Оставте заявку и мы свяжимся с вами.
Загадочный мир бабочек - Аюрведа Плюс. Магазин аюрведических товаров.
12.06.2011
Египтяне помещали душу человека в ночную бабочку. У греков олицетворением бессмертной человеческой души была Психея - девушка с крыльями бабочки. Превращение гусеницы в неподвижную, "мертвую" куколку, а потом в чудесного легкокрылого мотылька сравнивалось со смертью человека и высвобождением из тела созревшей для иной жизни души. Аристотель, следуя древним натурфилософам, одним и тем же словом обозначал бабочку и душу. Платон в античном искусстве иногда изображался с бабочкиными крыльями, потому что он красноречивее других говорил о бессмертии души и о том, что смерть есть только смена одежды. У целого ряда туземных племен Зап. Африки, Ю. Америки, Ю-В. Азии и Океании душа и бабочка тоже обозначаются, одним словом.
Божество сна - Гипнос, брат Танатоса (Смерти) также наделялся крыльями бабочки, поскольку он считался временным освободителем души от телесных уз. Чжуан-цзы рассказывает, что однажды он увидел себя во сне бабочкой. Сон был такой явственный, что, проснувшись, он долго размышлял: ему ли снилось, что он стал бабочкой, или это сейчас бабочке снится, что она стала Чжуан-цзы. "Это и есть превращение вещей", - заключает мудрый даос.
Гердер для обоснования своей уверенности в индивидуальном бессмертии прибегает к естественнонаучному доводу: если, гусеница может превратиться в бабочку, то почему человека после смерти не ждет какая-то, новая, неведомая форма бытия? Ведь цепь превращений бесконечна и загадочна, а органические силы нерасторжимы. Выдающийся русский мыслитель В. В. Розанов называл бабочку душой гусеницы.
"Бабочки по какой-то причине являются хранительницами золотой пыли вечности... Эта пыль является пылью Знания... Бабочки были близкими друзьями и помощниками магов с незапамятных времен", - учил Дон-Хуан Кастанеду. Превращение бабочек (чередование отдельных стадий развития) издревле привлекало внимание натуралистов и будило воображение философов и поэтов. Науку о бабочках - лепидоптерологию можно, поэтому смело называть и психологией. Чем глубже ученые проникают в загадочный мир бабочек, тем более у них поводов для недоумения, изумления и восхищения. Бабочки - еще одно ЧУДО ЖИВОЙ ПРИРОДЫ.
В жизни бабочек мы встречаемся с удивительным и таинственным явлением метаморфоза-перевоплощения, то есть превращения невзрачной, прожорливой, "рожденной ползать" гусеницы в новое существо - изысканную "красавицу-бабочку. Физиологически метаморфоз необъясним. В предельно упрощенном виде он выглядит так: в хитиновой скорлупке-куколке гусеница распадается на отдельные живые молекулы, растворяется сама в себе в некий беловатый бульон, из которого затем развиваются органы бабочки. Секретные механизмы метаморфоза остаются загадкой, несмотря на обнаружение, нескольких гормонов (ювенильного и др.), обусловливающих преображение. По ключ к разгадке - именно в куколке. Совсем не случайно любимая потешка девочек именуется куклой: когда-то Кукла, передаваемая из поколения в поколение по материнской линии как ОБЕРЕГ, была олицетворением, перевоплощающихся Бабушек-Рожаниц (нынешняя игра в дочки-матери есть отзвук древнейших обрядовых игрищ-священнодейств).
Не зря гусеница называется еще личинкой, т. е. маленькой личиной. В русском языке личина - это маска, под которой скрыт сам человек. Отсюда: приличный, двуличный, лицемер, лицедей и т. п. Душа наша в каждом новом воплощении - маскараде облекается в различные личины-личности, бытие которых недолговечно и преходяще. Бессмертна и непреходяща только внутренняя суть человека - высшие, СВЕРХЛИЧНЫЕ устремления его Духа - его Индивидуальность (лат. слово "индивидуум" означает "неделимое"). В ЛИЧИНКЕ-ГУСЕНИЦЕ СКРЫТА БАБОЧКА...
Превращение гусеницы, единственное занятие которой - еда, в бабочку сопровождается поразительными изменениями, благодаря которым она обретает возможность жить в новой, воздушной среде и питаться совершенно иным способом. Отныне пища этих божественных существ - пища богов - нектар. Некоторые же виды бабочек - создания, целиком, предназначенные для продолжения рода, вообще не способны принимать пищу и живут лишь до тех пор, пока не отыщут самца и не спарятся.
Но зачем все так сложно? Почему гусеница, куколка? Какие намеки Природы здесь таятся? Поражает странная закономерность: бабочки, происходящие из самых кричаще красочных гусениц, обычно неприметные, "серенькие". И наоборот...
Загадок не счесть. Кое-что все же об этих порхающих цветах известно. Бабочки, пли чешуекрылые, одна, из самых древних групп живых существ. Количество видов бабочек достигает 140 тысяч! Чтобы оценить эту цифру, вспомним, что количество видов всех позвоночных-млекопитающих, птиц, рыб, земноводных, пресмыкающихся - чуть более 40 тысяч. Воистину, Земля - Страна Бабочек.
