Оставте заявку и мы свяжимся с вами.
Ведическая богиня Сарасвати - Аюрведа Плюс. Магазин аюрведических товаров.
10.02.2012
Сарасвати есть творческая энергия Брахмы, Бога -творца вселенной. Она олицетворяет божественное первичное слово, как манифестацию Абсолюта. Сарасвати именуют богиней речи - ВАК-ДЭВИ и матерью священных Вед. В Ригведе ей как "царице богов","свету для святых" посвящен гимн -"Дэви-шукта".
Имя Сарасвати имеет сакральное сочетание слогов: Са -связано с началом, творением; Ра - несёт энергию питать и оживлять; Свати - означает связь с благом.
Богиня Сарасвати считается покровительницей знаний. Наши отношения с ней напрямую зависят от того, каким знанием мы "питаемся", для чего его используем и развиваем ли мы свой интеллект.
Именно богиня Сарасвати наделяет человека великолепием. По ее милости он заслуживает расположение других людей, удостаивается почёта и уважения, пользуется особой благосклонностью у влиятельных мира сего за вклад в ту или иную область науки, искусства и литературы, приносящие истинную гармонию и благо всей планете, а иногда и вселенной.
Сарасвати является воплощением всех знаний, наук и искусств. Поэтому она выглядит необыкновенно красивой и изящной. Одетая в белоснежные одежды, восседающая на лотосе, она в своих четырех руках держит вину, символизирующую трансформацию энергии шакти в различные формы искусства, джапамалу (чётки), символизирующие трансцендентные вибрации (мантры), которые программируют пространство и время и создают гармонию вселенной, а также книгу или пустаку (свернутый в свиток лист), символизирующий знание.
На бровях Богини виден серп луны, связанный с основой жизни - водой. В древние времена богиню Сарасвати почитали как покровительницу всех рек. Рядом с ней часто изображают павлина или лебедя. Павлин с его прекрасным оперением символизирует вселенную во всей ее красоте. Лебедь, который способен отделять молоко от воды, означает вивеку (способность различать истинное знание от ложного). В тоже время павлин в основном олицетворяет мирские знания и искусства, а лебедь - духовные.
Хотя известно, что только, паравидья (духовное просветление) может дать нам мокшу: (освобождение), не следует пренебрегать и знанием мирских наук и искусств. Как говорится в "Ишавасья-упанишаде": "Мы преодолеваем голод и жажду посредством мирских наук и только после этого мы можем достичь бессмертия через науки духовные". Именно для того, чтобы научить нас этой истине, богиня Сарасвати избрала в качестве своих вахан (спутников) лебедя и павлина.
Поскольку Сарасвати является супругой творца вселенной Брахмы, она представляет могущество и интеллект, без которых невозможно упорядоченное творение. Для того, чтобы показать, что эта разумная сила является огромной, и абсолютно чистой, она изображается ослепительно белой. Четыре руки Богини представляют четыре аспекта человеческой натуры: Манас (ум), Буддхи (интеллект), Читта (сознание) и Ахамкара (эго). Рука-сознание держит Книгу. Руки ум и интеллект играют на Винне. Смысл этого символизма в том, что истинный учитель настраивает ум и интеллект ученика и извлекает из него музыку жизни, а ученик познает искусство быть в гармонии с миром.
Когда искатель практикует самоконтроль, глубокое учение, постоянный самоанализ и регулярную медитацию, его ограниченное эго достигает освобождения (мокшу). Это состояние абсолютной свободы, которую испытывает человек, обнаруживая внутри себя Высшее Я, символизирует лотос, который Богиня Сарасвати держит в четвертой руке-эго.
Сарасвати также называют Вач ("богиней речи"). Умение красиво и изящно выражать свои мысли, говорить поэтическим языком - несомненный дар супруги Брахмы. В Пуранах говорится, что на высших материальных планетах (Сварге) благодаря сильному влиянию энергии Сарасвати все дэвы (полубоги), киннары (кентавры), апсары (небесные танцовщицы и певицы), гандхарвы (небесные музыканты), муни (мудрецы) и другие живые существа говорят только поэтическим языком.
Если Сарасвати кому-то оказывает свою милость или становится его ангелом-хранителем, то этот человек приобретает необыкновенное обаяние, великолепие, чувство вкуса во всем (например, в одежде), спокойствие, прекрасную память, развитый интеллект и красивую речь.
