Оставте заявку и мы свяжимся с вами.
Шаги индийской философии - Аюрведа Плюс. Магазин аюрведических товаров.
17.01.2012
В последствии получило развитие идея о душе. Говорилось о том, что для всех очевидно существование грубого тела, но должно быть нечто, что находится за ним. Идея о том, что Бог Создал Вселенную из ничего, породило в дальнейшем большое количество вопросов. Многие исследователи говорили о том, что из ничего невозможно создать такое огромное количество форм. Мы не можем в этом мире найти подобных аналогий, когда что-либо создано из ничего. Повседневный человеческий опыт говорил, что для любого творения нужен материал; делаете вы дом или лодку или что-либо еще вам необходим строительный материал, а из ничего можно сделать только ничто.
Что из себя представляет первоначальная материя? Для разрешения этого вопроса были явлены три условия: Бог, Природа, Душа, все Они существуют вечно. Бог является независимой Реальностью, Природа и Душа являются производными от Него. Такой подход развивался дуалистической философией.
Встает вопрос: что из себя представляет Душа? Существует Природа, но за природными проявлениями можно предполагать бесчисленное количество душ. Что существует в действительности? С позиции философии Санкхьи, которая бесспорно воспринималась всеми течениями древней индийской философии, а также имела большое влияние на западную философию, восприятие основано на том, что вибрации воздействия внешнего воспринимаются внутренними органами чувств. Внутри воспринимающего субъекта существуют внешние чувственные органы, которые передают весь комплекс ощущений внутренним чувственным органам, а от них вибрации направляются в ум, из ума весь комплекс полученной информации идет к интеллекту. Далее вся полученная информация собирается в координирующем центре, который является объединяющим все другие центры восприятия. Этот внутренний центр, который является единым собирающим началом называется Атман.
Эту древнюю позицию можно попытаться сравнить с современной физиологией. Согласно физиологии существуют некоторые функциональные центры в мозгу, связанные с определенными органами. Также есть целый комплекс центров, которые осуществляют передачу восприятия в рассудок. Связь между тем, что называется умом и внутренними органами, в большей или меньшей степени соответствует представлениям древних психологов с современной физиологией. Однако физиология ничего не говорит о том центре, которые контролирует все остальные центры и через них связан со всеми органами. Но именно без этого основополагающего и все объединяющего центра невозможно восприятие. Существуют функционально раздельные способы восприятия, которые делятся по чувственным системам: отдельно зрительные, отдельно слуховые и так далее, но за всем этим стоит нечто многоуровневое, которое начинает постепенно все это соединять в единый живой комплекс, который и дает полноценную картину чувственным представлениям, но самым главным все объединяющим и все контролирующем центром и является универсальный центр, который называется Атман.
В первом приближении этот процесс можно сравнить с кинематографом, когда проекционный аппарат раскладывает изображение на отдельные лучи и цвета и обязательно нужен экран для того, чтобы сфокусировать на нем картинку и получить четкое изображение и представить движущуюся картинку, и без такого экрана вы не увидите того, что первоначально существует на пленке, подвергающейся воздействию светом.
Таким образом, в древней философии существовала концепция трехступенчатого порядка универсальной природы и души. В этой системе для каждого существа можно выделить три плана: физическая составляющая, тонкое энергетическое тело и то, что мы сейчас с вами называем душой. Наше физическое тело состоит из отдельных частиц, элементов, которые мы называем материей. По представлениям индийской философии, тонкое тело также состоит из материи, но более тонкого вида, которая имеет свои структурно-функциональные особенности. Поскольку оно состоит из очень тонких частиц, то они не уловимы для грубого восприятия физическими органами чувств.
Встает вопрос о целесообразности присутствия тонкого тела за физическим грубым телом? Грубое тело имеет грубые силы, которые позволяют грубой материи через физическое тело совершать те или иные действия. Сила сама по себе не может проявиться, как только посредством материи. Таким образом физическое тело приводится в движение грубой энергией, которую мы можем наблюдать, как речь, движения и так далее. По мере утончения функций и особенностей грубых сил, они постепенно переходят в тонкое тело и проявляются через него. Для более тонких энергий и существует проводник этих энергий: тонкое тело, которое отвечает за тонкие процессы в организме.