Несомненно, что эти трепетные, доверчивые существа несут нам какие-то очень важные вести. Какие? Широкое поле для раздумий и лингвистического рассмотрения представляют собой уже сами названия бабочек. Внимая шепоту интуиции и, вероятно, сами того не сознавая, натуралисты-первооткрыватели и систематики дали бабочкам очень верные имена, означающие их волшебную суть. Нам только кажется, что названия складываются стихийно и непроизвольно. На самом же деле здесь есть подспудные закономерности, и ни о каком случайном совпадении не может быть и речи. Ведь имя не только человека, но и любого существа есть не случайность, а магическое отражение его сущности. Внимательно вникая в названия бабочек, мы заметим: если их перевести на русский язык, то выявится определенный смысл.
Чуткие наблюдатели дали бабочкам имена бессмертных богинь и божественных нимф, харит-граций, камен и титанид, жриц, пророчиц и легендарных героинь, олицетворяющих лучшие женские добродетели. Мнемозина, Гестия, Гера, Геба, Артемида, Пандора, Аврора, Киприда, Латона, Геро, Аталанта, Аглая, Галатея, Но, Камилла, Пафия, Гипермнестра... Все это - названия бабочек.
Кто подсказал мудрому шведу Карлу Линнею наградить бабочек именами древних целителей и врачевателей? Махаон и Подалирий-сыновья Асклепия. В Эквадоре водится необычайно красивая бабочка панацея-регина (в переводе - принцесса-всецелительница): Панацея - дочь Асклепия. В честь его другой дочери Гигни названа не только наука о сохранении здоровья - гигиена, но и прекрасная бабочка. Отец Асклепия - Аполлон известен, помимо, прочего, и как божество врачевания. Морфей - сын Гиппоса. Бабочка парнассиус дельфиус названа в честь священной горы Парнас, у подножия которой находился Дельфийский оракул, а в гротах обитали Музы. Есть бабочки, которым присвоены Имена Гиппократа, Галема и других знаменитых врачевателей.
Нимфалиды, гелиотисы, геликониды, морфиды, сатириды, геспериды, данаиды - все эти прелестные создания оправдывают свои Названия.
А как хороши, как милы сердцу наши среднерусские вестницы Весны, Жизни и Любви! Бархатницы, зорьки, веснянки, павлиноглазки, златогузки, крапивницы, бражники, голубянки, краеглазки, лунки серебристые... На первый взгляд "обычные" репейницы и чертополоховки не столь роскошно-броски, как их тропические сестры. "Не поймет и не заметит гордый взор иноплеменный" все обаяние наших Золушек - скромных полевых цветов и связавших с ними свою судьбу бабочек. Безобидные и непугливые, они несут людям радость и умиротворение, исцеляют красотой.
Они пробуждают щемяще-пронзительные образы детства на цветущем лугу, напоминают нам о могущественном и вместе с тем нежном притяжении Родной Земли, о ЕЁ ЧАРАХ, способных излечить и тело, и душу.
Цветок и сидящая на нем бабочка всегда в глазах человека являлись символом Жизни и олицетворением совершеннейшей красоты. А ведь цветы - самое дивное украшение Земли - цветут потому, что есть насекомые. Это для них - переносчиков Жизни (пыльцы) не жалеют растения ни красок, ни ароматов. А бабочка среди насекомых такая же жемчужина, как орхидея среди цветов. Цветы и бабочки созданы друг для друга. КРАСОТА ВСЕГДА СВЯЗАНА С ЖИЗНЬЮ.
Но зачем такая неописуемая красота самим бабочкам? Кто оценит их наряды, богатство и многоцветье которых столь, чудесно, что ни один" ученый не мог найти им объяснения? Неужто только вследствие прозаического естественного отбора могли родиться такие шедевры? Художникам очень затруднительно живописать бабочек: краскам явно не хватает глубины и перламутровой прозрачности, всех оттенков радужной цветомузыки, жизненной игры переливов.
Кто, кроме Матери-3емли, мог одарить своих любимиц таким великолепием? Отнюдь не случайно наука о бабочках называется лепидоптерологией, что можно перевести как изучение крылатых камней-самоцветов. Срез некоторых драгоценных камней, например, агата, поразительно похож на ажурное крылышко бабочки. Примечательно, что и минералоги, и энтомологи в своих описаниях пользуются словом "чешуйка".
Окраска бабочек наводит на мысль о происхождении ее от Земли, точнее от минералов, - этих цветов подземелья. Темно-красные рубины, лимонно-золотистые цитрины, голубовато-зеленоватые бериллы, оранжевые гиацинты, прихотливо-узорчатые халцедоны, лазуриты, малахиты с их волнующе-загадочными свойствами... Только минералы - это таинственная составляющая часть земной коры - могли придать бабочкам такую разнообразную окраску, схожую именно с окраской минералов.
Обратим внимание на соответственное сочетание красок: из всего, что есть на Земле, мы только у бабочек можем наблюдать такие чудесные сочетания цветов, как аметисто-фиолетового с сурьмяным, черного с бирюзово-голубым, черного с изумрудно-зеленым, голубого с хризоберилло-золотистым, медно-желтого с серым, желтого с никелево-белым, серого с серебристым и т. д. Эти же сочетания мы находим в некоторых редких минералах, как лапидолит, содалит, перистерит, лимонит, эрубестит, амбра, селестит...
Те местности, где встречаются самые крупные и самые красочные бабочки, обычно богаты и самыми разноцветными минералами. Где мы находим наиболее красивых и многоцветных бабочек? В Бразилии, в Колумбии, в Мексике, в Юго-Вост. Азии. А где обнаруживались самые ценные минералы? В тех же странах. Такое поразительное соотношение, без всякого сомнения, не может быть простым совпадением.
Божественная красота драгоценных кристаллов свидетельствует об огромной силе, в них заключенной. ЕЕ излучениям и обязаны бабочки своей неповторимой окраской. Еще в 1900 г. в Париже была I создана школа для изучения "магнетических эманации и радиации кристаллов"...
