Оставте заявку и мы свяжимся с вами.
Истинная высшая власть - Аюрведа Плюс. Магазин аюрведических товаров.
28.02.2012
"Защитник", "властитель земли" и "хранитель людей", "не гневающийся без причины", "ратующий за истину и закон" - так величают в Махабхарате достойного царя. Как-то раз Видура - великий знаток этики времен Махабхараты, дядя доблестного и праведного царя Юдхиштхиры, наставлял его таким образом: "О, царь, каждый следит за своим врагом, но ты также уделяй внимание министрам и охране. Все зло происходит от голода и темпа работы. Держи свои действия под контролем. Никогда не допускай, чтобы твои подчиненные были голодными. Садовник срывает цветы, но никогда не вырывает корни. Точно также царь должен уметь выбирать платежеспособных перед тем, как собирать налоги с подчиненных. Если он не будет этого делать, то его подчиненные будут ему врать, чтобы защитить себя…" Даже в такие далекие года, как 2-3 век до нашей эры (предположительное время, описанное в Махабхарате), были известны такие истины. Разве может голодный и нищий народ быть довольным и служить верой и правдой своему правителю? Конечно же нет. Он будет вынужден обманывать и придумывать различные способы для собственного выживания и поддержания своей семьи.
Однажды Мудрец Нарада посетил царя Юдхиштхиру и поведал ему о качествах царя, задавая вопросы о его правлении. "Выдаешь ли ты войску в установленное время причитающиеся ему пищу и плату? Ведь из-за задержки в пище и плате эти наемные воины гневаются на своего владыку, и подобное зло считается весьма опасным... Выполняя порученное дело с мужеством и старанием, пользуется ли слуга у тебя за это большим уважением и получает ли больше пищи и платы? Людей образованных и воспитанных, искушенных в различных знаниях, жалуешь ли ты богатством по их заслугам и достоинствам? Поддерживаешь ли ты жен людей, принявших смерть ради тебя или оказавшихся в бедствии?" Вот прописные истины, описанные в Ведах, но не потерявшие свою актуальность и в настоящее время.
Дед Юдхиштхиры - неустрашимый Бхишма, наставлял своего внука: "Благополучие царя зависит от благополучия страны. Если ты будешь искать другую пользу, тогда это будет означать, что ты как царь уклоняешься от обязанностей. Страна существует не для царя, это царь существует для страны. Послушай еще кое-что. Настоящая проверка общества - это уважение, которое оно проявляет к детям, старикам и женщинам. Мать - это святое существо, которое из века в век рождает и поддерживает жизнь на нашей планете. Женщин нужно уважать, как матерей и защищать".
Природа возложила на женщину бесконечно важную задачу - рождение и воспитание детей. И общество только выиграет, если эти функции будет выполнять человек в высшей степени им уважаемый. Рождение и воспитание детей требуют затраты больших физических и духовных сил, терпения и постоянного внимания, заботы и любви к детям. Каждый человек всегда остается в неоплатном долгу перед женщиной-матерью. И это не все. У женщины есть специфические, ей присущие социально-психологические особенности, представляющие особую ценность для общества. Это свойственные женщине чуткость и мягкость, тонкость переживаний и способность глубоко понимать другого человека, сочувствовать и сопереживать - качества, которые вносят особую человечность, красоту и глубину в отношения между людьми. Однако эти ценные для окружающих женские черты делают её существом более чувствительным, легкоранимым и впечатлительным, более тонко переживающим любое событие, явление. Несомненно также, что женщина слабее мужчины физически, и она, естественно, нуждается в помощи и защите.
Дети - это будущее страны. Если безответственно отнестись к будущему сегодня неизвестно настанет ли оно вообще, а если настанет принесет ли оно счастье. Чем больше государство вкладывает в образование и воспитание детей, в заботу о них, тем более счастливое и гармоничное будущее оно себе строит. Необразованное поколение, лишенное заботы и любви старших, подобно бесплодной земле, оно не сможет принести блага обществу.
Старики - это наше прошлое. Именно они своей кровью и потом сделали возможной нашу жизнь сегодня. И проявление неблагодарности к ним, говорит только о самом низком уровне духовного и морального развития правителя и его недальновидности. Старики всегда выступали хранителями родовых обычаев и традиций, это прошлое семьи, рода, страны. Недаром говорилось, что если в семье есть старец, значит, в ней есть опыт.