Процессы связанные с эмоциональной, чувственной, мыслительной деятельностью представляют собой различные градации активности тонкого тела.
Откуда приходят эти силы? Согласно индийской философии существует понятие Акаша, которая является тонкой субстанцией, находящейся за видимой Вселенной. Также, существует энергия, которая связана с Акашей и называется Прана. Прана и Акаша бесконечны, вездесущи, но действуют они благодаря друг друга. Акашу можно сравнить с огромным количеством воды, видмые объекты Вселенной можно представить, как кусочки льда на поверхности воды, образованные из воды. Прана действует через субстанцию Акаши, в результате создается множество форм, которые пребывают во Вселенском океане. Наше тело, также создано из субстанции Акаши, и было кристаллизовано посредством энергии Праны. Тонкое тело, также создано из Акаши.
Но нельзя говорить о том, что это раздельные вещи: есть единое тело, которое имеет как более грубую составляющую, так и более тонкую. Это можно сравнить с ногтями на наших пальцах. Ногти - часть тела, их можно много раз обрезать, но они, являясь частью тела, вновь и вновь отрастают. Грубое тело, которое связано с тонким, может также бессчетное количество раз проявляться и уходить, но за ним стоит более неизменное тонкое тело. Самые тонкие субстанции тонкого тела могут существовать века, а грубый проводник, как вы знаете существует меньше века, умирает, разлагается и вновь появляется в другой форме.
Грубая составляющая тонкого тела состоит из материи, поэтому оно подвержено старению и разложению. Любая комбинация материи и энергии, дающая определенные формы, подлежит с течением времени старению и растворению в первоисточники, но Атман, аспект которого называется джива, личностный аспект, он не умирает, потому что он не представляет собой комбинацию Акаши и Праны.
Философия индийской мысли утверждает, что Душа и Природа находятся под контролем Бога. Тогда возникает вопрос: если Бог является Создателем Вселенной, и Он же контролирует все, что происходит в Ней, почему в Творении столько много страданий? Философия Санкхьи утверждает, что все страдание, которые мы можем наблюдать, происходят не по природе Бога. Он, по Своей сути, не может причинить никому никакой боли. Природа, которая порождает страдания, есть личная человеческая природа, и причина страданий находится в действиях, производимых человеком.
Первоначальный Источник, существующий вечно, нуждается в проводниках, через которые Он осуществляет Свою деятельность. Эти проводники различаются между собой только степенью огрубленности. Когда тела, со свойственными для них степенями свободы, осуществляют дурные дела, то тем самым, они вызывают на себя страдания, но, если они осуществляют благие дела, то они испытывают радость.
В своей основе каждая душа является чистой и представляет собой обитель полного знания, но когда начинается самостоятельная деятельность более грубых проводников, то в результате собственной активности, происходит забывание своего Источника, возникает то, что мы называем невежество, которое и порождает все страдания.
Бог контролирует все и дает определенные свободы каждой душе. Таким образом, обладая свободой воли, каждая душа может творить благое или дурное. То есть, если вы сделали что-либо дурное, то это означает, что ваша свобода воли проявилась в этом направлении, и вы связываете себя с созданным вами самими же порождениями и Бог не имеет к этому никакого отношения. И, соответственно, если вы начинаете прикладывать свою волю на благо, то вы очищаете себя и начинаете приближение к истинной Природе и становитесь более свободным.
Что происходит с телом, после его смерти? Этот вопрос обсуждается во многих Упанишадах. Как мы говорили ранее, за грубым телом находится тонкое тело, которое имеет более длительный срок существования, а за ним уже стоит Атман, который не уничтожим. Человек, который преимущественно творил благие дела, после смерти грубого тела, обратно возвращается в Слово, то есть, посредством органа речи конденсируется энергия, которая направляется в ум. Ум направляет конденсат энергии в Прану. Прана направляет в дживу. Джива, которая не связана с телесной ограниченностью, восходит уже к Солнечной сфере.
