Здравствуйте! Йогой занимаюсь совсем недавно - чуть меньше года. Меня беспокоит один вопрос, на который пока не могу найти ответ Когда из ваджрасаны поднимаюсь с колен с вытянутыми вверх руками (мудра "стрела ваджра"), чувствую прилив к голове после чего здорово мутнеет и темнеет в глазах. Это происходит каждый раз при выполнении этой асаны (независимо от последовательности). Джаландхара бандху держу постоянно. В любых других асанах чувствую себя абсолютно комфортно. Подскажите, пожалуйста, что это может быть? Спасибо
Это классическая ортостатическая реакция. На самом деле, при этом движении из-за очень сильного напряжения мышц ног и подъема тела после предшествующего расслабления у вас происходит не прилив, а отлив крови от головы. Кровь идет к ногам и в нижнюю часть тела, а мозгу не хватает снабжения кислородом. В итоге в глазах темнеет, и организм хочет упасть на пол, чтобы восстановить питание головы кровью. Чтобы устранить проблему, несколько раз глубоко и сильно вдохните-выдохните перед подъемом, а также не делайте во время этого движения джаляндхара бандху (голова ровно, смотрим вперед).
Спасибо Вам огромное, Илья! Я очень рада, что нашла Вас! ИнструкторА по йоге, сколько не спрашивала, никто не мог ответить на мой вопрос. Говорили просто держать джаландхару. Но я то ее и без того держу. Теперь попробую сделать все как Вы советовали. А скажите, какое действие джаландхары бандхи? Почему ее не следует держать в моем случае?
Джаляндхара бандха слегка поджимает артерии, подающие кровь к мозгу, и, тем самым, предохраняет его от скачкообразного подъема давления, связанного с задержкой на вдохе.
Оксана, на всякий случай уточните, пожалуйста (в разных школах йоги одинаковыми названиями могут называться разные упражнения): под мудрой "стрела ваджра" вы понимаете движение вертикального подъема тела из положения стоя на коленях, колени разведены, ноги на носках, руки над головой, ладони сложены в намасте над макушкой. В конце движения вы стоите полностью вытянувшись в струнку вверх на носках ног. Или вы имеете в виду подъем из адхо мукха вирасаны (сидя на коленях, колени разведены, ягодицы на пятках, живот между бедер, лицом вниз, лоб на полу, руки вытянуты вперед вдоль пола) в ваджрасану?
И в том, и в том случае имеет место ортостатическая реакция, но корректировка техники движения должна быть различна. Во втором случае можно делать джаляндхара бандху.
Илья, спасибо за разъяснение относительно джаландхара бандхи Относительно техники выполнения: сидя на коленях, колени разведены, ягодицы на пятках, спина ровная, макушка тянется вверх, ладони сложены вначале в намасте, затем ладони в намасте поднимаем над головой, тянемся руками вверх, пальцы складываем в мудру "стрела ваджра" (большие пальцы обеих рук соединены своими боковыми поверхностями. Указательные пальцы выпрямлены и тоже соединены вместе. Остальные пальцы скрещены между собой) затем тело приподнимаем с коленей и тянемся за руками вверх. Конечная позиция стоя на коленях руками тянемся вверх. Затем опускаемся в исходное положение.
Понятно. Корректировка выполнения должна быть следующей: джаляндхара бандхи не надо, во время вытяжения рук вверх надо одновременно опустить вниз трапециевидные мышцы, а верх плечей провернуть внутрь, сближая передние стороны рук и разводя задние. Тогда руки не будут зажимать шею и кровоснабжение мозга не нарушится.
Я правильно понимаю, что в таком случае (если опустить вниз трапецевидные мышцы) вытяжения рук, в полном его смысле, не получится? Я просто буду держать их вверху над головой, но не тянуться ими? Или же напрягая и опуская вниз трапецевидные мышцы продолжать тянуть вверх руки?
P.S. Так и хочется сейчас поднять руки вверх и попробовать, но в кабинете люди, боюсь не правильно поймут )))
Здравствуйте Илья! Сделала все как Вы рекомендовали и о чудо - голова не кружится, в глазах не темнеет! Все отлично! Теперь я чувствую себя комфортно! Вы волшебник Спасибо большое!