Оставте заявку и мы свяжимся с вами.
Исторический очерк - Аюрведа Плюс. Магазин аюрведических товаров.
01.12.2014
Согласно индийской мифологии, первым, кому открылась Аюрведа - именно открылась, а не была составлена, - был Брахма, и он научил этой науке Дакша-Праджапати, который, в свою очередь, передал свои знания Ашвини-кумарам, а те - Индре. Что касается дальнейшего распространения аюрведических знаний, то тут существует несколько мнений. В Сушрута-самхите указывается, что Индра передал мудрость Аюрведы Дханвантари, от него это знание перешло Диводасе и далее к Сушруте, Айпадхенаве, Аурабхре, Паушкалавате, Гопураракшите и Бходже. Согласно Чарака-самхите, от Индры учение Аюрведы получил Бхарадвадж, он же обучил этому знанию Атрейю Пунарвасу. От него об Аюрведе узнали Агнивеша, Бхеда, Джатукарна, Парашара, Харита, Кшарапани и другие. Кашьяпа-самхита утверждает, что Индра научил Аюрведе Кашьяпу, Васиштху, Атрейю и Бхригу . После этих святых осталось много различных работ по медицине. Существуют две основные школы - Айтрейи и Дханвантари. Школа Атрейи в основном имеет дело с терапией, школа Дханвантари - с хирургией. Многие из классических текстов не сохранились до наших дней.
Аюрведа в ведическую эпоху
Считается, что боевые искусства, творчество и эстетика, архитектура и медицина - дханурведа, гандхарваведа, стхапатьяведа и Аюрведа - это четыре дополнения к Ригведе, Яджурведе, Самаведе и Атхарваведе соответственно. В Сушрута-самхите однозначно утверждается, что Аюрведа является дополнением Атхарваведы, Чаранавьюха относит Аюрведу к Ригведе, также существует мнение, что Аюрведа - это пятая, не зависимая от других Веда.
Анализ ведических текстов показывает, что все четыре Веды насыщены медицинскими сюжетами. Такие полубоги, как Рудра, Агни, Варуна, Индра и Марути, считались божественными целителями. Наиболее прославленными и искусными целителями в те времена считались Ашвини-Кумары. Веды приписывают им множество выдающихся достижений в области медицины, таких как возвращение к жизни обычных людей и святых, дарование необыкновенного долголетия и молодости, исцеление от многих тяжёлых недугов. Описываются выполненные ими такие сложнейшие операции, как приживление лошадиной головы к человеческому туловищу и последующая замена её человеческой. В древних канонах есть немало и других ссылок на операции по пересадке органов и протезированию. Также в них можно найти изложение основных принципов медицинской науки - концепцию трёх интегральных принципов нейроэндокринной системы - дош, учение о семи основных тканях организма, учение о пищеварении и обмене веществ, а также описания анатомии человека и многих болезней. Подробно рассматриваются различные виды болезнетворных бактерий, при этом отмечается, что некоторые бактерии не могут быть увидены невооружённым глазом. В Ведах неоднократно встречаются описания родов, прижиганий, исцеления отравлений, освобождения от влияния злых духов, омолаживающей терапии, а также средств, нормализующих половую функцию. Описываются в Ведах лекарственные растения и их воздействие на организм, а также около 28 видов болезней с указанием лекарств, требующихся для их лечения. В Ригведе описаны 67 лечебных трав, в Яджурведе - 81, в Атхарваведе - 290, описание свойств ещё 130 можно найти в других брахманических текстах. В Ригведе рассказывается, как Вишпала, жена царя Кхелы, потеряла на войне обе ноги и... была обеспечена протезами, приспособленными к телу с помощью хирургических манипуляций. Также практиковалось лечение язв и других заболеваний с помощью применения пиявок.