Блеск бабочкиных крыльев, по которым скользят яркие блики, очень напоминает блеск благородных минералов. Все исследователи в описании окраски бабочек, не сговариваясь, используют такие определения, как опаловая, янтарная, жемчужная, сапфиро-голубая, медно-красная, темно-бронзовая и т. д. Многие ученые сравнивают бабочек и шелковые ткани с переливами отшлифованных драгоценных камней, говорят, что бабочки морфо сверкают даже ярче полированного металла. Кстати, некоторые из наших бабочек за свой блеск так и называются: перламутровки, переливницы, металловидки золотые. А ослепительно-звонкий металлический блеск южных бабочек в музейных витринах заставляет посетителей спрашивать: "Чем это их покрасили?" Заметим, что о другом Земном Чуде - о Цветах никто никогда так не говорил. Крылья бабочек, как и самоцветы, практически не выцветают от времени. Вот так описывает бабочек Уоллес в своем знаменитом труде; "Тропическая Природа": "...здесь господствуют чрезвычайно яркие металлические синие, чистейшие шелковисто-зеленые и великолепные красные тона... нередко крылья как бы припудрены металлически-зелеными чешуйками и блестками... у некоторых видов эти пятна и рисунок крыльев как будто из расплавленного серебра или золота, другие виды отливают всевозможными цветами и подобно шелку или яркому опалу". Примерно так же описывает блеск бабочек и Бейтс в своих записках "Натуралист на Амазонке". Все это - косвенные подтверждения происхождения окраски бабочек от камней-самоцветов.
Но подлинным "украшением мира" Уоллес считал не дневных, а ночных тропических бабочек. Есть Ночная бабочка, которая так и называется: божественная. А для чего столь великолепные, яркие одеяния сумеречным и ночным бабочкам? Зачем тому же нашему ночному бражнику роскошная бархатная вышивка? Зачем другие ночные красавицы разряжаются в цветные меха? Кто любуется ими во мраке? Достаточно внимательно взглянуть па крылышко любого ночного мотылька, и разглядишь изысканные, утонченные, безупречные узоры-орнаменты, отличающиеся удивительным изяществом и гениальным чувством меры.
А зачем столь выразительные "глаза" ночному глазчатому бражнику или большому ночному павлиньему глазу (такие же "глаза" есть на перьях павлина)? И вообще, что такое эти глаза, и каково их назначение? Каким целям служат эти загадочные символы? Ведь не просто же это прихоть Природы, в которой все целесообразно?
Ясно, что Природа наделила бабочек такими нарядами вовсе не для того, чтобы ублажать нашу потребность в любовании прекрасным. Но все же, ПОЧЕМУ бабочки так прекрасны именно с нашей, человеческой точки зрения? И кому бражник мертвая голова показывает известный символ - череп со скрещенными костями? Птицам? Или другим бабочкам? Увы, на все эти вопросы у науки нет внятных ответов.
Прописная истина гласит, что своеобразная окраска нужна бабочкам, чтобы выжить. Окраска бывает покровительственно-маскирующая, отпугивающая, предупреждающая и мимикрирующая, т. е. подражающая. Крыло бабочки калимы, воспроизводит увядший лист с такой умопомрачительной точностью, что фитопатологи даже определили вид плесени, который на этом "листе" изображен!
Происхождение покровительственной окраски - один из самых трудных вопросов для эволюционистов, и ответить на него не смогли ни Дарвин, ни Уоллес, ни Мерей, ни Мюллер, ни Шовен, ни нынешние биологи-генетики. Если валить все на естественный отбор, то возникает вопрос: как мог отбор отобрать столь хитроумный сверхсовершенный рисунок, если простой расчет показывает, что на это ушло бы гораздо больше времени, чем существует данный вид бабочек и даже данное семейство? На доведение рисунка до фотографической точности путем отбора малых вариаций требуются десятки (если не сотни) миллионов лет; вид не живет столь долго, чтобы суметь воспользоваться достигнутым результатом.
И еще: для того, чтобы отбор вообще мог начать работать, изначальный рисунок должен уже приносить ощутимую пользу, а полезным он может быть только тогда, когда достигнет определенной степени совершенства. Получается, что рисунок должен был появиться сразу уже в готовом виде. И даже если пытаться объяснить все спасительными случайными мутациями (скачками в развитии), то у всякого мыслящего человека сразу возникает другой, ГЛАВНЫЙ ВОПРОС: какая же "слепая" сила Природы направляет столь разумные мутации? Кто покровительствует бабочке в приобретении покровительственной окраски?
Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что здесь проявляется творческая деятельность стихийных Духов, которые у разных пародов именовались Гениями, Демонами, Феями, Эльфами, Дэвами, Хозяйками, Русалками, Берегинями, Бабушками. Это те таинственные и разумные Сущности-Силы, стоящие за каждым природным явлением и направляющие его. Что такое явления Природы? Это только внешние образы этих многоликих и жизнелюбивых Духов. И бабочка калима - далеко не предел их изобретательности...
Вероятно, ЧТО вершин возможного или, вернее, невозможного достигла бабочка калиго: на, оборотной стороне ее задних крыльев изображена голова совы с парой немигающих выпученных глаз, острым хищным клювом и четким рисунком перьев.
Огромные глаза с черным зрачком и желтым ободком. Приняв нужную позу, бабочка отпугивает врагов. Как возникло столь доскональное изображение?
