Оставте заявку и мы свяжимся с вами.
Учение Фрейда - Аюрведа Плюс. Магазин аюрведических товаров.

Учение Фрейда
Учение Фрейда оказало значительное влияние на формирование современного мировоззрения во многих сферах общечеловеческого бытия. Психотерапия и психоанализ обязана своему рождению его работам. Австрийский психолог, психиатр и невропатолог З. Фрейд, своими работами в психологии способствовал отделению психологии от философии в отдельную науку.Интеллектуальная революция 20 века, изменила облик наук о человеке, о межличностных отношениях и стереотипах поведения, облегчила участь многих душевнобольных, расширив знания о психических процессах, управляющих поведением человека.
Бессознательное
Фрейд первый ввёл в науку психологию термин - бессознательное, для обозначения процессов, неизвестных для сознания субъекта. Психоанализ появился благодаря открытию бессознательного, его законов, и методов получения к нему доступа. Позднее этот термин был переименован в "Оно"- обозначая инстинктивные побуждения.
Фрейд доказывал свои теории на практике, облегчая состояния многих своих пациентов. Позиция Фрейда к душевным больным носила гуманистический характер, он видел во многих психических заболеваниях психологические причины, а не биологические или механистические. Еще совсем недавно душевнобольных сжигали на кострах как дьяволов и ведьм, сажали в тюрьмы, изолировали от общества, преследовали как одержимых демонами. Фрейд видел, что во многих случаях больным можно помочь, что в корне их заболевания лежат бессознательные процессы в памяти и подавленные идеи, внутренний конфликт. Из опыта он пришёл к выводу, если подавленная идея, приводящая больного к истерии или тяжёлое воспоминание, выводилась на сознательный уровень и прорабатывалась, то симптомы заболевания исчезали.
Свободные ассоциации
Фрейд в своей практике всё больше склонялся к разговорной терапии, давая пациенту выговориться. С помощью техники свободных ассоциаций, Фрейд всё глубже проникал в психику своих пациентов.
"Техника свободные ассоциаций" давала доступ к подсознанию и позволяла обнаруживать скрытые связи, существующие между идеями. Фрейд говорил, что нельзя заставить пациента осознать нечто, можно только проявить некоторые вещи, из глубин памяти, и при помощи анализа фрагментов определить суть внутреннего конфликта. Такая терапия, анализ монологов пациентов дали возможность построения неких моделей психики и вывести понятие универсальных психологических паттернов. Однако Фрейда пытался объяснить механизм действия сознания, как действие какого-нибудь аппарата, который можно проанализировать, как механическую систему.
Подавленные желания
Фрейд пытался объяснить болезненные навязчивые состояния как внутренний конфликт, вызванный скрытыми, подавленными, нереализованными желаниями человека, продукта своей цивилизации и общества предъявляющего определенные морально этические требования к нему.
"Принцип реальности" - этот принцип регулирует поведение человека, в соответствии с требованиями внешнего мира и объективной реальностью, стремлении человека получить удовольствие. Этот принцип формируется в процессе социального становления личности. Принцип реальности сдерживает желания человека, заставляя искать другой путь реализации своего желания и снятия напряжения и дискомфорта связанного с неудовлетворённостью желаний.
Принцип удовольствия
Фрейд доказывал, что в основе внутреннего конфликта лежат инстинктивные желания, побуждения человека и его стремления удовлетворить их. Механизм этого процесса регулируется автоматически и связан с "принципом удовольствия", лежащего в основе психической деятельности человека, выраженного бессознательным желанием и стремлением к получению удовольствия. Возбуждение и напряжение связаны с неудовольствием. Желание снизить напряжение и устранить неудовольствие порождает действие внешнее, либо внутреннее психологическое.
Фрейд утверждал, что удовлетворение желаний всегда связно с преодолением сопротивления внешнего мира, диктующего свои правила. Удовлетворение одного желания рождает новые и новые желания, что порождает постоянный конфликт с внешним окружением. Жизнь человека превращается в постоянную борьбу и конфликт.
"Жизнь - есть борьба"
Фрейд утверждал, что человек всегда желает получить большее удовлетворение своих инстинктивных желаний, однако находит постоянное внешнее сопротивление. В основе духовной жизни человека находятся инстинктивные желания, которые он пытается удовлетворить. Согласно, психодинамической теории личности Фрейда, личность человека определяет внутренний механизм психической регуляции поведения человека.
