говорить о Йоге как об эффективной системе защиты здоровья. В настоящее время появляются все новые научные доказательства в пользу этой концепции.
Исследования по йогической терапии
Постоянно растет число центров, где ведутся исследования по физиологическим, психологическим и терапевтическим аспектам Йоги или различных йогических методик, и остается только удивляться тому, как незначительно количество серьезных научных работ, непосредственно касающихся именно терапевтического аспекта. Представляется, что сейчас применение йогатерапии зависит, главным образом, от наличия физиологических данных и от личного опыта терапевта. Из целого ряда заболеваний, которые поддаются лечению йогическими методами, серьезные данные публиковались преимущественно по бронхиальной астме, гипертонии и неврозу тревоги. Д-р К.Н.Удуппа, д-р Р.Н.Сингх из Бенаресского индусского университета в Варанаси, д-р Нагаратна и Х.Р.Нагендра из Вивекананда кендра - центра йогической терапии и исследований в Бангалоре, д-р М.В.Бхоле из Кавайя Дхама в Пуне - лидеры исследования йогатерапии в Индии. Почти во всех работах по лечению Йогой бронхиальной астмы, гипертонии и невроза тревоги отмечается значительное улучшение в состоянии больных, многие из которых отказались от приема лекарств или уменьшили его. Предварительная клиническая проверка, проведенная в нашем институте на основе методик, разработанных в Вивекананда кендра, дала весьма обнадеживающие результаты.
Группа ученых под руководством д-ра К.у.Селвамурти из Организации по исследованию и развитию обороноспособности провела серию исследований по физиологическим, биохимическим и психологическим результатам упражнений Йоги. Учитывался ряд автономных показателей: сердцебиение, кровяное давление, вентиляция, потребление кислорода, средняя температура кожи, катехоламины крови, стрессовые гормоны, ЭЭГ и т.д. Испытаниям подверглась группа военнослужащих, регулярно выполнявших упражнения Йоги. Данные сравнивались с показателями контрольной группы, в которую вошли военнослужащие, регулярно выполнявшие армейскую программу физической тренировки. В группе Йоги все показатели обнаружили стабильное автономное равновесие с тенденцией к постепенному сдвигу в сторону доминирования парасимпатической системы. Более стабильная автономная нервная система указывает на возможное замедление темпов износа физиологической системы. Стрессовые расстройства в автономном равновесии быстрее возвращаются к норме, чем сводятся к минимуму отрицательные последствия стресса.
Соединение методов Йоги и Аюрведы, безусловно, разрешит многие проблемы здоровья страдающего человечества. Этим древним наукам еще только предстоит быть использованными во благо всего мира.
Автор: профессор К.В.Дилипкумар, Арведический врач и йога-терапевт, один из основателей Клинического Исследовательского Института Йоги и Аюрведы (CRIYA) при Аюрведическом Университете (г. Коттакал, штат Керала, Индия); перевод: М.Л. Салганик; http://www.atreya-ayurveda.ru/
Теги:
Новинки