Оставте заявку и мы свяжимся с вами.
Уникальные особенности Аюрведы - Аюрведа Плюс. Магазин аюрведических товаров.
21.10.2011
АКЦЕНТ ДЕЛАЕТСЯ НА СОХРАНЕНИИ ЗДОРОВЬЯ И ПРОФИЛАКТИКЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ
На сегодняшний день для медицины характерна скорее "нездоровая", чем "здоровая" направленность. Основные усилия прикладываются к тому, чтобы вылечить уже возникшие, проявленные болезни. Профилактические же меры применяются лишь по отношению к инфекционным и аллергическим заболеваниям. Эффективность этого рода лечения не всегда безупречна - вакцины часто оказываются недостаточно сильными для профилактики эпидемических заболеваний.
Аюрведа делает упор на поддержание хорошего здоровья и профилактику болезней, и это является её основной, первичной целью. Лечение уже возникших заболеваний - это дополнительная, вторичная цель. В дополнение к диете, в аюрведической медицине даются определённые рекомендации по соблюдению режима дня (дина-чарья) и ночи (ратри-чарья) для разных сезонов года (риту-чарья), а также по поведению индивидуума в обществе (ачара-расаяна). Всё это безусловно предупреждает развитие различных недомоганий.
ХОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЗДОРОВЬЯ
Вопреки тенденциям современной медицины к узкой специализации и лечению каждого органа в отдельности, без учета их связи с другими органами, аюрведа склонна рассматривать тело как единое целое. Различные его части функционально взаимосвязаны. Если болезнь сосредотачивается в какой-то определённой области тела или органе, обследуются и подвергаются лечению как эта, так и другие части человеческого организма. Например, непременным условием хорошего зрения является нормальная работа кишечника, и при нарушении фокусировки зрения, помимо лечения глаз, необходимо убедиться в характере работы органов желудочно-кишечного тракта. Слабительные средства, например, прописываются при лечении бронхиальной астмы, сердечных расстройств, артритов, аллергии и кожных болезней.
ПСИХОСОМАТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЗДОРОВЬЯ
Наряду с целостным подходом к лечению тела и учением о функциональном единстве всех его частей, аюрведа учит тесной взаимосвязи тела и духа. Психические факторы непосредственно влияют на функционирование различных частей тела, и наоборот. Богохульство и интеллектуальный цинизм (праджнапарадха), неполноценный контакт органов чувств с объектами (асатмьендрийартха-самйога) и неблагоприятное влияние природы и времени (кала-паринама) - все эти факторы ответственны за возникновение как физических, так и психических расстройств. С другой стороны, правильное осознание, нормальная работа органов чувств и их качественное взаимодействие с объектами внешнего мира, а также благоприятные внешние условия ведут к обретению физического и душевного здоровья. Исходя из описанного психосоматического подхода, аюрведа предписывает определённые нормы поведения, как для сохранения нормального здоровья, так и для лечения болезней. Чистота пищи и чистоплотность также являются необходимыми факторами, способствующими душевному здоровью и лечению психических расстройств. При оценке состояния здоровья и характера болезни, помимо тела и ума, необходимо учитывать и психологический строй души. Согласно аюрведе, если у человека имеются пороки, то он не может считаться здоровым, так как здоровый человек не совершает недобродетельных поступков. Именно поэтому в аюрведе тщательно описываются различные методы, всевозможные духовные практики, религиозные обряды и ритуалы, способствующие духовному оздоровлению и росту. Аюрведа указывает на необходимость осуществления религиозной практики, не обязательно в рамках какой-либо определенной религии.
ВЕРА В ЗАКОН КАРМЫ И В ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ
Аюрведа незыблемо стоит на законе перевоплощений, на знании о существовании череды прошлых и будущих жизней, которая прекращается, когда человек достигает спасения, или освобождения. Хорошие и плохие деяния прошлой жизни определяют условия рождения в жизни нынешней. Последствия этих деяний складывают карму или дайву. Накопленная в прошлой жизни плохая карма является причиной множества за болеваний, неподвластных лечению с помощью обычных терапевтических средств. Кармические болезни могут быть вылечены путем совершения благих поступков в этой жизни, а также за счёт духовной практики и выполнения религиозных ритуалов.
