Оставте заявку и мы свяжимся с вами.
Философия. Диалектика. Теория Научного Познания - Аюрведа Плюс. Магазин аюрведических товаров.
18.01.2012
Диалектика - одна из древнейших наук о наиболее общих, универсальных законах развития всей действительности. Диалектика выступает методологической основой всех без исключения видов деятельности, является результатом обобщения научного познания и общественной практики во всей истории существования человеческого общества.
Обычно различают объективную и субъективную диалектику. Объективная диалектика представляет собой диалектику внешнего мира - живой и неживой природы, общества, а субъективная диалектика – это диалектика интеллектуальной деятельности, нематериальной сферы действительности. Объективная и субъективная диалектика в общем и целом совпадает одна с другой, так как мышление есть более или менее адекватное отражение внешнего мира.
Говоря о диалектике, можно отметить факт совпадения диалектики с логикой и теорией познания. Под логикой при этом понимается не формальная, а диалектическая логика, которая рассматривается и как Логика, т.е. теория диалектики (результат филогенеза общественного сознания, итог развития философии и науки), и как знание этой теории конкретным человеком (результат развития индивидуального сознания, итог обучения и воспитания конкретного субъекта, формирование у него соответствующих понятий иных структур), и как диалектический метод мышления (следствие использования человеком знаний Логики в каждом конкретном акте мышления).
Таким образом, диалектика выступает и в качестве теории, и всеобщей методологии, и метода мышления, в котором реализуется эта методология.
Диалектический метод мышления и познания противоположен метафизическому, который в силу своей односторонности предполагает рассмотрение объектов вне их подлинной связи и развития. Проявлением метафизического метода мышления является догматизм, эклектика и софистика. Догматизм предполагает абсолютизацию знания, его неизменности при любых обстоятельствах. Эклектика означает произвольное, случайное соединение разнородных, а иногда и логически не совместимых положений.
Софистика. Здесь за правдоподобной формой рассуждения скрывается, затушевываются нарушения требования логики, в том числе и формальной. Ещё древним грекам был известен софизм под названием "рогатый": "Ты имеешь то, что не терял. Ты не терял рогов значит ты их имеешь". За внешней правдоподобностью рассуждения здесь скрывается логическая неточность, допускается нарушение диалектической логики, т.к. говорить, что человек обладает тем, что он не терял, значит допускать явную подтасовку: человек многое не терял, но это не значит, что он это имел.
Из характеристики диалектической логики вытекает то, что любое явление действительности должно рассматриваться с учетом не только всесторонних связей в конкретной обстановке, но и истории его развития. Должен соблюдаться конкретно-исторический подход к анализу явлений. Это требование имеет большое методологическое значения, особенно в связи с широким использованием в современной науке системно- структурного метода.
Как всякая иная наука, диалектика имеет свою структурную организацию: законы, категории, принципы. В этой связи следует отметить громадный вклад в развитие диалектики немецкого философа-идеалиста Гегеля, а также Маркса и Энгельса.
Теория научного познания.
Знание – объективная реальность, данная в сознании человека, которая в своей деятельности отражает и идеально воспроизводит объективные закономерности связи реального мира.
Познание – обусловленный общественной практикой процесс приобретения и развития знания, его расширение и совершенствование. Это такое взаимодействие объекта и субъекта, в результате которого появляется новое знание.
Наука. Это одна из форм общественного сознания, представляющая упорядоченную и систематизированную систему знаний о природе, обществе, мышлении, которая проверяется и дополняется в ходе общественной практики. Так уж устроена жизнь человека, что он вынужден иметь дело с проблемными и сложными задачами. И, чтобы с ними справиться, человеку необходимо исчерпывающие знания, которые бы позволили ему понять и объяснить изучаемые процессы, иметь возможность предвидеть будущее и выработать для этого соответствующие практические действия.
В научном познании различают эмпирический и теоретический уровни. Эмпирическое познание направлено непосредственно на изучаемый объект и реализуется посредством наблюдения и эксперимента. Теоретическое познание концентрируется вокруг обобщающих идей, гипотез, законов, принципов. Предметом научного познания является: природа познания как целого, его возможности и границы, отношение знания и реальности, знания и веры, субъекта и объекта познания, истина и ее критерии, формы и уровни познания. При этом надо хорошо понимать, что теория познания – не отдельная и изолированная дисциплина, но тесно связанная с учением о бытии (онтология), учение о всеобщих законах бытия и познания (диалектика) и методологией.