Согласно представлениям философии Санкхьи, существует ряд сфер бытия, как грубых, так и тонких. За Солнечной сферой существует сфера обитания душ, которая условно называется Лунная сфера. Из Нее сущности переходят в сферу святоносности, которая носит название электрическая сфера. Там эти сущности приходят к более совершенным душам, которые являются как бы их приемниками и помогают им восходить на более высокие сферы, которые носят название Брахма Лока. Самые совершенные души, которые в результате активной благо творческой активности в грубых формах, получили возможность попасть в высшую сферу Брахма Локи, которая принадлежит Вечности. В этой сфере работают очень высокие энергии, в том числе энергии творения, которые непосредственно связаны с волей Бога. Если Они хотят, то Своей воле Они могут попасть в любую часть земного мира для оказания помощи нуждающимся или продолжать существовать в вечном состоянии бытия. Они совершенны и полностью освобождены от эгоизма и каких-либо желаний. Они только служат и любят Бога. Согласно дуалистической философии - это высшее достижение человека, которое он способен достичь в земном теле. Существуют много других людей, которые из-за своей недостаточной благой активности не достигли еще такого высокого состояния, но и они могут рассчитывать на то, что после ухода с земного плана, достигнут высоких сфер. Эти люди, согласно их духовным накоплений, попадают в Лунную сферу, которая в религиозных различных традициях носит название Небеса. Там они живут довольно долгое время. Но обязательно придет время, когда энергия, порожденная их добрыми делами, исчерпает себя, тогда они вынуждены будут вернуться обратно, то есть воплотиться в грубые формы. Если они, воплотясь вновь, не только сохранят свои прежние достижения, но и преумножат их, то тогда они смогут достичь высшей сферы Бытия - Брахма Локи.
Тех Сущностей, которые достигают высших сфер, называют Девами. Согласно христианской традиции эти Сущности называются Ангелами. Индийская философия говорит о том, что есть определенные позиции, которые могут характеризовать этих Сущностей. Предположим, какое-то человеческое существо проявило очень высокие способности на земле, и, согласно своим заслугам, попало на Небесные сферы и становится Индрой, оно в дальнейшем может по собственной воле спускаться в земные сферы или вновь возвращаться в высшие сферы.
На Высших сферах не существует понятия кармической предопределенности, которая обязательно будет преследовать человека в низших сферах. Результат вашей деятельности в виде определенной кармы будет иметь место на Земле, и эта сила носит название Кармапхуни. Однако, есть такой аспект кармы, результат которого вы не получите в физическом теле. Он будет сказываться на тонком теле в сфере, которая носит название Бхогогуми. Земля есть место действий и результат этих действий, другие сферы - это сферы наслаждения результатом. В этой сфере человеческая жизнь в их чувствах более насыщена, чем жизнь Богов. В некоторых сферах вы можете получить освобождение, в других вы обязательно вернетесь обратно без освобождения.
Существуют люди, которые на протяжении своего нахождения в грубом теле совершали дурные поступки, они чрезвычайно страдают после своей смерти. Согласно представлениям этой философской системы, они могут быть в своей инволюции отброшены далеко назад и не заслужить перерождения в виде человеческой сущности, но за совсем дурные поступки, в определенные эволюционные циклы, эти души могут получить воплощение в виде растений и даже камней.
В ведической литературе вы не найдете описание того, что в христианстве называют адом. Только в пуранической литературе более позднего периода можно обнаружить описание того, что может быть ассоциировано с понятием ада. Согласно этим представлениям падшие души попадают в те сферы бытия, которые сравнимы с понятиями ада. Они испытывают там постоянные страдания и муки. Душа может испытывать как бы физические боли, хотя уже нет физического тела. Эти страдания связаны с кармическими следствиями собственных порождений человека. Но им все равно дается возможность вернуться на Землю. Процесс перехода с одной сферы в другую тоже очень похож на тот, что мы наблюдаем при переходе из грубой формы в более тонкие.