Сарасвати не переносит беспорядка и грязи, обмана, лицемерия и двойственности, предательства, супружеской неверности, лжи и бранной речи, склонности к болтовне, информационной всеядности, плагиата, любых искажений знаний, особенно духовных, грубости и агрессии в поведении, отсутствия культуры, склонности к суете и поспешности в принятии решений. Она лишает жизненной силы и покоя тех, кто создает музыку, пишет картины, создает архитектурные проекты, пишет книги и стихи, разрушающие сознание других людей и дисгармонизирующие окружающее пространство.
Богиня Сарасвати проявляет свою энергию через все цветы, имеющие очень сильный и приятный аромат. Например, цветы сирени, жасмина, черемухи, магнолии, яблони.
В доведические времена, воплотившись в образе реки Сарасвати, богиня предлагала очищение каждому. Самый падший человек становился чист перед законом, если ему удавалось достичь реки Сарасвати и искупаться в ней. Но ее река была не только земной. Сарасвати не просто богиня плодородия, чья щедрость питает поля. Ее река - это небесная река благодати. В Индии много рек, названных в честь богинь, но именно на берега Сарасвати приходили риши и йоги, чтобы предаться аскезе. Они искали у Сарасвати духовного очищения и свободы от нового рождения.
Однако после VIII века н.э. стало казаться, что богиня Мудрости покинула Индию навсегда. Ее река начала высыхать! Одно из объяснений ее ухода изложено в Махабхарате, где говорится, что Индия потеряла интерес к образованности. Средние века вступили в свои права; у браминов не стало времени изучать Веды и передавать учение сыновьям - они были слишком заняты проблемой материального выживания.
Но Сарасвати, взглянув на свою исчезающую реку, увидела на берегу одинокого аскета, который постился и медитировал. И она решила, что у нее будет от него сын! В иллюзорном теле необычайно красивой апсары предстала она перед ним. Не успев обратить деву в пепел, аскет обнаружил, что уже уронил семя в реку. Из реки был рожден человеческий сын, которого нарекли Сарасвати, именно он, согласно легенде, возродил ученость в Индии. Так покровительница учености спасла знание, активно вмешалась в человеческую культуру ради ее сохранения.
Сарасвати - огненно-независимая богиня. Есть миф, как она вышла замуж за Браму, молчаливого бога-творца, который постоянно творил миры и живых существ из собственного ума. Имея склонность к красивой речи, дискуссиям и творческим проявлениям, Сарасвати через некоторое время заскучала со своим молчаливым супругом. И в один прекрасный день Сарасвати прыгнула в одну из пяти голов Брамы и начала говорить за него, поскольку он не особенно стремился говорить сам. Однажды Шива, бог-разрушитель, которого боялись другие боги, рассмешил ее своим важным видом, и она через рот мужа подшутила над ним. Шива разозлился, выхватил меч и отрубил голову, в которой обитала Сарасвати, тем самым положив конец их браку. Один быстрый удар меча освободил супругов, и, судя по всему, оба от этого только выиграли.
Махасарасвати это материнская сила совершения работы, а также ее дух совершенства и порядка. Махешвари задает основные направления мировым процессам. Махакали привносит в них энергию и импульс. Махалакшми обнаруживает их ритм и меру. Но именно Махасарасвати управляет их детальной организацией и исполнением, соотношением между частями, эффективной комбинацией сил, и безошибочностью, точностью результатов и свершений.
Наука, мастерство, техника - это епархия Махасарасвати. Она всегда несется в самой своей природе и может одарить тех, кого изберет глубоким и точным знанием, утонченностью и терпением.