Подавление
Фрейд использует понятие - "подавление" для обозначения психического процесса, возникающего вследствие конфликта между принципом удовольствия и принципом реальности. Когда импульсы и желания находятся в конфликте с обычным стандартом поведения, в результате чего эти импульсы и желания переходят из сознание в бессознательное, где они сохраняют свою активность, определяя поведение и опыт, и вызывают невротические симптомы разного рода.
Структура личности
Личность схематически по теории Фрейда можно представить из трёх структур: ИД, ЭГО, СУПЕРЭГО.
ИД - (от латинского слова - "ОНО") обозначает врождённые аспекты личности. Это бессознательный уровень, тесно связан с инстинктивными естественными побуждениями человека, такими как сон, еда, сексуальная активность. Фрейд рассматривал эту структуру бессознательного, как посредника между физиологическими и психическими процессами, происходящими в организме.
Ид избавляет человека от напряжения вызванного биологически обусловленными побуждениями (кашель, рвота, сон, эрекция, ит.д.) и стремиться к разрядке (снятию напряжения), которая сопровождается чувством удовольствия. Маленький ребёнок не способен откладывать удовлетворение своих желаний. С возрастом, когда ребёнок начинает выделять себя из окружающего мира в качестве отдельной сущности, неразрывно связанной со своим телом происходит формирование "ЭГО" - "Я".
"Эго" - это психическая инстанция - индивидуальный опыт себя, некая концепция себя, та часть личности, которая находится в непосредственном контакте с внешним миром. Эго - исполнительный орган личности, стремиться удовлетворить желания ИД, с учётом внешних ограничений, обеспечивая безопасность и самосохранение индивидуума.
"Супер-эго" - это третья структура личности, обеспечивающая интеграцию человека в обществе. Эта структура несёт систему морально этических ценностей, стандарты поведения и оценочную шкалу общества, в котором существует личность. Это структура существует в бессознательной области, несёт на себе опыт, полученный в раннем детстве, главным образом на основании отношений ребёнка к родителям. Представляет критическую, контролирующую, защитную часть сознания - представленную как совесть, кодекс чести, и вызывает чувство вины, страха, беспокойства, когда желания Эго противоречат внешним условиям.Позднее Фрейд ввёл в свою систему организации личности дополнительную четвертую структуру.
"Эго-идеал, или Идеальное эго"- эта структура формируется в семье, и несёт отпечаток шаблона поведения и межличностных отношений. Как дополнительную помеху, в реализации личных желаний, Фрейд видит общественные ограничения. Эго могло бы удовлетворять свои подавленные желания, если бы не требования предъявляемые окружением.
Основной стимул
Основной стимул, движущий человека к действию - это получение удовольствия, это самый эффективный стимул, однако происходит столкновение с внешним миром, не дающим реализовать, вывести энергию в действие. "Я склонен думать, говорил Фрейд,что задача - сделать человека счастливым, не входила в план сотворения мира". К сожалению, Фрейд не видел в душе человека светлый импульс, который даёт надежду всему человечеству.Фрейд полагает, что сама жизнь предполагает невроз, поскольку у человека нет другого выбора, кроме внутреннего конфликта, основанного на противоречии своих желаний и внешним миром, когда "ОНО" не может или не хочет приспособиться к реальной необходимости.
Если же происходит разрыв между "Я" и реальностью, наступает психоз, выраженный в таких заболеваниях как шизофрения, паранойя, маниакально- депрессивные расстройства. Невроз - это конфликт с реальностью, психоз - это отрицание и замена реальности.
Океаническое чувство
Вместе с тем, Фрейд постиг в определённой мере чистое сознание, и объяснил это как "океаническое чувство".
Фрейд пишет в своей работе :" Неудовлетворённость культурой"
"...Это чувство, называемое нами ощущением вечности, чего-то беспредельного, безграничного, другими словами "океанического". Он добавляет, что "чувство - чисто субъективный фактор, не являющийся предметом веры, оно не создает уверенности в личном бессмертии, но является источником религиозной энергии, на которой основаны различные церкви и религиозные системы, направляющие эту энергию в нужные русла и, несомненно, исчерпывающие ее. Человек может считать себя религиозных! лишь на основе этого "океанического" чувства, даже если он отвергает веру или иллюзии...".
"...Другими словами, это чувство нерасторжимых уз, осознание себя частицей мироздания в целом.Лишь для одного состояния, довольно нехарактерного, но которое все, же нельзя расценивать как патологическое, это не так. На пике влюбленности граница между ego и объектом на грани стирания. Вопреки всем доводам рассудка, влюбленный провозглашает, что "я" и "ты" едины, и готов вести себя так, как, будто это факт".
