Оставте заявку и мы свяжимся с вами.
Природа человека в представлениях индийской философии - Аюрведа Плюс. Магазин аюрведических товаров.
26.01.2012
Прежде, чем рассказывать вам, как Упанишады отвечают на этот очень важный вопрос для каждого человека, я хочу остановиться на некоторых принципах монизма Веданты.
Согласно принципам Веданты, существует только единственная Реальность. Она является абсолютным блаженством, Знанием, Разумом. Она вечна и неизменна. Она является самой сутью блаженства и представляет чистое сознание.
Вся Вселенная - это манифестация Единого через универсальную божественную энергию. Эта Вселенная не отлична от Единого, Она только выглядит, как отличная от Него. Мы выглядим, как индивидуальные отдельные души и можно сказать, что каждый из нас представляет волну Единого океана, которым является Абсолют. Эти волны проявляясь из этого Единого океана, живут какое-то время, обладают формой и снова уходят и растворяются в океане. Такая судьба индивидуальных душ, которые выглядят внешне раздельными, но по сути едины с Абсолютом. Вы по сути не сможете разделить океан и его волну, т.к. они органично целостны и не существуют по отдельности. Если часть может разделиться, то появляется граница, их разделяющая. В действительности же волна о океан не разделены, но волна имеет свою форму и может выглядеть отдельно от океана, как нечто самостоятельное. Это различие между волной и океаном можно охарактеризовать, как имя и форма, но имя и форма не является самым значительным по сравнению с тем, что их связывает между собой. Есть нечто, находящееся за именем и формой. Продолжая аналогию, человеческая душа и Высшая реальность не отличны друг от друга. Они могут выглядеть, как различные, только в силу нашего невежества. Это невежество возникает от ограниченности наших чувств, которые не могут охватить сразу всю правду. Наш ум также ограничен, по сравнению с грандиозной Истиной и он не может Ее полностью представить. Размышляя об этом, проходим через ряд ограничений. Эти ограничения можно назвать временем, пространством и причинностью.
Абсолют - это беспредельность, вечность находится вне времени, пространства, причинности. Если вы посмотрите на окружающие вас вещи через призму, то увидите все несколько искаженным и не сможете увидеть оригинальный цвет объекта. Если вы смотрите на Единое, все порождающее через призму времени, пространства и причинности, то вы видите Единое, как нечто отличное от действительности, и Он предстает перед вами в многообразие форм Вселенной.
Мы смотрим на человека, как на определенное сочетание отдельных качеств. Человек должен пройти путем самостоятельного анализа и постижения этих понятий. Тело - это только грубая часть человека, Более тонкой частью является все психическое существо человека. За всем этим стоит сущностная часть человека - сознание. Это чистое сознание проявляется через ум, чувства, физическое тело и, воспринимая весь этот комплекс, мы говорим, что это человек.
В древнее время относительно сознания, ума, чувств вы можете найти их взгляды в различных культурах, например, Египта, Китая, Индии. Вы можете познакомиться с различными концепциями души, которые были распространены среди древних культур.
Согласно египетским представлениям за грубым телом стоит тонкое тело, которое они называли двойником. Это внутреннее тело является таким же, как грубое. После смерти физического тела, по их мнению, этот двойник продолжает жить еще довольно долго. Его существование связано с теми условиями, в которых будет находиться грубое тело, после захоронения. Если какая - то часть грубого тела будет повреждена, то это отразиться на соответствующей части двойника. Этим объясняются массовые ритуалы в Египте и Вавилоне, когда людей мумифицировали и старались сохранить на долгое время. Это дает возможность понять смысловые стороны строительства пирамид и ритуалов.
Согласно представлениям многих народов для умершего нужно сохранить одежду, еду, внимание со стороны близких. Если этого не обеспечить, то из-за неприятностей доставленных умершей душе могут возникнуть определенные проблемы и у еще живущих людей. Через эти представления появилась необходимость в проведении специальных ритуалов, строительства специальные погребальные склепы.