Для того чтобы имитировать глаза, бабочка должна знать, что птицы их боятся. Откуда она это узнала? Кто подсказал бабочке, на кого, она должна быть похожа? Как бабочка достигла, такого ошеломляющего сходства? Безусловно, не сознательным актом воли. Тогда с помощью какого художника? Кто, как не Фея-Покровительница позаботилась о беззащитной калиго, снабдив ее устрашающим совиным ликом?
Сложнейшие до неправдоподобия покровительственные приспособления поражают еще больше, когда знакомишься со всей совокупностью поведения, связанного с демонстрацией угрожающих признаков. Гусеницы некоторых южноамериканских бражников при нападении врага поднимают хвост, очень похожий на змеиную голову, и выгибают его особым образом. И так как с обеих сторон его имеются еще и глазки, то действительно создается впечатление, что имеешь дело с настоящей змеей. Когда гусеницам бражников Галапагосских островов грозит опасность, у них, словно у настоящих змей, из щели в хвостовой части показывается черный язычок, которым они шевелят точно так же, как и змеи.
Однако самую потрясающую форму мимикрии наблюдал один из шведских биологов в горах на о. Ява. Сотни гусениц, вплотную прижавшись, друг к другу, ползли по земле: они имитировали змею...
Еще одна чудесная, неразгаданная способность бабочек их сверхчувственная, телепатическая связь между собой, которую ученые условно называют биоинформацией или биологической радиосвязью. Как самцы бабочек сатурний за 10-12 км чуют самок? Швейцарский энтомолог Форель установил способность самца находить самку на расстоянии даже в 18 км! Как ни кажется эта цифра невероятной, но она была подтверждена другим исследователями. А ведь самец не только чувствует любовный призыв, по и сразу безошибочно определяет направление полёта к его источнику.
Еще более загадочно то, что он ориентируется не по направлению ветра, т. е. запах к нему не доносится ветром. Фабр указывает, что самцы летят по ветру, в направлении, наименее выгодном для тех, кто в своих поисках руководствуется обонянием. Все химические гипотезы обоняния здесь отпадают. Установлено, что бабочки чуют друг друга на таких расстояниях, когда обонятельные рецепторы просто бессильны. Или же какие-то необычайные эманации присущи тому, что мы называем запахом. Очевидно, что бабочки пользуются не только одним обонянием в привычном смысле этого слова. Да и вправе ли мы называть обонянием чувство, столь отличное от человеческого обоняния? Слово это здесь можно употреблять лишь за неимением лучшего, более подходящего. Тем более что тайны обоняния - этого самого загадочного из чувств - еще ждут своего объяснения.
Так какие же волны улавливают бабочкины усики-антенны? Несколько десятков гипотез пытаются постичь это очередное ЧУДО... Выдающийся ученый-биохимик, один из создателей биоэнергетики А. Сент-Дьерди пишет: "В Живой Природе часто действуют системы более сложные, чем те, которыми пользуются физики для проверки своих теорий".
Все знают о птичьих перелетах, но ведь бабочки тоже совершают впечатляющие перелеты, иногда совершенно необъяснимые, о которых В. Набоков, писатель-эмигрант и ученый-энтомолог, писал: "... Куда? Зачем? Природой еще не доказано или уже забыто..." Когда на Цейлоне появляются стаи перелетных бабочек, местные жители говорят, что это души отправились на паломничество к священным местам.
Бабочки - лучшие в мире летуны, их перелеты из Европы в Америку обнаружил еще Колумб. Олеандровый бражник летит со скоростью более 60 км в час и покрывает расстояние в 1200 км менее чем за сутки! Бабочка мертвая голова залетает даже на удаленный о. Св. Елены. По всем законам физики бабочки летать не должны. А они летают. Оказалось, что они летают совсем не так, как другие насекомые или птицы, а используют своеобразный реактивный двигатель.
Самой знаменитой путешественницей среди бабочек является данаида-монарх, ежегодно осенью, преодолевающая 5000 км от Канады до Мексики, а весной возвращающаяся обратно. Наилучшими летательными качествами обладают не современные самолеты и даже не птицы, а именно эта бабочка. К такому заключению пришли специалисты из Торонтского университета.
В горах недалеко от Мехико, на маленьком участке в 8 га каждую осень собираются на зимовку до 50 млн. данаид-монархов, а весной они отправляются через весь континент в Канаду. Невероятно, но факт: несмотря на то, что за лето в местах их постоянного обитания успевают смениться 3-4 поколения и на зимовку летят уже праправнучки, их феноменальная наследственная память безошибочно указывает им то место в мексиканских горах, которое они никогда не видели. Ученые называют это инстинктом, и для школьника все выглядит довольно-таки понятным: Как бабочки находят дорогу? - по инстинкту. А что такое инстинкт? - А это врожденная способность, например, бабочек находить дорогу...
Фабр, которого можно было бы назвать великим натуралистом, если бы не его безжалостные опыты-пытки с бабочками, сказал: "Инстинкт есть Гений насекомого". Фабр оказался ближе всех к истине, ибо исконный смысл понятия "гении" - божественный Прародитель-Покровитель Рода: отсюда родовую, наследственную намять называют генной. Инстинкт - это гениальная интуиция бабочки, запечатлевшая опыт бесчисленной вереницы предыдущих воплощений и поэтому он, в отличие от рассудка, никогда не обманет ...