"...Соглашаясь с тем, что в психической жизни многих людей преобладает - первичное ego-чувство в большей или меньшей степени, мы принимаем и то, что оно будет существовать наряду с более узким и четко обозначенным ego-чувством зрелости, как бы дублируя его. В этом случае идейное содержание, соответствующее ему, будет как раз безграничностью и связью со Вселенной, т.е. теми понятиями, которые мой друг вкладывал в "океаническое" чувство"."...в психической жизни не умирает то, что однажды возникло, все каким-то образом сохраняется и в определенных обстоятельствах (когда, к примеру, регресс достаточно сильный) может снова всплывать на поверхность".
Я могу допустить, что "океаническое" чувство позже стало связываться с религией.
"Единство Вселенной", которое формирует идейное содержание, является как бы первой попыткой религиозного утешения, как бы иным способом предотвратить опасность, которая угрожает ego со стороны внешнего мира".
....."океаническое" чувство существует у многих людей, и мы склонны отнести его к ранней фазе развития чувства. Тогда возникает следующий вопрос: "Какой критерий применим к этому чувству как источнику религиозных потребностей!"
Мне это не кажется непреодолимым препятствием. В конце концов, чувство может быть лишь источником энергии, если само оно является выражением сильной потребности. Развитие религиозной потребности из детской беспомощности, и на почве тяги к отцу, кажется мне неоспорим фактом, тем более что чувство это не только сохраняется с детского возраста, но и постоянно поддерживается страхом перед всемогущей силой Судьбы. Я считаю, что самой сильной потребностью в детстве является потребность в отцовской защите. Таким образом, роль "океанического" чувства, которое могло бы стремиться к восстановлению беспредельности нарциссизма, вытеснена на задний план. Корни религиозных отношений можно четко проследить в чувстве детской беспомощности. Возможно, они и более глубоки, но на сегодня это еще тайна, покрытая мраком. Нетрудно установить связи с целым рядом модификаций психики, таких, как трансы и экстазы. Но хочу воскликнуть словами Шиллера: "Позвольте радоваться тому, кто видит здесь все в розовом свете".
Регрессия
Фрейд считал, что в человеческой психике всегда присутствуют следы прошлого опыта как индивидуального, так и родового, в некой видоизменённой форме. В религиозном чувстве, по мысли Фрейда, присутствуют, с одной стороны, элементы детской беспомощности и потребности в защите, с другой - "океаническое чувство" причастности к вечности и бесконечности, которое Фрейд связывает с отсутствием в психике грудного ребенка различения своего "Я" и внешнего мира. Подобные чувства у взрослого человека Фрейд считал проявлением регрессивного состояния связанного с выражением крайней регрессии, обычно возникающей вслед за ощущением одиночества. Это переживание напоминает невротический симптом, и могут вести к регрессивному поведению, сопровождающемуся фантазиями о физическом единении с матерью.
Регрессия - это обратный рефлекс связан с более ранним уровнем развития, происходит, в основном, как ответная реакция на тревожное нервное состояние, неуверенности и ощущении беззащитности. Когда ребёнок старше двух лет сосёт палец, он не желает взрослеть и выходить из состояния, когда ощущал большую защиту матери или отца. Становясь взрослым человек, внутренне ищет защиту, некий образ сильного отца, и сопричастность силой, обеспечивающей его защиту. Такого рода защиту он может обрести в религии. Фрейд считал, что океаническое чувство - это регрессивное чувство возвращающая взрослого к детским потребностям, когда "Я" неотличимо от внешнего мира и управляется принципом удовольствия. Фрейд с большим пессимизмом рассматривал возможность другого проявления океанического ощущения счастья. Психологи, которые объясняли понятие регрессия после Фрейда, Эрнест Крис, отмечали, что форм регрессии большое множество, некоторые из них проявляют себя в искусстве, гениальности и творчестве, генерируя идеи, формируемые под интегративным контролем "Я". Эти люди демонстрируют возможность проникновения в глубины подсознания, и в момент таких связей их сознание воспринимает всё происходящее гораздо тоньше и острее. Крис представлял концепцию регрессии как приносящую пользу "Я" Психоаналитик Шафи, придерживался мнения, что возможность ощущения чистого сознания, находясь в состоянии медитации, зависит от определённой формы регрессии, создающей возможность ощущения единства с все вселенной. Медитирующие испытавшие состояние чистого сознания и просветления, сомневаются в правомерности называть регрессом подобное трансцендентальное состояние.
Материал:
http://www.filoton.ru/
Теги:
Новинки