Махасарасвати проявляется через дхарму как ясное понимание методов и различных нюансов учения, знание философии, различающая мудрость, указывающая как правильно созерцать, применять методы учения, а также -
приверженность четкому исполнению методов, визуализации, начитыванию мантр и т.д…
Когда она предпринимает трансформацию и обновления природы, ее действия трудоемки, миниатюрны, и для нашей нетерпеливости кажутся медленными и бесконечными. Но они настойчивы, целостны и безупречны. Ибо в ее трудах проявляется тщательная, не дремлющая, неутомимая воля. Склоняясь над нашим плечом, она отмечает и затрагивает каждую малейшую деталь. Обнаруживает всякий мельчайший дефект, пробел, сдвиг или незаконченность. Оценивает и взвешивает с точностью все, что было сделано, и все, что еще предстоит сделать в последствии. Для ее внимания ничто не бывает слишком малым или очевидно тривиальным. Формуя и переформовывая, она оттачивает каждую часть до тех пор, пока та не примет свою истинную форму, не будет помещена точно на свое место, в составе целого. И не достигнет своего точного предназначения. В своей постоянной и прилежной работе по организации и реорганизации вещей, ее глаза одновременно видят все, что нужно сделать и способ, как это сделать. А ее интуиция знает точно, что следует выбрать, а что отвергнуть, и успешно определяет правильный инструмент, правильное время, правильные условия и порядок действий. Ей отвратительны неосторожность, небрежность и лень. Всякая халтурная, поспешно сделанная и беспорядочная работа, всякая неловкость и запорченность, всякое неправильное и неверное использование инструментов и способностей, а также оставление вещей не сделанными или сделанными наполовину, оскорбительны и чужды ее натуре. Когда ее работа закончена, ничего не бывает забыто, ни одна часть не окажется пропущенной, находящейся не на месте, или оставленной в неправильном положении. Все очень прочно, точно, завершено, и заслуживает восхищения. Ничто менее, чем совершенное совершенство, не удовлетворит ее. И она всегда готова взяться за целую вечность тяжелой работы. Если это потребуется для полноты ее творения. Таким образом, из всех сил Матери, она наиболее долго претерпевающая человека и все тысячи его несовершенств, добрая, улыбчивая, доступная и отзывчивая, ее нелегко отвратить и обескуражить.
Если Кали что-то не понравится, она будет действовать очень решительно, напором и натиском, если надо отсечь эго, она будет его отсекать сразу же и на месте. Если Лакшми что-то не понравится, она тихо скромно отвернется и просто уйдет, ничего не говоря. Если Сарасвати что-то не понравится, она будет терпеливо нас обучать, рассказывать какие-то принципы, правила, как детям, ее трудно вывести из себя. В этом проявляется ее материнский аспект, как мать она просто учит ребенка. Она его никогда не бросает, не бьет, она знает, что ребенка просто надо учить, пока он не научится.
Она продолжает настаивать, даже после повторных неудач, ее руки поддерживают нас на каждом шагу, при условии, что наша воля однонаправлена, а мы сами целеустремленны и искренни. Но двуличия она не переносит. Ее ирония, обнажающая суть дел, безжалостна по отношению к драмам и спектаклям самообмана и ложной претенциозности. Мать по отношению к нашим желаниям. Друг в наших трудностях. Постоянный спокойный советчик и наставник, разгоняющий своей лучащейся улыбкой тучи мрачности, раздражительности и депрессии. Постоянно напоминающая о вечно присутствующей помощи. Указующая на вечный восход солнца, она тверда и спокойна, давая глубокое непрерывное побуждение влекущему нас к обретению целостности высшей природы. Вся работа других сил опирается на то, что она завершает. Ибо она обеспечивает материальное основание, разрабатывает детали, выправляет и скрепляет структурный каркас.
Истории о Сарасвати как богине Мудрости рассказывают о ее роли проводника в мире снов. Одной из таких историй описывается в Йоге Васиштхе. В ней Сарасвати говорит о "мире подобий", или "мире дуальности", который кажется нам столь плотным и реальным, хотя на самом деле является творческим миром сновидений богов. Она говорит, что также как боги "приснили" наш "реальный" мир, так и мы во сне тоже являемся богами, творящими иллюзорно плотные, реальные характеры, которые существуют краткое время, воспринимая свою жизнь и ее сцену очень серьезно.
Чтобы проиллюстрировать это, Сарасвати интерпретирует длинный сон, находящийся внутри другого сна. Как первоклассный психолог, она помогает королеве Лиле, видящей сны, осознать себя. Королева Лила не могла реинкарнироваться вместе со своим мужем, но она так хотела быть с ним, что создала другую Лилу, свою копию, которая смогла воплотиться в одно время с ним, вышла за него замуж, переживала его радости и горести, победы и поражения в битвах и, наконец, сидела у его погребального костра. Сарасвати объясняет королеве, что двойники, которых мы создаем мысленно, столь убедительны, что друзья и родные, видя их, уверены, что видят нас, будь это даже в такое время и в таком месте, где, как им известно, мы никак не можем быть!