Иранцы тоже имели похожие представления. Они считали, что двойник - это душа человека, - во время смерти уходит от привязанности к телу и становится свободной. Они полагали, что душа уходит в мир предков, которые с радостью ее приветствуют там. По их представлениям, душа настолько тонка, что не имеет тела и сама вечна. Таким образом, каждая индивидуальность имеет душу, которая вечна и не имеет формы. Она не меняется, все время существует и прибывает в различных формах. С ее существованием связно временное бытие физического тела и через душу выражается жизнь умственного тела.
Существует много развитий и интерпретаций этой мысли. Адвайта - веданта говорит о том, что если душа вечна, а за ней стоит еще нечто вечное, то это невозможно в принципе, так как вечность может быть только одна. Не может быть двух вечностей, может быть только одна. Если множество душ вечны ,то этого не может быть, ибо по определению Вечность может быть только одна.
Возникает вопрос: почему же тогда мы видим столько много душ в этом мире? Веданта дает пример: одно Солнце может выглядеть в множестве своих отражений, например в пузырях воды. В каждой капле воды вы можете увидеть отражение Солнца, но это не реальное Солнце - это только отражение единого Солнца. Поэтому Веданта утверждает, что существует только одна Вечность, но в силу ограниченности нашего восприятия, вызванного пространством, временем и причинностью, мы воспринимаем единое, как множественное.
Можно сделать предварительный вывод из нашей беседы: наша душа потенциально божественна. Одна истинная реальность является божественной реальностью, которую мы называем Бог. Это Единое - источник каждого из нас, проявляется в каждом из нас в качестве сознания. Это чистое сознание в нас и является Богом.
В силу неведения мы думаем, что мы есть тело. Но грубое тело является веществом, оно преходяще. Оно само по себе не может проявлять волю, быть побуждающей силой к движение. Как любой материальный объект, физическое тело должно иметь силу, вызывающую побуждение к движению, в данном случае сознание. За грубым физическим телом находится ум. Согласно Веданте, ум материален, но состоит из более утонченного вида материи. Этот более тонкий аспект материи для большинства людей не видим и не ощущаем. Этот тонкий элемент, который является подвижным и светящимся, составляет сущностную сторону нашего тела.
Тонкое тело описывается в семнадцати частях, пяти чувств, которые порождают действия, пяти чувств, которые порождают познание, являются составляющими частями этого тела. Внешние инструменты, такие как глаза, уши и др., являются инструментами физического тела, сами по себе не являясь чувствами. Чувства, обеспечивающие восприятия, через эти инструменты, принадлежат тонкому телу.
Кроме этого, в теле существует пять разновидностей жизненной энергии, которые обеспечивают активность. Таким образом мы уже назвали пятнадцать частей тонкого тела, к ним следует добавить ум и интеллект. Все семнадцать составляющих представляют собой сложную композицию тонкого тела, которое не может быть видимо с помощью чувств. Это происходит потому, что тело создано из очень тонкой материи, которая принципиально отличается от состава веществ, которые образуют физическое тело. Так как эта материя очень тонкая, то продолжительность ее жизни значительно больше, чем у физического тела. Тонкое тело остается на какое-то время, после затухания жизненных процессов в грубом теле. Преобразуясь и претерпевая определенные стадии существования, снова и снова формирует физические тела по определенным законам природы и возвращается в физический мир. Поскольку тонкое тело материально, оно нуждается в каком-то действующим начале, архитекторе, который действует по средством тонкого тела. Это начало сознательное.
Исходя из выше сказано мы приходим к выводу, что человек имеет кроме грубого еще и тонкие тела. За физическим телом стоят тонкие тела, содержащие ум, чувства, жизненные силы и т.д. За ними находится еще одно тело, называемое тело причины. Оно состоит из очень тонкой субстанции. За причинным телом стоит сознание. Сознание, стоящее за всем уже бесформенно и не ограниченно ничем. Это чистое сознание ближе всего к тому, что мы называем Бог.