Нарада продолжает спрашивать Юдхиштхиру: "Придерживаешься ли ты на глазах у людей благочестивого поведения, согласного с законом и пользой, поведения, которому следовали твои древние предки, о владыка людей? Почитаешь ли ты своих родственников, старших и престарелых, Богов и отшельников, а также брахманов? Устраняешь ли ты всегда их телесные недуги при помощи целителей и снадобий, а душевные - услугами старейшим? Заботишься ли ты, как отец, о слепых, немых и хромых, уродливых и тех, кто лишен родственников, а также о странствующих отшельниках? Беспристрастен ли ты, о владыка земли, ко всем на земле, словно мать и отец? И не боятся ли тебя люди?"
Веды описывают и структуру власти, подчеркивая необходимость тщательного отбора людей, окружающих правителя. Нарада спрашивает: "Все ли отрасли хозяйства находятся под твоим наблюдением? Не внушают ли сомнений действия лиц, ведающих ими? Назначаешь ли ты лучших советников, прошедших испытания и честных, на высшие должности? Управляют ли советники твоим царством согласно твоим указаниям, не держа подданных в постоянном страхе сурового наказания и обирая их? Не отстраняешь ли ты от занятий без явных провинностей слуг, преуспевших в делах, желающих тебе благополучия и пользующихся всеобщим расположением? Используешь ли ты после тщательной проверки людей лучших, средних и худших соответственно их качествам на различных должностях? Является ли твой главный военачальник смелым и храбрым, умным и стойким, честным и родовитым, преданным тебе и способным?"
В настоящее время власть оправдывает свое бессилие "наследством" от предыдущих правлений. Но и на этот счет в Махабхарате есть наставления, которые дает дед Бхишма царю Юдхиштхире. "Царь, обвиняющий прошлое за экономические социальные просчеты государства - это плохой царь. Если прошлое дало тебе слабую экономическую и социальную структуру, тогда ты должен улучшить и изменить ее. Прошлое никогда не сможет закончиться настоящим, настоящее же может направить страну на путь прогресса и перемен".
Нарада задает вопросы и о правосудии: "Не лишается ли жизни и состояния благородный и честный человек, с чистой душою, будучи из алчности клеветнически обвинен в воровстве людьми невежественными в священных текстах? Не отпускается ли на свободу должностными лицами из алчности настоящий вор, схваченный с поличным и вслед за тем допрошенный? Подкупленные деньгами, не рассматривают ли твои советники неправильно тяжбы, если таковые возникают между богатыми и бедными?"
Есть также в Махабхарате и наставления, касающиеся войны. Там говорится, что царь должен использовать поле битвы только как последнюю альтернативу. Победа - это не единственная его цель. Войну вести можно только для того, чтобы защищать мир и ценности. Ответственность царя превосходит ответственность граждан. Очень тонко подана этика поведения с врагами мудрецом Нарадой: "Оберегаешь ли ты, словно своего сына, - врага, пришедшего к тебе из страха, или оробевшего, или же побежденного в битве и прибегнувшего к твоей защите? Стремишься ли ты победить своих врагов, беспечных и не обуздавших своих чувств, лишь после того, как ты сам сначала победил себя самого, обуздав свои чувства?" Есть в Махабхарате и предостережения деда Бхишмы о разделении страны: "Если обстоятельства вынуждают царя совершить раздел страны, ему необходимо бороться против этого, но никогда не разделять страну! Разве могут братья разделить между собой мать? Если нет, то, как же можно разделить страну?"
Священные тексты описывают основные недостатки царя: неверие в Бога, следование неправде, игнорирование советов мудрых, совещание только с одним, гневливость и нерадивость, разглашение тайн совещаний, поощрение беззакония и разврата, праздность, отсутствие контроля мыслей и чувств, бездействие в отношении дел, по которым уже приняты решения, жестокое и безответственное отношение к своему народу. У царя большая ответственность, чем у народа. В Ведах говорится, что народ становится похожим на своего правителя, поэтому по ведическим законам, в династиях царя выбирали не по рождению, а по качествам.
В этой статье собраны наставления великих личностей и мудрецов, но это лишь незначительная часть того, что содержится в Ведах. Подлинной является та высшая власть, которая руководствуется подобными наставлениями, ибо Истина одна во все времена.