Когда Сарасвати и видящая сон королева Лила наблюдают, как в фильме, за жизнью двойника в будущем, двойник - вторая королева Лила - внезапно прерывает Сарасвати и говорит: "О, я узнаю тебя! Ты - богиня Мудрости. Я уже видела тебя прежде в своих снах!" Затем Сарасвати обсуждает процесс сновидения с Лилой и с её двойником - персонажем ее сна. Две Лилы узнают от Сарасвати, что всякий сновидец - бог, человек или герой сна - имеет силу творить и может притягивать в свою будущую жизнь людей, чьи лица появляются в его снах.
Так через объяснение иллюзорности и мира, и снов, богиня Сарасвати привела королеву Лилу к просветлению. Йога-Нидра является одной из янтр Лайя-йоги, чьи методы ведут к осознанию своей истинной природы и Освобождению от круговорота рождений и смертей.
(Статья составлена Еленой Экананга по материалам лекций Свами Вишнудевананда Гири, доктора Ветрова и ресурсов интернета); источник: http://www.avplus.ru/
Теги: ведические боги, Сарасвати, богиня мудрости, знания и искусства, богиня красноречия, Сарасвати стотрам
Ведическая богиня Сарасвати
Сарасвати есть творческая энергия Брахмы, Бога -творца вселенной. Она олицетворяет божественное первичное слово, как манифестацию Абсолюта. Сарасвати именуют богиней речи - ВАК-ДЭВИ и матерью священных Вед. В Ригведе ей как "царице богов","свету для святых" посвящен гимн -"Дэви-шукта".
Имя Сарасвати имеет сакральное сочетание слогов: Са -связано с началом, творением; Ра - несёт энергию питать и оживлять; Свати - означает связь с благом.
Богиня Сарасвати считается покровительницей знаний. Наши отношения с ней напрямую зависят от того, каким знанием мы "питаемся", для чего его используем и развиваем ли мы свой интеллект.
Именно богиня Сарасвати наделяет человека великолепием. По ее милости он заслуживает расположение других людей, удостаивается почёта и уважения, пользуется особой благосклонностью у влиятельных мира сего за вклад в ту или иную область науки, искусства и литературы, приносящие истинную гармонию и благо всей планете, а иногда и вселенной.
Сарасвати является воплощением всех знаний, наук и искусств. Поэтому она выглядит необыкновенно красивой и изящной. Одетая в белоснежные одежды, восседающая на лотосе, она в своих четырех руках держит вину, символизирующую трансформацию энергии шакти в различные формы искусства, джапамалу (чётки), символизирующие трансцендентные вибрации (мантры), которые программируют пространство и время и создают гармонию вселенной, а также книгу или пустаку (свернутый в свиток лист), символизирующий знание.
На бровях Богини виден серп луны, связанный с основой жизни - водой. В древние времена богиню Сарасвати почитали как покровительницу всех рек. Рядом с ней часто изображают павлина или лебедя. Павлин с его прекрасным оперением символизирует вселенную во всей ее красоте. Лебедь, который способен отделять молоко от воды, означает вивеку (способность различать истинное знание от ложного). В тоже время павлин в основном олицетворяет мирские знания и искусства, а лебедь - духовные.
Хотя известно, что только, паравидья (духовное просветление) может дать нам мокшу: (освобождение), не следует пренебрегать и знанием мирских наук и искусств. Как говорится в "Ишавасья-упанишаде": "Мы преодолеваем голод и жажду посредством мирских наук и только после этого мы можем достичь бессмертия через науки духовные". Именно для того, чтобы научить нас этой истине, богиня Сарасвати избрала в качестве своих вахан (спутников) лебедя и павлина.
Поскольку Сарасвати является супругой творца вселенной Брахмы, она представляет могущество и интеллект, без которых невозможно упорядоченное творение. Для того, чтобы показать, что эта разумная сила является огромной, и абсолютно чистой, она изображается ослепительно белой. Четыре руки Богини представляют четыре аспекта человеческой натуры: Манас (ум), Буддхи (интеллект), Читта (сознание) и Ахамкара (эго). Рука-сознание держит Книгу. Руки ум и интеллект играют на Винне. Смысл этого символизма в том, что истинный учитель настраивает ум и интеллект ученика и извлекает из него музыку жизни, а ученик познает искусство быть в гармонии с миром.