(материал из статьи Доброслава "Мать-земля: чудо чудное, диво дивное")
Теги:
Загадочный мир бабочек
Вещий русский язык хранит тьму сокровищ. Почему самое очаровательное, самое прекрасное, самое удивительное и самое таинственное существо называется бабочкой? Слово это собственно русское. Образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса - очк - от "баба", то есть от бабы - бабушки-прародительницы. Название запечатлело архаические анимистические представления, что души предков женского пола - бабушек, могут принимать обличье таких воздушных существ. Существует очень древнее языческое поверье: убивающий бабочку лишается покровительства Берегинь. И такие представления присущи многим народам. Всюду с самых давних времен связывают бабочку с Волшебными Силами.Египтяне помещали душу человека в ночную бабочку. У греков олицетворением бессмертной человеческой души была Психея - девушка с крыльями бабочки. Превращение гусеницы в неподвижную, "мертвую" куколку, а потом в чудесного легкокрылого мотылька сравнивалось со смертью человека и высвобождением из тела созревшей для иной жизни души. Аристотель, следуя древним натурфилософам, одним и тем же словом обозначал бабочку и душу. Платон в античном искусстве иногда изображался с бабочкиными крыльями, потому что он красноречивее других говорил о бессмертии души и о том, что смерть есть только смена одежды. У целого ряда туземных племен Зап. Африки, Ю. Америки, Ю-В. Азии и Океании душа и бабочка тоже обозначаются, одним словом.
Божество сна - Гипнос, брат Танатоса (Смерти) также наделялся крыльями бабочки, поскольку он считался временным освободителем души от телесных уз. Чжуан-цзы рассказывает, что однажды он увидел себя во сне бабочкой. Сон был такой явственный, что, проснувшись, он долго размышлял: ему ли снилось, что он стал бабочкой, или это сейчас бабочке снится, что она стала Чжуан-цзы. "Это и есть превращение вещей", - заключает мудрый даос.
Гердер для обоснования своей уверенности в индивидуальном бессмертии прибегает к естественнонаучному доводу: если, гусеница может превратиться в бабочку, то почему человека после смерти не ждет какая-то, новая, неведомая форма бытия? Ведь цепь превращений бесконечна и загадочна, а органические силы нерасторжимы. Выдающийся русский мыслитель В. В. Розанов называл бабочку душой гусеницы.
"Бабочки по какой-то причине являются хранительницами золотой пыли вечности... Эта пыль является пылью Знания... Бабочки были близкими друзьями и помощниками магов с незапамятных времен", - учил Дон-Хуан Кастанеду. Превращение бабочек (чередование отдельных стадий развития) издревле привлекало внимание натуралистов и будило воображение философов и поэтов. Науку о бабочках - лепидоптерологию можно, поэтому смело называть и психологией. Чем глубже ученые проникают в загадочный мир бабочек, тем более у них поводов для недоумения, изумления и восхищения. Бабочки - еще одно ЧУДО ЖИВОЙ ПРИРОДЫ.
В жизни бабочек мы встречаемся с удивительным и таинственным явлением метаморфоза-перевоплощения, то есть превращения невзрачной, прожорливой, "рожденной ползать" гусеницы в новое существо - изысканную "красавицу-бабочку. Физиологически метаморфоз необъясним. В предельно упрощенном виде он выглядит так: в хитиновой скорлупке-куколке гусеница распадается на отдельные живые молекулы, растворяется сама в себе в некий беловатый бульон, из которого затем развиваются органы бабочки. Секретные механизмы метаморфоза остаются загадкой, несмотря на обнаружение, нескольких гормонов (ювенильного и др.), обусловливающих преображение. По ключ к разгадке - именно в куколке. Совсем не случайно любимая потешка девочек именуется куклой: когда-то Кукла, передаваемая из поколения в поколение по материнской линии как ОБЕРЕГ, была олицетворением, перевоплощающихся Бабушек-Рожаниц (нынешняя игра в дочки-матери есть отзвук древнейших обрядовых игрищ-священнодейств).
Не зря гусеница называется еще личинкой, т. е. маленькой личиной. В русском языке личина - это маска, под которой скрыт сам человек. Отсюда: приличный, двуличный, лицемер, лицедей и т. п. Душа наша в каждом новом воплощении - маскараде облекается в различные личины-личности, бытие которых недолговечно и преходяще. Бессмертна и непреходяща только внутренняя суть человека - высшие, СВЕРХЛИЧНЫЕ устремления его Духа - его Индивидуальность (лат. слово "индивидуум" означает "неделимое"). В ЛИЧИНКЕ-ГУСЕНИЦЕ СКРЫТА БАБОЧКА...
Превращение гусеницы, единственное занятие которой - еда, в бабочку сопровождается поразительными изменениями, благодаря которым она обретает возможность жить в новой, воздушной среде и питаться совершенно иным способом. Отныне пища этих божественных существ - пища богов - нектар. Некоторые же виды бабочек - создания, целиком, предназначенные для продолжения рода, вообще не способны принимать пищу и живут лишь до тех пор, пока не отыщут самца и не спарятся.
Но зачем все так сложно? Почему гусеница, куколка? Какие намеки Природы здесь таятся? Поражает странная закономерность: бабочки, происходящие из самых кричаще красочных гусениц, обычно неприметные, "серенькие". И наоборот...
Загадок не счесть. Кое-что все же об этих порхающих цветах известно. Бабочки, пли чешуекрылые, одна, из самых древних групп живых существ. Количество видов бабочек достигает 140 тысяч! Чтобы оценить эту цифру, вспомним, что количество видов всех позвоночных-млекопитающих, птиц, рыб, земноводных, пресмыкающихся - чуть более 40 тысяч. Воистину, Земля - Страна Бабочек.
