Оставте заявку и мы свяжимся с вами.
Цитаты из Чарака самхиты - Аюрведа Плюс. Магазин аюрведических товаров.
Цитаты из Чарака самхиты
Глава 30 сутрастханы (фрагменты)
15 Для живых существ нет лучшего средства продлить свои дни, чем воздерживаться от любого насилия. Для живых существ нет лучшего средства возрождать и поддерживать свои жизненные силы, чем мастерство в своем деле. Нет лучшего средства для укрепления своего тела, чем постоянно обучаться. А лучшее средство достигнуть счастья - это контролировать свои чувства. Познание действительности - лучшее среди всего, что может дать наслаждение, а воздержание - это самый лучший путь для живых существ. Так считают те, кто достиг мастерства в Аюрведе.
16-17 Тот человек считается постигшим Аюрведу, кто знает все ее разделы и с равным мастерством может запомнить, понять и объяснить другим ее тексты. И когда спрашивает постигающий эту науку, как можно сделать это должным образом, мудрец отвечает - только тогда, когда подлинные трактаты мастеров Аюрведы изучаются полностью и в соответствии с традицией.
18 Так происходит лишь тогда, когда стремящийся достигнуть мастерства в Аюрведе обладает ясным умом и объясняет знание от сердца и с вдохновением - кратко, доступно, приводя примеры, умея рассуждать, отличать истинное от неистинного, разбирать трудные пункты и делать заключения. Тот, кто может объяснить это знание любому ученику - как блестящему, так и не слишком преуспевающему, тот считается постигшим тексты Аюрведы и умеющим их истолковать.
19 Некоторые спрашивают - из четырех Вед которая содержит знание Аюрведы? И что есть жизнь? И почему знание жизни называется Аюрведой? Для чего она нужна? Вечна она или не вечна? Сколько в ней частей и каковы они? Кто должен ее изучать, и с какой целью?
20 Если спросили об этом мастера Аюрведы, он должен объяснить, что Аюрведа исходит из всех четырех Вед, но более всего - из Атхарва-веды, потому что та предписывает благоприятные обряды, правила жизни, питания и воздержания, и все те медицинские рекомендации, которые обеспечивают человеку долголетие. Потом он должен сказать о том, что такое жизнь (аюс).
21 «Жизнь» имеет несколько синонимов. О ней говорят как об «обладающей вечным сознанием» (четананавритти), «обладающей вечной жизнью и оживляющей» (дживита), «текущей вечным и единым потоком» (анубандха) и поддерживающей тело (дхари).
22 «Аюрведа» - эта та наука, которая владеет всецелым знанием об «Аюс» (жизни). Знанием о том, что значит счастье и несчастье, благополучие и неблагополучие, и об их мере. Она владеет также всецелым знанием о всех существующих веществах (включая лекарства), со всеми их свойствами и действием, способствующим или препятствующим жизни. Обо всех этих веществах говорят подлинные трактаты Аюрведы.
23 Счастливой называют ту жизнь, при которой человек не страдает никаким телесным или душевным недугом, когда он молод и силен, полон энергии, обладает мастерством и пользуется уважением окружающих. Человек счастлив, если владеет нужными познаниями и стремится к знанию, обладая при этом полноценными органами чувств и правильно различая объекты чувств. Он счастлив, если обладает хорошим материальным благополучием и умеет получать от этого удовольствие; если его действия приводят к желаемым результатам, принося радость от достигнутого. Все противоположное этому называют жизнью несчастливой.
Жизнь считается благодатной, если человек желает добра всем созданиям, не желает и не берет чужого, говорит только правду, осознает свое место в мире. Если его речь спокойна, если он не совершает поступков по небрежности, а только после здравого рассуждения о ситуации и последствиях своих действий (которые должны приводить к праведности, благополучию и радости от их совершения), жизнь его благодатна. Если он не ссорится ни с кем, всемерно уважая людей достойных и праведных, если стремится к знанию, сохраняя ясность понимания и разума, чтит мудрых и пожилых людей, воздерживается от зависти, владеет собой и не потворствует дурным привычкам, жизнь его благополучна.
24 Жизнь человека считается счастливой, если он совершает благоприятные обряды, раскаивается в недостойных поступках (если их допускает), стремится к знанию и покою, владеет знанием о материальном и духовном мире и обращает свой взор и к тому, и к другому, и наделен хорошей памятью и разумом. Все противоположное считается жизнью несчастливой.
Теги:
Новинки