Когда искатель практикует самоконтроль, глубокое учение, постоянный самоанализ и регулярную медитацию, его ограниченное эго достигает освобождения (мокшу). Это состояние абсолютной свободы, которую испытывает человек, обнаруживая внутри себя Высшее Я, символизирует лотос, который Богиня Сарасвати держит в четвертой руке-эго.
Сарасвати также называют Вач ("богиней речи"). Умение красиво и изящно выражать свои мысли, говорить поэтическим языком - несомненный дар супруги Брахмы. В Пуранах говорится, что на высших материальных планетах (Сварге) благодаря сильному влиянию энергии Сарасвати все дэвы (полубоги), киннары (кентавры), апсары (небесные танцовщицы и певицы), гандхарвы (небесные музыканты), муни (мудрецы) и другие живые существа говорят только поэтическим языком.
Если Сарасвати кому-то оказывает свою милость или становится его ангелом-хранителем, то этот человек приобретает необыкновенное обаяние, великолепие, чувство вкуса во всем (например, в одежде), спокойствие, прекрасную память, развитый интеллект и красивую речь.
Сарасвати не переносит беспорядка и грязи, обмана, лицемерия и двойственности, предательства, супружеской неверности, лжи и бранной речи, склонности к болтовне, информационной всеядности, плагиата, любых искажений знаний, особенно духовных, грубости и агрессии в поведении, отсутствия культуры, склонности к суете и поспешности в принятии решений. Она лишает жизненной силы и покоя тех, кто создает музыку, пишет картины, создает архитектурные проекты, пишет книги и стихи, разрушающие сознание других людей и дисгармонизирующие окружающее пространство.
Богиня Сарасвати проявляет свою энергию через все цветы, имеющие очень сильный и приятный аромат. Например, цветы сирени, жасмина, черемухи, магнолии, яблони.
В доведические времена, воплотившись в образе реки Сарасвати, богиня предлагала очищение каждому. Самый падший человек становился чист перед законом, если ему удавалось достичь реки Сарасвати и искупаться в ней. Но ее река была не только земной. Сарасвати не просто богиня плодородия, чья щедрость питает поля. Ее река - это небесная река благодати. В Индии много рек, названных в честь богинь, но именно на берега Сарасвати приходили риши и йоги, чтобы предаться аскезе. Они искали у Сарасвати духовного очищения и свободы от нового рождения.
Однако после VIII века н.э. стало казаться, что богиня Мудрости покинула Индию навсегда. Ее река начала высыхать! Одно из объяснений ее ухода изложено в Махабхарате, где говорится, что Индия потеряла интерес к образованности. Средние века вступили в свои права; у браминов не стало времени изучать Веды и передавать учение сыновьям - они были слишком заняты проблемой материального выживания.
Но Сарасвати, взглянув на свою исчезающую реку, увидела на берегу одинокого аскета, который постился и медитировал. И она решила, что у нее будет от него сын! В иллюзорном теле необычайно красивой апсары предстала она перед ним. Не успев обратить деву в пепел, аскет обнаружил, что уже уронил семя в реку. Из реки был рожден человеческий сын, которого нарекли Сарасвати, именно он, согласно легенде, возродил ученость в Индии. Так покровительница учености спасла знание, активно вмешалась в человеческую культуру ради ее сохранения.
Сарасвати - огненно-независимая богиня. Есть миф, как она вышла замуж за Браму, молчаливого бога-творца, который постоянно творил миры и живых существ из собственного ума. Имея склонность к красивой речи, дискуссиям и творческим проявлениям, Сарасвати через некоторое время заскучала со своим молчаливым супругом. И в один прекрасный день Сарасвати прыгнула в одну из пяти голов Брамы и начала говорить за него, поскольку он не особенно стремился говорить сам. Однажды Шива, бог-разрушитель, которого боялись другие боги, рассмешил ее своим важным видом, и она через рот мужа подшутила над ним. Шива разозлился, выхватил меч и отрубил голову, в которой обитала Сарасвати, тем самым положив конец их браку. Один быстрый удар меча освободил супругов, и, судя по всему, оба от этого только выиграли.
