Оставте заявку и мы свяжимся с вами.
Философия йоги - Аюрведа Плюс. Магазин аюрведических товаров.

Философия йоги
Когда мы говорим о йоге, первые слова, которые всплывают на ум, это понятие духовного развития. Здесь возникает очень важный вопрос: а что, собственно, духовно развивается? Тут же всплывает, даже не задумываясь (что тут же вызывает настороженность - почему мы при этом не задумываемся?), сколь очевидный, столь и абсолютно бесполезный ответ, что развивается душа. Почему бесполезный? А кто ее видел, чувствовал, знает, что она существует?
Духовное развитие - дословно развитие духа, а кто такой этот дух? Если посмотреть разные учения, и вообще этимологию этого слова, то исходно "дух" идет от слова "дыхание". Русским духом пахнет. Или человек сильный духом. С попытки ответить на вопрос «что духовно развивается» я и хочу начать курс философии йоги. Недавно вышел очень хороший фильм, который я, безусловно, добавлю к списку учебных, а именно "Управление гневом" с Д.Николсоном. Там есть интересный момент, когда психотерапевт, который был скорее учителем для пациента, чем собственно терапевтом, спрашивает: «Кто ты?». Пациент отвечает: «Я рекламщик».
-Я не спрашиваю, кем ты работаешь. Кто ты?
-Я специалист по тому-то, тому-то.
-Я не спрашиваю, какое у тебя образование. Кто ты?
-Я классный парень.
-Я не спрашиваю, какой ты парень. Кто ты?
Этот вопрос: «Кто ты?» только кажется какой-то шуткой или схоластикой. В попытке ответа на этот вопрос и лежит понимание этого вопроса. Попытки человека ответить на этот вопрос постоянно связаны с идентификацией себя с какой-то из играемых им ролей. Наиболее примитивные идентификации связаны с социальными ролями. Человек говорит: "Я столяр, я жена, мать двоих детей". Человек идентифицирует себя с этой ролью. Эта роль имеет строго определенный набор каких-то функций, эмоциональных состояний, энергетик, внутренних прав. Если человек идентифицирует себя со столяром, то он уже понимает, что туда мне нельзя, там крутые отдыхают. Или, наоборот, если человек себя идентифицирует как "крутого", то он не пойдет куда-то в другое место.
В социологии есть так называемые ролевые теории. Социум рассматривается как набор ролей. Человек в процессе обучения как бы обучается играть те или иные роли. Как дети - ребенок посмотрел на какую-то форму поведения - слизнул, тоже попробовал, работает, теперь у меня эта роль есть. Постепенно эти формы поведения кристаллизируются, обобщаются в некоторые группки, принимают более или менее законченную форму и, по большому счету, человек, который повзрослел, обладает достаточно большим, хотя и ограниченным набором ролей, и границы каждой роли четко определены. В действительности набор ролей не определяется только социальными ролями или профессиями. Как сказал упомянутый выше герой фильма: "Я - хороший парень". Хороший парень - это тоже роль. Это означает, что человек допускает для себя некоторый набор эмоциональных реагирований, который он считает допустимым.
С другой стороны, можно сказать, что есть роли, которые менее очевидны. Те из вас, кто уже сталкивался со сценарными вариантами, или смотрели на это с позиции Берновской теории игр, замечали, что форма поведения, которой живет человек, достаточно детерминирована. У человека есть некоторый набор ходов, эмоций, стереотипов. На каком-то уровне своего сознания человек идентифицирован с какой-то сценарной ролью, соответствующим сценарием. Это более сложная штука - сценарная роль, чем просто профессиональная идентификация. Эта роль включает в себя, например, последовательность эмоциональных реагирований. Т.е. как ты отреагируешь, если сделают так - я, естественно, обижусь; или, естественно, разозлюсь; или, естественно, дам в морду. Почему «естественно»? Другой человек может поступить иначе. Если цитировать известный фильм: "Ури, ну где же у него кнопка?", то у человека таких кнопок достаточно много, и эти кнопки действительно работают примерно однотипно. Некоторое эмоциональное нажатие на кнопку вызывает совершенно стереотипный однозначный ответ. Стимул - реакция, вход - выход. Система черного ящика. В этом смысле возникает вопрос: "А где ты?" Если эту же роль может сыграть какой-то другой человек, и, более того, поскольку базовых сценариев всего шесть, а на Земле шесть миллиардов человек, то можно примерно сказать, что еще один миллиард играет тот же сценарий, - то где ты? Наконец, можно искать какие-то роли, связанные с жизненной позицией. Человек является активным деятелем или пассивным, наблюдателем или деятелем. С этим интересно сталкиваться, когда люди начинают заниматься боевыми искусствами: человек тренируется, тренируется, тренируется. «А зачем ты это делаешь?» - «Если на меня нападут, я знаю, как защититься». По сути говоря, он пришел в сценарии жертвы, потому что знал, что на него нападут, прозанимался много лет и он по-прежнему находится в сценарии жертвы, только теперь он жертва подготовленная. Это еще более глубинная ролевая идентификация. Или, например, аналогичная ролевая идентификация по другим чакрам. Я что-то делаю или со мной что-то происходит.