Согласно Веданте, подлинная свобода проявляется только тогда, когда вы определенным духовным трудом освобождаетесь от ограничений всех тел и погружаете ваше самосознание в чистое Сознание, стоящее за всем и, которое не ограниченно ни какими формами. После этого вы сможете приобрести подлинное Блаженство, полноту знания и суть Бытия.
Таким образом, человек - это результат его прошлого пути. Вы -это результат прошлых действий. Ваша радость, страдание, болезни, горе - это результат ваших действий в прошлом. Никто кроме вас, не ответственен за этот сформированный, подготовленный, в результате определенного пути, результат. Вы сами творец и создатель вашего будущего. В результате ваших чувств, мыслей, желаний и действий в настоящем вы создаете вас самих в будущем. Каждое ваше чувство, каждая ваше мысль не уходит бесследно и не исчезает. Они аккумулируются и организуются в тонких пространствах и сформировавшись, возвращаются к вам же самим и вы начинаете переживать, порожденное вами следствие. Поэтому Веданта говорит: "Будь очень внимателен к каждой мысли, к каждому желанию, чувству и действию, так как наступит время, когда все тобой порожденное вернется и будешь изживать посеянное. Хорошие и благие мысли и действия принесут радость, дурные - несчастье".
Человек проходит от рождения к рождению до тех пор, пока не закончит в этой земной форме существования свой духовный опыт. Наше умственное тело в каждый момент является кормителем наших желаний. Ваши желания могут или очищать или нагружать ваш ум. Ум посредством их делает несколько слоев желаний и может создавать как бы миры из этих желаний или чистые или грязные, и вы будите их носителем. Вы будите кружиться в этом цикле перевоплощений, рождений и смертей пока не изживете не очистите и трансформируете все, что было порождено вами до более совершенных форм, пока вы не осознаете свою готовность к свободному существованию. Пока вы являетесь рабом своей внутренней природы, до тех пор вы будете воплощаться вновь и вновь толкаемый этими желаниями. Только после получения совершенную программу от своего ума, когда он уже не будет привязан к желаниям, страстям, тогда вы сможете вернуться к своей реальной природе и прекратить этот цикл воплощений. Это настоящее реальное существование будет подлинным блаженством и радостью. Это только свет и знание. Это существование всей полноты возможностей сознания. Веданта говорит, что это и есть цель человеческого существования - вернуться обратно к первоисточнику, роднику, который безгрешен и чист.
Ответ на вопрос - этот мир был построен по принципу многообразия и не равенства. Равенство всего - это затухание, смерть. Равенство есть только при самом глубоком погружении в чистое сознание. Внутри каждого человека есть это божественное зерно, оно есть прямое отражение Единого. Вы не видите духа, но только он и существует реально и проявляется во всем многообразии форм, которые вы видите. Вы не видите эфир, но он разлит и связан с каждым из нас. Дух же еще более тонок. Он проявляется везде и во всем. Таким образом в духе мы едины, мы потенциально божественны. Нельзя в этом смысле сказать кто более духовен, но можно сказать, что в каждом из нас духовный потенциал по разному проявился и выявил разные качества сознания. Вы можете продемонстрировать свои качества сознания, я если захочу, свои качества, а наблюдатель этого процесса увидит, что мы проявляем различные свойства.