В Дхарме богиня проявляется как Махасарасвати
Махасарасвати это материнская сила совершения работы, а также ее дух совершенства и порядка. Махешвари задает основные направления мировым процессам. Махакали привносит в них энергию и импульс. Махалакшми обнаруживает их ритм и меру. Но именно Махасарасвати управляет их детальной организацией и исполнением, соотношением между частями, эффективной комбинацией сил, и безошибочностью, точностью результатов и свершений.
Наука, мастерство, техника - это епархия Махасарасвати. Она всегда несется в самой своей природе и может одарить тех, кого изберет глубоким и точным знанием, утонченностью и терпением.
Махасарасвати проявляется через дхарму как ясное понимание методов и различных нюансов учения, знание философии, различающая мудрость, указывающая как правильно созерцать, применять методы учения, а также -
приверженность четкому исполнению методов, визуализации, начитыванию мантр и т.д…
Когда она предпринимает трансформацию и обновления природы, ее действия трудоемки, миниатюрны, и для нашей нетерпеливости кажутся медленными и бесконечными. Но они настойчивы, целостны и безупречны. Ибо в ее трудах проявляется тщательная, не дремлющая, неутомимая воля. Склоняясь над нашим плечом, она отмечает и затрагивает каждую малейшую деталь. Обнаруживает всякий мельчайший дефект, пробел, сдвиг или незаконченность. Оценивает и взвешивает с точностью все, что было сделано, и все, что еще предстоит сделать в последствии. Для ее внимания ничто не бывает слишком малым или очевидно тривиальным. Формуя и переформовывая, она оттачивает каждую часть до тех пор, пока та не примет свою истинную форму, не будет помещена точно на свое место, в составе целого. И не достигнет своего точного предназначения. В своей постоянной и прилежной работе по организации и реорганизации вещей, ее глаза одновременно видят все, что нужно сделать и способ, как это сделать. А ее интуиция знает точно, что следует выбрать, а что отвергнуть, и успешно определяет правильный инструмент, правильное время, правильные условия и порядок действий. Ей отвратительны неосторожность, небрежность и лень. Всякая халтурная, поспешно сделанная и беспорядочная работа, всякая неловкость и запорченность, всякое неправильное и неверное использование инструментов и способностей, а также оставление вещей не сделанными или сделанными наполовину, оскорбительны и чужды ее натуре. Когда ее работа закончена, ничего не бывает забыто, ни одна часть не окажется пропущенной, находящейся не на месте, или оставленной в неправильном положении. Все очень прочно, точно, завершено, и заслуживает восхищения. Ничто менее, чем совершенное совершенство, не удовлетворит ее. И она всегда готова взяться за целую вечность тяжелой работы. Если это потребуется для полноты ее творения. Таким образом, из всех сил Матери, она наиболее долго претерпевающая человека и все тысячи его несовершенств, добрая, улыбчивая, доступная и отзывчивая, ее нелегко отвратить и обескуражить.
Если Кали что-то не понравится, она будет действовать очень решительно, напором и натиском, если надо отсечь эго, она будет его отсекать сразу же и на месте. Если Лакшми что-то не понравится, она тихо скромно отвернется и просто уйдет, ничего не говоря. Если Сарасвати что-то не понравится, она будет терпеливо нас обучать, рассказывать какие-то принципы, правила, как детям, ее трудно вывести из себя. В этом проявляется ее материнский аспект, как мать она просто учит ребенка. Она его никогда не бросает, не бьет, она знает, что ребенка просто надо учить, пока он не научится.
Она продолжает настаивать, даже после повторных неудач, ее руки поддерживают нас на каждом шагу, при условии, что наша воля однонаправлена, а мы сами целеустремленны и искренни. Но двуличия она не переносит. Ее ирония, обнажающая суть дел, безжалостна по отношению к драмам и спектаклям самообмана и ложной претенциозности. Мать по отношению к нашим желаниям. Друг в наших трудностях. Постоянный спокойный советчик и наставник, разгоняющий своей лучащейся улыбкой тучи мрачности, раздражительности и депрессии. Постоянно напоминающая о вечно присутствующей помощи. Указующая на вечный восход солнца, она тверда и спокойна, давая глубокое непрерывное побуждение влекущему нас к обретению целостности высшей природы. Вся работа других сил опирается на то, что она завершает. Ибо она обеспечивает материальное основание, разрабатывает детали, выправляет и скрепляет структурный каркас.