Несомненно, что эти трепетные, доверчивые существа несут нам какие-то очень важные вести. Какие? Широкое поле для раздумий и лингвистического рассмотрения представляют собой уже сами названия бабочек. Внимая шепоту интуиции и, вероятно, сами того не сознавая, натуралисты-первооткрыватели и систематики дали бабочкам очень верные имена, означающие их волшебную суть. Нам только кажется, что названия складываются стихийно и непроизвольно. На самом же деле здесь есть подспудные закономерности, и ни о каком случайном совпадении не может быть и речи. Ведь имя не только человека, но и любого существа есть не случайность, а магическое отражение его сущности. Внимательно вникая в названия бабочек, мы заметим: если их перевести на русский язык, то выявится определенный смысл.
Чуткие наблюдатели дали бабочкам имена бессмертных богинь и божественных нимф, харит-граций, камен и титанид, жриц, пророчиц и легендарных героинь, олицетворяющих лучшие женские добродетели. Мнемозина, Гестия, Гера, Геба, Артемида, Пандора, Аврора, Киприда, Латона, Геро, Аталанта, Аглая, Галатея, Но, Камилла, Пафия, Гипермнестра... Все это - названия бабочек.
Кто подсказал мудрому шведу Карлу Линнею наградить бабочек именами древних целителей и врачевателей? Махаон и Подалирий-сыновья Асклепия. В Эквадоре водится необычайно красивая бабочка панацея-регина (в переводе - принцесса-всецелительница): Панацея - дочь Асклепия. В честь его другой дочери Гигни названа не только наука о сохранении здоровья - гигиена, но и прекрасная бабочка. Отец Асклепия - Аполлон известен, помимо, прочего, и как божество врачевания. Морфей - сын Гиппоса. Бабочка парнассиус дельфиус названа в честь священной горы Парнас, у подножия которой находился Дельфийский оракул, а в гротах обитали Музы. Есть бабочки, которым присвоены Имена Гиппократа, Галема и других знаменитых врачевателей.
Нимфалиды, гелиотисы, геликониды, морфиды, сатириды, геспериды, данаиды - все эти прелестные создания оправдывают свои Названия.
А как хороши, как милы сердцу наши среднерусские вестницы Весны, Жизни и Любви! Бархатницы, зорьки, веснянки, павлиноглазки, златогузки, крапивницы, бражники, голубянки, краеглазки, лунки серебристые... На первый взгляд "обычные" репейницы и чертополоховки не столь роскошно-броски, как их тропические сестры. "Не поймет и не заметит гордый взор иноплеменный" все обаяние наших Золушек - скромных полевых цветов и связавших с ними свою судьбу бабочек. Безобидные и непугливые, они несут людям радость и умиротворение, исцеляют красотой.
Они пробуждают щемяще-пронзительные образы детства на цветущем лугу, напоминают нам о могущественном и вместе с тем нежном притяжении Родной Земли, о ЕЁ ЧАРАХ, способных излечить и тело, и душу.
Цветок и сидящая на нем бабочка всегда в глазах человека являлись символом Жизни и олицетворением совершеннейшей красоты. А ведь цветы - самое дивное украшение Земли - цветут потому, что есть насекомые. Это для них - переносчиков Жизни (пыльцы) не жалеют растения ни красок, ни ароматов. А бабочка среди насекомых такая же жемчужина, как орхидея среди цветов. Цветы и бабочки созданы друг для друга. КРАСОТА ВСЕГДА СВЯЗАНА С ЖИЗНЬЮ.
Но зачем такая неописуемая красота самим бабочкам? Кто оценит их наряды, богатство и многоцветье которых столь, чудесно, что ни один" ученый не мог найти им объяснения? Неужто только вследствие прозаического естественного отбора могли родиться такие шедевры? Художникам очень затруднительно живописать бабочек: краскам явно не хватает глубины и перламутровой прозрачности, всех оттенков радужной цветомузыки, жизненной игры переливов.
Кто, кроме Матери-3емли, мог одарить своих любимиц таким великолепием? Отнюдь не случайно наука о бабочках называется лепидоптерологией, что можно перевести как изучение крылатых камней-самоцветов. Срез некоторых драгоценных камней, например, агата, поразительно похож на ажурное крылышко бабочки. Примечательно, что и минералоги, и энтомологи в своих описаниях пользуются словом "чешуйка".
Окраска бабочек наводит на мысль о происхождении ее от Земли, точнее от минералов, - этих цветов подземелья. Темно-красные рубины, лимонно-золотистые цитрины, голубовато-зеленоватые бериллы, оранжевые гиацинты, прихотливо-узорчатые халцедоны, лазуриты, малахиты с их волнующе-загадочными свойствами... Только минералы - это таинственная составляющая часть земной коры - могли придать бабочкам такую разнообразную окраску, схожую именно с окраской минералов.
Обратим внимание на соответственное сочетание красок: из всего, что есть на Земле, мы только у бабочек можем наблюдать такие чудесные сочетания цветов, как аметисто-фиолетового с сурьмяным, черного с бирюзово-голубым, черного с изумрудно-зеленым, голубого с хризоберилло-золотистым, медно-желтого с серым, желтого с никелево-белым, серого с серебристым и т. д. Эти же сочетания мы находим в некоторых редких минералах, как лапидолит, содалит, перистерит, лимонит, эрубестит, амбра, селестит...
Те местности, где встречаются самые крупные и самые красочные бабочки, обычно богаты и самыми разноцветными минералами. Где мы находим наиболее красивых и многоцветных бабочек? В Бразилии, в Колумбии, в Мексике, в Юго-Вост. Азии. А где обнаруживались самые ценные минералы? В тех же странах. Такое поразительное соотношение, без всякого сомнения, не может быть простым совпадением.