Карма - это слепок души (самскара). Плохая карма стимулирует раджасические и тамасические свойства. Впоследствии, такая душа, отягощенная раджасом и четырьмя тонкими элементами (бхутами), трансмигрирует в матку будущей матери во время оплодотворения. Таким образом самскара, или "слепок души" прошлой жизни, переносится в новое тело. Когда душа плода полностью проявляется, она начинает оказывать влияние на душу матери, и у нее возникают различные желания, временами достаточно неестественные и необычные. Эти психические изменения могут остаться даже после рождения ребёнка и в характере матери появятся новые, ранее не свойственные ей черты. Поэтому аюрведа указывает на то, что хорошие поступки, совершенные в этой жизни, это залог счастья в будущей.
ВЗАИМОСВЯЗЬ МИКРОКОСМА И МАКРОКОСМА
Согласно аюрведе, индивидуум (микрокосм) являет собой миниатюрную копию Вселенной (макрокосма). Все аспекты Вселенной присутствуют в индивидууме, и поэтому любое изменение в окружающей среде влияет на его тело, ум и душу. В свою очередь, деятельность человека, которая проявляется через физическое тело, слова и мысли, будет положительно или отрицательно сказываться на окружающей среде. Аюрведа утверждает, что здоровое тело, правильные мысли, доброжелательные слова и религиозная практика очищают окружающую атмосферу и освобождают её от физических, химических и микробиологических загрязнений, а также от негативных духовных вибраций. Все слова в любом религиозном тексте является мантрой, потому что они освящены мудрецами, пророками и проповедниками разных религий. Произнесение мантр, искреннее и соответствующее конкретным предписаниям, оказывает воздействие не только на человека и окружающую его среду, но и на всю Вселенную (макрокосм). С их помощью можно научиться управлять космической энергией и использовать её во благо всех живых существ. Аюрведа утверждает, необходимость практики мантр (молитв).
ЛЕЧИТЬ ПАЦИЕНТА, А НЕ БОЛЕЗНЬ
Для назначения соответствующего лечения в аюрведе, помимо выяснения симптомов болезни, необходимо знать и некоторые другие особенности пациента: его физическую (шарира_пракрити) и ментальную (манаса_пракрити) природу, качество тканей (шара), их плотность, прочность (самханана), размеры тела и его элементов (прамана), силу воли (саттва), что он употребляет в пищу и режим его питания (сатмья), а также возраст (вайяс). Поэтому двум пациентам с одной и той же болезнью могут быть назначены два совершенно разных курса лечения. Аюрведа подчёркивает необходимость индивидуального подхода к каждому больному (пурушам пурушам викшья). В аюрведе описываются некоторые болезни "с названием", как, например, джвара (лихорадка) или раджа-якшма (туберкулёз). Их лечение, в зависимости от стадии и степени тяжести недуга, а также от общего состояния пациента, детально описано в аюрведических текстах. Но не стоит заблуждаться, думая, что аюрведа может вылечить только эти болезни и не имеет понятия о других. Болезни "с названием" прописаны как пример, иллюстрация к тому, как надо лечить все остальные, "безымянные" заболевания, руководствуясь принципами, изложенными в описании болезней "с названием". Болезни неисчислимы, так как существует бесконечное число комбинаций вызывающих их факторов. Нет ни возможности, ни необходимости описывать их все на бумаге. Фактически, в аюрведе принято: доктору не надо озабочиваться названием болезни, надо быстрее приступать к лечению.
СОСТОЯНИЕ ПОЧВЫ - САМОЕ ВАЖНОЕ ДЛЯ СЕМЯН
Микробы рассматриваются в аюрведе, как причина некоторых болезней. Хотя они и невидимы невооружённым глазом по причине своей тонкой природы, однако в древних канонах существует описание двадцати разновидностей микробов и паразитов. В этих описаниях также указывается на то, что некоторые из микробов не является патогенными (авайкарика). Но необходимо отметить, что болезнетворные микроорганизмы в аюрведе считаются лишь вторичной причиной возникновения заболеваний, а первичным фактором называется дисгармония трёх дош - вайю, питы и капхи. Если почва плодородна, то посаженные в неё семена быстро прорастают и распространяются. Нарушение равновесия трёх дош как раз и создает эту плодородную почву, которая способствует проникновению, развитию и быстрому размножению микробов в человеческом организме, что, в конечном счёте, и приводит к болезни. Если же доши и дхату (элементы тканей) находятся в равновесии, то какими бы мощными и сильнодействующими ни были микробы, они не смогут размножиться и вызвать заболевание, а, наоборот, погибнут из-за чрезвычайно неблагоприятной для их развития почвы и отсутствия в ней "питательных веществ". Поэтому в аюрведе основное внимание уделяется поддержанию и восстановлению равновесия дош, а не борьбе с микробами.