Истории о Сарасвати как богине Мудрости рассказывают о ее роли проводника в мире снов. Одной из таких историй описывается в Йоге Васиштхе. В ней Сарасвати говорит о "мире подобий", или "мире дуальности", который кажется нам столь плотным и реальным, хотя на самом деле является творческим миром сновидений богов. Она говорит, что также как боги "приснили" наш "реальный" мир, так и мы во сне тоже являемся богами, творящими иллюзорно плотные, реальные характеры, которые существуют краткое время, воспринимая свою жизнь и ее сцену очень серьезно.
Чтобы проиллюстрировать это, Сарасвати интерпретирует длинный сон, находящийся внутри другого сна. Как первоклассный психолог, она помогает королеве Лиле, видящей сны, осознать себя. Королева Лила не могла реинкарнироваться вместе со своим мужем, но она так хотела быть с ним, что создала другую Лилу, свою копию, которая смогла воплотиться в одно время с ним, вышла за него замуж, переживала его радости и горести, победы и поражения в битвах и, наконец, сидела у его погребального костра. Сарасвати объясняет королеве, что двойники, которых мы создаем мысленно, столь убедительны, что друзья и родные, видя их, уверены, что видят нас, будь это даже в такое время и в таком месте, где, как им известно, мы никак не можем быть!
Когда Сарасвати и видящая сон королева Лила наблюдают, как в фильме, за жизнью двойника в будущем, двойник - вторая королева Лила - внезапно прерывает Сарасвати и говорит: "О, я узнаю тебя! Ты - богиня Мудрости. Я уже видела тебя прежде в своих снах!" Затем Сарасвати обсуждает процесс сновидения с Лилой и с её двойником - персонажем ее сна. Две Лилы узнают от Сарасвати, что всякий сновидец - бог, человек или герой сна - имеет силу творить и может притягивать в свою будущую жизнь людей, чьи лица появляются в его снах.
Так через объяснение иллюзорности и мира, и снов, богиня Сарасвати привела королеву Лилу к просветлению. Йога-Нидра является одной из янтр Лайя-йоги, чьи методы ведут к осознанию своей истинной природы и Освобождению от круговорота рождений и смертей.
Сарасвати стотрам
Та, что белоснежна, подобно жасмину или луне,
Та, что облачена в белые одежды,
Та, что держит в своих руках вину и посох,
Та, что восседает на белом лотосе.
Всегда почитаемая Брахмой, Ачьютой, Шанкарой и другими,
- та Богиня Сарасвати,
Удаляющая всякую косность, да защитит меня.
Да обитает на моем языке Она, Благая, Держащая вину и книгу, -
Та белая Богиня Сарасвати, возлюбленная врага Муры!
Сарасвати, Великоблагая, Знание, Лотосоокая!
Образ Вселенной,
Обладающая всепроникающим взором, даруй знание!
Поклонение тебе!
Та, что белоснежна, подобно жасмину или луне,
Та, что облачена в белые одежды,
Та, что держит в своих руках вину и посох,
Та, что восседает на белом лотосе.
Всегда почитаемая Брахмой, Ачьютой, Шанкарой и другими,
- та Богиня Сарасвати,
Удаляющая всякую косность, да защитит меня.
Да обитает на моем языке Она, Благая, Держащая вину и книгу, -
Та белая Богиня Сарасвати, возлюбленная врага Муры!
Сарасвати, Великоблагая, Знание, Лотосоокая!
Образ Вселенной,
Обладающая всепроникающим взором, даруй знание!
Поклонение тебе!
(Статья составлена Еленой Экананга по материалам лекций Свами Вишнудевананда Гири, доктора Ветрова и ресурсов интернета); источник: http://www.avplus.ru/
Сарасвати Стути
Maha Saraswati Stotram
Сарасвати-арати (съемки из Индии)
Теги: ведические боги, Сарасвати, богиня мудрости, знания и искусства, богиня красноречия, Сарасвати стотрам
Новинки