Оставте заявку и мы свяжимся с вами.
Славянский праздник - КОЛЯДА - Аюрведа Плюс. Магазин аюрведических товаров.
26.12.2011
Вестниками рождения нового мира приходят колядовщики, которые несут солнышко с зажженной в нём свечой или другим огнём. Солнышко украшено цветными лентами, сухими цветами, высушенными в песке с прошлого лета, соломой с колосьями. В старину, когда живой огонь был единственным источником тепла и света, хозяева, выходя встречать посланников Коляды, гасили свой огонь и зажигали новый от Колядина Огня. Колядовщики разбрасывают зерна на хороший урожай, посыпают снег цветным толченым мелом в знак близкого цветения полей, разбрасывают цветные лоскутки, вырезанные в форме листьев и цветков. Вестники поют песни, славящие Рода, богатство и плодородие, восхваляют хозяина и хозяйку, а те ублажают посланников брагой, оладьями, пирогами. После праздника старый мир не возвращается, а возрождается обновленным.
В Нордической Традиции зимний солнцеворот именуется Йолем. Йоль - дни, когда Асы нисходят в Мидгард, когда Народ Холмов отвечает смертным на их вопросы, это время великого пира и праздника, в которые все члены рода собирались вместе, дабы вновь встретить Солнце, восставшее из мрака, и узреть возрожденный мир. Неслучайно элементы Йоля сохранились и в христианском Рождестве - как, например, вечнозеленое дерево - ель (ср. йоль), символизирующее жизнь, которая продолжится и после зимних холодов.
Впрочем, происхождение слова Йоль теряется в глубине веков. Скорее всего, оно восходит к индоевропейскому корню со значением вращаться, крутиться, колесо, как и Коляда. Возможно, оно означает время поворота, поворот года, время жертвоприношений или тёмное время.
По традиции, как и Колядки, Йоль длится 13 ночей, которые называют Ночи духов, что сохранилось и в немецком их наименовании, Weihnachten. Эти тринадцать ночей, от первого заката солнца и до последнего рассвета, - брешь между двумя годами, сакральный период, в течение которого нет ни привычного времени, ни привычных границ, когда вершиться жребий богов и вращается колесо прялки богини Фригг, которую славяне называют Макошью [1].
В народном календаре [2] время Колядок представлено так: 25.12 - Спиридон-солнцеворот, 26.12 - Мученик Евстрат солнышку рад, 08.01 - Бабьи каши, 17.01 - Святой Феклист гадать речист (последние святочные гадания).
Наши предки Солнце звали Коло, ведь оно ходит по колее, колесом, около. А время зимнего Солнцеворота прозвали Корочуном - ведь это самые короткие дни в году. После него хоть на воробьиный скок, да прибудет дня. В Корочун приходит Коляда - маленький Коло, юное нарождающееся Солнце, несущее свет, тепло и радость. Среди холодной зимы, когда всё замерзает и находится в состоянии летаргического сна, Коляда дарит людям праздник надежды: морозы не вечны, окрепнет Солнышко и вернётся тепло.
Зимой, когда нарождается новый год, к нам приходит юное Солнце - Коляда. В этом имени можно найти два божественных начала - Коло и Лада - вмещающих в себя свет и гармонию, плодородие и космический порядок. В народном миропонимании издревле существовало сокровенное слово для обозначения всего круга небесных и земных явлений, которые впоследствии были объединены под заимствованным из греческого понятием КОСМОС. Русскими синонимами данной общенаучной категории выступало не только понятие мир, но и лад. Лад - исконно русский Космос.
Колдун - смысл этого слова уходит корнями в далёкое прошлое и уже забыт. По мнению Срезневского так в старину называли людей, совершавших обряд жертвоприношения. Оно созвучно таким словам, как колода, колодец, но где первооснова? Может быть она в слове коло - круг, колесо. Коло - это и Солнце, ходящее по кругу и годовой солнечный цикл - круглый год. Может быть, здесь тот же корень что и в Коляде - празднике зимнего Солнцеворота? Под воздействием христианской идеологии колдуны попали в разряд черных, вредоносных деятелей, причём с мрачной, отталкивающей внешностью.