РАЗВИТИЕ ИММУНИТЕТА
Если микробы сильнее клеток, которые они атакуют, то развивается болезнь. Антибиотики, используемые для уничтожения микробов, - это очень сильнодействующие, очень токсичные препараты и поэтому они,
не только лечат, но и калечат, принося значительный вред здоровым клеткам человеческого тела. Это приводит к разного рода побочным реакциям, разрушающим организм. Аюрведическая терапия, напротив, приводит в равновесие доши и дхату (элементы тканей) и способствует возрастанию вьядхи_сахатва или вьядхи_кшаматва (иммунитета), который, согласно аюрведе, имеет два аспекта - вьядхи-бала-виродхитва (сопротивление развитию болезни) и вьядхи-утпадака-пратибандхатва (сопротивление возникновению болезни). Вследствие развития иммунитета пациент не только ограждается от повторного заболевания, но и повышает сопротивляемость болезням всего организма в целом. Таким образом, хотя аюрведическая терапия действует сравнительно медленно, но очень качественно. Она приносит пациенту много дополнительной пользы без каких-либо побочных эффектов.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ СРЕДСТВ
В аюрведической терапии используются только природные, натуральные средства, такие как растения, минералы и продукты животного происхождения. Предпочтение отдаётся растениям, которые растут в естественных условиях, правда некоторые редкие виды, из-за повышенного спроса на них, культивируются, конечно, без применения каких-либо искусственных удобрений или инсектицидов. В аюрведе запрещено использование химически синтезированных веществ. Натуральные продукты гомологически соответствуют тканям нашего тела. Поэтому они легко перевариваются, абсорбируются и усваиваются организмом, обеспечивая тем самым надлежащий эффект. Если же какие-то из компонентов слишком дороги, то их всегда можно заменить более дешевыми натуральными аналогами, также описанными в аюрведических текстах. Химически синтезированные, ненатуральные средства иногда помогают снять боль или снизить температуру, но при длительном использовании наносят ущерб жизненно важным органам нашего тела. Натуральные компоненты, используемые в аюрведической терапии, не приносят вреда, но, наоборот, укрепляют внутренние органы человеческого организма, так как обладают сходной с ними структурой.
ПРОСТЫЕ МЕТОДЫ ДИАГНОЗА И ЛЕЧЕНИЯ
Взападной медицине для диагностики заболевания используются лабораторные исследования. Но аюрведа не основывается на них. В аюрведической терапии самое важное это проницательность врача, его интуиция. Используемые врачом методы обычно просты, доступны и не требуют дополнительных затрат. Это исследование пульса, мочи и т.п., а также выбор средств, необходимых для эффективного лечения. При изготовлении аюрведических лекарств не используются сложное оборудование и лабораторные технологии. Для выделения активных компонентов растений при изготовлении лекарства, как правило, используется вода, растительное или топлёное масло, а полученные средства употребляются в виде обычных порошков и таблеток. Химические препараты никогда не используются для выделения активных компонентов, что обеспечивает чистоту конечного продукта и отсутствие в нём остаточных химических веществ, которые могут принести пациенту вред. Некоторые ингредиенты, используемые в аюрведических средствах, являются токсичными в сыром, необработанном виде, поэтому они вывариваются до полного исчезновения токсичных свойств. Таким образом видно, что изготовление аюрведических лекарств и оборудование аюрведической клиники или больницы не требуют больших затрат или внушительного начального капитала.
ПРИРОДНЫЕ СРЕДСТВА НЕ ТОКСИЧНЫ
Аюрведа утверждает, что ингредиенты пищи и ингредиенты, которые используются в лекарствах, имеют почти идентичные качества, такие как раса (вкус), гуна (характерный признак), вирья (энергия), випака (склонность, которая возникает после усвоения пищи) и прабхава (биохимическое и информационное воздействие). Единственная разница состоит в том, что у пищи важнее раса (вкус) а у лекарства - вирья (энергия). Таким образом, пища может быть использована как лекарство и наоборот. Поэтому естественные, природные не токсичные тонизирующие средства могут применяться в аюрведической медицине как для больных, так и для здоровых пациентов. У первых они направлены на излечение болезней, для вторых они являются средством, повышающим иммунитет и укрепляющим организм. Как пища, принимаемая в меру, не приносит вреда, так и благоразумно используемое аюрведическое лекарство не вызовет никаких осложнений у здорового человека, но, напротив, поднимет его тонус.
Некоторые из ингредиентов аюрведических рецептов, такие как турмерик (куркума), чёрный перец, имбирь и чеснок, также используются в нашей повседневной кухне при приготовлении блюд. Их ежедневное применение в течение тысячелетий служит вполне убедительным доказательством их нетоксичной природы.