Теория познания не может нормально функционировать, не определив систему методов. Прежде всего это философские методы – диалектический, феноменологический, герменевтический, а также общенаучный методы – системный, структурно-функциональный, синергетический, информационный, вероятностный. Это и общелогические методы: анализ и синтез, индукция и дедукция, идеализация, аналогия, моделирование.
Проблемы истины и заблуждения. Эти понятия всегда идут рядом. Поэтому одно можно принять за другое.
Истина – это адекватное знание, знание, соответствующее своему предмету. Это правильное отражение действительности.
Заблуждение – это неадекватное знание, не соответствующее своему предмету, не совпадающие с ним. Заблуждения следует отличать от лжи - преднамеренного искажения истины в корыстных целях и тесно связанного понятия – дезинформация. В теории познания есть также понятие ошибка – как результат неправильных действий человека в любой сфере: ошибки логические, фактические, в вычислениях, в политике, в экономике, в повседневной жизни.
Типы истины. Одна из них абсолютная истина. Это – полное, исчерпывающее знание о действительности в целом, представляющее собой гносеологический идеал, который никогда не будет достигнут, хотя познание всегда будет стремиться к нему. Следующий тип истины – относительная, которая выражает изменчивость знания, его неполноту, возможность уточнения и углубления по мере развития практики и познания. Есть еще один тип истины – конкретная истина, что означает, что любое истинное значение во многом зависит от времени его проистекания, места, где это знание появилось и обстоятельства, при которых знания появлялись. Эти факторы – время, место и обстоятельства должны быть учтены как можно точнее.
Существуют 2 уровня научного познания: чувственное познание и рациональное познание. Структура чувственного познания: ощущения, восприятия, представления. Структура рационального познания: понятия, суждения, умозаключения.
И еще. Как и во всяком виде действительности есть свои парадоксы. Теория познания не исключение. Оказывается, можно слушать и не слышать, можно знать и не понимать. Понимание – это всегда диалог личностей, а не просто людей, диалог культур. Понимание неотделимо от самопонимания, морали, нравственности, искренности.
По материалам:
http://metaphilosophy.ru/
разработчики:
М.Давыдов
Е.Максимов
Теги:
Философия. Диалектика. Теория Научного Познания
Диалектика и ее альтернативы.Диалектика - одна из древнейших наук о наиболее общих, универсальных законах развития всей действительности. Диалектика выступает методологической основой всех без исключения видов деятельности, является результатом обобщения научного познания и общественной практики во всей истории существования человеческого общества.
Обычно различают объективную и субъективную диалектику. Объективная диалектика представляет собой диалектику внешнего мира - живой и неживой природы, общества, а субъективная диалектика – это диалектика интеллектуальной деятельности, нематериальной сферы действительности. Объективная и субъективная диалектика в общем и целом совпадает одна с другой, так как мышление есть более или менее адекватное отражение внешнего мира.
Говоря о диалектике, можно отметить факт совпадения диалектики с логикой и теорией познания. Под логикой при этом понимается не формальная, а диалектическая логика, которая рассматривается и как Логика, т.е. теория диалектики (результат филогенеза общественного сознания, итог развития философии и науки), и как знание этой теории конкретным человеком (результат развития индивидуального сознания, итог обучения и воспитания конкретного субъекта, формирование у него соответствующих понятий иных структур), и как диалектический метод мышления (следствие использования человеком знаний Логики в каждом конкретном акте мышления).
Таким образом, диалектика выступает и в качестве теории, и всеобщей методологии, и метода мышления, в котором реализуется эта методология.
Диалектический метод мышления и познания противоположен метафизическому, который в силу своей односторонности предполагает рассмотрение объектов вне их подлинной связи и развития. Проявлением метафизического метода мышления является догматизм, эклектика и софистика. Догматизм предполагает абсолютизацию знания, его неизменности при любых обстоятельствах. Эклектика означает произвольное, случайное соединение разнородных, а иногда и логически не совместимых положений.
Софистика. Здесь за правдоподобной формой рассуждения скрывается, затушевываются нарушения требования логики, в том числе и формальной. Ещё древним грекам был известен софизм под названием "рогатый": "Ты имеешь то, что не терял. Ты не терял рогов значит ты их имеешь". За внешней правдоподобностью рассуждения здесь скрывается логическая неточность, допускается нарушение диалектической логики, т.к. говорить, что человек обладает тем, что он не терял, значит допускать явную подтасовку: человек многое не терял, но это не значит, что он это имел.