Зимними холодными вечерами приятно посидеть у горячего самовара, съесть булочку с маслом да с мёдом или душистым вареньем. Булка - небольшой хлебец из белой муки круглой или продолговатой формы без отверстия внутри, обычно из кислого дрожжевого теста. Даль называет булку "хлебцем немецкого печенья". Французское boule - шар, хлеб круглой формы, голландское bol - шар, булка или шведское bulle - булка восходят к латинскому bulla - водяной пузырь, шарик. В русском языке сохранилось обрядовое название такого хлеба - колобок, в Болгарии его называют питка, а в церкви - просфорка. Такие булочки имели ритуальный характер и раздавались по праздникам колядовщикам, участникам семейных или календарных обрядов и просто нищим. Булочки выпекают на родины, на свадьбу и на похороны, колобками закликают весну и встречают зиму, кладут в семена для лучшего урожая и скармливают скотине в особые дни - чтобы лучше плодилась, давала вкусного молока и пр. Булочки используют как обереги - выпеченную булочку складывают в кроватку новорожденному или заворачивают ему в пелёнку. А когда малыша отнимают от груди, выпекают булку, замешанную на материнском молоке и дают ему съесть. Когда ребёнок начинает делать первые шаги, мать выпекает много булочек и раздаёт их соседям и близким друзьям.
Хлеба разной формы, размера, выпеченные из разной муки и называются по разному: булка, каравай (каравай), калач, житник, овсянник, ярушник, челпан, колобок и т. д. Ситный хлеб готовят из мелкой муки высокого качества (просеянной сквозь мелкое сито), решётный - из муки крупного помола (просеянной сквозь решето с более крупными, чем сито, ячейками). Булка, була - белый, пшеничный кислый хлеб больших размеров, круглый в сечении, выпекавшийся на Европейском Севере к праздничной трапезе. Каравай, в отличие от булы, украшен сверху фигурками и узорами из теста. Калач - это белый хлеб с пористым мякишем, изготовленный из пресного теста, напоминающий по форме замок с круглой дужкой. В старину калачи выпекали к праздничным дням в специальной глиняной форме "калачный круг". В самих названиях каравая и калача (колача) прослеживается "круглая", солнечная основа "хоро", "коро", "коло" то есть круг. Овсянники, ярушники - маленькие хлебцы из овсяной муки, житники - из ячменной муки, челпаны - небольшие ржаные хлебцы продолговатой формы, а колобки - маленькие, круглые, белые булочки.
Искатели легендарной Гипербореи пытаются найти её следы на русском Севере. Соловецкие острова, Кольский полуостров, река Коло - не несут ли эти названия отпечатка Солнечной страны, где полгода не садилось Солнце? Не из этой ли страны появились и былинные богатыри? Не оттуда ли наши предки направили свои стопы в Индию и Европу, построив по пути страну городов - Аркаим?
Воздух одна из фундаментальных стихий мироздания. Воздух и огонь несут в себе мужское, плодотворящее начало, легкую, духовную субстанцию. Даль называет воздух тонкой, упругой и прозрачной средой, окружающей земной шар (колоземицей, мироколицей) и образующей атмосферу, которой мы дышим. Само слово воздух, по образному выражению поэта означает воз духа, что подтверждают и этимологи. Очень тонкая с точки зрения понимания субстанция дух, а также душа и тело в гармоничном единении дает идеальное существо - человека. Душа - бессмертное, духовное существо, наделённое разумом и волей, бесплотное тело духа. Дух же есть высшая искра Божества.
[1] О Нордической Традиции составлено волхвом Иггельдом из "Круга Бера" См. подробнее http://yulle.narod.ru/yulle.htm
[2] Народный календарь - это смесь народного православия, перепутанных календарей (григорианский и юлианский) и фантазий интерпретаторов. Материалы даны по "Коловорот-2000".
Колядование
Зима силу набирает, а Солнце на весну поворачивает: свету становится больше, день длиннее. Приходит Коляда - маленький Коло, юное нарождающееся Солнце, несущее свет, тепло и радость. Среди холодной зимы, когда всё замерзает и находится в состоянии летаргического сна, Коляда дарит людям праздник надежды: морозы не вечны, окрепнет Солнышко и вернётся тепло. И люди, отложив все заботы, позабыв все печали, от души веселятся, встречая новый год.
Пекут колядки: из постного ржаного (или смешанного ржаного и пшеничного) теста делают небольшие круглые, тонкораскатанные лепёшки. В них складывают начинку (ягоды, грибы, творог) и защипывают края. Выпекают до готовности.