Если послушать человека и посмотреть, как часто он употребляет действительный или страдательный залог, то, как правило, одни люди преимущественно употребляют действительный залог, а другие - преимущественно страдательный. Со мной произошло, меня подвели, мне дали, у меня взяли, мне пришло, т.е. события происходят с ним, но не он их делает. Аналогично можно по другой чакре - по Свадхистхане. Меня использовали, я использовал - пассивная, активная роль, но тоже роли. Этот момент ролевой идентификации происходит на уровне каких-то наиболее глубинных пластов бессознательного. Можно, наверное, построить даже своего рода иерархию этих ролей, но смысл сводится к тому, что все эти роли всего лишь роли. Очень интересная тема - построение такой иерархии, но в действительности, все это не имеет отношения к вопросу "где я?". Наверное, ответ на этот вопрос лежит на уровне внутреннего ощущения. Потому что понятие "души", безусловно, правильно, но бесполезно, так как душу мы не ощущаем, но некоторое ощущение своего «Я» почувствовать можем. Самое интересное, что даже если это ощущение возникает, то в тех ситуациях, где в максимальной степени разрушается ролевая идентификация человека. Пока все идет хорошо, человек постоянно отождествляется со своей ролью. Если посмотреть на это с энергетической позиции, эгрегор начинает поедать человека, будь то профессиональный эгрегор, личностный эгрегор, семейный эгрегор. Все идет нормально, все на мази, завтра делаем это, послезавтра - это, через год - это, а через тридцать пять лет на вашей могиле будет написано то-то. Жизнь понятна, определена и здесь нет места для «Я».
Если социальная структура достаточно жестка, каждая роль позволяет играть саму себя практически не задумываясь. Задумываться должен только ребенок, пока он эту роль освоит. Более того, изменение социальных ролей не приветствуется никем, оно не приветствуется социумом. Почему даже в советское время, если человек хотел получить второе высшее образование, он должен был долго объяснять, зачем ему это нужно. Сейчас за деньги-то можно. Я думаю, что это все равно прикроют. А почему ты здесь не хочешь работать? Ты же уже готов, ты шестеренка, вот мы тебя поставили, ты уже крутишься, а ты хочешь быть еще и волчком. Непорядок. То же самое и в других аспектах социальной жизни. Если вы пытаетесь вести себя не так, как требует ваша роль, вокруг вас возникают некоторые напряжения. Если ты по жизни деляга, то веди себя как деляга и не надо умничать. Если ты по жизни умник, не надо пытаться заработать. Это перемещение из роли в роль никем из социального эгрегора не приветствуется. Потому что любое подобного рода перемещение приводит, с одной стороны, к тому, что человек стягивает значительное количество энергии на себя с тех ролей, которые он играет, может быть даже и с окружающих людей, а с другой стороны, оно нарушает единый ритм. Если шестеренка отказывается быть шестеренкой, а хочет быть кем-нибудь другим, то весь остальной механизм начинает где-то клиниться. Поэтому тут есть некоторое сопротивление.
Но, с другой стороны, Природа всегда содержит в себе три элемента: Отца, Сына, Духа. Природа не могла не предусмотреть какого-то момента, который позволит человеку кристаллизовать его «Я». Потому что именно наличие «Я» и делает человека человеком. Животное не самоосознанно, «автомат» - тоже, а человек самоосознан. Человек чувствует в себе это «Я», которое независимо от всех тех ролей, которые он играет. Человек пытается вырваться из этих ролей и играть их, по крайней мере, осознанно выбирая ту роль, которую он сам хочет. Как правило, человек начинает чувствовать ощущение «Я» тогда, когда какая-то из ролей приходит в противоречие с другой ролью, или разрушается вообще сцена. Например, как было в Советском Союзе - все понятно, все на мази. Если человек стал на какие-то рельсы, окончил ВУЗ, дальше по научной стезе - аспирантура, потом стал доцентом, профессором, членкором, потом похоронят - все понятно. Или человек знает - я пошел на истфак, в райком комсомола, тоже понятная линия. А тут - бах - социум ломается, и те роли, которые были адекватны, перестают быть адекватными, и тут может как раз на этом дискомфорте прорезаться «Я». Я думал, что можно жить так, а оно не получается. Возникает момент: кто-то должен принять решение или об отмене роли, или об ее совершенствовании, или о переходе на другой уровень игры. Кто принимает это решение? В этот момент, когда что-то рушится, можно почувствовать «Я»; когда в какой-то момент, который был для вас естественным, привычным, нормальным, вдруг оказывается все по-другому. Это уже невозможно завуалировать от самого себя.
Бывает так, что эти роли вступают в противоречие друг с другом. С одной стороны, я хороший человек, а с другой стороны, нужно сделать гадость. Кто принимает решение, так все-таки по какому пути пойти - сохранить себе ощущение, что я хороший человек, или сделать гадость, которая выбивает из этой роли. Решение все равно нужно принять, и когда две роли противоречат друг другу, должен прийти кто-то третий, кто их рассудит. Этот третий находится немножко на более высоком уровне. Именно в такой ситуации и возможна кристаллизация «Я».
Андрей Сафронов
Теги: йога, духовное развитие
Новинки