Аюрведа и цивилизация долины Инда
Индия сыграла значительную роль в развитии науки и культуры. Как свидетельствуют археологические раскопки наших дней, наука в Индии получила своё сильное развитие в эпоху цивилизации Долины Инда, известной также как Хараппская культура. Центрами этой цивилизации были города Хараппа и Мохенджо-даро, имевшие прочные торговые и культурные связи с соседними странами Центральной и Западной Азии. Расцвет этой цивилизации приходился на 2500-1500 гг. до н. э., её центры были сосредоточены в Северной и Западной Индии. Исследование скелетов, найденных при раскопках Хараппы и Мохенджо-даро, позволяет отнести их обитателей к протоавстралоидному типу. Среди найденных наскальных рисунков часто встречается изображение рогатого бога с тремя головами, сидящего в йогической позе со скрещенными ногами в окружении животных. Это, вероятно, прототип Шивы, который и сегодня почитается как бог йоги и медицины.
Раскопки Хараппы и Мохенджо-даро позволяют определённо утверждать, что цивилизация Долины Инда добилась значительных успехов в вопросах гигиены и ведения домашнего хозяйства. Не вызывает сомнений, что строительству Хараппы и Мохенджо-даро предшествовала тщательная планировка. Многие дома были снабжены такими удобствами, как ванна, туалет, канализация, а также резервуарами для чистой воды, внутренними дворами и спальнями. Канализация подвергалась очищению, что доказывают специальные люки, выполненные из кирпичей. Такой подход к городскому планированию показывает, что в те времена в Индии, как, может быть, нигде в мире, заботились о санитарных условиях в городах.
При раскопках были найдены и некоторые лекарственные снадобья, такие как шиладжит, лекарства от диабета, ревматизма и многих других болезней. Также были обнаружены черепа со следами операций на головном мозге. Всё это указывает на то, что в те времена медицина в Индии находилась на высоком уровне развития.
Аюрведа в послеведический период
В послеведический период Аюрведа в Индии всегда занимала почётное место, так как в ней были собраны и предписания по общему подходу к лечению, и описания множества практических терапевтических средств и методов. Хотя наиболее известные классические тексты Аюрведы - Чарака-самхита и Сушрута-самхита - сформировались примерно к VII в., идеи и методы, изложенные в них, были, несомненно, известны задолго до этого времени. Теоретические принципы "науки жизни" во многом основываются на известных школах философии - например, предмет медицины, а также концепция трёх дош и семи элементов тканей взяты из философской системы Санкхья, а теория пяти элементов, составляющих тело, как и эволюция тела из Пуруша-пракрити, находят своё обоснование в системах Йоги и Вайшешике.
Аюрведа во время раннего средневековья
Лекарства классической Аюрведы - это средства в основном растительного или животного происхождения. В средневековый период появляется ятрохимия - раса-шастра - лечение болезней гомеопатическими средствами. В фармакопею Аюрведы были введены ртуть и многие другие металлы и минералы. Родоначальником ятрохимии считается Нагарджуна. При помощи обработанной ртути он хотел избавить от страданий всю Вселенную.
Изобретение химических лекарств, используемых в небольшом количестве и действующих практически мгновенно, привело к тому, что классические методы лечения -клизмы, рвотные процедуры и употребление слабительных средств - перестали использоваться и приобрели сомнительную славу. А ведь хотя они и требуют временных затрат, но зато обладают устойчивым профилактическим и лечебным эффектом.
Истории о Дживаке
Во времена Будды жил один известный лекарь по имени Дживака. Трижды он признавался величайшим мудрецом среди всех врачей - и всё благодаря своему необыкновенному искусству исцеления. Он был большим знатоком педиатрии и непревзойдённым мастером операций на мозге, не менее успешно он проводил и операции на брюшной полости. Его учителем был Атрейя, известный учёный из Такшилы, один из основоположников индийской системы медицины.
На Атрейю произвели огромное впечатление разум и проницательность Дживаки, а также его глубокое понимание тибетских писаний.
Отправляясь к очередному больному, Атрейя иногда просил Дживаку сопровождать его, и он помогал учителю при постановке диагноза и лечении. Однажды Атрейя прописал больному лекарство, которое, по мнению Дживаки, тому не подходило. Тогда Дживака пришёл к больному ещё раз и изменил рецепт. Вскоре больной поправился, а Айтрейя был сильно потрясён, когда об этом узнал.