После застолья молодежь рядится в маски-хари и с гудошеньем, с прибаутками, с пустым мешком для подарков идёт колядовать. Колядовщики несут солнышко с зажженной в нём свечой или другим огнём. Солнышко украшено цветными лентами, сухими цветами, высушенными в песке с прошлого лета, соломой с колосьями.
Эй, хозяйва, отворяй ворота, выходи встречать посланников Коляды - вестников рождения нового мира!
Как пошла Коляда, Коляда молода, до Петрова то двора.
Уж ты ласточка, ты касаточка, Ты не вей гнезда во чистом поле,
Ты завей гнездо у Петра на дворе!
Дак дай ему бог полтораста коров.
Колядовщики разбрасывают зерна на хороший урожай, посыпают снег цветным толченым мелом в знак близкого цветения полей, разбрасывают цветные лоскутки, вырезанные в форме листьев и цветков. Вестники поют песни, славят Рода, богатство и плодородие, восхваляют хозяина и хозяйку.
Здравствуйте, хозяин с хозяйкою!
Дайте сала кусок, чтоб кабан был высок!
Вы нас будете дарить - мы Вас будем хвалить
А не будете дарить, тогда будем корить.
Подавайте, не ломайте, не закусывайте!
Не дадите пирога - сведём корову за рога!
Хозяева ублажают посланников брагой, оладьями, пирогами, а в мешок ссыпают сало, печенье, сласти или деньги. В старину, когда живой огонь был единственным источником тепла и света, хозяева гасили свой огонь и зажигали новый от Колядина Огня. После праздника старый мир не возвращается, а возрождается обновленным.
По материала славянской Общины "Крина"
Теги: коляда, зимнее солнцестояние, славянские праздники
Славянский праздник - КОЛЯДА
Почти во всех традициях зимний солнцеворот отмечается как большой праздник, а зачастую и как главный праздник, происходящий в критический момент на переходе от старого года к новому. Старый мир, старое время, старый человек "износились" и их ожидает распад, смерть. В этот период приходят печаль и траур, увеличивается число запретов, назначается пост. Силы жизни и плодородия на исходе, и кажется, что силы хаоса одолевают космическую организацию. В таких условиях спасти положение может только чудо, равное чуду первого творения, когда хаос был побежден и установилась космическая гармония мира. Для этого необходимо найти соответствующий пространственный центр и точку во времени, тот перерыв в профанической длительности, когда времени нет. Будничный мир временно умер, ему на смену пришёл своеобразный "антимир" - нелепый и абсурдный. В этот момент избавляются от всякого отслужившего старья, балагурят, рядятся в "маски" и "хари", изменяя не только своё обличие, но и поведение. Одновременно утверждается новый мир. Этому способствуют ритуалы засевания зерна, славление человека с пожеланиями ему обилия и благополучия в семье, гадания о будущем.Вестниками рождения нового мира приходят колядовщики, которые несут солнышко с зажженной в нём свечой или другим огнём. Солнышко украшено цветными лентами, сухими цветами, высушенными в песке с прошлого лета, соломой с колосьями. В старину, когда живой огонь был единственным источником тепла и света, хозяева, выходя встречать посланников Коляды, гасили свой огонь и зажигали новый от Колядина Огня. Колядовщики разбрасывают зерна на хороший урожай, посыпают снег цветным толченым мелом в знак близкого цветения полей, разбрасывают цветные лоскутки, вырезанные в форме листьев и цветков. Вестники поют песни, славящие Рода, богатство и плодородие, восхваляют хозяина и хозяйку, а те ублажают посланников брагой, оладьями, пирогами. После праздника старый мир не возвращается, а возрождается обновленным.
В Нордической Традиции зимний солнцеворот именуется Йолем. Йоль - дни, когда Асы нисходят в Мидгард, когда Народ Холмов отвечает смертным на их вопросы, это время великого пира и праздника, в которые все члены рода собирались вместе, дабы вновь встретить Солнце, восставшее из мрака, и узреть возрожденный мир. Неслучайно элементы Йоля сохранились и в христианском Рождестве - как, например, вечнозеленое дерево - ель (ср. йоль), символизирующее жизнь, которая продолжится и после зимних холодов.
Впрочем, происхождение слова Йоль теряется в глубине веков. Скорее всего, оно восходит к индоевропейскому корню со значением вращаться, крутиться, колесо, как и Коляда. Возможно, оно означает время поворота, поворот года, время жертвоприношений или тёмное время.