Аюрведические средства в некоторых странах постоянно используются в течение многих тысячелетий. Они не наносят организму вреда ни при кратковременном, ни при длительном использовании, лучшим подтверждением чему служит неуклонный рост численности населения в этих странах, а распространённые в них болезни вызываются в основном их экономической отсталостью, но никак не предубеждением населения к аюрведе.
НИКАКИХ ПОБОЧНЫХ ЭФФЕКТОВ, ТОЛЬКО ПОЛЬЗА
Как уже отмечалось ранее, аюрведические средства могут использоваться как больными, так и совершенно здоровыми людьми в целях профилактики заболеваний и повышения иммунитета организма. Помимо устранения непосредственно болевых ощущений и уничтожения болезнетворных бактерий, аюрведические лекарства исправляют "неполадки" в месте зарождения болезни (удбхава-стхана) путём очищения каналов, по которым распространяются микробы (санкара-марга), и повышения сопротивляемости организма в той части, где возник ло заболевание (адхистхана). В результате такого воздействия болезнь искореняется полностью, а сильный иммунитет препятствует её вторичному появлению. Таковы преимущества аюрведической терапии.
НЕОБХОДИМОСТЬ СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ДИЕТЫ
Для полноценного лечения болезни в Аюрведе, помимо терапевтических средств, отмечается огромная роль диеты. Это очень подробно описано в аюрведических трактатах и врачи аюрведы используют предписания в своей практике. Вот формула: "Если пациент придерживается необходимой ему диеты, то ему не требуется медицинская помощь, если нет - ему ничего не поможет". При правильном питании болезни не возникают, а при неправильном - возникают несмотря на вмешательство докторов. Поэтому, соответствующие диеты предписываются аюрведическими врачами для каждой стадии болезни, а также для последующего реабилитационного периода (для полного восстановления здоровья) и устранения последствий недомогания (выведения остаточных токсинов).
УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ
Возможности аюрведы не имеют каких-либо религиозных, географических, политических или этнических ограничений. Её основные принципы могут применяться по отношению ко всем живым существам, независимо от общепринятого питания, климата, традиций и культуры. Чарака говорил: "Мудрый смотрит на всю Вселенную как на наставника. Только глупец считает ее врагом. Поэтому, каждый должен принять нужный ему совет (касающийся поддержания здоровья и лечения болезней), от кого бы он ни исходил, пусть даже от врага, и последовать ему".
В некоторых странах существуют религиозные запреты на употребление алкоголя или мяса, в других не разрешается есть только свинину или говядину. Но обитатели тех регионов, на которые такие правила не распространяются, должны знать "плюсы" и "минусы" этих продуктов, поэтому все они подробно описаны в классических аюрведических текстах. Различаются также и брачные обычаи разных народов. Ведь все не могут, да и не должны быть брахмачари (соблюдать строгое воздержание). Для мирян в аюрведических текстах описываются методы получения максимального наслаждения от полового акта.
Благодаря своей универсальности и гуманности, а также, безусловной терапевтической практичности, аюрведа получила распространение во многих странах мира независимо от географических, политических, этнических и религиозных границ. Аюрведа - это одна из частей (анга) Вед. Ведические мантры не были составлены кем-то конкретно (апаурушейя). Они открывались святым, когда те находились в состоянии глубокой медитации (самадхи), и являются проявлением различных форм космических вибраций. Веды были восприняты и систематизированы задолго до того, как арии поселились в Индии. Согласно преданиям, они мигрировали в Индию из северной части Европы. Следовательно, аюрведа, как одна из частей Вед, существовала еще до переселения арийской расы на индийские земли. Во все времена - до, во время и после переселения - она заботилась о здоровье людей, поэтому в ней содержатся описания всех местных традиций и лекарственных растений. Но сейчас, по прошествии нескольких тысячелетий, об этом забыли; а ведь и европейцы, и индусы, и те, кто живет в других местах, имеют одинаковые права на свое наследство - аюрведу. И долг ученых - использовать этот кладезь мудрости и направлять накопленные в течение многих веков знания во благо всех живых существ, для сохранения их здоровья, лечения болезней и профилактики заболеваний.