Другим ученикам Атрейи не нравилось, что их учитель так привязан к Дживаке, и они часто обвиняли его в пристрастности. Однажды учитель решил проверить мудрость своих подопечных и послал их на рынок - узнать цену некоторых нужных ему товаров. После того как они вернулись, он начал спрашивать их, сколько стоили медикаменты, ранее им не упоминавшиеся. Никто, кроме Дживаки, не смог ответить на все его вопросы. Это показывает, насколько сильно была у него развита сила воображения и предвидения.
Другая история гласит, что как-то Атрейя попросил учеников сходить на ближайший холм и собрать там растения, бесполезные с точки зрения медицины. Все, кроме Дживаки, нарвали довольно много трав, не имеющих по их мнению никакой ценности. Только Дживака вернулся с пустыми руками и заявил, что не смог найти ни одного растения, которое не могло бы быть использовано в медицинских целях. Такова была глубина его познаний.
Вот ещё одна история - про слона. Как-то раз Дживака и другие ученики возвращались после купания в речке и возбуждённо обсуждали увиденные ими слоновьи следы. Когда очередь дошла до Дживаки, он сказал, что следы оставила самка, слепая на правый глаз, и что сегодня у неё родится слонёнок мужского пола. Он также добавил, что верхом на слоне ехала женщина, тоже ничего не видящая правым глазом и которая вскоре должна родить сына. Всё это было передано Атрейе как доказательство сумасшествия его любимого ученика. Однако при проверке всё сказанное Дживакой оказалось правдой. Когда его попросили объяснить свои предсказания, он ответил: "Отпечатки ног самца слона круглые, в то время как у самки они немного продолговатые. Траву она ела только по левую сторону дороги, из чего я заключил, что она слепа на правый глаз. Поскольку отпечатки её задних ног были глубже, чем отпечатки передних, я сделал вывод, что она беременна, а то, что задний правый след, был глубже левого, позволило мне судить о том, что родится слонёнок мужского пола. Моча слонихи указывала на то, что роды близки". Подобным образом он объяснил и свои пророчества, касавшиеся ехавшей на слоне женщины.
В тибетских писаниях содержится ещё много разных историй о Дживаке - выдающемся мастере медицины и хирургии.
История Бходжи
В Бходжа-Прабандхе рассказывается о том, как два врача делали трепанацию черепа царю Бходже, правившему в 1010-1056 гг. Он страдал от сильнейших головных болей, и целители вскрыли его череп и устранили причину болезни. Любопытно, что при этом они использовали некий анестезирующий порошок под названием моха курна, под воздействием которого царь потерял сознание. Затем царя привели в чувство с помощью другого средства - сандживани. К большому сожалению, рецепты ни одного из этих лекарств не сохранились.
Приведённые здесь истории служат иллюстрацией того, что в послеведическую эпоху, особенно в период с 500 г. до н. э. по 1000 г. н. э., Аюрведа не утратила ничего из своего наследия.
Прекращение развития в средние века
Наука по своей природе подразумевает прогресс. Более других областей это касается медицины. Любая остановка в развитии приводит к появлению и распространению всевозможных догм и суеверий. В средние века Индия подвергалась неоднократным посягательствам на свою свободу и независимость со стороны иноземным завоевателей, - мир и порядок, царившие в ней, были сильно поколеблены. Индусам стало некогда думать о медицине - они были заняты борьбой за независимость и безопасность своей страны. В науке наступило затишье. Все книги, написанные по Аюрведе в этот период, - в основном компиляции других источников, многие из оригинальных работ были уничтожены. Те же, что остались, комментировались людьми, малосведущими в медицине. Это привело к появлению ошибочных интерполяций, некомпетентных исправлений и неправильных редакций аюрведических текстов.
Возрождение Аюрведы
Только в конце XIX - начале XX вв. началось возрождение Аюрведы в Индии, что стало возможным благодаря национально-освободительному движению в стране. Правительства штатов Индии и центральное правительство утвердили несколько экспертных комиссий, способствовавших развитию Аюрведы и натуральных средств в рамках всеиндийской оздоровительной программы.
Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) также признала значение Аюрведы среди других школ и призвала врачей мира использовать при лечении традиционные системы медицины.
Теги: глоссарий Аюрведы, Знакомство с Аюрведой, энциклопедия, я не знаю слова...