Лекция Свами Джьотирупананды
Теги: ведическая культура, природа человека, лекция Свами Джьотирупананды
Природа человека в представлениях индийской философии
Среди Упанишад, интерпретирующих вопрос о природе человека, наиболее интересна Катха Упанишада. Как и остальные Упанишады, Катха Упанишада является основой Веданты. Вопрос о природе человека разбирается с различных сторон. В ней приводится история о том, как девятилетний мальчик очень хотел встретить Учителя. Когда же он Его повстречал, то спросил Его: "Разные люди различно говорят о том, что происходит с человеком после смерти, я бы хотел услышать правдивый ответ". Учитель ответил мальчику: "Этот вопрос не однозначный даже Ангелы порой расходятся в ответах на него". Он посоветовал мальчику обратиться еще к кому-нибудь. На самом деле, Учитель проверял мальчика, насколько готов его ум к восприятию столь сложного вопроса. Он рекомендовал мальчику более не задавать Ему этот вопрос и предложил научить его, как прожить долгую жизнь, и обрести разные способности. Однако маленький мальчик настаивал на своем, говоря, Учителю, что, если эта жизнь временна и ничего от нее не останется, то какой смысл в приобретении различных способностей, предлагаемых Тобой, зачем нужны дополнительные блага от жизни, если она кончится ничем, пустотой. Учитель еще раз напомнил ему, что если даже Ангелы и Те не всегда отвечают на этот вопрос, то почему он считает возможным получить ответ на этот вопрос. Но так как мальчик настаивал, Учитель начал отвечать ему. В дальнейшем Упанишады раскрывают смысл данного вопроса.Прежде, чем рассказывать вам, как Упанишады отвечают на этот очень важный вопрос для каждого человека, я хочу остановиться на некоторых принципах монизма Веданты.
Согласно принципам Веданты, существует только единственная Реальность. Она является абсолютным блаженством, Знанием, Разумом. Она вечна и неизменна. Она является самой сутью блаженства и представляет чистое сознание.
Вся Вселенная - это манифестация Единого через универсальную божественную энергию. Эта Вселенная не отлична от Единого, Она только выглядит, как отличная от Него. Мы выглядим, как индивидуальные отдельные души и можно сказать, что каждый из нас представляет волну Единого океана, которым является Абсолют. Эти волны проявляясь из этого Единого океана, живут какое-то время, обладают формой и снова уходят и растворяются в океане. Такая судьба индивидуальных душ, которые выглядят внешне раздельными, но по сути едины с Абсолютом. Вы по сути не сможете разделить океан и его волну, т.к. они органично целостны и не существуют по отдельности. Если часть может разделиться, то появляется граница, их разделяющая. В действительности же волна о океан не разделены, но волна имеет свою форму и может выглядеть отдельно от океана, как нечто самостоятельное. Это различие между волной и океаном можно охарактеризовать, как имя и форма, но имя и форма не является самым значительным по сравнению с тем, что их связывает между собой. Есть нечто, находящееся за именем и формой. Продолжая аналогию, человеческая душа и Высшая реальность не отличны друг от друга. Они могут выглядеть, как различные, только в силу нашего невежества. Это невежество возникает от ограниченности наших чувств, которые не могут охватить сразу всю правду. Наш ум также ограничен, по сравнению с грандиозной Истиной и он не может Ее полностью представить. Размышляя об этом, проходим через ряд ограничений. Эти ограничения можно назвать временем, пространством и причинностью.
Абсолют - это беспредельность, вечность находится вне времени, пространства, причинности. Если вы посмотрите на окружающие вас вещи через призму, то увидите все несколько искаженным и не сможете увидеть оригинальный цвет объекта. Если вы смотрите на Единое, все порождающее через призму времени, пространства и причинности, то вы видите Единое, как нечто отличное от действительности, и Он предстает перед вами в многообразие форм Вселенной.
Мы смотрим на человека, как на определенное сочетание отдельных качеств. Человек должен пройти путем самостоятельного анализа и постижения этих понятий. Тело - это только грубая часть человека, Более тонкой частью является все психическое существо человека. За всем этим стоит сущностная часть человека - сознание. Это чистое сознание проявляется через ум, чувства, физическое тело и, воспринимая весь этот комплекс, мы говорим, что это человек.
В древнее время относительно сознания, ума, чувств вы можете найти их взгляды в различных культурах, например, Египта, Китая, Индии. Вы можете познакомиться с различными концепциями души, которые были распространены среди древних культур.
Согласно египетским представлениям за грубым телом стоит тонкое тело, которое они называли двойником. Это внутреннее тело является таким же, как грубое. После смерти физического тела, по их мнению, этот двойник продолжает жить еще довольно долго. Его существование связано с теми условиями, в которых будет находиться грубое тело, после захоронения. Если какая - то часть грубого тела будет повреждена, то это отразиться на соответствующей части двойника. Этим объясняются массовые ритуалы в Египте и Вавилоне, когда людей мумифицировали и старались сохранить на долгое время. Это дает возможность понять смысловые стороны строительства пирамид и ритуалов.