Вайдья Бхагаван Дас; Глава из книги "Основы аюрведической медицины"; Перевод М.Е. Момота, Ю.В. Сорокиной. Научная редакция И.И. Ветрова; источник - журнал "Аюрведа - наука жизни" http://www.avplus.ru/articles/276/
Теги: аюрведа, особенности аюрведы, холистическая и психосоматическая концепция здоровья, универсальность
Уникальные особенности Аюрведы
Несмотря на огромный прогресс современной западной медицины, во всем мире неуклонно растёт интерес к аюрведе и повышается спрос на услуги аюрведических врачей. Причиной этому служат уникальные особенности этой науки о здоровье.АКЦЕНТ ДЕЛАЕТСЯ НА СОХРАНЕНИИ ЗДОРОВЬЯ И ПРОФИЛАКТИКЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ
На сегодняшний день для медицины характерна скорее "нездоровая", чем "здоровая" направленность. Основные усилия прикладываются к тому, чтобы вылечить уже возникшие, проявленные болезни. Профилактические же меры применяются лишь по отношению к инфекционным и аллергическим заболеваниям. Эффективность этого рода лечения не всегда безупречна - вакцины часто оказываются недостаточно сильными для профилактики эпидемических заболеваний.
Аюрведа делает упор на поддержание хорошего здоровья и профилактику болезней, и это является её основной, первичной целью. Лечение уже возникших заболеваний - это дополнительная, вторичная цель. В дополнение к диете, в аюрведической медицине даются определённые рекомендации по соблюдению режима дня (дина-чарья) и ночи (ратри-чарья) для разных сезонов года (риту-чарья), а также по поведению индивидуума в обществе (ачара-расаяна). Всё это безусловно предупреждает развитие различных недомоганий.
ХОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЗДОРОВЬЯ
Вопреки тенденциям современной медицины к узкой специализации и лечению каждого органа в отдельности, без учета их связи с другими органами, аюрведа склонна рассматривать тело как единое целое. Различные его части функционально взаимосвязаны. Если болезнь сосредотачивается в какой-то определённой области тела или органе, обследуются и подвергаются лечению как эта, так и другие части человеческого организма. Например, непременным условием хорошего зрения является нормальная работа кишечника, и при нарушении фокусировки зрения, помимо лечения глаз, необходимо убедиться в характере работы органов желудочно-кишечного тракта. Слабительные средства, например, прописываются при лечении бронхиальной астмы, сердечных расстройств, артритов, аллергии и кожных болезней.
ПСИХОСОМАТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЗДОРОВЬЯ
Наряду с целостным подходом к лечению тела и учением о функциональном единстве всех его частей, аюрведа учит тесной взаимосвязи тела и духа. Психические факторы непосредственно влияют на функционирование различных частей тела, и наоборот. Богохульство и интеллектуальный цинизм (праджнапарадха), неполноценный контакт органов чувств с объектами (асатмьендрийартха-самйога) и неблагоприятное влияние природы и времени (кала-паринама) - все эти факторы ответственны за возникновение как физических, так и психических расстройств. С другой стороны, правильное осознание, нормальная работа органов чувств и их качественное взаимодействие с объектами внешнего мира, а также благоприятные внешние условия ведут к обретению физического и душевного здоровья. Исходя из описанного психосоматического подхода, аюрведа предписывает определённые нормы поведения, как для сохранения нормального здоровья, так и для лечения болезней. Чистота пищи и чистоплотность также являются необходимыми факторами, способствующими душевному здоровью и лечению психических расстройств. При оценке состояния здоровья и характера болезни, помимо тела и ума, необходимо учитывать и психологический строй души. Согласно аюрведе, если у человека имеются пороки, то он не может считаться здоровым, так как здоровый человек не совершает недобродетельных поступков. Именно поэтому в аюрведе тщательно описываются различные методы, всевозможные духовные практики, религиозные обряды и ритуалы, способствующие духовному оздоровлению и росту. Аюрведа указывает на необходимость осуществления религиозной практики, не обязательно в рамках какой-либо определенной религии.
ВЕРА В ЗАКОН КАРМЫ И В ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ
Аюрведа незыблемо стоит на законе перевоплощений, на знании о существовании череды прошлых и будущих жизней, которая прекращается, когда человек достигает спасения, или освобождения. Хорошие и плохие деяния прошлой жизни определяют условия рождения в жизни нынешней. Последствия этих деяний складывают карму или дайву. Накопленная в прошлой жизни плохая карма является причиной множества за болеваний, неподвластных лечению с помощью обычных терапевтических средств. Кармические болезни могут быть вылечены путем совершения благих поступков в этой жизни, а также за счёт духовной практики и выполнения религиозных ритуалов.