По традиции, как и Колядки, Йоль длится 13 ночей, которые называют Ночи духов, что сохранилось и в немецком их наименовании, Weihnachten. Эти тринадцать ночей, от первого заката солнца и до последнего рассвета, - брешь между двумя годами, сакральный период, в течение которого нет ни привычного времени, ни привычных границ, когда вершиться жребий богов и вращается колесо прялки богини Фригг, которую славяне называют Макошью [1].
В народном календаре [2] время Колядок представлено так: 25.12 - Спиридон-солнцеворот, 26.12 - Мученик Евстрат солнышку рад, 08.01 - Бабьи каши, 17.01 - Святой Феклист гадать речист (последние святочные гадания).
Наши предки Солнце звали Коло, ведь оно ходит по колее, колесом, около. А время зимнего Солнцеворота прозвали Корочуном - ведь это самые короткие дни в году. После него хоть на воробьиный скок, да прибудет дня. В Корочун приходит Коляда - маленький Коло, юное нарождающееся Солнце, несущее свет, тепло и радость. Среди холодной зимы, когда всё замерзает и находится в состоянии летаргического сна, Коляда дарит людям праздник надежды: морозы не вечны, окрепнет Солнышко и вернётся тепло.
Зимой, когда нарождается новый год, к нам приходит юное Солнце - Коляда. В этом имени можно найти два божественных начала - Коло и Лада - вмещающих в себя свет и гармонию, плодородие и космический порядок. В народном миропонимании издревле существовало сокровенное слово для обозначения всего круга небесных и земных явлений, которые впоследствии были объединены под заимствованным из греческого понятием КОСМОС. Русскими синонимами данной общенаучной категории выступало не только понятие мир, но и лад. Лад - исконно русский Космос.
Колдун - смысл этого слова уходит корнями в далёкое прошлое и уже забыт. По мнению Срезневского так в старину называли людей, совершавших обряд жертвоприношения. Оно созвучно таким словам, как колода, колодец, но где первооснова? Может быть она в слове коло - круг, колесо. Коло - это и Солнце, ходящее по кругу и годовой солнечный цикл - круглый год. Может быть, здесь тот же корень что и в Коляде - празднике зимнего Солнцеворота? Под воздействием христианской идеологии колдуны попали в разряд черных, вредоносных деятелей, причём с мрачной, отталкивающей внешностью.
Зимними холодными вечерами приятно посидеть у горячего самовара, съесть булочку с маслом да с мёдом или душистым вареньем. Булка - небольшой хлебец из белой муки круглой или продолговатой формы без отверстия внутри, обычно из кислого дрожжевого теста. Даль называет булку "хлебцем немецкого печенья". Французское boule - шар, хлеб круглой формы, голландское bol - шар, булка или шведское bulle - булка восходят к латинскому bulla - водяной пузырь, шарик. В русском языке сохранилось обрядовое название такого хлеба - колобок, в Болгарии его называют питка, а в церкви - просфорка. Такие булочки имели ритуальный характер и раздавались по праздникам колядовщикам, участникам семейных или календарных обрядов и просто нищим. Булочки выпекают на родины, на свадьбу и на похороны, колобками закликают весну и встречают зиму, кладут в семена для лучшего урожая и скармливают скотине в особые дни - чтобы лучше плодилась, давала вкусного молока и пр. Булочки используют как обереги - выпеченную булочку складывают в кроватку новорожденному или заворачивают ему в пелёнку. А когда малыша отнимают от груди, выпекают булку, замешанную на материнском молоке и дают ему съесть. Когда ребёнок начинает делать первые шаги, мать выпекает много булочек и раздаёт их соседям и близким друзьям.
Хлеба разной формы, размера, выпеченные из разной муки и называются по разному: булка, каравай (каравай), калач, житник, овсянник, ярушник, челпан, колобок и т. д. Ситный хлеб готовят из мелкой муки высокого качества (просеянной сквозь мелкое сито), решётный - из муки крупного помола (просеянной сквозь решето с более крупными, чем сито, ячейками). Булка, була - белый, пшеничный кислый хлеб больших размеров, круглый в сечении, выпекавшийся на Европейском Севере к праздничной трапезе. Каравай, в отличие от булы, украшен сверху фигурками и узорами из теста. Калач - это белый хлеб с пористым мякишем, изготовленный из пресного теста, напоминающий по форме замок с круглой дужкой. В старину калачи выпекали к праздничным дням в специальной глиняной форме "калачный круг". В самих названиях каравая и калача (колача) прослеживается "круглая", солнечная основа "хоро", "коро", "коло" то есть круг. Овсянники, ярушники - маленькие хлебцы из овсяной муки, житники - из ячменной муки, челпаны - небольшие ржаные хлебцы продолговатой формы, а колобки - маленькие, круглые, белые булочки.
