Оставте заявку и мы свяжимся с вами.
История Аюрведы в канонических текстах - Аюрведа Плюс. Магазин аюрведических товаров.
История Аюрведы в канонических текстах
«Аюрведа» - эта та наука, которая владеет всецело знанием об «Аюс» (жизни). Знанием о том, что значит счастье и несчастье, благополучие и неблагополучие, и об их мере. Она владеет также всецелым знанием обо всех существующих веществах (включая лекарства), со всеми их свойствами и действием, способствующим или препятствующим жизни. Обо всех этих веществах говорят подлинные трактаты Аюрведы».
Если человека, хоть что-нибудь слышавшего об Аюрведе, спросить, что это за наука, он обычно отвечает, что это древняя система индийской медицины. Но такое определение не совсем верно. Аюрведа не имеет к Индии почти никакого отношения. Просто индийцы, в силу своей консервативности и почитания традиций, смогли сохранить и донести до нас это знание, лишь некоторая часть которого действительно связана с медициной. Настоящие корни Аюрведы скрываются в одном из философских учений древних ариев.
Религиозно-философская школа вайдьев, которая стала основой для развития Аюрведы, появилась еще во время миграции ариев. Тогда понятие «вайдья» еще не было синонимом слова «целитель» или «лекарь». (см. статью «Вайдьи - аюрведические врачи древних Ариев»).
Как известно, знания вайдьев не были систематизированы в полной мере до момента появления на Земле Дханвантари — необыкновенной личности, через которую явил себя Сам Господь, и кто, согласно индуисткой мифологии, является лекарем Богов. Его миссия состояла в том, чтобы систематизировать и утвердить накопленные древними вайдьями в течение многих тысячелетий аюрведические знания. Тогда и была создан первый и самый древний из всех известных сейчас на Земле канонов Аюрведы - «Дханвантари Самхита». Впоследствии школы, идущие от Дханвантари, образовали восемь направлений медицины, которые, по сути, и стали источником медицинского знания как на Востоке, так и на Западе.
С распадом ведической цивилизации учение Аюрведы практически исчезло. Но в начале нашей эры появились удивительные личности, которые восстановили и записали древние тексты Аюрведы. Этими древними каноническими текстами являются прежде всего три канона:
- «Чарака самхита»;
- «Сушрута самхита»;
- «Аштанга Хридая самхита».
«Чарака самхита»
Чараку, записавшего «Чарака самхиту», считали воплощением Агнивеши, лучшего ученика Бхарадваджи. Чарака следовал традиции Кайя-чикитсы (лечение внутренних органов), и, так же, как и Агнивеша, принадлежал к школе чарана, или чарака, школе странствующих целителей. Об авторе этого знаменитого аюрведического трактата известно очень мало. Даже время, когда был записан трактат, точно неизвестно, хотя большинство ученых склоняется к мысли, что его окончательный вариант относится к I веку н. э. Чарака, объединивший в своей работе множество самых значимых трудов по медицине и свой личный опыт, считал себя всего лишь редактором трактата Агнивеши, а свой труд — его пратисамкрита — переложением. Но текст и судьба «Чарака Самхиты» говорят об авторе как о незаурядной личности и яркой фигуре в мире науки. Дело в том, что Чарака жил в то время, когда труд Агнивеши был довольно широко распространен. Некоторое время они существовали параллельно, но трактат Агнивеши со временем был забыт, а строки «Чарака Самхиты» стали учебником, которым и по сей день пользуются тысячи учеников Аюрведы. «Чарака Самхита» — это подробное описание методов обследования, диагностики и лечения различных заболеваний, детальное описание пяти очищающих и питающих клетки тела процедур — панчакармы, основоположником которой считают Чараку, и рецептуры многочисленных лекарственных составов. Здесь содержатся подробные предписания о том, как применять, собирать, правильно сочетать и готовить лекарственные средства. В трактате перечислено более 500 наименований лекарственных средств растительной, минеральной и животной природы, подробно классифицированных на 50 категорий согласно теории пяти первоэлементов и их терапевтическому действию.