Исторический очерк
Ведический взгляд на происхождение АюрведыСогласно индийской мифологии, первым, кому открылась Аюрведа - именно открылась, а не была составлена, - был Брахма, и он научил этой науке Дакша-Праджапати, который, в свою очередь, передал свои знания Ашвини-кумарам, а те - Индре. Что касается дальнейшего распространения аюрведических знаний, то тут существует несколько мнений. В Сушрута-самхите указывается, что Индра передал мудрость Аюрведы Дханвантари, от него это знание перешло Диводасе и далее к Сушруте, Айпадхенаве, Аурабхре, Паушкалавате, Гопураракшите и Бходже. Согласно Чарака-самхите, от Индры учение Аюрведы получил Бхарадвадж, он же обучил этому знанию Атрейю Пунарвасу. От него об Аюрведе узнали Агнивеша, Бхеда, Джатукарна, Парашара, Харита, Кшарапани и другие. Кашьяпа-самхита утверждает, что Индра научил Аюрведе Кашьяпу, Васиштху, Атрейю и Бхригу . После этих святых осталось много различных работ по медицине. Существуют две основные школы - Айтрейи и Дханвантари. Школа Атрейи в основном имеет дело с терапией, школа Дханвантари - с хирургией. Многие из классических текстов не сохранились до наших дней.
Аюрведа в ведическую эпоху
Считается, что боевые искусства, творчество и эстетика, архитектура и медицина - дханурведа, гандхарваведа, стхапатьяведа и Аюрведа - это четыре дополнения к Ригведе, Яджурведе, Самаведе и Атхарваведе соответственно. В Сушрута-самхите однозначно утверждается, что Аюрведа является дополнением Атхарваведы, Чаранавьюха относит Аюрведу к Ригведе, также существует мнение, что Аюрведа - это пятая, не зависимая от других Веда.
Анализ ведических текстов показывает, что все четыре Веды насыщены медицинскими сюжетами. Такие полубоги, как Рудра, Агни, Варуна, Индра и Марути, считались божественными целителями. Наиболее прославленными и искусными целителями в те времена считались Ашвини-Кумары. Веды приписывают им множество выдающихся достижений в области медицины, таких как возвращение к жизни обычных людей и святых, дарование необыкновенного долголетия и молодости, исцеление от многих тяжёлых недугов. Описываются выполненные ими такие сложнейшие операции, как приживление лошадиной головы к человеческому туловищу и последующая замена её человеческой. В древних канонах есть немало и других ссылок на операции по пересадке органов и протезированию. Также в них можно найти изложение основных принципов медицинской науки - концепцию трёх интегральных принципов нейроэндокринной системы - дош, учение о семи основных тканях организма, учение о пищеварении и обмене веществ, а также описания анатомии человека и многих болезней. Подробно рассматриваются различные виды болезнетворных бактерий, при этом отмечается, что некоторые бактерии не могут быть увидены невооружённым глазом. В Ведах неоднократно встречаются описания родов, прижиганий, исцеления отравлений, освобождения от влияния злых духов, омолаживающей терапии, а также средств, нормализующих половую функцию. Описываются в Ведах лекарственные растения и их воздействие на организм, а также около 28 видов болезней с указанием лекарств, требующихся для их лечения. В Ригведе описаны 67 лечебных трав, в Яджурведе - 81, в Атхарваведе - 290, описание свойств ещё 130 можно найти в других брахманических текстах. В Ригведе рассказывается, как Вишпала, жена царя Кхелы, потеряла на войне обе ноги и... была обеспечена протезами, приспособленными к телу с помощью хирургических манипуляций. Также практиковалось лечение язв и других заболеваний с помощью применения пиявок.