Искатели легендарной Гипербореи пытаются найти её следы на русском Севере. Соловецкие острова, Кольский полуостров, река Коло - не несут ли эти названия отпечатка Солнечной страны, где полгода не садилось Солнце? Не из этой ли страны появились и былинные богатыри? Не оттуда ли наши предки направили свои стопы в Индию и Европу, построив по пути страну городов - Аркаим?
Воздух одна из фундаментальных стихий мироздания. Воздух и огонь несут в себе мужское, плодотворящее начало, легкую, духовную субстанцию. Даль называет воздух тонкой, упругой и прозрачной средой, окружающей земной шар (колоземицей, мироколицей) и образующей атмосферу, которой мы дышим. Само слово воздух, по образному выражению поэта означает воз духа, что подтверждают и этимологи. Очень тонкая с точки зрения понимания субстанция дух, а также душа и тело в гармоничном единении дает идеальное существо - человека. Душа - бессмертное, духовное существо, наделённое разумом и волей, бесплотное тело духа. Дух же есть высшая искра Божества.
[1] О Нордической Традиции составлено волхвом Иггельдом из "Круга Бера" См. подробнее http://yulle.narod.ru/yulle.htm
[2] Народный календарь - это смесь народного православия, перепутанных календарей (григорианский и юлианский) и фантазий интерпретаторов. Материалы даны по "Коловорот-2000".
Колядование
Зима силу набирает, а Солнце на весну поворачивает: свету становится больше, день длиннее. Приходит Коляда - маленький Коло, юное нарождающееся Солнце, несущее свет, тепло и радость. Среди холодной зимы, когда всё замерзает и находится в состоянии летаргического сна, Коляда дарит людям праздник надежды: морозы не вечны, окрепнет Солнышко и вернётся тепло. И люди, отложив все заботы, позабыв все печали, от души веселятся, встречая новый год.
Пекут колядки: из постного ржаного (или смешанного ржаного и пшеничного) теста делают небольшие круглые, тонкораскатанные лепёшки. В них складывают начинку (ягоды, грибы, творог) и защипывают края. Выпекают до готовности.
После застолья молодежь рядится в маски-хари и с гудошеньем, с прибаутками, с пустым мешком для подарков идёт колядовать. Колядовщики несут солнышко с зажженной в нём свечой или другим огнём. Солнышко украшено цветными лентами, сухими цветами, высушенными в песке с прошлого лета, соломой с колосьями.
Эй, хозяйва, отворяй ворота, выходи встречать посланников Коляды - вестников рождения нового мира!
Как пошла Коляда, Коляда молода, до Петрова то двора.
Уж ты ласточка, ты касаточка, Ты не вей гнезда во чистом поле,
Ты завей гнездо у Петра на дворе!
Дак дай ему бог полтораста коров.
Колядовщики разбрасывают зерна на хороший урожай, посыпают снег цветным толченым мелом в знак близкого цветения полей, разбрасывают цветные лоскутки, вырезанные в форме листьев и цветков. Вестники поют песни, славят Рода, богатство и плодородие, восхваляют хозяина и хозяйку.
Здравствуйте, хозяин с хозяйкою!
Дайте сала кусок, чтоб кабан был высок!
Вы нас будете дарить - мы Вас будем хвалить
А не будете дарить, тогда будем корить.
Подавайте, не ломайте, не закусывайте!
Не дадите пирога - сведём корову за рога!
Хозяева ублажают посланников брагой, оладьями, пирогами, а в мешок ссыпают сало, печенье, сласти или деньги. В старину, когда живой огонь был единственным источником тепла и света, хозяева гасили свой огонь и зажигали новый от Колядина Огня. После праздника старый мир не возвращается, а возрождается обновленным.
По материала славянской Общины "Крина"
Теги: коляда, зимнее солнцестояние, славянские праздники
Новинки