(Статья подготовлена Еленой Эканангой для газеты "Астроведа - лунный календарь"; источник http://www.avplus.ru/)
Теги: истинная власть, Махабхарата, ведическая культура
Истинная высшая власть
В любом государстве существует ядро управления - государственная власть, необходимая для установления определенного порядка в нем. От того, какая власть существует в государстве, зависит его благополучие и процветание. От того, какие ценности пропагандируются властью на собственном примере, такие ценности и существуют в обществе. В древне-арийском эпосе "Махабхарата", которая считается пятой Ведой, очень много написано о том, каким должен быть царь. И это совершенно смело можно проецировать на современную власть, ибо Истина состоит в том, что правитель и правительство несет полную ответственность за благополучие общества."Защитник", "властитель земли" и "хранитель людей", "не гневающийся без причины", "ратующий за истину и закон" - так величают в Махабхарате достойного царя. Как-то раз Видура - великий знаток этики времен Махабхараты, дядя доблестного и праведного царя Юдхиштхиры, наставлял его таким образом: "О, царь, каждый следит за своим врагом, но ты также уделяй внимание министрам и охране. Все зло происходит от голода и темпа работы. Держи свои действия под контролем. Никогда не допускай, чтобы твои подчиненные были голодными. Садовник срывает цветы, но никогда не вырывает корни. Точно также царь должен уметь выбирать платежеспособных перед тем, как собирать налоги с подчиненных. Если он не будет этого делать, то его подчиненные будут ему врать, чтобы защитить себя…" Даже в такие далекие года, как 2-3 век до нашей эры (предположительное время, описанное в Махабхарате), были известны такие истины. Разве может голодный и нищий народ быть довольным и служить верой и правдой своему правителю? Конечно же нет. Он будет вынужден обманывать и придумывать различные способы для собственного выживания и поддержания своей семьи.
Однажды Мудрец Нарада посетил царя Юдхиштхиру и поведал ему о качествах царя, задавая вопросы о его правлении. "Выдаешь ли ты войску в установленное время причитающиеся ему пищу и плату? Ведь из-за задержки в пище и плате эти наемные воины гневаются на своего владыку, и подобное зло считается весьма опасным... Выполняя порученное дело с мужеством и старанием, пользуется ли слуга у тебя за это большим уважением и получает ли больше пищи и платы? Людей образованных и воспитанных, искушенных в различных знаниях, жалуешь ли ты богатством по их заслугам и достоинствам? Поддерживаешь ли ты жен людей, принявших смерть ради тебя или оказавшихся в бедствии?" Вот прописные истины, описанные в Ведах, но не потерявшие свою актуальность и в настоящее время.
Дед Юдхиштхиры - неустрашимый Бхишма, наставлял своего внука: "Благополучие царя зависит от благополучия страны. Если ты будешь искать другую пользу, тогда это будет означать, что ты как царь уклоняешься от обязанностей. Страна существует не для царя, это царь существует для страны. Послушай еще кое-что. Настоящая проверка общества - это уважение, которое оно проявляет к детям, старикам и женщинам. Мать - это святое существо, которое из века в век рождает и поддерживает жизнь на нашей планете. Женщин нужно уважать, как матерей и защищать".
Природа возложила на женщину бесконечно важную задачу - рождение и воспитание детей. И общество только выиграет, если эти функции будет выполнять человек в высшей степени им уважаемый. Рождение и воспитание детей требуют затраты больших физических и духовных сил, терпения и постоянного внимания, заботы и любви к детям. Каждый человек всегда остается в неоплатном долгу перед женщиной-матерью. И это не все. У женщины есть специфические, ей присущие социально-психологические особенности, представляющие особую ценность для общества. Это свойственные женщине чуткость и мягкость, тонкость переживаний и способность глубоко понимать другого человека, сочувствовать и сопереживать - качества, которые вносят особую человечность, красоту и глубину в отношения между людьми. Однако эти ценные для окружающих женские черты делают её существом более чувствительным, легкоранимым и впечатлительным, более тонко переживающим любое событие, явление. Несомненно также, что женщина слабее мужчины физически, и она, естественно, нуждается в помощи и защите.
Дети - это будущее страны. Если безответственно отнестись к будущему сегодня неизвестно настанет ли оно вообще, а если настанет принесет ли оно счастье. Чем больше государство вкладывает в образование и воспитание детей, в заботу о них, тем более счастливое и гармоничное будущее оно себе строит. Необразованное поколение, лишенное заботы и любви старших, подобно бесплодной земле, оно не сможет принести блага обществу.
Старики - это наше прошлое. Именно они своей кровью и потом сделали возможной нашу жизнь сегодня. И проявление неблагодарности к ним, говорит только о самом низком уровне духовного и морального развития правителя и его недальновидности. Старики всегда выступали хранителями родовых обычаев и традиций, это прошлое семьи, рода, страны. Недаром говорилось, что если в семье есть старец, значит, в ней есть опыт.