Аюрведа и цивилизация долины Инда
Индия сыграла значительную роль в развитии науки и культуры. Как свидетельствуют археологические раскопки наших дней, наука в Индии получила своё сильное развитие в эпоху цивилизации Долины Инда, известной также как Хараппская культура. Центрами этой цивилизации были города Хараппа и Мохенджо-даро, имевшие прочные торговые и культурные связи с соседними странами Центральной и Западной Азии. Расцвет этой цивилизации приходился на 2500-1500 гг. до н. э., её центры были сосредоточены в Северной и Западной Индии. Исследование скелетов, найденных при раскопках Хараппы и Мохенджо-даро, позволяет отнести их обитателей к протоавстралоидному типу. Среди найденных наскальных рисунков часто встречается изображение рогатого бога с тремя головами, сидящего в йогической позе со скрещенными ногами в окружении животных. Это, вероятно, прототип Шивы, который и сегодня почитается как бог йоги и медицины.
Раскопки Хараппы и Мохенджо-даро позволяют определённо утверждать, что цивилизация Долины Инда добилась значительных успехов в вопросах гигиены и ведения домашнего хозяйства. Не вызывает сомнений, что строительству Хараппы и Мохенджо-даро предшествовала тщательная планировка. Многие дома были снабжены такими удобствами, как ванна, туалет, канализация, а также резервуарами для чистой воды, внутренними дворами и спальнями. Канализация подвергалась очищению, что доказывают специальные люки, выполненные из кирпичей. Такой подход к городскому планированию показывает, что в те времена в Индии, как, может быть, нигде в мире, заботились о санитарных условиях в городах.
При раскопках были найдены и некоторые лекарственные снадобья, такие как шиладжит, лекарства от диабета, ревматизма и многих других болезней. Также были обнаружены черепа со следами операций на головном мозге. Всё это указывает на то, что в те времена медицина в Индии находилась на высоком уровне развития.
Аюрведа в послеведический период
В послеведический период Аюрведа в Индии всегда занимала почётное место, так как в ней были собраны и предписания по общему подходу к лечению, и описания множества практических терапевтических средств и методов. Хотя наиболее известные классические тексты Аюрведы - Чарака-самхита и Сушрута-самхита - сформировались примерно к VII в., идеи и методы, изложенные в них, были, несомненно, известны задолго до этого времени. Теоретические принципы "науки жизни" во многом основываются на известных школах философии - например, предмет медицины, а также концепция трёх дош и семи элементов тканей взяты из философской системы Санкхья, а теория пяти элементов, составляющих тело, как и эволюция тела из Пуруша-пракрити, находят своё обоснование в системах Йоги и Вайшешике.
Аюрведа во время раннего средневековья
Лекарства классической Аюрведы - это средства в основном растительного или животного происхождения. В средневековый период появляется ятрохимия - раса-шастра - лечение болезней гомеопатическими средствами. В фармакопею Аюрведы были введены ртуть и многие другие металлы и минералы. Родоначальником ятрохимии считается Нагарджуна. При помощи обработанной ртути он хотел избавить от страданий всю Вселенную.
Изобретение химических лекарств, используемых в небольшом количестве и действующих практически мгновенно, привело к тому, что классические методы лечения -клизмы, рвотные процедуры и употребление слабительных средств - перестали использоваться и приобрели сомнительную славу. А ведь хотя они и требуют временных затрат, но зато обладают устойчивым профилактическим и лечебным эффектом.
Истории о Дживаке
Во времена Будды жил один известный лекарь по имени Дживака. Трижды он признавался величайшим мудрецом среди всех врачей - и всё благодаря своему необыкновенному искусству исцеления. Он был большим знатоком педиатрии и непревзойдённым мастером операций на мозге, не менее успешно он проводил и операции на брюшной полости. Его учителем был Атрейя, известный учёный из Такшилы, один из основоположников индийской системы медицины.
На Атрейю произвели огромное впечатление разум и проницательность Дживаки, а также его глубокое понимание тибетских писаний.
Отправляясь к очередному больному, Атрейя иногда просил Дживаку сопровождать его, и он помогал учителю при постановке диагноза и лечении. Однажды Атрейя прописал больному лекарство, которое, по мнению Дживаки, тому не подходило. Тогда Дживака пришёл к больному ещё раз и изменил рецепт. Вскоре больной поправился, а Айтрейя был сильно потрясён, когда об этом узнал.