Из характеристики диалектической логики вытекает то, что любое явление действительности должно рассматриваться с учетом не только всесторонних связей в конкретной обстановке, но и истории его развития. Должен соблюдаться конкретно-исторический подход к анализу явлений. Это требование имеет большое методологическое значения, особенно в связи с широким использованием в современной науке системно- структурного метода.
Как всякая иная наука, диалектика имеет свою структурную организацию: законы, категории, принципы. В этой связи следует отметить громадный вклад в развитие диалектики немецкого философа-идеалиста Гегеля, а также Маркса и Энгельса.
Теория научного познания.
Знание – объективная реальность, данная в сознании человека, которая в своей деятельности отражает и идеально воспроизводит объективные закономерности связи реального мира.
Познание – обусловленный общественной практикой процесс приобретения и развития знания, его расширение и совершенствование. Это такое взаимодействие объекта и субъекта, в результате которого появляется новое знание.
Наука. Это одна из форм общественного сознания, представляющая упорядоченную и систематизированную систему знаний о природе, обществе, мышлении, которая проверяется и дополняется в ходе общественной практики. Так уж устроена жизнь человека, что он вынужден иметь дело с проблемными и сложными задачами. И, чтобы с ними справиться, человеку необходимо исчерпывающие знания, которые бы позволили ему понять и объяснить изучаемые процессы, иметь возможность предвидеть будущее и выработать для этого соответствующие практические действия.
В научном познании различают эмпирический и теоретический уровни. Эмпирическое познание направлено непосредственно на изучаемый объект и реализуется посредством наблюдения и эксперимента. Теоретическое познание концентрируется вокруг обобщающих идей, гипотез, законов, принципов. Предметом научного познания является: природа познания как целого, его возможности и границы, отношение знания и реальности, знания и веры, субъекта и объекта познания, истина и ее критерии, формы и уровни познания. При этом надо хорошо понимать, что теория познания – не отдельная и изолированная дисциплина, но тесно связанная с учением о бытии (онтология), учение о всеобщих законах бытия и познания (диалектика) и методологией.
Теория познания не может нормально функционировать, не определив систему методов. Прежде всего это философские методы – диалектический, феноменологический, герменевтический, а также общенаучный методы – системный, структурно-функциональный, синергетический, информационный, вероятностный. Это и общелогические методы: анализ и синтез, индукция и дедукция, идеализация, аналогия, моделирование.
Проблемы истины и заблуждения. Эти понятия всегда идут рядом. Поэтому одно можно принять за другое.
Истина – это адекватное знание, знание, соответствующее своему предмету. Это правильное отражение действительности.
Заблуждение – это неадекватное знание, не соответствующее своему предмету, не совпадающие с ним. Заблуждения следует отличать от лжи - преднамеренного искажения истины в корыстных целях и тесно связанного понятия – дезинформация. В теории познания есть также понятие ошибка – как результат неправильных действий человека в любой сфере: ошибки логические, фактические, в вычислениях, в политике, в экономике, в повседневной жизни.
Типы истины. Одна из них абсолютная истина. Это – полное, исчерпывающее знание о действительности в целом, представляющее собой гносеологический идеал, который никогда не будет достигнут, хотя познание всегда будет стремиться к нему. Следующий тип истины – относительная, которая выражает изменчивость знания, его неполноту, возможность уточнения и углубления по мере развития практики и познания. Есть еще один тип истины – конкретная истина, что означает, что любое истинное значение во многом зависит от времени его проистекания, места, где это знание появилось и обстоятельства, при которых знания появлялись. Эти факторы – время, место и обстоятельства должны быть учтены как можно точнее.
Существуют 2 уровня научного познания: чувственное познание и рациональное познание. Структура чувственного познания: ощущения, восприятия, представления. Структура рационального познания: понятия, суждения, умозаключения.
И еще. Как и во всяком виде действительности есть свои парадоксы. Теория познания не исключение. Оказывается, можно слушать и не слышать, можно знать и не понимать. Понимание – это всегда диалог личностей, а не просто людей, диалог культур. Понимание неотделимо от самопонимания, морали, нравственности, искренности.
По материалам:
http://metaphilosophy.ru/
разработчики:
М.Давыдов
Е.Максимов
Теги:
Новинки