Карма - это слепок души (самскара). Плохая карма стимулирует раджасические и тамасические свойства. Впоследствии, такая душа, отягощенная раджасом и четырьмя тонкими элементами (бхутами), трансмигрирует в матку будущей матери во время оплодотворения. Таким образом самскара, или "слепок души" прошлой жизни, переносится в новое тело. Когда душа плода полностью проявляется, она начинает оказывать влияние на душу матери, и у нее возникают различные желания, временами достаточно неестественные и необычные. Эти психические изменения могут остаться даже после рождения ребёнка и в характере матери появятся новые, ранее не свойственные ей черты. Поэтому аюрведа указывает на то, что хорошие поступки, совершенные в этой жизни, это залог счастья в будущей.
ВЗАИМОСВЯЗЬ МИКРОКОСМА И МАКРОКОСМА
Согласно аюрведе, индивидуум (микрокосм) являет собой миниатюрную копию Вселенной (макрокосма). Все аспекты Вселенной присутствуют в индивидууме, и поэтому любое изменение в окружающей среде влияет на его тело, ум и душу. В свою очередь, деятельность человека, которая проявляется через физическое тело, слова и мысли, будет положительно или отрицательно сказываться на окружающей среде. Аюрведа утверждает, что здоровое тело, правильные мысли, доброжелательные слова и религиозная практика очищают окружающую атмосферу и освобождают её от физических, химических и микробиологических загрязнений, а также от негативных духовных вибраций. Все слова в любом религиозном тексте является мантрой, потому что они освящены мудрецами, пророками и проповедниками разных религий. Произнесение мантр, искреннее и соответствующее конкретным предписаниям, оказывает воздействие не только на человека и окружающую его среду, но и на всю Вселенную (макрокосм). С их помощью можно научиться управлять космической энергией и использовать её во благо всех живых существ. Аюрведа утверждает, необходимость практики мантр (молитв).
ЛЕЧИТЬ ПАЦИЕНТА, А НЕ БОЛЕЗНЬ
Для назначения соответствующего лечения в аюрведе, помимо выяснения симптомов болезни, необходимо знать и некоторые другие особенности пациента: его физическую (шарира_пракрити) и ментальную (манаса_пракрити) природу, качество тканей (шара), их плотность, прочность (самханана), размеры тела и его элементов (прамана), силу воли (саттва), что он употребляет в пищу и режим его питания (сатмья), а также возраст (вайяс). Поэтому двум пациентам с одной и той же болезнью могут быть назначены два совершенно разных курса лечения. Аюрведа подчёркивает необходимость индивидуального подхода к каждому больному (пурушам пурушам викшья). В аюрведе описываются некоторые болезни "с названием", как, например, джвара (лихорадка) или раджа-якшма (туберкулёз). Их лечение, в зависимости от стадии и степени тяжести недуга, а также от общего состояния пациента, детально описано в аюрведических текстах. Но не стоит заблуждаться, думая, что аюрведа может вылечить только эти болезни и не имеет понятия о других. Болезни "с названием" прописаны как пример, иллюстрация к тому, как надо лечить все остальные, "безымянные" заболевания, руководствуясь принципами, изложенными в описании болезней "с названием". Болезни неисчислимы, так как существует бесконечное число комбинаций вызывающих их факторов. Нет ни возможности, ни необходимости описывать их все на бумаге. Фактически, в аюрведе принято: доктору не надо озабочиваться названием болезни, надо быстрее приступать к лечению.
СОСТОЯНИЕ ПОЧВЫ - САМОЕ ВАЖНОЕ ДЛЯ СЕМЯН
Микробы рассматриваются в аюрведе, как причина некоторых болезней. Хотя они и невидимы невооружённым глазом по причине своей тонкой природы, однако в древних канонах существует описание двадцати разновидностей микробов и паразитов. В этих описаниях также указывается на то, что некоторые из микробов не является патогенными (авайкарика). Но необходимо отметить, что болезнетворные микроорганизмы в аюрведе считаются лишь вторичной причиной возникновения заболеваний, а первичным фактором называется дисгармония трёх дош - вайю, питы и капхи. Если почва плодородна, то посаженные в неё семена быстро прорастают и распространяются. Нарушение равновесия трёх дош как раз и создает эту плодородную почву, которая способствует проникновению, развитию и быстрому размножению микробов в человеческом организме, что, в конечном счёте, и приводит к болезни. Если же доши и дхату (элементы тканей) находятся в равновесии, то какими бы мощными и сильнодействующими ни были микробы, они не смогут размножиться и вызвать заболевание, а, наоборот, погибнут из-за чрезвычайно неблагоприятной для их развития почвы и отсутствия в ней "питательных веществ". Поэтому в аюрведе основное внимание уделяется поддержанию и восстановлению равновесия дош, а не борьбе с микробами.