Согласно представлениям многих народов для умершего нужно сохранить одежду, еду, внимание со стороны близких. Если этого не обеспечить, то из-за неприятностей доставленных умершей душе могут возникнуть определенные проблемы и у еще живущих людей. Через эти представления появилась необходимость в проведении специальных ритуалов, строительства специальные погребальные склепы.
Иранцы тоже имели похожие представления. Они считали, что двойник - это душа человека, - во время смерти уходит от привязанности к телу и становится свободной. Они полагали, что душа уходит в мир предков, которые с радостью ее приветствуют там. По их представлениям, душа настолько тонка, что не имеет тела и сама вечна. Таким образом, каждая индивидуальность имеет душу, которая вечна и не имеет формы. Она не меняется, все время существует и прибывает в различных формах. С ее существованием связно временное бытие физического тела и через душу выражается жизнь умственного тела.
Существует много развитий и интерпретаций этой мысли. Адвайта - веданта говорит о том, что если душа вечна, а за ней стоит еще нечто вечное, то это невозможно в принципе, так как вечность может быть только одна. Не может быть двух вечностей, может быть только одна. Если множество душ вечны ,то этого не может быть, ибо по определению Вечность может быть только одна.
Возникает вопрос: почему же тогда мы видим столько много душ в этом мире? Веданта дает пример: одно Солнце может выглядеть в множестве своих отражений, например в пузырях воды. В каждой капле воды вы можете увидеть отражение Солнца, но это не реальное Солнце - это только отражение единого Солнца. Поэтому Веданта утверждает, что существует только одна Вечность, но в силу ограниченности нашего восприятия, вызванного пространством, временем и причинностью, мы воспринимаем единое, как множественное.
Можно сделать предварительный вывод из нашей беседы: наша душа потенциально божественна. Одна истинная реальность является божественной реальностью, которую мы называем Бог. Это Единое - источник каждого из нас, проявляется в каждом из нас в качестве сознания. Это чистое сознание в нас и является Богом.
В силу неведения мы думаем, что мы есть тело. Но грубое тело является веществом, оно преходяще. Оно само по себе не может проявлять волю, быть побуждающей силой к движение. Как любой материальный объект, физическое тело должно иметь силу, вызывающую побуждение к движению, в данном случае сознание. За грубым физическим телом находится ум. Согласно Веданте, ум материален, но состоит из более утонченного вида материи. Этот более тонкий аспект материи для большинства людей не видим и не ощущаем. Этот тонкий элемент, который является подвижным и светящимся, составляет сущностную сторону нашего тела.
Тонкое тело описывается в семнадцати частях, пяти чувств, которые порождают действия, пяти чувств, которые порождают познание, являются составляющими частями этого тела. Внешние инструменты, такие как глаза, уши и др., являются инструментами физического тела, сами по себе не являясь чувствами. Чувства, обеспечивающие восприятия, через эти инструменты, принадлежат тонкому телу.
Кроме этого, в теле существует пять разновидностей жизненной энергии, которые обеспечивают активность. Таким образом мы уже назвали пятнадцать частей тонкого тела, к ним следует добавить ум и интеллект. Все семнадцать составляющих представляют собой сложную композицию тонкого тела, которое не может быть видимо с помощью чувств. Это происходит потому, что тело создано из очень тонкой материи, которая принципиально отличается от состава веществ, которые образуют физическое тело. Так как эта материя очень тонкая, то продолжительность ее жизни значительно больше, чем у физического тела. Тонкое тело остается на какое-то время, после затухания жизненных процессов в грубом теле. Преобразуясь и претерпевая определенные стадии существования, снова и снова формирует физические тела по определенным законам природы и возвращается в физический мир. Поскольку тонкое тело материально, оно нуждается в каком-то действующим начале, архитекторе, который действует по средством тонкого тела. Это начало сознательное.