Божественная красота драгоценных кристаллов свидетельствует об огромной силе, в них заключенной. ЕЕ излучениям и обязаны бабочки своей неповторимой окраской. Еще в 1900 г. в Париже была I создана школа для изучения "магнетических эманации и радиации кристаллов"...
Блеск бабочкиных крыльев, по которым скользят яркие блики, очень напоминает блеск благородных минералов. Все исследователи в описании окраски бабочек, не сговариваясь, используют такие определения, как опаловая, янтарная, жемчужная, сапфиро-голубая, медно-красная, темно-бронзовая и т. д. Многие ученые сравнивают бабочек и шелковые ткани с переливами отшлифованных драгоценных камней, говорят, что бабочки морфо сверкают даже ярче полированного металла. Кстати, некоторые из наших бабочек за свой блеск так и называются: перламутровки, переливницы, металловидки золотые. А ослепительно-звонкий металлический блеск южных бабочек в музейных витринах заставляет посетителей спрашивать: "Чем это их покрасили?" Заметим, что о другом Земном Чуде - о Цветах никто никогда так не говорил. Крылья бабочек, как и самоцветы, практически не выцветают от времени. Вот так описывает бабочек Уоллес в своем знаменитом труде; "Тропическая Природа": "...здесь господствуют чрезвычайно яркие металлические синие, чистейшие шелковисто-зеленые и великолепные красные тона... нередко крылья как бы припудрены металлически-зелеными чешуйками и блестками... у некоторых видов эти пятна и рисунок крыльев как будто из расплавленного серебра или золота, другие виды отливают всевозможными цветами и подобно шелку или яркому опалу". Примерно так же описывает блеск бабочек и Бейтс в своих записках "Натуралист на Амазонке". Все это - косвенные подтверждения происхождения окраски бабочек от камней-самоцветов.
Но подлинным "украшением мира" Уоллес считал не дневных, а ночных тропических бабочек. Есть Ночная бабочка, которая так и называется: божественная. А для чего столь великолепные, яркие одеяния сумеречным и ночным бабочкам? Зачем тому же нашему ночному бражнику роскошная бархатная вышивка? Зачем другие ночные красавицы разряжаются в цветные меха? Кто любуется ими во мраке? Достаточно внимательно взглянуть па крылышко любого ночного мотылька, и разглядишь изысканные, утонченные, безупречные узоры-орнаменты, отличающиеся удивительным изяществом и гениальным чувством меры.
А зачем столь выразительные "глаза" ночному глазчатому бражнику или большому ночному павлиньему глазу (такие же "глаза" есть на перьях павлина)? И вообще, что такое эти глаза, и каково их назначение? Каким целям служат эти загадочные символы? Ведь не просто же это прихоть Природы, в которой все целесообразно?
Ясно, что Природа наделила бабочек такими нарядами вовсе не для того, чтобы ублажать нашу потребность в любовании прекрасным. Но все же, ПОЧЕМУ бабочки так прекрасны именно с нашей, человеческой точки зрения? И кому бражник мертвая голова показывает известный символ - череп со скрещенными костями? Птицам? Или другим бабочкам? Увы, на все эти вопросы у науки нет внятных ответов.
Прописная истина гласит, что своеобразная окраска нужна бабочкам, чтобы выжить. Окраска бывает покровительственно-маскирующая, отпугивающая, предупреждающая и мимикрирующая, т. е. подражающая. Крыло бабочки калимы, воспроизводит увядший лист с такой умопомрачительной точностью, что фитопатологи даже определили вид плесени, который на этом "листе" изображен!
Происхождение покровительственной окраски - один из самых трудных вопросов для эволюционистов, и ответить на него не смогли ни Дарвин, ни Уоллес, ни Мерей, ни Мюллер, ни Шовен, ни нынешние биологи-генетики. Если валить все на естественный отбор, то возникает вопрос: как мог отбор отобрать столь хитроумный сверхсовершенный рисунок, если простой расчет показывает, что на это ушло бы гораздо больше времени, чем существует данный вид бабочек и даже данное семейство? На доведение рисунка до фотографической точности путем отбора малых вариаций требуются десятки (если не сотни) миллионов лет; вид не живет столь долго, чтобы суметь воспользоваться достигнутым результатом.
И еще: для того, чтобы отбор вообще мог начать работать, изначальный рисунок должен уже приносить ощутимую пользу, а полезным он может быть только тогда, когда достигнет определенной степени совершенства. Получается, что рисунок должен был появиться сразу уже в готовом виде. И даже если пытаться объяснить все спасительными случайными мутациями (скачками в развитии), то у всякого мыслящего человека сразу возникает другой, ГЛАВНЫЙ ВОПРОС: какая же "слепая" сила Природы направляет столь разумные мутации? Кто покровительствует бабочке в приобретении покровительственной окраски?
Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что здесь проявляется творческая деятельность стихийных Духов, которые у разных пародов именовались Гениями, Демонами, Феями, Эльфами, Дэвами, Хозяйками, Русалками, Берегинями, Бабушками. Это те таинственные и разумные Сущности-Силы, стоящие за каждым природным явлением и направляющие его. Что такое явления Природы? Это только внешние образы этих многоликих и жизнелюбивых Духов. И бабочка калима - далеко не предел их изобретательности...
Вероятно, ЧТО вершин возможного или, вернее, невозможного достигла бабочка калиго: на, оборотной стороне ее задних крыльев изображена голова совы с парой немигающих выпученных глаз, острым хищным клювом и четким рисунком перьев.