РАЗВИТИЕ ИММУНИТЕТА
Если микробы сильнее клеток, которые они атакуют, то развивается болезнь. Антибиотики, используемые для уничтожения микробов, - это очень сильнодействующие, очень токсичные препараты и поэтому они,
не только лечат, но и калечат, принося значительный вред здоровым клеткам человеческого тела. Это приводит к разного рода побочным реакциям, разрушающим организм. Аюрведическая терапия, напротив, приводит в равновесие доши и дхату (элементы тканей) и способствует возрастанию вьядхи_сахатва или вьядхи_кшаматва (иммунитета), который, согласно аюрведе, имеет два аспекта - вьядхи-бала-виродхитва (сопротивление развитию болезни) и вьядхи-утпадака-пратибандхатва (сопротивление возникновению болезни). Вследствие развития иммунитета пациент не только ограждается от повторного заболевания, но и повышает сопротивляемость болезням всего организма в целом. Таким образом, хотя аюрведическая терапия действует сравнительно медленно, но очень качественно. Она приносит пациенту много дополнительной пользы без каких-либо побочных эффектов.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ СРЕДСТВ
В аюрведической терапии используются только природные, натуральные средства, такие как растения, минералы и продукты животного происхождения. Предпочтение отдаётся растениям, которые растут в естественных условиях, правда некоторые редкие виды, из-за повышенного спроса на них, культивируются, конечно, без применения каких-либо искусственных удобрений или инсектицидов. В аюрведе запрещено использование химически синтезированных веществ. Натуральные продукты гомологически соответствуют тканям нашего тела. Поэтому они легко перевариваются, абсорбируются и усваиваются организмом, обеспечивая тем самым надлежащий эффект. Если же какие-то из компонентов слишком дороги, то их всегда можно заменить более дешевыми натуральными аналогами, также описанными в аюрведических текстах. Химически синтезированные, ненатуральные средства иногда помогают снять боль или снизить температуру, но при длительном использовании наносят ущерб жизненно важным органам нашего тела. Натуральные компоненты, используемые в аюрведической терапии, не приносят вреда, но, наоборот, укрепляют внутренние органы человеческого организма, так как обладают сходной с ними структурой.
ПРОСТЫЕ МЕТОДЫ ДИАГНОЗА И ЛЕЧЕНИЯ
Взападной медицине для диагностики заболевания используются лабораторные исследования. Но аюрведа не основывается на них. В аюрведической терапии самое важное это проницательность врача, его интуиция. Используемые врачом методы обычно просты, доступны и не требуют дополнительных затрат. Это исследование пульса, мочи и т.п., а также выбор средств, необходимых для эффективного лечения. При изготовлении аюрведических лекарств не используются сложное оборудование и лабораторные технологии. Для выделения активных компонентов растений при изготовлении лекарства, как правило, используется вода, растительное или топлёное масло, а полученные средства употребляются в виде обычных порошков и таблеток. Химические препараты никогда не используются для выделения активных компонентов, что обеспечивает чистоту конечного продукта и отсутствие в нём остаточных химических веществ, которые могут принести пациенту вред. Некоторые ингредиенты, используемые в аюрведических средствах, являются токсичными в сыром, необработанном виде, поэтому они вывариваются до полного исчезновения токсичных свойств. Таким образом видно, что изготовление аюрведических лекарств и оборудование аюрведической клиники или больницы не требуют больших затрат или внушительного начального капитала.
ПРИРОДНЫЕ СРЕДСТВА НЕ ТОКСИЧНЫ
Аюрведа утверждает, что ингредиенты пищи и ингредиенты, которые используются в лекарствах, имеют почти идентичные качества, такие как раса (вкус), гуна (характерный признак), вирья (энергия), випака (склонность, которая возникает после усвоения пищи) и прабхава (биохимическое и информационное воздействие). Единственная разница состоит в том, что у пищи важнее раса (вкус) а у лекарства - вирья (энергия). Таким образом, пища может быть использована как лекарство и наоборот. Поэтому естественные, природные не токсичные тонизирующие средства могут применяться в аюрведической медицине как для больных, так и для здоровых пациентов. У первых они направлены на излечение болезней, для вторых они являются средством, повышающим иммунитет и укрепляющим организм. Как пища, принимаемая в меру, не приносит вреда, так и благоразумно используемое аюрведическое лекарство не вызовет никаких осложнений у здорового человека, но, напротив, поднимет его тонус.
Некоторые из ингредиентов аюрведических рецептов, такие как турмерик (куркума), чёрный перец, имбирь и чеснок, также используются в нашей повседневной кухне при приготовлении блюд. Их ежедневное применение в течение тысячелетий служит вполне убедительным доказательством их нетоксичной природы.