Нарада продолжает спрашивать Юдхиштхиру: "Придерживаешься ли ты на глазах у людей благочестивого поведения, согласного с законом и пользой, поведения, которому следовали твои древние предки, о владыка людей? Почитаешь ли ты своих родственников, старших и престарелых, Богов и отшельников, а также брахманов? Устраняешь ли ты всегда их телесные недуги при помощи целителей и снадобий, а душевные - услугами старейшим? Заботишься ли ты, как отец, о слепых, немых и хромых, уродливых и тех, кто лишен родственников, а также о странствующих отшельниках? Беспристрастен ли ты, о владыка земли, ко всем на земле, словно мать и отец? И не боятся ли тебя люди?"
Веды описывают и структуру власти, подчеркивая необходимость тщательного отбора людей, окружающих правителя. Нарада спрашивает: "Все ли отрасли хозяйства находятся под твоим наблюдением? Не внушают ли сомнений действия лиц, ведающих ими? Назначаешь ли ты лучших советников, прошедших испытания и честных, на высшие должности? Управляют ли советники твоим царством согласно твоим указаниям, не держа подданных в постоянном страхе сурового наказания и обирая их? Не отстраняешь ли ты от занятий без явных провинностей слуг, преуспевших в делах, желающих тебе благополучия и пользующихся всеобщим расположением? Используешь ли ты после тщательной проверки людей лучших, средних и худших соответственно их качествам на различных должностях? Является ли твой главный военачальник смелым и храбрым, умным и стойким, честным и родовитым, преданным тебе и способным?"
В настоящее время власть оправдывает свое бессилие "наследством" от предыдущих правлений. Но и на этот счет в Махабхарате есть наставления, которые дает дед Бхишма царю Юдхиштхире. "Царь, обвиняющий прошлое за экономические социальные просчеты государства - это плохой царь. Если прошлое дало тебе слабую экономическую и социальную структуру, тогда ты должен улучшить и изменить ее. Прошлое никогда не сможет закончиться настоящим, настоящее же может направить страну на путь прогресса и перемен".
Нарада задает вопросы и о правосудии: "Не лишается ли жизни и состояния благородный и честный человек, с чистой душою, будучи из алчности клеветнически обвинен в воровстве людьми невежественными в священных текстах? Не отпускается ли на свободу должностными лицами из алчности настоящий вор, схваченный с поличным и вслед за тем допрошенный? Подкупленные деньгами, не рассматривают ли твои советники неправильно тяжбы, если таковые возникают между богатыми и бедными?"
Есть также в Махабхарате и наставления, касающиеся войны. Там говорится, что царь должен использовать поле битвы только как последнюю альтернативу. Победа - это не единственная его цель. Войну вести можно только для того, чтобы защищать мир и ценности. Ответственность царя превосходит ответственность граждан. Очень тонко подана этика поведения с врагами мудрецом Нарадой: "Оберегаешь ли ты, словно своего сына, - врага, пришедшего к тебе из страха, или оробевшего, или же побежденного в битве и прибегнувшего к твоей защите? Стремишься ли ты победить своих врагов, беспечных и не обуздавших своих чувств, лишь после того, как ты сам сначала победил себя самого, обуздав свои чувства?" Есть в Махабхарате и предостережения деда Бхишмы о разделении страны: "Если обстоятельства вынуждают царя совершить раздел страны, ему необходимо бороться против этого, но никогда не разделять страну! Разве могут братья разделить между собой мать? Если нет, то, как же можно разделить страну?"
Священные тексты описывают основные недостатки царя: неверие в Бога, следование неправде, игнорирование советов мудрых, совещание только с одним, гневливость и нерадивость, разглашение тайн совещаний, поощрение беззакония и разврата, праздность, отсутствие контроля мыслей и чувств, бездействие в отношении дел, по которым уже приняты решения, жестокое и безответственное отношение к своему народу. У царя большая ответственность, чем у народа. В Ведах говорится, что народ становится похожим на своего правителя, поэтому по ведическим законам, в династиях царя выбирали не по рождению, а по качествам.
В этой статье собраны наставления великих личностей и мудрецов, но это лишь незначительная часть того, что содержится в Ведах. Подлинной является та высшая власть, которая руководствуется подобными наставлениями, ибо Истина одна во все времена.
(Статья подготовлена Еленой Эканангой для газеты "Астроведа - лунный календарь"; источник http://www.avplus.ru/)
Теги: истинная власть, Махабхарата, ведическая культура
Новинки