Огромные глаза с черным зрачком и желтым ободком. Приняв нужную позу, бабочка отпугивает врагов. Как возникло столь доскональное изображение?
Для того чтобы имитировать глаза, бабочка должна знать, что птицы их боятся. Откуда она это узнала? Кто подсказал бабочке, на кого, она должна быть похожа? Как бабочка достигла, такого ошеломляющего сходства? Безусловно, не сознательным актом воли. Тогда с помощью какого художника? Кто, как не Фея-Покровительница позаботилась о беззащитной калиго, снабдив ее устрашающим совиным ликом?
Сложнейшие до неправдоподобия покровительственные приспособления поражают еще больше, когда знакомишься со всей совокупностью поведения, связанного с демонстрацией угрожающих признаков. Гусеницы некоторых южноамериканских бражников при нападении врага поднимают хвост, очень похожий на змеиную голову, и выгибают его особым образом. И так как с обеих сторон его имеются еще и глазки, то действительно создается впечатление, что имеешь дело с настоящей змеей. Когда гусеницам бражников Галапагосских островов грозит опасность, у них, словно у настоящих змей, из щели в хвостовой части показывается черный язычок, которым они шевелят точно так же, как и змеи.
Однако самую потрясающую форму мимикрии наблюдал один из шведских биологов в горах на о. Ява. Сотни гусениц, вплотную прижавшись, друг к другу, ползли по земле: они имитировали змею...
Еще одна чудесная, неразгаданная способность бабочек их сверхчувственная, телепатическая связь между собой, которую ученые условно называют биоинформацией или биологической радиосвязью. Как самцы бабочек сатурний за 10-12 км чуют самок? Швейцарский энтомолог Форель установил способность самца находить самку на расстоянии даже в 18 км! Как ни кажется эта цифра невероятной, но она была подтверждена другим исследователями. А ведь самец не только чувствует любовный призыв, по и сразу безошибочно определяет направление полёта к его источнику.
Еще более загадочно то, что он ориентируется не по направлению ветра, т. е. запах к нему не доносится ветром. Фабр указывает, что самцы летят по ветру, в направлении, наименее выгодном для тех, кто в своих поисках руководствуется обонянием. Все химические гипотезы обоняния здесь отпадают. Установлено, что бабочки чуют друг друга на таких расстояниях, когда обонятельные рецепторы просто бессильны. Или же какие-то необычайные эманации присущи тому, что мы называем запахом. Очевидно, что бабочки пользуются не только одним обонянием в привычном смысле этого слова. Да и вправе ли мы называть обонянием чувство, столь отличное от человеческого обоняния? Слово это здесь можно употреблять лишь за неимением лучшего, более подходящего. Тем более что тайны обоняния - этого самого загадочного из чувств - еще ждут своего объяснения.
Так какие же волны улавливают бабочкины усики-антенны? Несколько десятков гипотез пытаются постичь это очередное ЧУДО... Выдающийся ученый-биохимик, один из создателей биоэнергетики А. Сент-Дьерди пишет: "В Живой Природе часто действуют системы более сложные, чем те, которыми пользуются физики для проверки своих теорий".
Все знают о птичьих перелетах, но ведь бабочки тоже совершают впечатляющие перелеты, иногда совершенно необъяснимые, о которых В. Набоков, писатель-эмигрант и ученый-энтомолог, писал: "... Куда? Зачем? Природой еще не доказано или уже забыто..." Когда на Цейлоне появляются стаи перелетных бабочек, местные жители говорят, что это души отправились на паломничество к священным местам.
Бабочки - лучшие в мире летуны, их перелеты из Европы в Америку обнаружил еще Колумб. Олеандровый бражник летит со скоростью более 60 км в час и покрывает расстояние в 1200 км менее чем за сутки! Бабочка мертвая голова залетает даже на удаленный о. Св. Елены. По всем законам физики бабочки летать не должны. А они летают. Оказалось, что они летают совсем не так, как другие насекомые или птицы, а используют своеобразный реактивный двигатель.
Самой знаменитой путешественницей среди бабочек является данаида-монарх, ежегодно осенью, преодолевающая 5000 км от Канады до Мексики, а весной возвращающаяся обратно. Наилучшими летательными качествами обладают не современные самолеты и даже не птицы, а именно эта бабочка. К такому заключению пришли специалисты из Торонтского университета.
В горах недалеко от Мехико, на маленьком участке в 8 га каждую осень собираются на зимовку до 50 млн. данаид-монархов, а весной они отправляются через весь континент в Канаду. Невероятно, но факт: несмотря на то, что за лето в местах их постоянного обитания успевают смениться 3-4 поколения и на зимовку летят уже праправнучки, их феноменальная наследственная память безошибочно указывает им то место в мексиканских горах, которое они никогда не видели. Ученые называют это инстинктом, и для школьника все выглядит довольно-таки понятным: Как бабочки находят дорогу? - по инстинкту. А что такое инстинкт? - А это врожденная способность, например, бабочек находить дорогу...
Фабр, которого можно было бы назвать великим натуралистом, если бы не его безжалостные опыты-пытки с бабочками, сказал: "Инстинкт есть Гений насекомого". Фабр оказался ближе всех к истине, ибо исконный смысл понятия "гении" - божественный Прародитель-Покровитель Рода: отсюда родовую, наследственную намять называют генной. Инстинкт - это гениальная интуиция бабочки, запечатлевшая опыт бесчисленной вереницы предыдущих воплощений и поэтому он, в отличие от рассудка, никогда не обманет ...
(материал из статьи Доброслава "Мать-земля: чудо чудное, диво дивное")
Теги:
Новинки