Аюрведические средства в некоторых странах постоянно используются в течение многих тысячелетий. Они не наносят организму вреда ни при кратковременном, ни при длительном использовании, лучшим подтверждением чему служит неуклонный рост численности населения в этих странах, а распространённые в них болезни вызываются в основном их экономической отсталостью, но никак не предубеждением населения к аюрведе.
НИКАКИХ ПОБОЧНЫХ ЭФФЕКТОВ, ТОЛЬКО ПОЛЬЗА
Как уже отмечалось ранее, аюрведические средства могут использоваться как больными, так и совершенно здоровыми людьми в целях профилактики заболеваний и повышения иммунитета организма. Помимо устранения непосредственно болевых ощущений и уничтожения болезнетворных бактерий, аюрведические лекарства исправляют "неполадки" в месте зарождения болезни (удбхава-стхана) путём очищения каналов, по которым распространяются микробы (санкара-марга), и повышения сопротивляемости организма в той части, где возник ло заболевание (адхистхана). В результате такого воздействия болезнь искореняется полностью, а сильный иммунитет препятствует её вторичному появлению. Таковы преимущества аюрведической терапии.
НЕОБХОДИМОСТЬ СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ДИЕТЫ
Для полноценного лечения болезни в Аюрведе, помимо терапевтических средств, отмечается огромная роль диеты. Это очень подробно описано в аюрведических трактатах и врачи аюрведы используют предписания в своей практике. Вот формула: "Если пациент придерживается необходимой ему диеты, то ему не требуется медицинская помощь, если нет - ему ничего не поможет". При правильном питании болезни не возникают, а при неправильном - возникают несмотря на вмешательство докторов. Поэтому, соответствующие диеты предписываются аюрведическими врачами для каждой стадии болезни, а также для последующего реабилитационного периода (для полного восстановления здоровья) и устранения последствий недомогания (выведения остаточных токсинов).
УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ
Возможности аюрведы не имеют каких-либо религиозных, географических, политических или этнических ограничений. Её основные принципы могут применяться по отношению ко всем живым существам, независимо от общепринятого питания, климата, традиций и культуры. Чарака говорил: "Мудрый смотрит на всю Вселенную как на наставника. Только глупец считает ее врагом. Поэтому, каждый должен принять нужный ему совет (касающийся поддержания здоровья и лечения болезней), от кого бы он ни исходил, пусть даже от врага, и последовать ему".
В некоторых странах существуют религиозные запреты на употребление алкоголя или мяса, в других не разрешается есть только свинину или говядину. Но обитатели тех регионов, на которые такие правила не распространяются, должны знать "плюсы" и "минусы" этих продуктов, поэтому все они подробно описаны в классических аюрведических текстах. Различаются также и брачные обычаи разных народов. Ведь все не могут, да и не должны быть брахмачари (соблюдать строгое воздержание). Для мирян в аюрведических текстах описываются методы получения максимального наслаждения от полового акта.
Благодаря своей универсальности и гуманности, а также, безусловной терапевтической практичности, аюрведа получила распространение во многих странах мира независимо от географических, политических, этнических и религиозных границ. Аюрведа - это одна из частей (анга) Вед. Ведические мантры не были составлены кем-то конкретно (апаурушейя). Они открывались святым, когда те находились в состоянии глубокой медитации (самадхи), и являются проявлением различных форм космических вибраций. Веды были восприняты и систематизированы задолго до того, как арии поселились в Индии. Согласно преданиям, они мигрировали в Индию из северной части Европы. Следовательно, аюрведа, как одна из частей Вед, существовала еще до переселения арийской расы на индийские земли. Во все времена - до, во время и после переселения - она заботилась о здоровье людей, поэтому в ней содержатся описания всех местных традиций и лекарственных растений. Но сейчас, по прошествии нескольких тысячелетий, об этом забыли; а ведь и европейцы, и индусы, и те, кто живет в других местах, имеют одинаковые права на свое наследство - аюрведу. И долг ученых - использовать этот кладезь мудрости и направлять накопленные в течение многих веков знания во благо всех живых существ, для сохранения их здоровья, лечения болезней и профилактики заболеваний.
Вайдья Бхагаван Дас; Глава из книги "Основы аюрведической медицины"; Перевод М.Е. Момота, Ю.В. Сорокиной. Научная редакция И.И. Ветрова; источник - журнал "Аюрведа - наука жизни" http://www.avplus.ru/articles/276/
Теги: аюрведа, особенности аюрведы, холистическая и психосоматическая концепция здоровья, универсальность
Новинки