Какова, согласно Чараке, природа человека? «Человек состоит из шести элементов (дхату) — земли, воды, огня, воздуха, эфира и Божественной энергии. Земля — это облик человека, вода — его влага, огонь — его тепло, воздух — прана, эфир — его аура, а его внутренняя сущность — Любовь. Как проявляется Творец в этом мире, так проявляются в человеке ум, речь, ярость, щедрость, счастье, красота, увлеченность и все чувства... Тамас — ослепление человека, свет — его знание. И тот, кто видит в себе весь мир, а себя — во всем мире, владеет истинным разумом. Поистине, тот, кто видит в себе весь мир, знает, что он сам порождает свое счастье или несчастье» («Шарирастхана», гл.5. 1—7).
От действий человека зависит его благополучие, знание или неведение, здоровье или болезнь. Человек живет множество раз, и смертен он также многократно. Он многократно рождается в неведении и болезнях, но в его силах освободиться и от неведения, и от ряда перевоплощений и от телесных недугов. «Откуда происходят болезни? Что есть лекарство? В чем причина счастья и страданий? Как сделать, чтобы недуги ума и тела исчезли и не возвращались? Заблуждения ума, неправильное использование чувств и незнание должного времени — вот три причины всех страданий. А лекарство от всех болезней — в подобающем использовании разума и чувств, и уважение времени. Действия в добродетели приводят к счастью, а в невежестве и страсти — к страданиям. Отождествление себя с телом и умом становится источником боли, а когда такого отождествления нет, болезни исчезают и не возвращаются... Если человек правильно питается и ведет себя, не привязан к чувственным наслаждениям, щедр, видит единую духовную природу всех живых существ, правдив, способен прощать, предан духовным учителям и святым, он освободится от всех страданий. Наделенный добродетельным разумом, речью и благими поступками, смиренным умонастроением, чистым пониманием, духовным знанием, покаянием и духовной практикой человек никогда не падет жертвой болезней». («Шарирастхана», гл.2 39—47)
Чарака предупреждает об опасности техногенного развития цивилизации и последствий, которые может породить неправедность человека. «Коренная причина всех нарушений — неправедность или адхарма. Ее порождают дурные деяния предыдущих жизней, но источником того и другого является заблуждение разума. Когда главы страны, города, гильдии или общины, сойдя с пути добродетели, несправедливо поступают со своим народом и подчиненными, простые люди города и общины несут неправедность дальше. От неправедности исчезает праведность. Когда исчезает праведность, неправедность становится полновластной, и боги покидают это место, времена года смещаются, и дожди идут не вовремя или совсем не идут, ветер дует неправильно, земля портится, водоемы пересыхают, травы теряют природные свойства и становятся ядовитыми». «Не стоит жить в таком месте, где сильно нарушены вкус, запах, цвет и то, что мы осязаем... где плачут птицы и собаки, болеют животные, где люди презрели добродетели — честность, скромность и праведность». Там «приходят в ненормальное состояние воздух и огонь; и нарушается течение времен года. Когда все это происходит в течение длительного времени, земля перестает питать травы расой, вирьей, випаком и прабхавой, а отсутствие этих необходимых качеств приводит к распространению болезней» («Виманастхана», гл.3.- 6,20,4).
Аюрведа, согласно Чараке, это знание, предназначенное для всех, хотя цель ее изучения может быть разной в зависимости от нрава и рода занятий людей: «Аюрведу следует изучать: брахманам — чтобы нести благо всем живым существам, правителям — чтобы защитить себя и свой народ, торговым людям — чтобы достичь процветания. Все могут изучать ее ради обретения добродетели, пользы и удовольствия» («Шарирастхана», гл.1 82—85.)
А. Крестьянинова
.Теги: Веды
Новинки