Лекция Свами Джьотирупанады
Теги: индийская философия, первичная материя, что такое душа, лекция Свами Джьотирупананды
Шаги индийской философии
Древнейшее состояние индийской традиции начинало свое развитие с концепции Бога. С древних времен бытовали верования о том, что Вселенная создана Творцом - Богом. Он создал Вселенную из ничего по Собственной воле, о чем говорится во многих древнейших книгах Индии.В последствии получило развитие идея о душе. Говорилось о том, что для всех очевидно существование грубого тела, но должно быть нечто, что находится за ним. Идея о том, что Бог Создал Вселенную из ничего, породило в дальнейшем большое количество вопросов. Многие исследователи говорили о том, что из ничего невозможно создать такое огромное количество форм. Мы не можем в этом мире найти подобных аналогий, когда что-либо создано из ничего. Повседневный человеческий опыт говорил, что для любого творения нужен материал; делаете вы дом или лодку или что-либо еще вам необходим строительный материал, а из ничего можно сделать только ничто.
Что из себя представляет первоначальная материя? Для разрешения этого вопроса были явлены три условия: Бог, Природа, Душа, все Они существуют вечно. Бог является независимой Реальностью, Природа и Душа являются производными от Него. Такой подход развивался дуалистической философией.
Встает вопрос: что из себя представляет Душа? Существует Природа, но за природными проявлениями можно предполагать бесчисленное количество душ. Что существует в действительности? С позиции философии Санкхьи, которая бесспорно воспринималась всеми течениями древней индийской философии, а также имела большое влияние на западную философию, восприятие основано на том, что вибрации воздействия внешнего воспринимаются внутренними органами чувств. Внутри воспринимающего субъекта существуют внешние чувственные органы, которые передают весь комплекс ощущений внутренним чувственным органам, а от них вибрации направляются в ум, из ума весь комплекс полученной информации идет к интеллекту. Далее вся полученная информация собирается в координирующем центре, который является объединяющим все другие центры восприятия. Этот внутренний центр, который является единым собирающим началом называется Атман.
Эту древнюю позицию можно попытаться сравнить с современной физиологией. Согласно физиологии существуют некоторые функциональные центры в мозгу, связанные с определенными органами. Также есть целый комплекс центров, которые осуществляют передачу восприятия в рассудок. Связь между тем, что называется умом и внутренними органами, в большей или меньшей степени соответствует представлениям древних психологов с современной физиологией. Однако физиология ничего не говорит о том центре, которые контролирует все остальные центры и через них связан со всеми органами. Но именно без этого основополагающего и все объединяющего центра невозможно восприятие. Существуют функционально раздельные способы восприятия, которые делятся по чувственным системам: отдельно зрительные, отдельно слуховые и так далее, но за всем этим стоит нечто многоуровневое, которое начинает постепенно все это соединять в единый живой комплекс, который и дает полноценную картину чувственным представлениям, но самым главным все объединяющим и все контролирующем центром и является универсальный центр, который называется Атман.
В первом приближении этот процесс можно сравнить с кинематографом, когда проекционный аппарат раскладывает изображение на отдельные лучи и цвета и обязательно нужен экран для того, чтобы сфокусировать на нем картинку и получить четкое изображение и представить движущуюся картинку, и без такого экрана вы не увидите того, что первоначально существует на пленке, подвергающейся воздействию светом.
Таким образом, в древней философии существовала концепция трехступенчатого порядка универсальной природы и души. В этой системе для каждого существа можно выделить три плана: физическая составляющая, тонкое энергетическое тело и то, что мы сейчас с вами называем душой. Наше физическое тело состоит из отдельных частиц, элементов, которые мы называем материей. По представлениям индийской философии, тонкое тело также состоит из материи, но более тонкого вида, которая имеет свои структурно-функциональные особенности. Поскольку оно состоит из очень тонких частиц, то они не уловимы для грубого восприятия физическими органами чувств.
Встает вопрос о целесообразности присутствия тонкого тела за физическим грубым телом? Грубое тело имеет грубые силы, которые позволяют грубой материи через физическое тело совершать те или иные действия. Сила сама по себе не может проявиться, как только посредством материи. Таким образом физическое тело приводится в движение грубой энергией, которую мы можем наблюдать, как речь, движения и так далее. По мере утончения функций и особенностей грубых сил, они постепенно переходят в тонкое тело и проявляются через него. Для более тонких энергий и существует проводник этих энергий: тонкое тело, которое отвечает за тонкие процессы в организме.