Другим ученикам Атрейи не нравилось, что их учитель так привязан к Дживаке, и они часто обвиняли его в пристрастности. Однажды учитель решил проверить мудрость своих подопечных и послал их на рынок - узнать цену некоторых нужных ему товаров. После того как они вернулись, он начал спрашивать их, сколько стоили медикаменты, ранее им не упоминавшиеся. Никто, кроме Дживаки, не смог ответить на все его вопросы. Это показывает, насколько сильно была у него развита сила воображения и предвидения.
Другая история гласит, что как-то Атрейя попросил учеников сходить на ближайший холм и собрать там растения, бесполезные с точки зрения медицины. Все, кроме Дживаки, нарвали довольно много трав, не имеющих по их мнению никакой ценности. Только Дживака вернулся с пустыми руками и заявил, что не смог найти ни одного растения, которое не могло бы быть использовано в медицинских целях. Такова была глубина его познаний.
Вот ещё одна история - про слона. Как-то раз Дживака и другие ученики возвращались после купания в речке и возбуждённо обсуждали увиденные ими слоновьи следы. Когда очередь дошла до Дживаки, он сказал, что следы оставила самка, слепая на правый глаз, и что сегодня у неё родится слонёнок мужского пола. Он также добавил, что верхом на слоне ехала женщина, тоже ничего не видящая правым глазом и которая вскоре должна родить сына. Всё это было передано Атрейе как доказательство сумасшествия его любимого ученика. Однако при проверке всё сказанное Дживакой оказалось правдой. Когда его попросили объяснить свои предсказания, он ответил: "Отпечатки ног самца слона круглые, в то время как у самки они немного продолговатые. Траву она ела только по левую сторону дороги, из чего я заключил, что она слепа на правый глаз. Поскольку отпечатки её задних ног были глубже, чем отпечатки передних, я сделал вывод, что она беременна, а то, что задний правый след, был глубже левого, позволило мне судить о том, что родится слонёнок мужского пола. Моча слонихи указывала на то, что роды близки". Подобным образом он объяснил и свои пророчества, касавшиеся ехавшей на слоне женщины.
В тибетских писаниях содержится ещё много разных историй о Дживаке - выдающемся мастере медицины и хирургии.
История Бходжи
В Бходжа-Прабандхе рассказывается о том, как два врача делали трепанацию черепа царю Бходже, правившему в 1010-1056 гг. Он страдал от сильнейших головных болей, и целители вскрыли его череп и устранили причину болезни. Любопытно, что при этом они использовали некий анестезирующий порошок под названием моха курна, под воздействием которого царь потерял сознание. Затем царя привели в чувство с помощью другого средства - сандживани. К большому сожалению, рецепты ни одного из этих лекарств не сохранились.
Приведённые здесь истории служат иллюстрацией того, что в послеведическую эпоху, особенно в период с 500 г. до н. э. по 1000 г. н. э., Аюрведа не утратила ничего из своего наследия.
Прекращение развития в средние века
Наука по своей природе подразумевает прогресс. Более других областей это касается медицины. Любая остановка в развитии приводит к появлению и распространению всевозможных догм и суеверий. В средние века Индия подвергалась неоднократным посягательствам на свою свободу и независимость со стороны иноземным завоевателей, - мир и порядок, царившие в ней, были сильно поколеблены. Индусам стало некогда думать о медицине - они были заняты борьбой за независимость и безопасность своей страны. В науке наступило затишье. Все книги, написанные по Аюрведе в этот период, - в основном компиляции других источников, многие из оригинальных работ были уничтожены. Те же, что остались, комментировались людьми, малосведущими в медицине. Это привело к появлению ошибочных интерполяций, некомпетентных исправлений и неправильных редакций аюрведических текстов.
Возрождение Аюрведы
Только в конце XIX - начале XX вв. началось возрождение Аюрведы в Индии, что стало возможным благодаря национально-освободительному движению в стране. Правительства штатов Индии и центральное правительство утвердили несколько экспертных комиссий, способствовавших развитию Аюрведы и натуральных средств в рамках всеиндийской оздоровительной программы.
Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) также признала значение Аюрведы среди других школ и призвала врачей мира использовать при лечении традиционные системы медицины.
А. Крестьянинова
Теги: глоссарий Аюрведы, Знакомство с Аюрведой, энциклопедия, я не знаю слова...
Новинки