Исходя из выше сказано мы приходим к выводу, что человек имеет кроме грубого еще и тонкие тела. За физическим телом стоят тонкие тела, содержащие ум, чувства, жизненные силы и т.д. За ними находится еще одно тело, называемое тело причины. Оно состоит из очень тонкой субстанции. За причинным телом стоит сознание. Сознание, стоящее за всем уже бесформенно и не ограниченно ничем. Это чистое сознание ближе всего к тому, что мы называем Бог.
Согласно Веданте, подлинная свобода проявляется только тогда, когда вы определенным духовным трудом освобождаетесь от ограничений всех тел и погружаете ваше самосознание в чистое Сознание, стоящее за всем и, которое не ограниченно ни какими формами. После этого вы сможете приобрести подлинное Блаженство, полноту знания и суть Бытия.
Таким образом, человек - это результат его прошлого пути. Вы -это результат прошлых действий. Ваша радость, страдание, болезни, горе - это результат ваших действий в прошлом. Никто кроме вас, не ответственен за этот сформированный, подготовленный, в результате определенного пути, результат. Вы сами творец и создатель вашего будущего. В результате ваших чувств, мыслей, желаний и действий в настоящем вы создаете вас самих в будущем. Каждое ваше чувство, каждая ваше мысль не уходит бесследно и не исчезает. Они аккумулируются и организуются в тонких пространствах и сформировавшись, возвращаются к вам же самим и вы начинаете переживать, порожденное вами следствие. Поэтому Веданта говорит: "Будь очень внимателен к каждой мысли, к каждому желанию, чувству и действию, так как наступит время, когда все тобой порожденное вернется и будешь изживать посеянное. Хорошие и благие мысли и действия принесут радость, дурные - несчастье".
Человек проходит от рождения к рождению до тех пор, пока не закончит в этой земной форме существования свой духовный опыт. Наше умственное тело в каждый момент является кормителем наших желаний. Ваши желания могут или очищать или нагружать ваш ум. Ум посредством их делает несколько слоев желаний и может создавать как бы миры из этих желаний или чистые или грязные, и вы будите их носителем. Вы будите кружиться в этом цикле перевоплощений, рождений и смертей пока не изживете не очистите и трансформируете все, что было порождено вами до более совершенных форм, пока вы не осознаете свою готовность к свободному существованию. Пока вы являетесь рабом своей внутренней природы, до тех пор вы будете воплощаться вновь и вновь толкаемый этими желаниями. Только после получения совершенную программу от своего ума, когда он уже не будет привязан к желаниям, страстям, тогда вы сможете вернуться к своей реальной природе и прекратить этот цикл воплощений. Это настоящее реальное существование будет подлинным блаженством и радостью. Это только свет и знание. Это существование всей полноты возможностей сознания. Веданта говорит, что это и есть цель человеческого существования - вернуться обратно к первоисточнику, роднику, который безгрешен и чист.
Ответ на вопрос - этот мир был построен по принципу многообразия и не равенства. Равенство всего - это затухание, смерть. Равенство есть только при самом глубоком погружении в чистое сознание. Внутри каждого человека есть это божественное зерно, оно есть прямое отражение Единого. Вы не видите духа, но только он и существует реально и проявляется во всем многообразии форм, которые вы видите. Вы не видите эфир, но он разлит и связан с каждым из нас. Дух же еще более тонок. Он проявляется везде и во всем. Таким образом в духе мы едины, мы потенциально божественны. Нельзя в этом смысле сказать кто более духовен, но можно сказать, что в каждом из нас духовный потенциал по разному проявился и выявил разные качества сознания. Вы можете продемонстрировать свои качества сознания, я если захочу, свои качества, а наблюдатель этого процесса увидит, что мы проявляем различные свойства.
Лекция Свами Джьотирупананды
Теги: ведическая культура, природа человека, лекция Свами Джьотирупананды
Новинки