Процессы связанные с эмоциональной, чувственной, мыслительной деятельностью представляют собой различные градации активности тонкого тела.
Откуда приходят эти силы? Согласно индийской философии существует понятие Акаша, которая является тонкой субстанцией, находящейся за видимой Вселенной. Также, существует энергия, которая связана с Акашей и называется Прана. Прана и Акаша бесконечны, вездесущи, но действуют они благодаря друг друга. Акашу можно сравнить с огромным количеством воды, видмые объекты Вселенной можно представить, как кусочки льда на поверхности воды, образованные из воды. Прана действует через субстанцию Акаши, в результате создается множество форм, которые пребывают во Вселенском океане. Наше тело, также создано из субстанции Акаши, и было кристаллизовано посредством энергии Праны. Тонкое тело, также создано из Акаши.
Но нельзя говорить о том, что это раздельные вещи: есть единое тело, которое имеет как более грубую составляющую, так и более тонкую. Это можно сравнить с ногтями на наших пальцах. Ногти - часть тела, их можно много раз обрезать, но они, являясь частью тела, вновь и вновь отрастают. Грубое тело, которое связано с тонким, может также бессчетное количество раз проявляться и уходить, но за ним стоит более неизменное тонкое тело. Самые тонкие субстанции тонкого тела могут существовать века, а грубый проводник, как вы знаете существует меньше века, умирает, разлагается и вновь появляется в другой форме.
Грубая составляющая тонкого тела состоит из материи, поэтому оно подвержено старению и разложению. Любая комбинация материи и энергии, дающая определенные формы, подлежит с течением времени старению и растворению в первоисточники, но Атман, аспект которого называется джива, личностный аспект, он не умирает, потому что он не представляет собой комбинацию Акаши и Праны.
Философия индийской мысли утверждает, что Душа и Природа находятся под контролем Бога. Тогда возникает вопрос: если Бог является Создателем Вселенной, и Он же контролирует все, что происходит в Ней, почему в Творении столько много страданий? Философия Санкхьи утверждает, что все страдание, которые мы можем наблюдать, происходят не по природе Бога. Он, по Своей сути, не может причинить никому никакой боли. Природа, которая порождает страдания, есть личная человеческая природа, и причина страданий находится в действиях, производимых человеком.
Первоначальный Источник, существующий вечно, нуждается в проводниках, через которые Он осуществляет Свою деятельность. Эти проводники различаются между собой только степенью огрубленности. Когда тела, со свойственными для них степенями свободы, осуществляют дурные дела, то тем самым, они вызывают на себя страдания, но, если они осуществляют благие дела, то они испытывают радость.
В своей основе каждая душа является чистой и представляет собой обитель полного знания, но когда начинается самостоятельная деятельность более грубых проводников, то в результате собственной активности, происходит забывание своего Источника, возникает то, что мы называем невежество, которое и порождает все страдания.
Бог контролирует все и дает определенные свободы каждой душе. Таким образом, обладая свободой воли, каждая душа может творить благое или дурное. То есть, если вы сделали что-либо дурное, то это означает, что ваша свобода воли проявилась в этом направлении, и вы связываете себя с созданным вами самими же порождениями и Бог не имеет к этому никакого отношения. И, соответственно, если вы начинаете прикладывать свою волю на благо, то вы очищаете себя и начинаете приближение к истинной Природе и становитесь более свободным.
Что происходит с телом, после его смерти? Этот вопрос обсуждается во многих Упанишадах. Как мы говорили ранее, за грубым телом находится тонкое тело, которое имеет более длительный срок существования, а за ним уже стоит Атман, который не уничтожим. Человек, который преимущественно творил благие дела, после смерти грубого тела, обратно возвращается в Слово, то есть, посредством органа речи конденсируется энергия, которая направляется в ум. Ум направляет конденсат энергии в Прану. Прана направляет в дживу. Джива, которая не связана с телесной ограниченностью, восходит уже к Солнечной сфере.
Согласно представлениям философии Санкхьи, существует ряд сфер бытия, как грубых, так и тонких. За Солнечной сферой существует сфера обитания душ, которая условно называется Лунная сфера. Из Нее сущности переходят в сферу святоносности, которая носит название электрическая сфера. Там эти сущности приходят к более совершенным душам, которые являются как бы их приемниками и помогают им восходить на более высокие сферы, которые носят название Брахма Лока. Самые совершенные души, которые в результате активной благо творческой активности в грубых формах, получили возможность попасть в высшую сферу Брахма Локи, которая принадлежит Вечности. В этой сфере работают очень высокие энергии, в том числе энергии творения, которые непосредственно связаны с волей Бога. Если Они хотят, то Своей воле Они могут попасть в любую часть земного мира для оказания помощи нуждающимся или продолжать существовать в вечном состоянии бытия. Они совершенны и полностью освобождены от эгоизма и каких-либо желаний. Они только служат и любят Бога. Согласно дуалистической философии - это высшее достижение человека, которое он способен достичь в земном теле. Существуют много других людей, которые из-за своей недостаточной благой активности не достигли еще такого высокого состояния, но и они могут рассчитывать на то, что после ухода с земного плана, достигнут высоких сфер. Эти люди, согласно их духовным накоплений, попадают в Лунную сферу, которая в религиозных различных традициях носит название Небеса. Там они живут довольно долгое время. Но обязательно придет время, когда энергия, порожденная их добрыми делами, исчерпает себя, тогда они вынуждены будут вернуться обратно, то есть воплотиться в грубые формы. Если они, воплотясь вновь, не только сохранят свои прежние достижения, но и преумножат их, то тогда они смогут достичь высшей сферы Бытия - Брахма Локи.
Тех Сущностей, которые достигают высших сфер, называют Девами. Согласно христианской традиции эти Сущности называются Ангелами. Индийская философия говорит о том, что есть определенные позиции, которые могут характеризовать этих Сущностей. Предположим, какое-то человеческое существо проявило очень высокие способности на земле, и, согласно своим заслугам, попало на Небесные сферы и становится Индрой, оно в дальнейшем может по собственной воле спускаться в земные сферы или вновь возвращаться в высшие сферы.
На Высших сферах не существует понятия кармической предопределенности, которая обязательно будет преследовать человека в низших сферах. Результат вашей деятельности в виде определенной кармы будет иметь место на Земле, и эта сила носит название Кармапхуни. Однако, есть такой аспект кармы, результат которого вы не получите в физическом теле. Он будет сказываться на тонком теле в сфере, которая носит название Бхогогуми. Земля есть место действий и результат этих действий, другие сферы - это сферы наслаждения результатом. В этой сфере человеческая жизнь в их чувствах более насыщена, чем жизнь Богов. В некоторых сферах вы можете получить освобождение, в других вы обязательно вернетесь обратно без освобождения.
Существуют люди, которые на протяжении своего нахождения в грубом теле совершали дурные поступки, они чрезвычайно страдают после своей смерти. Согласно представлениям этой философской системы, они могут быть в своей инволюции отброшены далеко назад и не заслужить перерождения в виде человеческой сущности, но за совсем дурные поступки, в определенные эволюционные циклы, эти души могут получить воплощение в виде растений и даже камней.
В ведической литературе вы не найдете описание того, что в христианстве называют адом. Только в пуранической литературе более позднего периода можно обнаружить описание того, что может быть ассоциировано с понятием ада. Согласно этим представлениям падшие души попадают в те сферы бытия, которые сравнимы с понятиями ада. Они испытывают там постоянные страдания и муки. Душа может испытывать как бы физические боли, хотя уже нет физического тела. Эти страдания связаны с кармическими следствиями собственных порождений человека. Но им все равно дается возможность вернуться на Землю. Процесс перехода с одной сферы в другую тоже очень похож на тот, что мы наблюдаем при переходе из грубой формы в более тонкие.
Лекция Свами Джьотирупанады
Теги: индийская философия, первичная материя, что такое душа, лекция Свами Джьотирупананды
Новинки